Среднесрочный проект « Посадили огород, посмотри, что тут растет».
проект по окружающему миру (старшая группа)

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить  и развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, результатом своего труда. 

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Раньше в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе, но сейчас таких строгих правил нет. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednesrochnyy_proekt.docx267.96 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

 Администрации города

Новочеркасска

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №15

 

Среднесрочный проект

« Посадили огород,

посмотри, что тут растет».

                                           

                                           Разработала и провела:

                                                                    Харченко Марина Александровна

                              воспитатель высшей квалификационной  категории

                     

D:\Рабочий стол\maxresdefault.jpg

                                                         2019-2020 уч . г.

                                                             

                                                             Кто к нам в группу не войдет

                                                             Спросит: «Это огород?».

                                                             Посмотрите, там растет.

                                                             Огуречная рассада.

                                                             И укропчик и лучок,

                                                             Помидорчик, перчик, кабачок.

                                                             Смотрят все на огород,

                                                             И уходят , открыв рот.

Пояснительная записка.  Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить  и развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, результатом своего труда. 

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Раньше в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе, но сейчас таких строгих правил нет. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. 

Наличие огорода в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребенка с объектами природы, это «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за растениями.

Интеграция образовательных областей: в данном проекте просматриваются все образовательные области.

Актуальность

Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо- растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла  идея создать в группе свой огород , который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.

Тип проекта

По продолжительности – среднесрочный ( 2 месяца март, апрель)

По составу участников проекта – групповой.

По направленности деятельности участников проекта –  познавательно-творческий.

В проекте участвуют: дети старшей группы 5-6 лет, родители воспитанников; воспитатель группы;

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание  у детей  любви к природе

Задачи:

  • расширять и уточнять представления детей об овощных (злаковых) культурах;
  • учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
  • формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
  • способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
  • воспитание  у детей  любви к природе
  • способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  • развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
  • продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

Предполагаемый результат:

  1. Дети познакомятся с культурными  растениями.
  2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений и возможность ухаживать за ними
  3. С помощью исследовательской работы дети  выявят разнообразие посевного материала.
  4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду
  5. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в мини – огороде.
  6. Активное участие родителей в реализации проекта.

Работа с родителями.

1.Сделать подборку стихов, загадок про овощи, и рецептов овощных блюд.

2.Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки, палочки для рыхления, лейки.

3.Домашнее задание – с детьми придумать сказку о любом овоще, записать и нарисовать к ней рисунок.

 Информационное обеспечение.

- видео- презентации;

- мультфильмы, фильмы;

- наглядно-дидактические пособия, книги.

 

Материально-техническое обеспечение.

- оборудование для ухода за растениями;

- семена, рассада;

- фотоаппарат;

- компьютер;

- магнитофон.

D:\Рабочий стол\img_user_file_5523d1dbe48ce_9.jpg

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационно- подготовительный        

- Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и видеосюжеты, тематические картинки, репродукции картин по теме, настольно-дидактические игры по теме, лото, картинки-пары, плакаты.

- Подбор литературы и предварительное чтение, загадки по теме, русские народные сказки.

- Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности, инструментов для работы на огороде, приобретение семян, выращивание рассады, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

- Обсуждение цели и задач с родителями, ;

- подбор необходимого материала для создания огорода;

- выявление знаний детей о жизни растений;

- составление перспективного плана.

2 Этап. Рефлексивно- диагностический          

 Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.

3 этап.  Практический

Непосредственная работа в огороде

Образовательная область «Познание»

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений):

Задания и поручения на количественный счет предметов: сосчитать все овощи; сосчитать грядки, бороздки и т.д.; сосчитать сколько в корзине овощей.

Игровые задания и поручения на порядковый счет.

Игровые задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством.

Игровые задания на сравнение предметов по величине, длине, цвету и форме.

Формирование целостной картины мира:

Просмотр видео- и фотосюжетов на темы: «Растения нашего края», «Как собирают урожай», «Что может вырасти из семечка», «Что нам дарит огород» и прочее.

Беседы: «Для чего человеку овощи и злаки», «Полезная еда» и прочее.

Беседы, обсуждения: «В чем польза овощей?», «Какие овощи можно есть сырыми, а какие нужно варить?», «Что спрятано в хлебе»

Рассматривание семян растений;  наблюдение за рассадой;  наблюдение за ростом и развитием растения.

Дидактические игры : «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника»,«Где растет?», лото «Овощи и фрукты» и другие.

Сюжетно-ролевые игры -  «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму», «Печём хлеб».

Образовательная область «Речевое развитие»

Фантазии, рассказы, сказки, мини-эссе на темы: «Жила-была капуста и …», «История о корке хлеба» и другие.

Речевые игры.

 Копилка вопросов для обсуждения:

Где выращивают овощи? (на полях, в огородах)

На чем и где растут овощи? (на грядках, на кустиках, в земле)

Где выращивают фрукты? (в саду)

На чем вырастают фрукты? (на деревьях)

Где можно купить овощи и фрукты? (на рынке, в магазине)

Как растёт хлеб?

Речевая игра «Вершки и корешки» (морковь-корешки, помидор-вершки).

Словесные игры:

«Овощное,  фруктовое и мучное»: суп — овощной, компот — фруктовый ,печенье – мучное и т. д.

« Подбери слово»: к прилагательному существительные — яблочный сок, джем, пирог, компот; к существительному прилагательное — игра «Назови сок» (яблочный, морковный и прочее); игра «Назови варенье»; игра «Назови салат »и другое.

«Где спрятался звук?» (определить место звука в слове).

Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему: «Овощи — фрукты».

Примерные вопросы для интервью:

— Как вы думаете, что такое огород?

 — А что такое сад?

 — В чем отличие между садом и огородом?

 — В чем польза овощей и фруктов для человека?

 — Ваш любимый овощ? Почему?

- Зачем людям хлеб?

Составление рассказа по картине «В огороде».

Чтение сказки «Вершки и корешки», стиха Б. Заходера «Помидор».

Чтение рассказа Т. Пономаревой «Хитрое яблоко».

Заучивание загадок об овощах и фруктах.

Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Огурцы», русских народных сказок «Пых», «Репка», «Мужик и медведь» и других.

составление рассказа «Лето на огороде»,  «Как я помогаю на  огороде»,

разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.

- Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород»,  О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

1. Рисование:

Рассматривание репродукций картин: А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной», «Натюрморт с дыней».

Рисование с «натуры» в группе: «Натюрморт с овощами и фруктами», Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»; «Цветочная фантазия»(нетрадиционная техника); «Овощи»(рисование с натуры), «Части растения».

2. Лепка: коллективная композиция «Осенние дары», «Декоративное панно» (коллективная работа); «Что бывает из муки?»; «Насекомые помощники».

3. Аппликация: создание «рваного огорода» (рваная аппликация), «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».

4. Конструирование из строительного материала «Строим овощехранилище», (Зернохранилище).

Конструирование из бумаги «Корзинки для овощей».

Образовательная область «Социально – коммуникативная»

Помощь взрослым по сбору урожая на приусадебном участке, на даче, огороде.

Знакомство с особенностями труда работников полей, садов и огородов.

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: овощи и фрукты», «Готовим борщ».

Театрализованные игры: «Хозяйка однажды с базара пришла» (по стихотворению Ю. Тувим).

Труд: Посадка семян цветов и овощей;  высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные  индивидуальные трудовые поручения.

Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».

Здоровье:  «О пользе овощей» (беседа); «Почему у куклы болит живот?».

Образовательная область «Физическая культура»

Эстафеты с бегом: «Собираем урожай», «Разгрузи машину», «Варим борщ» и другие.

Подвижные игры: с мячом — «Назови, что это (фрукт или овощ)», с бегом — «Огуречик, огуречик» и другие.

4 этап. Заключительный        

Оформление материалов проекта:

 Итоговый продукт проекта:

Выставка плодов и овощей, снопов злаковых культур.

- Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».

- Макет «Строение растения».

- Коллекция «Растение и его семя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-экспериментальный проект «Посадили огород, посмотрите, что растет! »

Посадили огород, посмотрите, что растет!Будем мы ухаживать,Будем поливать,Будем за росточкамиДружно наблюдать!...

Проект "Посадили огород, посмотрите что растет!"

Данный проекта помогает формировать у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях....

познавательно-исследовательский проект "Посадили огород, посмотрите, что растет!"

презентация создана для участия в муниципальном конкурсе "наш огород". проект рассчитан на срок 3 месяца,цель проекта-создать благоприятные условия для экологической работы с детьми старшей группы, во...

проект "Посадили огород, посмотрите, что растет""

обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и ро...

Проект "Посадили огород, посмотрите, что растет"

Познавательно - исследовательский, творческий проект для детей 5-6 лет....

краткосрочный проект "Посадили огород, посмотри, что растет"

Проект "Посадилиогород, посмотри, что растет" ·         Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение дет...