"Капустные посиделки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект досугового итогового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapustnye_posidelki.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
ДОСУГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ
для детей старшего дошкольного возраста
«Капустные посиделки».
Автор-разработчик: Кондрусова Анжела Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 90 Приморского района Санкт-Петербурга.
Возрастная адресованность: старшая группа.
Длительность мероприятия: 35 мин.
Цель: Продолжать формировать первичные представления о социокультурных ценностях русского народа: знакомить с народными традициями, обычаями, обрядами.
Педагогический замысел:
«Социально-коммуникативное развитие»:
1. Познакомить детей с традициями и обрядами проведения «Капустных вечёрок/посиделок».
2.Продолжать знакомить детей с традициями русского гостеприимства и взаимопомощи.
«Познавательное развитие»:
1 Продолжать знакомить детей с историей русского народа через знания о русском народном празднике «Капустные вечёрки/посиделки» (его значение, традиции и праздничная кухня).
«Речевое развитие»:
1.Знакомтво с формами русского народного речевого этикета.
«Художественно-эстетическое развитие»:
1. Развивать творческую активность и артистизм через приобщение детей к народному искусству.
«Физическое развитие»:
1. Продолжать работу над формированием опыта дружеского взаимодействия и морально-этических норм через развитие интереса к участию в народных подвижных играх.
Предварительная работа:
1.Беседы «Труд людей в природе осенью», «Как люди к зиме готовятся».
2. Разучивание хороводного танца с использованием песни «К нам гости пришли» (муз. Александрова А., сл. Ивенсен М.)
3. Разучивание народной подвижной игры «Вейся, вейся капустка»
4.Разучивание поговорок и пословиц о капусте.
5. Чтение: «Капустка» (русская народная сказка), «Сказка про капусту Матрёшку, про друга Ермошку» (Ивахина-Кирикова С.)
6.Беседы о быте русского народа.
Атрибуты:
1.Иллюстрации с изображением корыта, сечки, шинковки и песта.
2. Макет русской печи.
3. Атрибуты для игры «Приготовим борщ»: макеты овощей, кастрюли.
4. «Письмо»-сообщение.
5. Палка гимнастическая или канат.
6.Платочки для хороводного танца.
7. Аудиозаписи: «Мы капусту рубим» (Железнова Е.), «К нам гости пришли» (муз. Александрова А., сл. Ивенсен М.), «Вейся, вейся, капустка моя» (рус. нар. песня), звук рубки капусты.
8.Кочаны капусты.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, давно мы с вами не обращались к нашему мини-музею «Русская изба». Наверняка у него есть для нас новые сообщения и интересные истории. Предлагаю вам сегодня отправиться в очередное путешествие на нашей «машине времени».
Дети и воспитатель произносят «волшебные слова»:
Нам в музее интересно,
Что увидим — неизвестно,
Станем всё мы изучать,
Будет всё запоминать.
Воспитатель: Музей, о чём ты нам сегодня расскажешь?
Раздаётся звук рубки капусты.
Воспитатель: Это что за звук? (Дети пытаются отгадать звук).
Воспитатель: Правильно, это хруст.
Как же быть без хруста,
Рубят здесь капусту.
Воспитатель находит на полке письмо- сообщение от музея с рассказом о капустных посиделках и читает его:
«Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные –осенние, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на долгую зиму. В старые времена на Руси был обычай заготавливать по осени капусту. В народе говорили: «Октябрь капустник – пропах капустой», «Сентябрь пахнет яблоками – октябрь капустой».
В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить и засолить капусту на зиму. Молодежь собиралась вместе, ходили из дома в дом и рубила капусту в корытах, квасила ее в бочках. Так люди помогали друг другу. Помощь такая была очень нужна, капусты-то заготавливали много-много, на всю зиму.
Воспитатель: А у нас и красны девицы есть!
Эй, подружки, выходите да капусту порубите!
Девочки подходят к столу, на столе- кочаны капусты.
Пособите мне капусту порубить,
Пособите-ка её мне усолить!
Проводится пальчиковая игра с девочками «Мы капусту рубим» (Железнова Е.)
Воспитатель: Я сейчас разъясню вам, как рубили капусту на Руси. (Просмотр презентации)
Воспитатель: Вот это корыто, а это сечка. Для рубки капусты в каждом доме имелось особое корыто, которое ни для чего иного не употреблялось. Другое приспособление – шинковка – специальный станок для шинкования, т.е. нарезки капусты в виде стружки, а вот это - деревянный пест.
Воспитатель разъясняет, каким образом функционировали приспособления.
Воспитатель:
Вот и кончилась работа.
Веселиться вам охота?
Девочки: Поработали, можно и повеселиться. (хором)
Воспитатель: После дружной совместной работы, рубки кочанов, красны девицы выходили на улицу и заводили хороводы и пляски до самой зорьки.
(Девочки выходят в центр помещения, берут платочки)
Воспитатель: К ним присоединялись добры молодцы и начинался праздник.
Выходят мальчики: Здравстуйте, хозяева! Мир вашему дому!"(хором)
Девочки: «Проходите, гости дорогие1Красному гостю красное место!» (хором)
Хоровод «К нам гости пришли».
Воспитатель: Наши парни молодцы! Как солёны огурцы!
Проводится игра с мальчиками «Перетягивание палки».
Воспитатель: Капуста - богатый витаминами овощ. Её надо есть и старым, и малым, а также тем, у кого слабое здоровье. Так на Руси и говорили: «Ни один рот без капусты не живёт», «Без капусты щи не густы!»
Всем известно: без капусты
У тебя в кастрюле пусто.
Коль капусту позабудешь,
Есть борщи и щи не будешь.
Проверим, какие у нас хозяюшки.
Проводится игра с девочками «Приготовим борщ», обсуждаются результаты.
Воспитатель:
Не суди капусту строго,
Что на ней одежек много.
Мы по кругу все пойдем,
Да капусточку завьем!
Проводится хороводная игра «Вейся, вейся, капустка моя».
Воспитатель: Посиделки удались на славу! Спасибо большое музею! Верно говорят: «Не красна изба углами, красна пирогами», то есть славится изба не своим богатством, а гостеприимством. Да вспомнила я ещё одну традицию: всех угощали пирогами. Только где же нам пироги взять?
Воспитатель обращает внимание детей на «печь». Дети произносят волшебные слов «волшебные слова»:
Колдуй, баба, колдуй дед,
Колдуй серенький медведь!
«Из печи» вынимаются пирожки с капустой, объявляется чаепитие, совместно накрываем на стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Капустные посиделки.
Досуг ко Дню Пожилого Человека....
из опыта работы музыкального руководителя Ловдиковой Ольги МихайловныСценарий фольклорного развлечения для детей старшей группы с участием родителей « КАПУСТНЫЕ ПОСИДЕЛКИ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ центр развития ребенка- ДЕТСКИЙ САД № 5МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН Сценарий ф...
Капустные посиделки
конспект НОД...
Капустные посиделки.
Ну кто не любит капусту!? Ну,конечно же,и стар, млад знают её вкус Ну а если устроить праздник для нашей ...
сценарий осеннего развлечения для старшей группы "Капустные посиделки"
Одним из моих любымых направления в музыкальном воспитании детей является фольклор (во всех его проявлениях), и по сложившейся уже традиции осенние праздники в старших группах я провожу в фольклорном ...
Проект "Капустные посиделки"
Проект для детей старшего дошкольного возраста...