Знакомство с Алтаем
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Цикл занятий в рамках работы над проектом "Народы России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_altaem.doc | 35.5 КБ |
ail_-_natsionalnoe_zhilishche_altayskogo_naroda.doc | 35.5 КБ |
altayskiy_gosudarstv-y_biosfernyy_zapovednik.doc | 40.5 КБ |
altayskiy_prazdnik_chaga_-_bayram.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с Алтаем
Цель: формирование представления учащихся об алтайском крае, традициях и быте алтайского народа.
Задачи: 1. обобщить знания детей о традициях и праздниках Республики Алтай.
2. Развивать познавательный интерес детей к культуре алтайского народа.
3. Познакомить с национальными алтайскими играми.
4. Воспитывать бережное отношение к древним обычаям своего народа, вызвать интерес, радостное настроение.
Ход занятия:
Вед. 1
Ты в бурных реках,
Ты в могучих горах,
При свете солнца весь из золота ты,
Вед.2 При свете луны, как серебряный ты,
О, наш могучий Алтай,
Священный Алтай!
Слайд (карта Алтайского края)
Вед. 1 Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по Алтайскому краю. Алтай – это место, где мы родились, где многие из вас собираются жить будучи взрослыми.
Вед. 2 (слайд). Что значит «АЛТАЙ»? Это старое, старое слово. Была в старину монета «алтын». Слово «алтын» означало «золото». Алтай, алтын - они очень похожи. Алтай – это край золотой. На Алтае есть степи, горы, реки, озера, леса. В полях пшеница золотая, золотая! В недрах земли - золото. Поэтому наш край самый богатый и удивительно красивый край России.
1. Горы Алтайские гордо стоят
Степи собой защищая,
И над тайгой золотою горят
Зори родного Алтая.
2. Есть на свете такой уголок
Где бы я ни был – не знаю,
Только, пожалуй, найти я не мог
Лучше Алтайского края.
3. Волны пшеницы, как моря прибой
Плещут от края до края.
Ясных озер здесь простор голубой
Будто бы небо Алтая.
Вед. 2 (Звучит пение птиц) (запись)
Величественна и разнообразна природа Алтайского края. Высокие горные хребты, окутанные голубой дымкой, неприступные снежные вершины, сияющие белизной в ясном небе, стремительные реки, изумрудные озера, бесконечные хвойные леса, чудесное пение множества птиц – все это Алтай!
Вед.1 Ребята, давайте назовем птиц, населяющих Алтайский край. (скворцы, ласточки, синицы, воробьи, вороны, беркуты, сороки, совы, дятлы, соловьи и др.)(слайды)
Вед.2 300 видов птиц насчитывается в Алтайском крае. Многие из них занесены в Красную книгу Алтая: беркуты, грифы, белоголовый сип, филин, овсянка, сибирский вьюрок и др. (слайды)
Вед.1 А сейчас мы спустимся с поднебесья и подойдем к горным рекам и озерам.
Вед.2 5 тысяч рек и речек текут по Алтайскому краю. Наиболее крупные из них Обь, Катунь, Бия, Алей , Чумыш, Чарыщ, и другие.
(слайды фото рек)
Вед.1 С горных круч и ущелий Алтая,
Пробиваясь издалека,
Катит волны Катунь голубая
И зеленая Бия река.
Слайды (Обь)
Вед.2 Берега приподняв высоко
Рукавом многоводной протоки,
Разливается Обь широко.
И течет она наша красавица
Вдоль просторов в счастливые дни,
Чтоб плотинами гидростанций
Зажигать над Сибирью огни.
Вед. В нашем крае насчитывается свыше 4 тысяч озер. Наиболее крупные – Кулундинское, Кучукское, Горькое, Большое Топольное, Большое Яровое, Ая.
Вед. Самое крупное и живописное озеро – Кулундинское
(слайд фото)
Вед. Хорошо отдохнуть у реки, позагорать, поплавать, но ведь можно и порыбачить!
Вед. Я смотрю, ты заядлый рыбак! Так давай, мы сделаем привал и половим рыбу, но только ту, которая водится в реках и озерах Алтайского края.
Игра «Поймай рыбку»
Вед. А вот и лес, полон сказок и чудес! Кто из вас, ребята, бывал в лесу? Чем он вам понравился? Русские писатели любовно называли леса лесными хоромами.
Вед. На территории нашего края произрастает более 100 видов различных деревьев и кустарников.
В лесу живут огромное количество животных. Назовите….
Игра «Угадай животное!»
Вед. Ребята, мы познакомились с живописной природой Алтайского края.
Вот и подошло к концу наше путешествие, Вам понравилось оно?
Что больше всего понравилось?
Предварительный просмотр:
«Аил – национальное жилище алтайского народа».
Цель: создание педагогических условий для формирования представлений у детей знаний о традиционном жилище алтайского народа – аиле.
Задачи:
Образовательные:
-содействовать знаниям детей о том, что Республика Алтай - часть большой страны России (познавательное развитие);
-знакомить детей с характерными особенностями традиционного жилища, учить соединять сухие веточки в зависимости от условного обозначения на плоскости.
Развивающие:
-Развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников (художественно- эстетическое развитие);
-развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст (восприятие художественной литературы и фольклора);
Воспитательные:
-Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
-формировать интерес к культуре, предметам быта, национальному жилищу алтайцев;
-продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми (социально-личностное развитие).
Материалы: мультимедийный проектор, презентация «Аил»; аудиозаписи: «Алтай -Кай».
Предварительная работа: беседа: «Россия – родина моя», дидактическая игра «Сложи картинку», чтение стихотворения Л.В.Кокышева «Моему старому аилу».
Ход непосредственно - образовательной деятельности:
- Проблемная ситуация «Приход куклы Кати».
Цель: решение проблемной ситуации и желание помочь персонажу – кукле Кате.
Добрый день, уважаемые ребята! У меня случилась беда: меня пригласила в гости моя подруга – кукла Чейнеш в свой гостеприимный аил. А я даже не знаю, что это? Может вы мне поможете и расскажете об этом? (ответы детей)
- Основная часть НОД (использование ИКТ – презентации):
Уважаемая кукла Катя! Наши ребята еще малы, но уже многое знают. Сейчас мы расскажем, а наш волшебный экран нам поможет. (презентация «Аил»)
- Наша республика называется Алтай.
- А какой главный город Республики Алтай? (слайд 1)
- Горно-Алтайск.
- А как называется село, в котором мы живём? (слайд 2)
- Паспаул.
Да, ребята, мы живем с вами на алтайской земле. Она очень красивая, самобытная и многонациональная: русские, алтайцы, казахи… Но коренными жителями Республики Алтай являются алтайцы: тубалары, теленгиты, кумандинцы, челканцы... (слайд 3) Алтайский народ очень любит свой край, и старается сделать его еще богаче и краше. Сколько у нас в селе новых построек: большие красивые дома.
- Из чего сделан ваш дом, в котором живете вы с родителями? (Ответы детей).
- Молодцы. -А раньше этого ничего не было. Хотите узнать, как люди жили раньше?
Давным-давно, когда еще жили наши прадедушки и прабабушки, не было ни телевизоров, компьютеров и планшетов. Людей того времени кормила и одевала сама природа и труд человека. Алтайцы старались жить ближе к тайге и рекам, озерам. Леса и озёра были очень богаты, щедро делились с человеком. (слайд 4) Дома строили из бревен, досок и жердей, поставленных почти вертикально с небольшим наклоном внутрь, а крыши делали из бересты, коры или теса. Такое жилище называется аил.
Аил - срубное сооружение с полусферической крышей из коры лиственницы (чеден айыл, агаш айыл, чертпе айыл, кажаан айыл). (слайд 5) В центре его располагался открытый очаг, дым из которого выходил в отверстие крыши (слайд 6). Такие жилища были раньше на Алтае, сейчас их можно увидеть в основном в туристических комплексах.
3. Дидактическая игра «Построим аил для куклы Кати»
Цель: умение коллективно создавать сюжетную композицию – аил из сухих веточек.
Вот что такое аил, кукла Катя! А сейчас, мы с ребятами поможем построить аил из сухих веточек. На листе бумаги находится точка, от которой вы попробуете наложить веточки, располагая по схеме (в виде треугольника).
4. Речедвигательная игра «Моему старому аилу» (по стихотворению Л.В.Кокышева).
Цель: обучение умению соотносить движения с текстом произведения.
Аил мой старый, здравствуй друг! – поднимают руки вверх.
Я вновь явился на свидание. – легкие шаги на месте.
Сквозь дымохода узкий круг – обнимаю себя двумя руками.
Я мир увидел в детстве раннем. – присаживаются на ноги.
Корой древесной я чинил, - имитируют движения «молоточки».
Твои бока – прорехи метил. – приставляют руки на туловище.
А ты казался мне, аил, - приставляют руку ко лбу.
Прекрасней всех дворцов на свете. – показывают восхищение, разводят руки в стороны.
5. Рефлексия НОД «Кукла Катя благодарит за помощь»
Цель: оценка полученных знаний в совместной деятельности.
Большое спасибо, вам, ребята! Вы очень отзывчивые и добрые. Мне очень было весело с вами. Теперь я могу легко и с радостью отправляться в гости к моей дорогой кукле Чейнеш, потому что я знаю, что такое аил, что о нем даже написаны стихи алтайским поэтом Лазарем Васильевичем Кокышевым, и как, и из чего его можно построить.
Предварительный просмотр:
«Алтайский Государственный биосферный заповедник»
Цель: формирование представления детей об алтайском заповеднике и о причинах его создания; показать значимость заповедника в жизни человека;
Задачи:
- познакомить с понятием «Заповедник», с деятельностью организации охраняемых природных территорий,
- формировать экологические знания о взаимоотношениях организмов, воздействия человека на природу, знания об охраняемых территориях,
- продолжать работу по формированию бережного отношения к природе.
- способствовать развитию логического мышления, эстетическому восприятию природы, активизировать творческую самостоятельную деятельность учащихся.
- Оборудование:
- физическая карта России,
- картинки с изображением растений, животных и рыб, презентации, кроссворды.
Ход урока. Организационный момент.
- Сядьте правильно, красиво. Слушайте меня внимательно.
- Говорите чётко, правильно.
Восп.
Ребята, представьте:
Что завтра будет на земле, где мы с тобой живём
Быть может скоро мы с тобой, растенья не найдём?
Звери, рыбы, пауки и птицы, не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни!
Оказывается, еще давно, в Древней Руси люди задумывались о том, что природу надо беречь. Животные играют огромную роль в природе. Но люди порой жестоко истребляют их ради меха или мяса, а иногда ради развлечения.
На диких животных также влияет хозяйственная деятельность человека. Когда люди вырубают лес или загрязняют воду в реке, они невольно губят много животных, для которых лес и река - дом. Из-за хозяйственной деятельности человека и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие стали редкими.
- Что же люди делают для того, чтобы сберечь природу?
- Молодцы! Строят «заповедники».
Заповедник – это заповедное место, охраняемая природная территория,
где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.
Заповедная земля – неприкосновенная земля.
НЕЛЬЗЯ
- охотиться на птицу и зверя,
- ловить рыбу в озерах,
- собирать в лесах грибы и ягоды,
- рубить деревья, разводить костры,
- добывать минералы,
- запрещается любая хозяйственная деятельность
МОЖНО любоваться величием и щедрой красотой неповторимой природы.
-Нашей зелёной планете угрожает опасность. Когда вы станете взрослыми, то только вы сможете её защитить.
Давайте послушаем стихотворение «Дикарь в лесу».
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь,
Пошёл себе довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
- Какие правила поведения в лесу нарушил мальчик?
– «Не ломать ветви деревьев».
– «Не рвать цветы».
– «Не разорять птичьи гнёзда, муравейники».
– «Не ловить насекомых, птиц, не брать детенышей животных из леса».
– «Не мусорить в природе».
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
Восп.
Сегодня мы будем говорить, и рассказывать о небольшой части нашей Родины, Алтайском крае и расположенном на его территории Алтайском заповеднике.
Для сохранения природы Горного Алтая в первозданной чистоте был создан Алтайский Государственный Природный Заповедник на правобережье Телецкого озера.
Расположенное на территории Алтайского заповедника, Телецкое озеро – одно из красивейших озёр нашей страны. Про озеро говорят, что это «голубое диво», «жемчужина Горного Алтая», «младший брат Байкала», а алтайцы его называют «Алтын – Кель», что означает «Золотое озеро».
На охраняемой территории обитает 59 видов животных, занесенных в Красную книгу Республики Алтай.
В любом месте тайги можно повстречать медведя. В лесной зоне восстановлен соболь, численность которого в Алтайском заповеднике превышает 1000 особей. Издавна в лесах Горного Алтая живёт марал. Летом голову самцов украшают молодые неокостеневшие рога – панты. Часто встречается грациозный юркий горностай. По долинам Камги и Ойеру можно встретить косуль.
Попадаются росомаха, колонок, ласка, рысь и другие. Перелетает с дерева на дерево летяга. Быстро передвигается с одного дерева на другое белка.
Редкие особо охраняемые животные заповедника – сибирский козерог и снежный барс.В долине Чулымшана, в прителеукой тайге живёт несколько видов летучих мышей. Зимуют они в пещерах, дуплах деревьев, даже в медвежьих берлогах. Летучие мыши очень прожорливы. За сутки они съедают больше, чем весят сами. Уничтожая вредных насекомых (комаров, мух), приносят большую пользу человеку.
Зарегистрировано пребывание 323 вида птиц. Здесь обитают белая куропатка, глухарь, перепел, рябчик, кулик и другие. Серая цапля, чёрный аист, лебедь – кликун, малая чайка, розовый скворец, алтайский улар, орлан – белохвост, беркут, сапсан и скопа занесены в Красную книгу.
Нередко тишину леса нарушают кедровки (ореховки). Они питаются кедровыми орехами, которые часто не съедают, а прячут, зарывая в землю. Спустя несколько лет на месте кладовой вырастает кедр. Таким образом, кедровки помогают воспроизводству этого дерева.
В пёстрых красках леса не виден рябчик в своём защитном оперении. В долине Чулышмана обитают серая куропатка и перепел.
Пресмыкающиеся.
Пресмыкающиеся представлены гадюкой обыкновенной, гадюкой степной, щитомордником обыкновенным, узорчатым полозом, прыткой ящерицей, живородящей ящерицей, остромордой лягушкой и серой жабой.
Итог.
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц
Ради нескольких яиц,
Не ловили по дубровкам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Рек не загрязняли!
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живём и ты, и я!
- Давайте беречь и сохранять природу!
Предварительный просмотр:
Алтайский праздник Чага-байрам
Цель: формирование представления воспитанников об алтайском крае, традициях и быте алтайского народа.
Задачи:
1. обобщить знания детей о традициях и праздниках Республики Алтай.
2. развивать познавательный интерес детей к культуре алтайского народа.
3. познакомить с национальными алтайскими играми.
4. воспитывать бережное отношение к древним обычаям своего народа, вызвать интерес, радостное настроение.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Давайте сделаем большой круг, и пожелаем друг другу хорошего настроения.
Мы похлопаем в ладоши раз-два-три,
И попрыгаем немножко раз-два-три,
Мы тихонько покружились,
И на землю опустились,
Поднялись, потянулись и друг другу улыбнулись.
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие на Алтай, кто мне скажет на каком транспорте можно путешествовать? Ответы детей
Восп: на самолете, тогда садимся в самолет и отправляемся.
Мы садимся в самолет
Отправляемся в полет
Мы летим над облаками
Над лесами и полями
Видим, как течет река,
Видим в лодке рыбака.
Осторожнее: гора!
Приземляться нам пора. Слайд 2.
Восп: вот мы и на месте. Ребята а скажите мне, что вы знаете об Алтае? Ответы детей
Слайд 3-6 (беседа по слайдам).
Восп: что значит «АЛТАЙ»? Это старое, старое слово. Была в старину монета «алтын». Слово «алтын» означало «золото». Алтай – это край золотой. На Алтае есть степи, горы, реки, озера, леса. В полях пшеница золотая, золотая! В недрах земли - золото. Поэтому Алтайский край самый богатый и удивительно красивый край России.
Восп: А сейчас дети расскажут стихи об Алтае
Ты в бурных реках,
Ты в могучих горах,
При свете солнца весь из золота ты,
При свете луны, как серебряный ты,
О, наш могучий Алтай,
Священный Алтай!
Горы Алтайские гордо стоят
Степи собой защищая,
И над тайгой золотою горят
Зори родного Алтая.
Волны пшеницы, как моря прибой
Плещут от края до края.
Ясных озер здесь простор голубой
Будто бы небо Алтая.
Слайд 7, 8.
Восп: Ребята, на Алтае живет гостеприимный народ, и в конце февраля они отмечают праздник Чага - Байрам который переводится как Белый праздник. Хотите посмотреть, как же его отмечают?
Чага-Байрам – это очень веселый праздник, сопровождаемый смехом, катанием на санях и шкурах животных. Люди радуются приходу скорой весны. Готовятся национальные блюда, устраиваются всевозможные спортивные соревнования.
Перед праздником все жители, делают уборку в своих домах, давайте поможем убрать все предметы по своим местам.
П/и «Разбери кубики по цвету».
Слайд 9 видео.
Восп: Молодцы ребята, праздник начинается с раннего утра, алтайцы идут на гору и совершают обряд поклонения Солнцу, Алтаю. На специальный алтарь преподносят угощения из молочных продуктов, привязывают кыйра-ленточки, зажигают костер и все это сопровождается пожеланиями мира и покоя, процветания и развития родной стране и народу, достатка семье, родным, благополучия и здравия.
Слайд 10
Восходят в гору старики,
И пожилые и подростки.
Вязать цветные ленточки
К растущей на горе березке.
Так повелось у нас,
Таков обычай, созданный не нами -
Обычай этот вглубь веков
Уходит далеко корнями.
Белая ленточка символизирует молоко и жизнь, желтая — луну и солнце, голубая — небо и звезды
Восп: Давайте, ребята и мы с вами привяжем ленточки к березе и пожелаем благ всем своим родным. Все, кто привязывает ленточки - клянется беречь природу Алтая, беречь традиции и обычаи народа.
Восп: после этого, Алтайцы отправляются на традиционные гулянья. Слайд 11
Устраивают скачки на лошадях, давайте и мы с вами поскачем на лошадках.
П/и «Скачки».
Слайд 12 А теперь поиграем в любимую алтайскую игру «Юрта».
«ЮРТА (ТИРМЭ)».
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Правила игры: С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Восп: понравилась вам игра? Ну а вечером алтайцы ходят в гости к своим друзьям и дарят им выпеченные из муки фигурки животных, давайте и мы с вами подарим нашим гостям подарки.
Ребята, ну а теперь нам пора возвращаться
Мы садимся в самолет
Отправляемся в полет
Мы летим над облаками
Над лесами и полями
Видим, как течет река,
Видим в лодке рыбака.
Приземляться нам пора.
Восп: ребята, понравилось вам путешествие? Где мы с вами побывали? На каком празднике? Что вам больше всего понравилось?
Скажем нашим гостям до свидания и пойдем в группу .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Наша Родина - Алтай"
Праздник для детей подготовительной к школе группе...
Проект "Мой край Алтай"
Краткосрочный проект для второй младшей группы детского сада, посвященный 75-летию Алтайского края...
Конспект занятия "Золотое озеро Горного Алтая"
Формирование представления о разнообразии природы Горного Алтая, о ее значении в жизни людей, о необходимости ее охраны; закладывать основы экологически грамотного и безопасного поведения в природе....
Проект "Птицы Алтая"
Закрепление у детей представлений о птицах Алтайского края...
Проект: "Народы России. Знакомство с Алтаем"
Проект «Знакомимся с городами России. Алтай»....
Знакомство с Горным Алтаем
Развивающая стена...
Знакомство с Горным Алтаем (описание)
Развивающая стена...