Этап | Время | Образовательная область | Ход | Слайд | Деятельность детей |
I.Орг. момент Психогимнастика «Гимн Матушке Природе»
| 1 мин | Речевое развитие | Воспитатель. Ребята, предлагаю начать нашу встречу с гимна Матушке – Природе: Мы солнцу скажем: «Здравствуй!» Мы скажем небу: «Здравствуй!» «Пусть утро будет ясным!» - Природе скажем мы. Пусть будет мир прекрасным! И даже в день ненастный Ему желаем счастья, любви и красоты! |
| Дети стоят на ковре в кругу.
|
II.Вводная часть
| 1 мин | Познавательное развитие | Зима. Это кто тут радуется солнышку, ясному утру? Зима-то не закончилась. Да и не будет кроме зимы ни одного времени года. Воспитатель. Как бы ты, Зима, не сердилась, но мы с ребятами скажем, что твоя власть заканчивается. Зима. Откуда вашим ребятам это знать, они еще совсем маленькие. Воспитатель. Я с тобой не согласна. Ребята хоть и маленькие, но знают все приметы зимы, и могут тебе это доказать. Зима. Ну, если не докажете, никуда не уйду и всех заморожу. Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами вспомним все признаки Зимы, зимние месяцы, их последовательность, изменения, которые происходят зимой в растительном и животном мире. | голос за кадром, на экране появляется слайд1
|
|
III.Основная часть: 1 часть беседы
| 2 мин | Познавательное развитие
| Воспитатель. Зима напомнила мне сказку Ушинского «Проказы Зимы». Жили-были четыре сестры. И звали их Осень, Зима, Весна, Лето Воспитатель. Дружно жили сестры. Только Зима обижалась, казалось ей, что люди и звери больше радуются приходу Весны. Задумала Зима все живое заморозить. Подула зимним холодом, сорвала листья с деревьев и разметала их по дорогам. Воспитатель. Как вы думаете, заморозила она деревья? Дети. Нет Воспитатель. Что происходит с деревьями зимой? Дети. Находятся в состоянии покоя. Спят. Воспитатель. Деревья живые? Как вы это узнали? Дети. Мы провели опыт. Сломанную ветку поставили в воду, и она распустилась. Растениям для роста нужны свет, вода и тепло. Воспитатель. Стала Зима до птиц добираться: надоели они ей своим криком и писком. Подула и на них холодом. Что сделали птицы? Дети. Собрались стайками и полетели в теплые края. Воспитатель. Все улетели? Дети. Остались зимующие птицы: воробьи, вороны, голуби, дятлы, сороки Ребенок: Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей. Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей. Воспитатель: Что за северные гости? Дети. Прилетели красногрудые снегири, свиристели | Слайд 2, слайд 3, слайд 4, слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8 | Дети садятся на стулья |
Дыхательная гимнастика. Попевка «Снегири». | 1 мин
| Физическое развитие
| Воспитатель. Мы с вами знаем песенку про снегирей. Кто сегодня будет играть на синтезаторе? Поскорее посмотри: (вдохнуть носом, на выдохе: Ии-Ии) За окошком снегири. (вдохнуть носом, на выдохе: Ии-Ии) Видно их и сквозь пургу, (вдохнуть носом, на выдохе: у-у-у) Словно яблоки в снегу. (вдохнуть носом, на выдохе: у-у-у) (Л.Дымова) | Слайд 9 | Один ребенок играет на синтезаторе. Дети поют стоя.
|
2 часть беседы
| 1 мин
| Познавательное развитие | Воспитатель. Зима очень трудное время для птиц. Расскажите, почему? Дети. Потому что зима морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить и не замерзнуть, птице нужно есть гораздо больше, чем летом. Нужно поддержать птиц Воспитатель. Как мы помогали птицам? Дети. Делали кормушки, сыпали в них корм |
| Дети садятся на стульчики
|
Д\И «Накорми птиц»
| 1 мин | Социально-коммуникативное развитие | Воспитатель. Посмотрите, сколько зимующих птиц прилетели на нашу кормушку. Накормите их.
|
| На панно «Чудо-дерево» размещена кормушка с зимующими птицами, на разносе – корм для птиц в пакетиках. Дети выбирают корм, располагают его на кормушке |
3 часть беседы | 1 мин
| Познавательное развитие | Воспитатель. Чем же питаются птицы? Дети. Воробей питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Синицы питаются хлебными крошками, зернами, крупой, семечками, кусочками сала и мяса (несоленого). Снегири питаются семенами различных хвойных и лиственных деревьев, рябиной. Сорока – всеядная птица. Питается различными отбросами, зернами, семечками арбуза, дыни, подсолнечника, семенами различных сорняков. Ворона питается отбросами, зернами и всем, что найдет. Воспитатель. Видит Зима, что птиц ей не достать, - накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, покрыла деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один злее другого, потрескивают да пощелкивают, зверей пугают. А звери не боятся. |
| Дети сидят на стульчиках |
Упражнение на координацию речи и движения.
| 1 мин | Физическое развитие | Воспитатель. Медведь стал место искать, где на зиму устроить берлогу. Ходит по лесу медведь, Хочет сесть и посидеть. | Дети идут друг за другом вперевалочку | Где ж такое место есть, | Разводят руки в стороны, спрашивая. | Чтобы мог медведь присесть? | Высматривают из-под руки подходящее место. | То высок пенек, | Поднимают руки на уровень груди | То торчит сучок,
| Сжимают пальцы одной руки в кулак и отставляют большой палец в сторону. | То мокрый мох, То мох пересох. | Сжимают и разжимают пальцы, развернув ладони вниз, вверх. | Ох! | Вытирают ладонью лоб. | То низкий пень, | Нагибаются и показывают высоту пня. | То густая тень, | Разводят руки в стороны и смотрят вверх. | То узкий ров, | Приближают руки, развернув ладони друг к другу. | То гнездо муравьев, | Показывают руками холмик, соприкасаясь пальцами. | То кричит сорока, | Взмахивают руками, как крыльями. | То колючки сбоку, То кустарники, | Широко раздвигают пальцы. Прижимают ладони друг к другу. | То речка – Нет хорошего местечка. | Разводят руки в стороны. Качают головой. | Это сказка о медведе, О медведе-привереде. | Покачиваясь, переступают с ноги на ногу. |
|
| Дети стоят в кругу на ковре |
Д \ И «Кто как зимует?»
| 1 мин | Познавательное развитие
| Загадки Кто зимой холодной Бродит злой, голодный? (Волк) Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса) В гору бегом, С горы кувырком. (Заяц) Хожу в пушисто шубке, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка) |
Слайд 10
Слайд 11
Слайд12
Слайд 13 | Проводит ребенок: он загадывает загадки о диких животных, дети отгадывают |
Скороговорка «Орешки».
| 1 мин | Речевое развитие | Воспитатель. Сейчас мы будем передавать орехи по часовой стрелке, пока у каждого из вас не окажется по два ореха. При этом произносим слова «Взяли, передали»
Решки, решки, Щелкаем орешки, Щелкаем орешки, Сидя на тележке.
|
| Дети каждый раз передают только один орех, другой оставляют себе в левой руке.
Дети отстукивают ритм грецкими орехами, сидя на ковре |
Просмотр видео фильма | 1 мин | Познавательное развитие | Воспитатель. Ребята, а чем еще питается белка зимой? Дети. Грибами сушеными. Воспитатель. Сейчас мы посмотрим отрывок из фильма
| Отрывок из фильма про белку из серии «Жизнь млекопитающих» | Дети сидят на стульчиках |
Гимнастика для глаз «Деревья»
| 1 мин | Физическое развитие | Вот красивый зимний лес! Круговые движения глазами В нем много сказок и чудес! Слева – сосны, справа – дуб. Глаза влево, вправо. Дятел сверху, тук, да тук. Глаза вверх Глазки ты закрой, открой И скорей бегом домой. Часто моргают |
| Дети стоят возле стульчиков. |
Логопедическая гимнастика. | 1 мин | Речевое развитие | - «Животные жуют сено». Выполнять круговое движение нижней челюстью при закрытом рте (рисовать подбородком букву «о»). упражнение стимулирует движение нижней челюсти.
- И поскакали «Лошадки». Рот широко открыт, язык касается верхнего неба.
|
| Выполняется сидя.
|
5 часть беседы | 1 мин | Познавательное развитие | Воспитатель. Пуще злится Зима – до рыб она добирается. Посылает мороз за морозом, один другого лютее. Заморозила она рыб? Дети. Замерзли реки и озера, а рыба вся вглубь ушла, подо льдом еще теплее. «Ну, постой же», - думает Зима, - дойму я людей, - шлет мороз за морозом. А люди затопили печи, пекут себе пироги, да над Зимой посмеиваются. |
|
|
Пальчиковая игра «Пирог» | 1 мин | Физическое развитие | Мы спросили нашу печь: Дети ставят руки полочкой и покачивают ими - Что сегодня нам испечь?- Вытягивают руки вперед. Печку мы спросили, Поворачивают ладони вниз. Тесто замесили. Мнут руками бедра. Тесто скалкой раскатали, Раскатали – не устали. Гладят ладонями ноги. Начинили творогом И назвали пирогом! «Пекут пироги» (то одна рука сверху, то другая). Ну-ка, печка, Вытягивают руки вперед, ладонями вверх (2 раза) Дай творожнику местечко! Хлопают в ладоши 4 раза |
| Дети стоят в кругу |
6 часть беседы | 2 мин | Познавательное развитие | Воспитатель – И даже маленькие дети не боятся Зимы. Заморозила она вас? Дети: Нет. Мы носили зимнюю одежду. Воспитатель. Ребята, зимой нашему организму приходится тратить много энергии, чтобы защищаться от холода и поддерживать постоянную температуру тела. Поэтому в это время года всем людям нужно употреблять в пищу какие продукты? Дети: Те, в которых содержится много жиров и белков. Это мясо, рыба, апельсины, мандарины, листья салата, яблоки, груши, сладкие пироги, запеканки мясные, горох Воспитатель. А чем вы занимались зимой? Дети: Нам было весело. Лепили снежную бабу, делали ледяную горку, катались на санках, на ледянках, лыжах, на коньках. Встречали Новый год. Хорошо было зимой. |
Слайд 14
Слайд 15 |
|
Ребус «Зимние месяцы» | 1 мин | Познавательное развитие | Воспитатель. Быстро пролетело время. А сколько зимних месяцев было, вы скажете, решив мой ребус. Объединимся в 3 команды по цвету снежинок. Задание: по первым звукам названий картинок отгадать зимний месяц. Каждая команда выкладывает один месяц и определяет его место в ряду. - Дом, ель каток, аист, береза, рябина.
- Яблоко, неваляшка, волк, аист, рыба.
- Филин, ель, волк, рысь, аист, лев.
| Дети выбирают снежинки разных цветов. | Дети называют месяцы по порядку и выставляют их на доску |
Заключительная часть | 1 мин |
| Зима. Вижу, ребята, что вы и правда много знаете обо мне. Хорошо рассказали о растениях, животных, птицах, о людях. Я уступаю дорогу своей сестре Весне. До встречи через год! | Слайд 16 | голос с экрана |
Релаксация | 1 мин | Физическое развитие | Воспитатель. Молодцы, дети, Зима осталась довольна вашими знаниями. Вы смогли ей доказать, что знаете все приметы зимы. Зима ушла, и мы с вами послушаем приближение Весны. |
| Дети, лежа на ковре с закрытыми глазами слушают музыку. |
| 2 мин | Художественно-эстетическое развитие | Воспитатель звонит в колокольчик, дети открывают глаза и подходят к ней. Ребята, меня вы тоже порадовали своими знаниями о зиме. Теперь мы с вами будем готовиться к встрече с Весной, узнавать все об этом времени года. Посмотрите, на столе лежат бумага, ножницы, клей. Какой подарок можно сделать для Весны? | Слайд 18 | Дети делают один общий подарок. |