Экологический проект
проект по окружающему миру (старшая группа)
"Муравьишкин дом"
Проект «Удивительные муравьишки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_sayt_kratkosrochnyy_muravishkin_dom.docx | 425.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
"Муравьишкин дом"
Проект «Удивительные муравьишки»
Вид проекта: познавательно — исследовательский.
Срок реализации проекта: 05.06.2019г -01.07.2019г
Участники проекта: дети, воспитатели.
Актуальность: экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Цель: формирование представлений о жизни муравьев;
Задачи:
- Уточнить особенности внешнего вида муравьев, познакомиться с циклом развития, способах питания, образе жизни, защите от врагов;
- Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой.
- Учить сравнивать обычных и лесных муравьев;
- Воспитывать трудолюбие, дружелюбие.
Этапы реализации проектной деятельности.
1-й - подготовительный:
постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми;
2- й - исследовательский:
поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й - обобщающий (заключительный):
обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
Планируемый результат:
- Систематизировать представления о многообразии муравьев;
- Расширять словарный запас;
- Различать муравьев по внешнему виду;
- Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Методы и формы работы:
- наблюдения;
- беседы;
- рассматривание иллюстраций;
- настольные игры;
- подвижные игры;
- пальчиковые гимнастики;
- дидактические игры;
- заучивание стихотворений.
Планирования работы
Дни недели | Деятельность детей | Деятельность педагога |
1 неделя 03.07.2019-07.072019 | 1. Чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»; (Приложение №1); 2.Наблюдение за муравьями; (Приложение №2); 3. Беседа «Кто самый сильный из насекомых?»; | 1.Подбор художественной литературы; 2.Подбор информации для беседы: «Кто самый сильный из насекомых?»; |
Вторая неделя 10.07.2019-14.07.2019 | 1. Беседа: «Почему муравьи - защитники леса?»; 2.Лепка муравьев и обыгрывание поделок; (Приложение №6); 3.Отгадывание загадок о муравьях; (Приложение №3); | 1.Подготовка оборудования для лепки (Доски для лепки, стеки, салфетки, пластилин). 2. Подбор информации для беседы: «Почему муравьи - защитники леса?»; 3. Создание картотеки: «Загадки о муравьях»; |
Третья неделя 17.07.2019-21.07.2019 | 1.Чтение рассказа А. Тамбиева «Кто в муравейнике живет?»; (Приложение №1); 2.Заучивание стихотворения про муравья; (Приложение №4); 3. Подвижная игра «Муравьи и слон»; (Приложение №5); | 1.Подбор художественной литературы; 2. Изготовление атрибутов для подвижной игры; |
Четвёртая неделя 24.07.2019-28.07.2019 | 1.Просматривание мультфильма «Путешествие муравьишки»; 2.Беседа: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды»; 3.Подвижная игра «Муравьи и дождь»; (Приложение №5); | 1.Подбор информации для беседы: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды»; 2. Изготовление атрибутов для подвижной игры; |
Пятая неделя 31.07.2019-04.08.2019 | Изготовление макета муравейника с муравьями; (Приложение №7); | Подготовка оборудования: ДСП, монтажная пена, краска, лак, сухие веточки, бусы для изготовления муравьев. |
Вывод.
В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы муравьи в природе.
По итогам работы было отмечено:
Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали муравьев, отмечали их роль в жизни людей.
На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Приложение №1.
Чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.
Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко — и вниз».
У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, — все домой бегут. Сядет солнце, — и муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.
Солнце уже к лесу спускалось.
Муравей сидит на листке и думает: «Ничего, поспею: вниз ведь скорей».
А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.
Несется листок через лес, через реку, через деревню.
Летит Муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха. Занес ветер листок на луг за деревней да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.
Лежит и думает: «Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров — сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай».
Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк червяком, только спереди — ножки и сзади — ножки.
Муравьишка говорит Землемеру:
— Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят.
— А кусаться не будешь?
— Кусаться не буду.
— Ну садись, подвезу.
Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост — к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошел, так и пошел землю мерить.
Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.
— Не могу больше! — кричит. — Стой! А то укушу!
Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался.
Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова качается.
— Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.
— Ну что ж, садись, подвезу.
Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины.
Начал Паук свои ходули переставлять — одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идет Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку.
Остановился Паук.
— Слезай, — говорит. — Вон Жужелица бежит, она резвей меня.
Слез Муравьишка.
— Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят.
— Садись, прокачу.
Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее ровные, как у коня.
Бежит шестиногий конь, бежит, не трясет, будто по воздуху летит.
Вмиг домчались до картофельного поля.
— А теперь слезай, — говорит Жужелица. — Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.
Пришлось слезть.
Картофельная ботва для Муравьишки — лес густой. Тут и со здоровыми ногами — целый день бежать. А солнце уж низко.
Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то:
— А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем.
Обернулся Муравьишка — стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно.
— Да ты маленький! Тебе меня не поднять.
— А ты-то большой! Лезь, говорю.
Кое-как уместился Муравей на спине у Блошачка. Только-только ножки поставил.
— Влез?
— Ну, влез.
— А влез, так держись.
Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки -, а они у него как пружинки, складные — да щелк! — распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щелк! — на другой. Щелк! — на третьей.
Так весь огород и отщелкал до самого забора.
Муравьишка спрашивает:
— А через забор можешь?
— Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может.
— Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят.
— Садись на загривок.
Сел Муравьишка Кузнечику на загривок.
Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю.
— Стоп! — сказал Кузнечик. — Приехали.
Муравьишка глядит вперед, а там широкая река: год по ней плыви — не переплывешь.
А солнце еще ниже.
Кузнечик говорит:
— Через реку и мне не перескочить: очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.
Затрещал по-своему, глядь — бежит по воде лодочка на ножках.
Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.
— Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.
— Ладно, садись, перевезу.
Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху.
А солнце уж совсем низко.
— Миленький, шибче! — просит Муравьишка. — Меня домой не пустят.
— Можно и пошибче, — говорит Водомер.
Да как припустит! Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.
— А по земле не можешь? — спрашивает Муравьишка.
— По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес. Ищи себе другого коня.
Посмотрел Муравьишка вперед и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке, домой!
— Гляди, — говорит Водомер, — вот тебе и конь ползет.
Видит Муравьишка: ползет мимо Майский Хрущ — тяжелый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь?
Все-таки послушался Водомера.
— Хрущ, Хрущ, снеси меня домой! У меня ножки болят.
— А ты где живешь?
— В муравейнике за лесом.
— Далеконько… ну, что с тобой делать? Садись, довезу.
Полез Муравьишка по жесткому жучьему боку.
— Сел, что ли?
— Сел.
— А куда сел?
— На спину.
— Эх, глупый! Полезай на голову.
Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жестких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.
Стал Жук пыхтеть, надуваться: «Уф! Уф! Уф!»
Будто мотор заводит.
— Дяденька, — просит Муравьишка, — поскорей! Миленький, поживей!
Не отвечает Жук, только пыхтит: «Уф! Уф! Уф!»
Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. «Жжж! Тук-тук-тук!..» поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх — выше леса.
Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.
Как помчал Хрущ — у Муравьишки даже дух захватило.
«Жжж! Тук-тук-тук!» — несется Жук, буравит воздух, как пуля.
Мелькнул под ним лес — и пропал.
А вот и береза знакомая, и муравейник под ней.
Над самой вершиной березы выключил Жук мотор и — шлеп! — сел на сук.
— Дяденька, миленький! — взмолился Муравьишка. — А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю.
Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жесткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал.
Подумал и говорит:
— А уж как тебе вниз спуститься, — не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь.
Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой березой, его дом родной.
Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло.
Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья.
Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся! Вдруг видит: рядом на листке Гусеница Листовертка сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.
— Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась — не пустят меня домой ночевать.
— Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.
— Все меня жалели, никто не гнал, ты первая!
Не удержался Муравьишка, кинулся на нее да как куснет!
С перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа — и полетела вниз.
А Муравьишка на ней висит — крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху — дерг!
И закачались они оба на шелковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.
Качается Муравьишка на Листовертке, как на качелях. А ниточка всё длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовертки из брюшка, тянется, не рвется. Муравьишка с Листоверткой всё ниже, ниже, ниже опускаются.
А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают.
Все закрыли — один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк-и домой!
Тут и солнышко зашло.
Приложение №2.
Наблюдения за муравьями.
Цели: углублять и расширять знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях; учить различать насекомых по внешнему виду, расширять знания о многообразии насекомых; развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к насекомым.
В процессе наблюдения воспитатель просит вспомнить строение насекомого, способ передвижения, название дома муравьев, рассмотреть строение муравейника. В хвойных лесах, достигших 50-70-летнего возраста, чаще всего встречаются большие конусообразные жилища рыжих лесных муравьев. Они бывают высотой до двух метров и такого же диаметра у основания.
Около муравейника снуют рыжие муравьи. Поднесите маленькую травинку ползущему муравью, он крепко вцепится в нее. Муравей - самый сильный на земле, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон, самое большое животное, при весе в 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. У муравьев есть усики, которыми они все время шевелят: чувствуют запах и осязают. Встречаясь, они также трогают друг друга усиками, как будто здороваются, на самом деле они узнают «своих» муравьев по запаху. Рассматривание частей тела муравья: утолщенное брюшко, грудь, голову, три пары маленьких ножек.
Примета: если вокруг муравейника много муравьев - к хорошей погоде.
Пословица: «Муравей не велик, а горы копает».
Приложение №3
Загадки о муравьях.
Тащит он соломинку,
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней,
Наш трудяга…(Муравей.)
Строят маленькие гномы
Новый домик из соломы,
И осиновой коры –
Не нужны им топоры.
Вот уже похож на холм
Удивительный их дом.
( Муравейник.)
Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (Муравей.)
Побежали по дорожке.
Чьи - то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я,
Под поклажей ... (Муравья.)
Приложение №4.
Заучивание стихов о муравье.
******
Муравей — трудяга редкий, |
|
******
Муравей ползёт по лесу.
Нелегко тяжеловесу –
Он несёт тростинку в дом,
Залатать все дыры в нём.
******
Дом большой у муравья,
Как и вся его семья,
Дружно носят хворостинки,
На своих широких спинках.
Приложение №5
Подвижные игры.
«Муравьи и дождь».
Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.
Ход игры: Дети - «Муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».
«Муравьи и слон».
Цель: Развитие внимания ,быстроты и ловкости.
Ход игры: Один водящий - слон, остальные муравьи.
Слон: "Пусть гуляют муравьи и танцуют от души".
Дети танцуют как хотят.
Слон: " Расшумелись муравьи,
Надоели мне они.
Слон пошел гулять,
Муравьев топтать!"
Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать - дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона-водящего.
Изготовление макета муравейника
МБДОУ № 37 «Родничок».
Краткосрочный экологический проект
во второй младшей группе на тему «Муравьишкин дом»
Воспитатели: Меньшова М.С. Тарачёва М. А.
Проект «Шестиногий народец»
Методические рекомендации по реализации проекта
Актуальность проблемы: Во время беседы с детьми выяснилось, что они очень мало знают о муравьях. Считают, что от этих насекомых нет никакой пользы и их нужно уничтожать. Таким образом, появилась необходимость расширить знания детей об удивительном мире муравьев и создать условия для поисковой деятельности.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Проблема: Почему муравьев назвали «народец»?
Цель: Развитие познавательных способностей детей
Задачи:
1. Планирование этапов своей деятельности
2. Развивать стремление детей к самостоятельному получению знаний опытным путем
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение сказок «Сказка о муравье и гусенице» Валентина Грохольская, «Муравей и голубь» Перевод Вадима Пака, «Отчего у муравья тонкое брюшко?» Алтайская народная сказка, «Сказка о муравье Рашке и тле Тюпе» Юлия Ярмоленко, «Один за всех, а все за одного» Ирина Пивовароввва, «О муравье, который не боялся ни шипов, ни паука» Ондржей Секора, «Как муравьишка домой спешил» В.В. Бианки, выполнение домашних заданий в виде рисунков, семейного коллажа «Муравейник большой дом», просмотр мультфильмов «Флик», «Путешествие муравья».
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
1 этап – формирование проблемы
- Ребята, а кто самый сильный на земле? Думаете слон или бегемот? Нет, не угадали! Я вам загадаю загадку:
Сам Еремка мал, да удал.
Незаметно по лесу ходит,
Тяжелее себя ношу носит.
(ответы детей) (муравей)
- Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в десять раз превосходящие его вес, а слон при весе в пять тонн с трудом может поднять 1,5 тонны.
- Ваня, расскажи нам стихотворение про муравья-силача!
Муравей
Автор: Татьяна Гусарова
Обычный, привычный лесной муравей
Сильней всех животных и даже людей.
Поклажа на тоненьком тельце его
Раз в пять тяжелей муравья самого.
- Муравьи – великолепные строители! Когда идешь по смолистому еловому бору, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников. Муравьиный терем- это просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, мусоросборники, детские и даже туалетные комнаты. Муравьи содержат свой дом в чистоте.
- Дашенька, расскажи нам стихотворение.
«Муравьиный терем» (Т. А. Шорыгина)
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые темные пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и бревна кладут.
Дело спорится бойко и ловко,
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.
Физкультурная минутка.
Муравей нашел былинку
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет…
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато, какой хороший
Муравьи возводят дом.
- Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население одного муравейника подчас такое, как население небольшого городка - несколько сот жителей!
Правит в муравейнике муравьиная принцесса. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи – они кормят личинок, ухаживают за куколками – переносят их поближе к поверхности, или прячут вглубь муравейника в зависимости от погоды, помогают новорожденным выбраться из оболочки кокона.
- Саша, а какое стихотворение знаешь ты? Расскажи, пожалуйста.
С. Михалков
В лесу мурашки – муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник –дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
- Охраняют муравьиный терем муравьи- солдаты, это бесстрашные защитники крепости, готовые не на жизнь, а на смерть сражаться с врагами.
Муравьи – хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.
Введение в проблему
В группу вбегает Незнайка.
- А я сегодня в лесу видел большой муравейник! В нем живут муравьи. Я долго за ними наблюдал. Это так интересно. Одни муравьи несут в свой дом веточки, другие – жуков. Ребята, а почему муравьев назвали «народец»? Почему «шестиногими»?
(дети отвечают.)
На мольберте развешены иллюстрации муравейника, муравья.
- Незнайка, чтобы лучше запомнить, выполни с нами задание.
2 этап – помощь в решении задачи
Чтение познавательных рассказов и разучивание стихотворений (смотри приложение)
Объединение детей в рабочие группы:
ПРОГУЛКА
Воспитатель предлагает детям разбиться на небольшие группы и поискать насекомых в разных участках площадки.
Наблюдение за насекомыми
Цель: закрепить знания детей о жизни насекомых, их местах обитания в разное время суток и разную погоду; развивать наблюдательность, любознательность; активизировать словарь по теме.
Игрушечные персонажи просят найти настоящих живых насекомых и показать, где они прячутся, рассказать почему.
Опыт
Очищенную палочку обмакивают в сахар, опускают в муравейник и наблюдают выделение муравьиной кислоты.
3 этап – направляет и контролирует осуществление проекта
Изготовление коллажей для украшения веранды, группы.
Издательство газеты «Шестиногий народец» с помощью родителей.
Семейная выставка работ «Муравьишкин дом».
Спортивная эстафета «Муравьишки – трудолюбивый народ» (смотри приложение)
Изготовление макета муравейника.
Формирование специфических знаний, умений, навыков:
Изготовление модели «Стадии развития личинки муравья»
Опыт «Муравьиная дорожка»
Тебе потребуются:
- Неглубокая картонная коробка с крышкой
- Кусок стекла или оргстекла, полностью закрывающий коробку
- Белая краска и кисточка
- Клейкая лента
- Ножницы
- Садовая лопатка или тяпка
- Банка с крышкой
- Садовые перчатки
- Блюдце
- Кусок банана
- Сахарный песок
- Возможно, тебе случалось наблюдать за цепочкой муравьев, идущих от твоего бутерброда, положенного в траву во время пикника. Как муравьи нашли бутерброд? Ответ подскажет этот проект.
Схема работы:
1. Сними с коробки крышку и покрась коробку изнутри в белый цвет.
2. Вырежи из крышки коробки длинную полосу шириной, равной глубине коробки. Сделай в ней два выреза на расстоянии примерно 15 см один от другого.
3. Отогнув края, закрепи полосу клейкой лентой так, чтобы она делила коробку ровно пополам.
4. Найди на улице муравейник. Надень перчатки и возьми садовой лопаткой немного земли, копнув довольно глубоко, примерно в 5 см от входа в муравейник. Быстро пересыпь землю в банку и закрой банку крышкой.
5. Положи на блюдце кусочек банана, посыпь его сахарным песком и смочи небольшим количеством воды. Поставь блюдце в левую половину коробки недалеко от угла.
6. Сними крышку с банки и быстро пересыпь землю с муравьями в другую половину коробки. Сразу закрой коробку куском стекла.
Результат:
Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Но примерно через 20 минут они успокоятся и начнут исследовать свой новый дом. Скоро несколько муравьев найдут вырезы в перегородке и переползут на половину коробки, где находится банан. Примерно через час ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.
Объяснение:
Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае банан, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек.
Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.
Совет по подготовке отчета:
Покажи на выставке свою коробку с муравьиными цепочками. Если нужно, добавляй муравьям еды. Помни, что муравьи могут жить в неволе без своей королевы несколько дней, потом их надо осторожно вернуть на прежнее место, иначе все они погибнут.
Знаешь ли ты?
С помощью химических сигналов общаются не только муравьи, но и многие другие насекомые. Например, мотылек-самец чувствует самку за несколько километров благодаря своим хеморецепторам - участкам усиков, воспринимающим запах.
4 этап – подготовка к презентации. Представляют продукт деятельности.
Итоговое занятие по проекту «Шестиногий народец»
Тема: «Муравей»
Задачи:
Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника.
Развивать мышление.
Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением муравья, муравейника, яйца, личинок, куколок.
Вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см).
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы с вами начнем занятие с викторины.
Д/и «Самые-самые»
Самый хитрый зверь, это … (лиса).
Самый трусливый зверь, это … (заяц).
Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).
Самая длинная шея у … (жирафа).
Самая маленькая птица, это … (колибри).
Самые крупные яйца несет … (страус).
Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).
Самая маленькая лошадка, это - … (пони).
Самый быстрый зверь, это … (гепард).
Самые умные животные, это … (обезьяны).
Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).
- Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?
(ответы детей)
- Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.
Если представить, что Ваня (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек). Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.
Устройство муравейника
- А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.
Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной. Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.
Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают. В хлебном складе муравьи хранят зерна. В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.
Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях.
В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.
Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ иллюстраций с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья, смотри приложение).
Д/упр «Расставь картинки по порядку»
Воспитатель перемешивает картинки и предлагает детям выставить их последовательно. Можно предложить четырем детям взять в руки картинки и выстроиться в нужном порядке.
Динамическая пауза и зрительная гимнастика «Муравьи»
Дети находят глазами картинку, соответствующую тексту. Картинки расположены в углах комнаты под потолком.
Матка в муравейнике яйца отложила,
Их заботою родня тут же окружила.
Ну а рост муравья дальше продолжается,
И личинки из яиц вскоре появляются.
Ждут с надеждой муравьи в каждом закоулке,
Что личинки муравьев превратятся в куколки
Вот из куколки своей
Вышел новый муравей.
Подвижная игра «Муравейник»
Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети-«муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз.
Жизнь муравьев
Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.
Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились.
Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.
Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.
Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.
Самые крупные муравьи живут в Африке. Взгляните, какого размера они бывают. (Показ вырезанного силуэта муравья, длиной 33 см).
Итог занятия:
- Почему муравьев назвали «народцем»?
- Почему муравьев считают самыми сильными?
- Что такое муравейник?
- Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?
- Почему муравьи заботятся о тлях?
- Как появляются на свет муравьи?
- Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?
- Зачем муравьям усики?
- Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности?
- Чем питаются муравьи?
- Назовите врагов муравьев.
- Почему муравьев называют «санитарами леса»?
Используемая литература:
1. Шоригина Т.А. Насекомые. Какие они?
2. Калишев В.Б. Погода и народные приметы.
3. Шоригина Т.А. Осторожные сказки.
4. Шоригина Т.А. Стихи и сказки о родной природе.
5. Новогорцева Н.В. Развитие речи детей.
6. Синицына Е. Логические игры и задачи.
7. Агеева Д.И. Веселые загадки – складки и загадки обманки.
8. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.
9. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография.
10. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 1класс. 1 часть.
11. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 1класс. 2 часть.
12. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 2 класс. 1 часть.
13. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 2 класс. 2 часть.
14. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 3 класс. 1 часть.
15. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 3 класс. 2 часть.
16. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 3 класс. 3 часть.
17. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Бумагопластика
Приложение.
Иллюстрации муравейника, муравья.
Схема «Муравейник в разрезе»
1. Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. 2. "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться. 3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом. 4. "Кладбище". Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор. 5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки. 6. "Хлебный амбар". Здесь муравьи хранят зерна. 7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи. 8. Камеры с яйцами, личинками и куколками. 9. "Коровник", где муравьи содержат тлей. 10. "Мясная кладовка", куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.
Иллюстрации яйца, личинки, куколки, муравья.
Стихотворения.
Муравьи
Муравьев не нужно трогать:
Третий день в глуши лесов
Все идут, пройти не могут
Десять тысяч муравьев.
Как носильщик настоящий
С сундуком семьи своей,
Самый черный и блестящий,
Самый сильный муравей!
Настоящие вокзалы –
Муравейники в лесу:
В коридоры, двери, залы
Муравьи багаж несут!
Самый сильный, самый стойкий,
Муравей пришел уже
К замечательной постройке
В сорок восемь этажей.
Муравей.
Леонид Епанешников
В мypавьином доме кpышy
Починить поpа.
За соломинкою вышел
Мypавей с yтpа.
К ней чеpез доpогy
Добpался не спеша.
Оглядел,
Потpогал :
Очень хоpоша!
Ухватился лапками,
Раз— и поволок…
Под лопyхами-шапками
Домик-бyгоpок.
Hелегко,
Hо к домикy
Тащит всё pавно.
Для тебя -
Соломинка,
А для него -
Бpевно!
Ух как стало жаpко,
Даже лоб намок!
Бpосил бы,
Да жалко:
Дом yж недалёк!
Мурашки-муравьи.
С. Михалков
В лесу мурашки – муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
Муравей.
Сергей Козлов
Скачет на кузнечике
Кузя-муравей.
Сабелька у пояса,
Папаха до бровей.
Цокают подковки
Кузнечика-коня.
— Ты куда с винтовкой,
Кузя, без меня?
В травушке-муравушке
Пролегает путь.
Прям в седле Егорович,
С тропки не свернуть.
Ничего не скажет,
Молча поглядит.
Молчаливой строгостью
Кузя знаменит
Ах, Кузьма Егорович,
Серьёзный муравей —
Сабелька у пояса,
Папаха до бровей.
Муравей.
В лесу никого не встречал я живей –
Вы видели, чтобы стоял муравей?
То бабочку тянет,
То листик волочет,
То землю таскает
С утра и до ночи.
И, надо сказать,
Поспевает кругом,
Поскольку все делает
Только бегом!
Муравейник
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые темные пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и бревна кладут.
Дело спорится бойко и ловко.
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.
Познавательные рассказы.
«Жалейкин и муравьи»
Увидел Жалейкин плакат "Муравьи - друзья леса". Прочитал и ахнул: как же он этого раньше не знал! По незнанию собственными руками не раз муравейники разорял, по доброте муравьиными яйцами рыб прикармливал.
А сколько раз видел, как раскапывали муравейники зелёные дятлы. Видел и не вмешивался - дятлов жалел.
Раз застал на муравейнике большой тетеревиный выводок. Тетеревята принимали на муравейнике солнечные ванны и склёвывали муравьёв. И он их даже не прогнал!
"А уж как, наверное, вредят открытым муравейникам ветры и проливные дожди! Но теперь больше этому не бывать! Я защищу полезных муравьёв. За дело!"
Все муравейники на опушке Жалейкин завалил зелёной травой. Стали они похожи на стожки сена.
Муравейники в лесу Жалейкин надёжно укрыл еловым лапником. Как шалашики стали. Дятлы и тетерева теперь до них не доберутся, рыболовы их не найдут, а ветры и ливни не повредят. Радуйтесь, муравьи!
Но муравьи что-то не радуются. Под лапником и травой завелись на муравейниках сырость и плесень. Муравьи стали болеть, куколки их не прогревались на солнце.
- Что же ты, Жалейкин, наделал? - поймал его за ухо лесник. - Ты что, плакаты мои не читал? Дожди и ветры муравьям не помеха: купол муравейника - надёжная крыша. Птицы и звери для них полбеды. А вот твои стожки и шалашики - беда непоправимая. И если ты им добра хочешь, не мешай им по-своему жить. Они ведь друзья леса!
(Н.И.Сладков)
«Пень-муравейник»
Есть старые пни в лесу, все покрытые, как швейцарский сыр, дырочкам и сохранившие прочную свою форму… Если придется сесть на такой пень, то перегородки между дырочками, очевидно, разрушаются, и чувствуешь, что немного осел, то вставай немедленно: из каждой дырочки этого пня под тобой выползает множество муравьев, и ноздреватый пень окажется весь сплошным муравейником, сохранявшим обличие пня.
(М. Пришвин)
"О муравьях".
Один раз я пришла в кладовую достать варенья. Я взяла банку и увидала, что вся банка полна муравьями. Муравьи ползали и в средине, и сверху банки, и в самом варенье. Я вынула всех муравьёв ложечкой, смела кругом с банки и поставила банку на верхнюю полку. На другой день, когда я пришла в кладовую, я увидала, что муравьи с полу приползли на верхнюю полку и опять заползли в варенье. Я взяла банку, опять очистила, обвязала верёвкой и привесила на гвоздик к потолку.
Когда я уходила из кладовой, я посмотрела ещё раз на банку и увидала, что на ней остался один муравей, он скоро бегал кругом по банке. Я остановилась посмотреть, что он будет делать. Муравей побегал по стеклу, потом побежал по верёвке, которой была обвязана банка, потом вбежал на верёвочку, которой была привязана банка. Вбежал на потолок, с потолка побежал по стене вниз и на пол, где было много муравьёв.
Верно, муравей этот рассказал другим, по какой дороге он пришёл из банки, потому что сейчас же много муравьёв пошли друг за другом по стене на потолок и по верёвочке в банку, по той же самой дороге, по которой пришёл муравей. Я сняла банку и поставила её в другое место.
(Лев Толстой)
Спортивная эстафета «Муравьишки – трудолюбивый народ»
«Пройди по извилистой тропинке»
Оборудование: 5 кеглей, повязка на глаза.
Ход игры:
Кегли расставляют по прямой линии на 80 см друг от друга. В двух шагах от крайней кегли (за линией) становится игрок, которому завязывают глаза. Он должен пройти в другой конец площадки, поочередно огибая каждое препятствие. Тот, кто повалит или пропустит хотя бы один предмет, считается не выполнившим задание.
«Кто сможет построить»
Оборудование: городки, повязка на глаза
Ход игры: перед каждым игроком кладут 5 городков. Им завязывают глаза и предлагают вслепую построить из лежащих городков какую-либо фигуру. Выигрывает тот, кто сумеет это сделать.
«У кого удар сильнее»
Оборудование: мяч
Ход игры: играющие по очереди делают 3 удара левой и правой ногой, стараясь как можно дальше послать мяч. Выигрывает тот, у кого мяч укатится дальше всех.
«Эстафета с обручами»
Оборудование: обручи
Ход игры: играющие строятся в две колонны (перед каждой чертят линию). На расстоянии 6-8 метров от колонн кладут по одному обручу. По команде воспитателя игроки, стоящие в колонне первыми, бегут к обручам, поднимают их вверх, пролезают через них, кладут на место и бегут к своей колонне, дотрагиваются до руки следующего ребенка и становятся в конец колонны. Каждый последующий выполняет то же самое задание. Выигрывает команда, быстрее выполнившая задание.
Загадки.
В лесу у пня суета, беготня —
Народ рабочий весь день хлопочет.
(Муравьи)
Назови меня скорей.
Я – рабочий…
(муравей)
Мы – лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
(муравьи)
Согнувшись под ношей тяжелой своей,
Тащит травинку в дом…
(муравей)
В лесном небоскребе на тыщу семей
Живет работяга – малыш …
(муравей)
Ростом мал, но работящий
И охотник настоящий.
Дом из хвои собирает,
Лес от гусениц спасает.
(муравей)
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не может ... (муравей).
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем – миллион.
(муравейник)
Кто в лесу без топоров строит избу без углов. (муравей)
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? ...
(муравей).
Сам Ерёмка мал, да удал.
Незаметно по лесу ходит,
Тяжелее себя ношу носит.
(Муравей)
Пришли мужички без топоров,
Построили дом без углов.
(Муравьи и муравейник)
Сам мал, незаметно хожу,
но больше себя ношу (муравей)
Домик прячется в лесу,
всё к нему жильцы несут:
и травинку, и хвоинку, и какую- то личинку.
Есть в том доме сторожа - чутко усики дрожат.
Угадай же поскорей, кто живёт в нём?... /муравей/
Чей домишко из иголок
На земле, у старых елок?
(муравейник)
Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов.
(муравейник)
Сказки
«Сказка о муравье Рашке и тле Тюпе»
Юлия Ярмоленко.
Маленький муравей сидел на листике и грустно смотрел вслед уходящему солнцу. Завтра для него наступит очень важный день – Рашка должен выбрать себе профессию. У каждого члена их огромного семейства было какое-то занятие. Дядя маленького муравья был охотником – добывал пищу, охотясь на сочных жуков и пауков. Старший брат был строителем. Он сооружал новые подземные замки с множеством удобных комнат и залов. Сестренка нянчилась с малышами в детском саду, а дедушка в свое время был известным разведчиком – помогал семейству находить места, где безопасно и много еды. Рашка не мог определиться. Ему нравились почти все профессии. Но не было одной, к которой бы он прикипел душой.
- Чего грустишь? – послышалось у Рашки за спиной.
Маленький муравей обернулся и увидел своего соседа.
- Да вот никак не могу определиться с профессией...
- Пойдем к нам – наблюдателем. Будем сидеть на самой высокой травинке и высматривать врага. Наша профессия – очень важная. И хорошая. Мне нравится. И откладывать до завтра нечего – сейчас и попробуешь.
Рашка согласился. Они быстро посеменили лапками по муравьиным дорожкам.
На травинке было интересно. Так высоко маленький муравей еще не забирался. Отсюда был виден чистейший ручей, необыкновенной красоты цветы, растения, огромные камни, бугры и… лес. Прошел час. За это время Рашка изучил почти все в округе и стал засыпать, так как солнце почти спряталось за горизонт.
- Ты что, - разбудил его недовольный голос соседа. – Спать на посту нельзя! А вдруг пропустишь что-то важное?
- Но ведь ничего не происходит! – искренне удивился Рашка. – Когда последний раз ты бил тревогу?
- Не помню. Наверное, в прошлом году. А, может, даже в позапрошлом.
Маленький муравей неспешно сполз с травинки и направился домой. Такая работа – просто ждать - показалась ему безумно скучной.
Утром сонного Рашку потрепал по плечу старший брат:
- Собирайся! Думаю, из тебя получится отличный строитель!
На стройке муравью понравилось. Вокруг сотни – нет, тысячи! – таких же, как он, и ни один не сидит без дела. Все работали над новым муравейником, в который их огромная семья должна была перебраться поближе к зиме.
Брат показал Рашке план строительства, многочисленные комнаты, укрытия, кухню, библиотеку, школу и даже ясли для самых маленьких. Вручил лопату и завел глубоко под землю.
- И сколько здесь нужно работать?
- До вечера. А как стемнеет – домой, спать.
- Значит, я больше не смогу видеть прекрасные цветы, любоваться восходом солнца, блеском росы и теплым дождиком?
Рашка понял, что не хочет быть строителем.
Наверху его уже ждал папа.
- Ну что, сынок, пойдешь в фуражиры? Будем вместе собирать лакомые кусочки фруктов, крошки хлеба и сочных жуков. Заготовим на зиму много еды, так, чтобы в холода не голодать, а пировать!
Маленький муравей согласился. Он пошел вслед за отцом, но прыти ему явно не хватало.
- Не переживай, скоро наберешься опыта, будешь бегать лучше меня, - подмигнул тот Рашке.
Малыш быстро перебирал ножками, рассматривал различные предметы, обнюхивал их, как вдруг под листиком подорожника что-то забелело. Рашка подошел поближе и увидел подтаявший ароматный кусочек сахара.
- Папа, папа! – радостно закричал маленький муравей. Но рядом никого не было.
Рашка погрустнел, взял кусочек сахара и пошел искать отца.
Прошло более часа, но по дороге ему не встретились, ни муравьи, ни жуки. «Потерялся», - промелькнуло в голове. Но в этот момент на дорогу выпрыгнула милая зеленая букашка.
- Привет! – обрадовался Рашка. – Кто ты?
- Привет, - смутилась та. – Я тля Тюля. Потерялся?
- Угу, - промычал муравей.
Тюля улыбнулась.
- Я покажу дорогу. Твой дом вон за теми двумя цветочными полями и березовой посадкой.
Рашка был так безумно благодарен своей спасительнице, что протянул ей кусочек сахара.
- Прости, у меня больше ничего нет.
Тюля улыбнулась, взяла сладкое угощенье и вмиг проглотила. После оторвала крошечную травинку, сделала из нее тарелочку, почесала себе бочок и налила муравью ароматного молочка.
- Пей! Тебе понравится!
Рашка был удивлен насколько это вкусно.
- Пойдем, я покажу тебе наш ручей, познакомлю тебя со своими братьями, друзьями, - муравей потянул тлю за лапку.
- Нет, я не могу. Наша семья постоянно в опасности, у нас много врагов, поэтому нельзя уходить далеко.
- Но мы можем вас охранять, а тля будет давать нам за это вкусное и питательное молоко!
На секунду маленький муравей задумался.
- Да, я хотел бы именно такую профессию! И мы с тобой тогда смогли бы наблюдать за закатом солнца хоть каждый вечер!
Через несколько дней, благодаря Рашке, в муравьиной семье появилась новая профессия – пастух. А Рашку назначили главным – за находчивость. И теперь вместе с Тюлей они были не разлей вода.
«Один за всех, все за одного»
Ирина Пивоварова
Это было давно. Тогда муравьи ещё поодиночке жили...
Встретились однажды на тропинке два муравья и стали жаловаться друг другу.
— Мне вчера жук ногу отдавил, — говорит один Муравей другому.
— А меня Гусеница обидела. Она мой домик так толкнула, что он развалился, — говорит другой. — Плохо нам, муравьям, жить на свете. Мы маленькие, каждый нас обидеть может. А заступиться некому.
— Знаешь что, давай вдвоём жить. Друг за друга заступаться, друг другу помогать.
Стали муравьи жить вдвоём.
...Вот ползёт по дороге жук. Говорит ему Муравей:
— А ну, жук, попробуй мне теперь на ногу наступить!
А жук видит: муравьев двое. Их вдвоём не осилишь.
И уполз поскорее. Приползла Гусеница.
— А ну, — говорят ей муравьи, — попробуй теперь наш домик толкнуть.
А Гусеница видит: муравьев двое. Ещё искусают!
И уползла поскорее.
Узнал третий Муравей, что двум муравьям легче жить стало.
— Возьмите меня с собой жить, — говорит.
Стали муравьи жить втроём. Втроём ещё сильнее стали.
А потом и четвёртый к ним пришёл, и пятый.
И вот, наконец, все муравьи стали жить вместе.
Первым делом решили они построить большой-большой дом. И все принялись за работу. Одни муравьи палочки таскают, другие палочки укладывают. Если одному тяжело, все ему помогают. Если одного обижают, все его защищают. Один за всех, все за одного.
Вот так и появился на свете первый муравейник.
«Муравей и пшеничное зерно»
Леонардо Да Винчи
Оставшееся на поле после жатвы пшеничное зерно с нетерпением ждало дождя, чтобы поглубже зарыться в сырую землю в преддверии наступающих холодов. Пробегавший мимо муравей заметил его. Обрадовавшись находке, он, не раздумывая, взвалил тяжелую добычу на спину и с трудом пополз к муравейнику. Чтобы засветло поспеть к дому, муравей ползет без остановки, а поклажа все тяжелее давит его натруженную спину.
– Зачем ты надрываешься? Брось меня здесь!– взмолилось пшеничное зерно.
– Если я тебя брошу,– ответил муравей, тяжело дыша,– мы останемся на зиму без пропитания. Нас много, и каждый обязан промышлять, дабы умножать запасы в муравейнике. Тогда зерно подумало и сказало:
– Я понимаю твои заботы честного труженика, но и ты вникни в мое положение. Послушай меня внимательно, умный муравей!
Довольный тем, что можно немного перевести дух, муравей сбросил со спины тяжелую ношу и присел отдохнуть.
– Так знай же,– сказало зерно,– во мне заключена великая животворная сила, и мое назначение – порождать новую жизнь. Давай заключим с тобой полюбовно один договор. – Какой такой договор?
– А вот какой. Если ты не потащишь меня в муравейник и оставишь здесь на родном поле,– пояснило зерно,– то ровно через год я вознагражу тебя.– Удивленный муравей недоверчиво покачал головой.– Верь мне, дорогой муравей, я говорю сущую правду! Если ты сейчас откажешься от меня и повременишь, то потом я сторицей вознагражу твое терпение, и твой муравейник не будет внакладе. В обмен на одно вы получите сто таких же зерен.
Муравей задумался, почесывая затылок: «Сто зерен в обмен на одно. Да такие чудеса только в сказках бывают».
– А как ты это сделаешь?– спросил он, распираемый любопытством, но все еще не веря.
– Положись на меня!– ответило зерно.– Это великая тайна жизни. А теперь вырой небольшую ямку, закопай меня, а летом сызнова возвращайся.
В условленный срок муравей вернулся на поле. Пшеничное зерно сдержало свое обещание.
«Отчего у муравья тонкое брюшко?»
Алтайская народная сказка
Ты знаешь, отчего у муравьев тонкое, словно претянутое ниткой, брюшко? Вот послушай. Историю эту надо начать из далека...
Жила когда-то в большом круглом озере лягушка. Однажды высунулась она из воды, посмотрела туда-сюда и - прыг! скок!
Пошла гулять по берегу. От куста к кусту, от дерева к дереву - прыг! скок! - и заблудилась. А тут еще беда - попала лягушка на муравьиную тропинку.
Со всех сторон набросились муравьи на лягушку и давай жалить ее в спину, и в брюхо, и в лапы, чтобы прогнать ее прочь с дороги.
" Ах я бедная! - заплакала лягушка. - Дом свой я потеряла, весь день ничего не ела, а вы еще мучаете меня!" - Муравьям стал стыдно. Они сказали: "Прости нас, пожалуйста, и будь гостьей в нашем доме!"
Лягушка обрадовалась и прыг! скок! - отправилась с муравьями в их дом. Муравьи накормили ее, напоили сладким медом, а потом уложили спать.
Утром лягушка проснулась, посмотрела туда-сюда, а где ее дом - не поймет.
- "Ах, неужто я так и останусь бездомной?" - заплакала лягушка.
- "Не плачь, - сказали муравьи, - мы тебя в беде не оставим".
Тут один муравей залез на самую высокую лиственницу и сказал:" В той стороне, где заходит солнце, блестит большое озеро. Наверно, это твой дом. Хочешь я провожу тебя?"
- "Ах, я буду тебе так благодарна, - обрадовалась лягушка. - А когда мы придем, я угощу тебя на славу!" - Но муравей сказал: "Нет, я один в гости к тебе не пойду, мы всегда держимся вместе - вместе работаем, вместе пируем".
- Так прошу всех вас пожаловать ко мне в гости! - сказала лягушка. И они отправились в путь. Впереди шлепала лягушка, а за ней - целое полчище муравьёв.
Так они добрались до большого круглого озера. - "Вы подождите здесь на берегу, - сказала лягушка, а я пойду приготовлю все для дорогих гостей!" - И она - плюх! скок! - исчезла в воде.
А муравьи остались ждать на берегу. Солнце поднялось над лесом - они ждали. Солнце спряталось за озером - они ждали. День прошел. И еще день прошел. Семь дней ждали муравьи, а лягушка не показывалась.
Наконец самая старая муравьиха сказала: "Довольно тут сидеть. Этак мы с голоду помрем". - Она затянула потуже пояс и пошла домой.
И все муравьи тоже подтянули потуже свои пояса и поползли за ней. С тех пор у муравьев так и осталось перетянутое брюшко. Это потому, что они все еще не отъелись после того, как побывали в гостях у жадной лягушки.
«О муравье, который не боялся ни шипов, ни паука».
Ондржей Секора
На опушке тёмного леса рос куст шиповника, сверху донизу усыпанный розовыми цветами. Цветы улыбались и ласково манили: «Посмотрите на нас, какие мы красивые!» — и чудесно, чудесно пахли. Но на их веточках были и шипы. Они грозили: «Осторожнее, — уколем», — и сердито щетинились во все стороны. Между этими страшными шипами пробирался запыхавшийся муравей. Он спешил по веточкам наверх, торопился так, словно кто-то гнался за ним. Муравей был весь чёрный, и только на шее у него был завязан красный платочек в белый горошек.
— Вы видите, я спешу! Я тороплюсь на самый верх. Я, милые мои, должен посмотреть, где мой муравейник. Ведь я сегодня заблудился. Я совсем, совсем заблудился.
Ловко увёртываясь от шипов, муравей карабкался всё выше и выше. И вот муравей уже на вершине, там, где расцвёл самый красивый цветок. Он будет наблюдательной вышкой! Отсюда, может быть, удастся увидеть муравейник.
Гоп! — прыгнул муравей на гладкий лепесток цветка. Но, поспешив, вдруг поскользнулся — и бух головой прямо в тычинки, покрытые нежной жёлтой пыльцой. Ну и пыльцы же было там! А как она сразу посыпалась! Пыльца набилась муравью в глаза, в нос, и муравей: «А-а-а-пчхи!» — чихнул так, что цветок закачался. А как только цветок закачался, подкосились у муравья ноги, и он полетел вниз вместе с тычинкой, за которую успел ухватиться.
— Миллион камушков отдам за предохранительную сетку! — закричал муравей в ужасе. Едва он произнёс это, как чудом под ним появилась сетка, и он упал на неё, словно на перину. Но вот беда: это оказалась не предохранительная сетка, а паутина; по её нитям, толстым, словно канаты, уже спускался паук и хохотал: «Ха-ха-ха! Муравьишка попался! Что, если я тебя, муравьишку, съем?!» — И он набросился на муравья. Муравей был маленький. По сравнению с ним паук казался великаном. Но муравей вовсе не желал быть съеденным.
Сначала он ногами оттолкнул паука, а потом так дал по зубам изумлённому врагу, что у того искры посыпались из глаз. И тут муравей вскочил и, размахивая тычинкой как шпагой, закричал:
— Думаешь, если ты паук, то я тебя боюсь? Думаешь, если ты большой, а я маленький, я тебе сдамся? Ошибаешься! Вот тебе! Вот тебе! — и он колол паука тычинкой в живот, в подбородок, в нос. Паук отмахивался всеми восьмью лапами, но муравей бесстрашно — раз, раз, раз! — наносил ему удар за ударом.
Каждый раз, когда он колол паука тычинкой в живот или подбородок, пауку становилось так щекотно, что он даже подпрыгивал. Когда же муравей, изловчившись, стукнул паука тычинкой по носу, пыльца посыпалась и набилась пауку в глаза, в рот и даже в нос! Паук не выдержал и — «А-а-а-пчхи!» — чихнул ещё в десять раз сильнее, чем муравей.
И тогда вот что случилось. Паутина прорвалась, по одному канату на землю съехал муравей, по другому — паук. Паук бил во все стороны лапами и всё более запутывался в собственной сети, а муравей пустился наутёк — скорей, скорей подальше от предательской паутины!
Своего муравейника он не нашёл, — так и не удалось ему что-нибудь увидеть с вершины куста. Но от паука спасся, хотя паук был в десять раз больше и толще его.
«Как муравьишка домой спешил».
В.В.Бианки.
Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.
Муравьишка сел на листок и думает:
"Отдохну немножко - и вниз".
У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, - все домой бегут.
Сядет солнце, - муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.
Солнце уже к лесу спускалось.
Муравей сидит на листке и думает:
"Ничего, поспею: вниз ведь скорей".
А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.
Несется листок через лес, через реку, через деревню.
Летит Муравьишка на листке, качается - чуть жив от страха.
Занес ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.
Лежит и думает:
"Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров - сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно,
хоть землю кусай".
Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк-червяком, только спереди - ножки и сзади - ножки.
Муравьишка говорит Землемеру:
- Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят.
- А кусаться не будешь?
- Кусаться не буду.
- Ну садись, подвезу.
Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост - к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошел, так и пошел землю мерить.
Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.
- Не могу больше! - кричит. - Стой! А то укушу!
Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался.
Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова качается.
- Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Ну что ж, садись, подвезу.
Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины.
Начал Паук свои ходули переставлять - одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идет Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку.
Остановился Паук.
- Слезай, - говорит. - Вот Жужелица бежит, она резвей меня.
Слез Муравьишка.
- Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Садись, прокачу.
Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее ровные, как у коня.
Бежит шестиногий конь, бежит, не трясет, будто по воздуху летит.
Вмиг домчались до картофельного поля.
- А теперь слезай, - говорит Жужелица. - Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.
Пришлось слезть.
Картофельная ботва для Муравьишки - лес густой. Тут и со здоровыми ногами - целый день бежать. А солнце уж низко.
Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то:
- А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем.
Обернулся Муравьишка - стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно.
- Да ты маленький! Тебе меня не поднять.
- А ты-то большой! Лезь, говорю.
Кое-как уместился Муравей на спине у Блошака. Только-только ножки поставил.
- Влез?
- Ну влез.
- А влез, так держись.
Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки, - а они у него, как пружинки складные, - да щелк! - распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит.
Щелк! - на другой. Щелк! - на третьей.
Так весь огород и отщелкал до самого забора.
Муравьишка спрашивает:
- А через забор можешь?
- Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может.
- Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Садись на загривок.
Сел Муравьишка Кузнечику на загривок. Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю.
- Стоп! - сказал Кузнечик. - Приехали.
Муравьишка глядит вперед, а там река: год по ней плыви - не переплывешь. А солнце еще ниже.
Кузнечик говорит:
- Через реку и мне не перескочить. Очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну, будет тебе перевозчик.
Затрещал по-своему, глядь - бежит по воде лодочка на ножках.
Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.
- Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Ладно, садись, перевезу.
Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. А солнце уж совсем низко.
- Миленький, шибче! - просит Муравьишка. - Меня домой не пустят.
- Можно и пошибче, - говорит Водомер.
Да как припустит. Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.
- А по земле не можешь? - спрашивает Муравьишка.
- По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес.
Ищи себе другого коня.
Посмотрел Муравьишка вперед и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке домой!
- Гляди, - говорит Водомер, - вот тебе и конь ползет.
Видит Муравьишка: ползет мимо Майский Хрущ - тяжелый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь? Все-таки послушался Водомера.
- Хрущ, Хрущ, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- А ты где живешь?
- В муравейнике за лесом.
- Далеконько... Ну что с тобой делать? Садись, довезу.
Полез Муравьишка по жесткому жучь ему боку.
- Сел, что ли?
- Сел.
- А куда сел?
- На спину.
- Эх, глупый! Полезай на голову.
Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине:
разломил Жук спину надвое, два жестких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.
Стал Жук пыхтеть, надуваться: "Уф, уф, уф!" Будто мотор заводит.
- Дяденька, - просит Муравьишка, - поскорей! Миленький, поживей!
Не отвечает Жук, только пыхтит:
"Уф, уф, уф!"
Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. "Жжж! Тук-тук-тук!.." -
поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх - выше леса.
Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.
Как помчал Хрущ - у Муравьишки даже дух захватило.
"Жжж! Тук-тук-тук!" - несется Жук, буравит воздух, как пуля.
Мелькнул под ним лес - и пропал.
А вот и береза знакомая, и муравейник под ней.
Над самой вершиной березы выключил Жук мотор и - шлеп! - сел на сук.
- Дяденька, миленький! - взмолился Муравьишка. - А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю.
Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жесткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал.
Подумал и говорит:
- А уж как тебе вниз спуститься, - не знаю.
Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь.
Добирайся сам, как знаешь.
Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой березой, его дом родной.
Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло.
Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья.
Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся!
Вдруг видит: рядом на листке Гусеница Листовертка сидит, шелковую нитку
из себя тянет, тянет и на сучок мотает.
- Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась, - не пустят меня домой ночевать.
- Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.
- Все меня жалели, никто не гнал, ты первая!
Не удержался Муравьишка, кинулся на нее да как куснет!
С перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа - и полетела вниз.
А Муравьишка на ней висит - крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху - дерг!
И закачались они оба на шелковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.
Качается Муравьишка на Листовертке, как на качелях. А ниточка все длинней,
длинней, длинней делается: выматывается у Лтстовертки из брюшка, тянется, не рвется. Муравьишка с Листоверткой все ниже, ниже, ниже опускаются.
А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают.
Все закрыли – один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк – и домой.
Тут и солнышко зашло.
«Муравей и голубь» Перевод Вадима Пака
Упал как-то муравей в воду. - Спасите, - кричит, - тону! Услыхал голубь и всполошился. Сорвал с дерева лист, муравью бросил.
- Держись крепче, - говорит и тащит потихоньку на берег. Ухватился муравей за лист, насилу выполз на берег. Стал благодарить голубя: - Спасибо тебе, дядя голубь!
Спас ты мне жизнь! Рад голубь, что доброе дело сделал, и улетел к себе в горы. Сидит как-то голубь на дереве, а к дереву охотник подкрался, того и гляди выстрелит из ружья. Увидел это муравей, подполз к охотнику, в ногу его укусил. Завопил охотник от боли. Смотрит голубь - у дерева охотник с ружьем.
Взлетел голубь и говорит муравью: - Спасибо тебе, спас ты меня от верной смерти!.. Так за добро муравей голубю добром отплатил.
Народные приметы.
Если муравьи прячутся в кучке - жди сильного ветра, дождя, грозы.
Если муравьи увеличивают муравейник - жди холодной зимы.
Если муравьи вдруг затевают переселение на сухое место с твердым грунтом, то это предвещает обильные дожди.
Если муравьи ищут для жилья затемненные, влажные впадины — жди засухи.
В муравейнике ходы открыты и заметно бойкое движение муравьев на куче — к хорошей погоде.
Если во время хорошей погоды большая часть ходов в муравейнике закрыта и муравьев мало видно, жди ненастья.
Муравьи прячутся в гнезда — к грозе или сильному дождю.
Если муравьи окрыляются (летают), будет дождь (чуваш.).
Если муравьи перетаскивают яйца с места на место, жди дождя,
Если крылатые муравьи большими роями кружатся в воздухе, то
надо ждать дождя (латыш.).
Пословицы и поговорки
Муравей не велик, а горы копает. Мал муравей, да горы копает. Мурашка мурашке рада.
У муравья голова с просяное зернышко, а ума — чувал.
Ступай к муравью, ленивый, поучись у него благоразумию.
Муравьи сообща и льва одолевают.
Муравей слаб, но камень рушит.
Мал муравей телом, да велик делом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"
Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
Данный проект проходил летом во время работы в детском саду. Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...
экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"
Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...
Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)
Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....
Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.
В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....