Конспект занятия "Проказы матушки зимы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Проказы матушки-зимы. Рисование на тему: "Узоры из снежинок"
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно- исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Цели: Обогащать и расширять знания детей о зиме, её первом месяце-декабре, используя разные жанры устного народного творчества: учить видеть противоречия в рассматриваемых явлениях и разрешать их; развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы: закрепить знания правил поведения при неблагоприятных погодных условиях, воспитывать образному восприятию художественному слову, эмоциональную отзывчивость на образный яркий язык народной поэзии. Учить рисовать узор в форме розетки; располагать узор в соответствии сданной формой; придумывать детали узора по своему желанию; закрепить умение рисовать концом кисти ; воспитывать самостоятельность; развивать воображение .
Материал: картинки с изображением,(c ситуациями игр детей зимой), красные и зелёные кружки, бумаги (серая, голубая, желтая) в форме розетты: рисунки с изображением снежинок; фотографии деревьев зимой, цветные восковые мелки, гуашь (белила)
Содержание организованной деятельности детей:
1.Организационный момент
Загадываю загадки о зиме. Перестал медведь реветь,
Наступили холода, В спячку впал в бору медведь.
Обернулась в лёд вода. Кто скажет, кто знает:
Длинноухий зайка серый Когда это бывает? (зимой)
Обернулся зайкой белым.
2.Беседа о зиме.
-Дети назовите мне зимние месяца! (декабрь ,январь, февраль) Назовите мне первый месяц зимы? А какой самый любимый праздник в декабре? А кто мне расскажет о декабре? Да декабрь не простой месяц. Он завершает год, а начинает зиму, прибавляет света и поддает стужи. Его в народе прозвали( студень) или (стужа).В декабре самый короткий световой день и самая длинная ночь. В декабре на улице холодно, стоит стужа, метут метели, морозы трескучие. Мороз обжигает лицо, и совсем не хочется выходить на улицу, и настроение у детей и взрослых может быть вот такое (выставляем модель грустное лицо).Обращаю внимание на то, что лицо у человека грустное. А как вы думаете почему? (зимой холодно, долго одеваться, мороженое есть нельзя, солнышко редко светит и не греет).
-И все же зимой бывает вот такое настроение.( Выставляю модель «весёлое лицо»).
-Какое это настроение?
-Дети, а как вы думаете какого цвета больше всего зимой?
-Почему?
-Вот и поэтесса Е.Трутнева тоже это заметила и рассказала нам в своём стихотворении.
Воспитатель читают стихотворение.
Белой краской выкрасила
Всё подряд зима:
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
-Что вы узнали из этого стихотворения о зиме? Какими ещё словами можно сказать о зиме? (белоснежная, зимушка-зима, заснеженная, морозная, знойная, студёная и т.д.).
- Когда же зимой бывает весело?
Дети загадывают загадки.
Они летят быстрее ветра,
и я лечу с них на три метра.
Вот мой полёт закончен. Хлоп!
Посадка мягкая в сугроб (санки).
Деревянные кони по снегу скачут,
а в снег не проваливаются ( лыжи ).
Льётся речка - мы лежим,
лёд на речке - мы бежим.(коньки).
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры,
Помчались с горы. ( санки)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. ( снеговик )
-Конечно зимой бывает весело ( катаемся на санках лыжах, коньках). У русского народа есть много пословиц поговорок и загадок о зиме и зимних явлениях, примет которые предупреждают нас о плохой погоде. Давайте их вспомним.
1.Мороз невелик да стоять не велит.
2.Много снега - много хлеба.
3.Береги нос в большой мороз.
4.Не огонь, а жжёт (мороз)
5.Без рук рисует, без зубов кусает (мороз)
6.Рукой махнул, дерево погнул (ветер)
7. Кручу верчу, знать никого не хочу.(метель).
-Ребята, сегодня утром вы одевались в детский сад, мамы и папы собирались на работу и всем хотелось узнать прогноз погоды, как надо одеваться. Где мы можем это узнать? Да, нас знакомят с погодой по радио, телевизору.
- А вы хотите узнать прогноз погоды на сегодня? Давайте присядем у экрана нашего телевизора и послушаем. Кто хочет познакомить нас с прогнозом погоды на сегодня? (желающий ребёнок рассказывает о погоде с помощью воспитателя, предупреждает о гололёде).
- Давайте поиграем в игру " Что можно, что нельзя".( Я показываю картинки, дети показывают красный кружок, что нельзя и зелёный, что можно).
-Как много мы сегодня узнали о зиме.
3.Слушание музыки «Зимнее утро» (муз.П.И.Чайковского)
4.Рисование.
-А сейчас я вам загадаю загадку: Что за звёздочка такая
На платке и на пальто
Вся сквозная вырезная,
А возьмёшь вода в руке .(снежинка) Конечно, снежинка посмотрите какая она красивая.( показываю два-три образца снежинки). Рассматриваем их, уточняем построение узора. Основу (лучики) нужно передать обязательно, а затем украсить по своему желанию, уточнить прием рисования тонких линий (концом кисти, палочкой).
После рисования все работы рассмотреть. Вместе с детьми выбрать самые интересные, наиболее симметричные. В конце занятия дети раскладывают свои снежинки на свободном столе. Воспитатель говорит: " Какой у нас получился красивый морозный узор». Читаю стихотворение про снег.
- Рефлексия.
- -О каком времени года мы беседовали?
- -Чем отличается зимняя погода от погоды в другое время года?
- -Какую мелодию мы слушали?
- -Что вы изобразили на своих рисунках?
НОД: Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП)
Тема: Порядковый счёт до 6. Деление предметов на несколько равных частей. Конструирование грузовика из плоскостных геометрических фигур.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Цели:
Учить выполнять порядковый счёт до 6. Удерживать в памяти при выполнении математических действий нужное условие, продолжать учить выполнять деление предмета на несколько равных частей, развивать умение работать ножницами, конструировать из плоскостных геометрически фигур.
Материалы и оборудование: Квадраты и прямоугольники из цветной бумаги.
Содержание организованной деятельности детей.
Воспитатель приглашает детей в страну Математики.
1. Организационный момент.
Чтение задач в стихах.
На большом диване в ряд, В снег упал Антошка,
Куклы Танины сидят: А за ним Иринка,
Две матрёшки, Буратино, А за ней Серёжка,
И весёлый Чипполино. А за ним Маринка.
Помогите Танюшке - А потом упал Игнат.
Сосчитать игрушки. (4) Сколько на снегу ребят( 5)
Я, Серёжа, Коля, Ванда Ёжик по лесу шёл
Волейбольная команда, И грибы в лесу нашёл,
Женя с Игорем пока – Два - под берёзой,
Запасных два игрока. Один - под осиной.
А когда подучатся - Сколько их будет
Сколько нас получится?( 6) В плетёной корзине?( 3)
2. Порядковый счёт до 6.
В качестве счётного материала сначала используют однородные предметы, отличающиеся цветом или размером, например разноцветные кружки или ёлочки разной высоты. В порядковом счёте дети могут упражняться на моделях геометрических фигур. Воспитатель даёт задания: выложить в ряд 6 одинаковых по величине кружочков, но разных по цвету и сосчитать их по порядку: первый, второй… шестой. Затем дети могут выложить полоски разной длины по порядку, назвать самую длинную и самую короткую (длинная - первая, короткая – шестая) .
Проводятся д/и «Который по счёту», «Что изменилось? »
3. Подвижная игра «Автомобили»
Дети двигаются по группе, изображая автомобили. (на красный- «стоят», на зелёный- «едут», на оранжевый- «готовятся, заводят моторы») .
Воспитатель приглашает в страну Конструирования на «автомобилях».
4. Деление на части.
Воспитатель показывает возможность деления (дробления) предмета на равные доли, учит детей устанавливать отношения между целым и частью.
-Что больше - целое или его часть?
Воспитатель показывает способ деления прямоугольника на равные части путём складывания (сгибания) его пополам (на 2 части) и ещё раз пополам (на4 части) .Воспитатель демонстрирует возможность деления предмета как на 2 равные части, так на 2 неравные части. Детям дают представление о том, что 1 из 2равных частей целого называется половиной, половинами являются обе равные части. Если предмет разделён на 2 неравные части, то их нельзя назвать половинами.В таком случае говорят: предмет разделён на2( 4) неравные части.
Педагог уточняет, что необходимо точно складывать (в дальнейшем разрезать) предмет, чтобы получить равные части. Равенство частей проверяется наложением или приложением. Постоянно надо побуждать ребят отражать в слове способ и результат деления («Что сделали? Что получилось? Равны ли части? »). Когда предметы будут разрезаны на части, дети соединяют их вместе («Как будто остался целый предмет», затем делят: устанавливают связь между действием и результатом (разделили предмет пополам (дважды пополам) – получилось 2( 4) равные части, соединили их вместе –получился целый предмет. По просьбе педагога показывают 1 из2 частей (половину, 1 из 4 частей, 2 половины, 2( 3, 4) из 4 частей. Обводят контур предмета и каждую из его частей пальцем, сравнивают размер целого и части и выясняют, что целое больше части, а часть меньше целого. При этом педагог постоянно следит за тем, чтобы дети правильно употребляли следующие слова и выражения: пополам, половина, равные части, целое, одна из 2, одна из 4.
5. Конструирование грузовика из геометрических фигур.
Воспитатель предлагает детям из полученных геометрических фигур сложить грузовик.
- У грузовика квадратные колёса, сможет ли машина ехать на таких колёсах? (Дети отвечают). Что нужно сделать из этих квадратов? (кружки для этого надо срезать уголки). Дети выполняют задание.
6. Рефлексия.
- До какой цифры мы считали, какие геометрические фигуры использовали?
-В какие игры играли?
-Что конструировали из полученных геометрических фигур?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект физкультурного досуга "Рады мы, проказам Матушки Зимы"
Программное содержание: Создать у детей веселое, бодрое, радостное настроение. Развивать у детей желание творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Приметы матушки-зимы"
Занятие позволяет: -учить понимать смысл образных выражений, сравнений, загадок; -развивать связную речь детей, формировать навыки творческого рассказа по картине; -закреплять приметы зимы; -воспи...
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область Коммуникация . Тема . Приметы матушки-зимы .
Конспект оганизованной образовательной деятельности. Образовательная область « Коммуникация » Тема:Приметы матушки зимы.Воспитатель: Юркова Е.А.2 квалиф. категория Програмны...
конспект зимней прогулки в средней группе "Сюрприз от Матушки-Зимы"
Зимняя прогулка на закрепление признаков зимы с элементами физкультуры....
План-конспект занятия на тему "Чародейка Матушка - Зима в гости к нам пришла"
Белый снег пушистыйВ воздухе кружитсяИ на землю тихоПадает, ложится.И на утро снегомПоле забелело.Точно пеленоюВсе его одело....
Конспект НОД с детьми " Проказы матушки Зимы" по математике в старшей группе
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе...
Конспект занятий "В готи к матушке Зиме" для детей 3-5 лет
Цель: Закреплять представления детей о зимних явлениях в природе.Задачи:Образовательные:- обобщать и закреплять характерные признаки зимы,- закреплять знания детей о диких животных (о зайце, лис...