План работы по самообразованию
материал по окружающему миру (средняя группа)
План работы по сомообразованию. По экологическому воспитанию в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_detmi.docx | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.
Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей 4-5 лет
Актуальность:
Экологическое воспитание и образование детей – актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Предполагаемый результат:
- переоценка педагогических ценностей своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;
- мотивация родителей к сотрудничеству в воспитательно-образовательном процессе;
- умение оказать практическую помощь коллегам.
Методы и приемы обучения:
- наглядные (презентации, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, дидактические игры, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций картин, показ сказок, просмотр фильмов о природе);
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснения);
- практические (самостоятельная, продуктивная деятельность детей, экспериментирование, проектная деятельность, сбор и оформление коллекции семян, плодов, гербария растений).
Формы проведения совместной деятельности с детьми:
игра-путешествие, исследования, сюжетно-ролевая игра, творческая мастерская, оформительская работа, опыты.
Формы работы с семьёй:
беседы, консультации, анкетирование, выставки, конкурсы, презентации, наглядная агитация.
Формы диагностики уровня освоения программы:
- проведение диагностики в начале и конце года.
Форма отчета по проделанной работе:
выступление на педсовете, участие в конкурсах, презентация по теме.
Мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
• изучение литературы по теме;
• посещение ООД у воспитателей своего ДОУ;
• участие в педсоветах;
• самоанализ и самооценка ООД в группе;
• обобщение результатов на заседании педсовета.
1. План методической работы
воспитателя по экологическому воспитанию на 2018-2019гг.
- Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию:
- периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
- изучение нормативно-правовых документов;
- посещение семинаров, конференций;
- ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
- просмотр открытых ООД на базе своего ДОУ;
- Создание эколого-развивающей среды (уголок природы).
- Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
- Разработка конспектов образовательной деятельности по экологическому воспитанию.
- Подведение итогов анкетирования по экологии.
- Проведение выставки «Я и природа».
- Оформление стендов и выставок тематической литературы.
- Проведение досугов, экологических, народных праздников.
- Участие в муниципальных, республиканских, межрегиональных, российских конкурсах.
2. План работы с детьми.
Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
- моделирование ситуаций;
-игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и т. д.);
- опытно-исследовательская деятельность;
- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
- просмотр мультфильмов;
- инсценирование сказок;
Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
- «Праздник Урожая», «Масленица», «День Земли», «Всемирный день охраны окружающей среды».
Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
Беседы на темы:
«Значение воды в жизни людей», «Подкормим птиц зимой», «Значение почвы и воды в жизни всего живого», «Мы друзья природы», «Лес и наше здоровье», «Поможем природе», «Овощи и фрукты – лучшие продукты», «О здоровой и вкусной пище».
Проекты:
- «Огород на подоконнике»
- «Юные экологи»
-«Комнатные растения – наши друзья».
Выставки:
-поделки из природного материала,
-дары осени,
-поделки из бросового материала.
Чтение художественной литературы:
В. Н. Танасийчук «Экология в картинках», знакомство с Красной книгой РФ и Татарстана, В. Бианки «Как муравьишка спешил домой», Д. Н. Мамин - Сибиряк «Про комара Комаровича», «Серая шейка», С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц», Г. Серебрецкий «Берегите птиц», В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал», Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия», Ю. Демянская «Дом Земли», Н. Т. Бромлей «Охотник».
Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.
Индивидуальная работа:
- подготовка детей к конкурсам.
Сроки: в течении года
3. План работы с родителями.
Консультация «Ребенок и природа».
Консультация «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».
Консультация «Экологические игры».
Консультация «Экологическое воспитание»
Анкетирование по экологии.
Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Дары осени».
Помощь родителей в изготовлении кормушек.
Участие родителей в проектах, акциях, выставках, конкурсах.
Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам.
Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
Индивидуальные беседы, консультации.
Сроки реализации: в течение года
Перспективный план работы
Средняя группа
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
Сентябрь 1 | Мониторинг | Выявить уровень экологической грамотности детей | Экологическая игра |
2 | «Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары» | Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям; формировать знания о деятельности по защите природы | Принятие законов охраны природы |
3 | «Хлеб на стол пришел» | Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважение к человеческому труду; познакомить с процессом выращивания хлеба | Чтение р/н сказки «Колосок»; беседа по картине Шишкина и Куприянова «Рожь», «Уборка» |
4 | «Будет хлеб-будет и песня» | Познакомить детей с профессией пекаря; учить различать хлебобулочные изделия | Дид. игра «Узнай на вкус»; лепка из соленого теста |
Октябрь 1 | «Мы гербарий собираем» | Познакомить с понятием коллекция, учить тому, что материал для коллекции нужно собирать, а не срывать; воспитывать умение видеть красоту осенней природы | Беседа “Что такое гербарий”; выкладывание узора из осенних листьев |
2 | Экскурсия «Путешествие в Осень» | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе; | Экскурсия по территории д/сада с посещением цветника, огорода, хвойных и лиственных деревьев |
3 | «Путешествие растений» | Способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растениям | Рассказ о размножении растений, отгадывание загадок |
4 | «Незнайка пришел в гости» | Расширение представлений детей об овощах и фруктах; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи | Дид. игра «Что где растет?», «Узнай по вкусу», «Узнай по описанию» |
Ноябрь 1 | «Дом под крышей голубой» | Объяснить детям взаимосвязь человека и природы; формировать представление о том, какие действия человека вредят природе и её обитателям | Чтение и обсуждении стих. В.Орлова «Дом под крышей голубой»; дид. игра «Найди, где чей дом» |
2 | «Вода – это жизнь!» | Дать представление о значении воды для всего живого, её ценность, показать способы очистки воды | Чтение и обсуждение рассказов «У реки», «У озера»; опыты с водой. |
3 | «Водоемы» | Совершенствовать знания; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе | Беседа «Где мы берем воду» |
4 | «Гость из водоема» | Развивать представление детей об обитателях водоемов | Рисование обитателей водоема |
Декабрь 1 | «Животные наши друзья» | Объяснять детям, как правильно вести себя с животными; воспитывать заботливое отношение к животным | Беседа «животные наши друзья»; правила настоящего хозяина кошки; оформление фотовыставки «Домашние любимцы» |
2 | «Как звери в лесу зимуют» | Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; воспитывать чувство доброты сопереживания ко всему живому | Кукольный театр |
3 | «Кормите их, согрейте их! Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу!» | Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; учить распознавать птиц; воспитывать сочувствие к «братьям нашим меньшим» | Упражнение «Какая для кого зима?», заучивание стих. «Синички»; изготовление кормушек для птиц |
4 | «Путешествие в зиму» | Расширять представление детей о зимних изменениях в природе; показать объекты экологической тропы в зимний период | Экскурсия по территории д/сада с посещением хвойных и лиственных деревьев, цветника, птичьих кормушек |
Январь 1 | «Снег и его свойства» | Уточнить и расширить представление детей о снеге; вызвать радость от открытий, полученных из опытов, учить анализировать и делать выводы | Беседа «Что такое снег?»; опытная работа по изучению мест большего загрязнения снега |
2 | «Пришла зима – снег и радость принесла» | Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы | Рисование «Снег из ваты»; игры в снежки без снега |
Февраль 1 | «Люблю я в комнате цветы, как, может, любишь их и ты» | Обобщить знания детей об уходе за комнатными растениями, дать представление о сигнальных признаках болезни растений | Беседа о правилах ухода за растениями; пальчиковая игра «Цветок» |
2 | Посадка лука | Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, развивать наблюдательность – умение замечать изменение в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся | Обсуждение условий выращивания лука, изучение строения луковицы; постановка опыта |
3 | Посев семян цветов для выращивания рассады | Дать представление детям о том, из чего можно вырастить растение, учить выращивать рассаду из семян | Отгадывание загадок; рассказ о цветах; показ приемов посева семян; |
Март 1 | «Встречаем весну!» | Дать представление о народных традициях встречи весны; познакомить детей с образом весны, переданным в различных произведениях искусства; учить детей любоваться красотой природы | Беседа “Как раньше встречали весну”. |
2 | «Путешествие в весну» | Расширять представление детей о весенних изменениях в природе; показать объекты экологической тропы в весенний период | Экскурсия по территории д/сада с посещением цветника, хвойных и лиственных деревьев, проталинок |
3 | «Жаворонки, прилетите! Лето в клюве принесите!» | Уточнить представление детей о перелетных птицах, трудностях с которыми они встречаются на пути домой; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе | Беседа «Встречайте птиц», слушание птичьих голосов; игра «Хорошо – плохо» |
4 | «На проталинке» | Дать представление об изменениях климатических условий на планете и их влиянии на все живое | Чтение отрывков из сказки «Двенадцать месяцев»; плоскостная лепка «Подснежники» |
Апрель 1 | «Растения- лекари» | Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы | Рассказ о лекарственных растениях, игра «Узнай и назови». |
2 | «Встреча с мухомором» | Дать представление детям о том, что многие ядовитые растения животные используют, как лекарство; воспитывать интерес к природе, учить бережному к ней отношению | Беседа «О грибах»; игра «А если бы…» |
3 | «Разве дереву не больно?» | Вспомнить названия деревьев, их особенности; дать представление о том, что дерево живое, оно нуждается в тепле, воде | Беседа «Берегите добрый лес», игровое упражнение «Детки на ветке»; ремонт книг |
4 | Красная книга природы | Дать детям представление об исчезающих видах растений и животных и влиянии на это положение человека | Просмотр презентации о животных и растениях, занесенных в красную книгу |
Май 1 | «Майский сад» | Развивать умение сравнивать разные периоды весны; воспитывать радостное, бережное, заботливое отношение детей к пробуждению природы | Экскурсия к цветущим плодовым деревьям; игра «Когда это бывает?» |
2 | «Все мы знаем, что цветы для добра и красоты» | Воспитывать чувство эмоциональной отзывчивости; познакомить с новыми цветами, учить сравнивать их по окраске, форме, запаху, количеству, размеру | Упражнение «О чем говорят цветы», загадки о цветах, рисование мелками на асфальте «Волшебные цветы» |
3 | «Я цветочек вышила –жу-жу-жу услышала» | Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. | Игра «На весеннем лугу» |
4 | Мониторинг | Выявить уровень экологической грамотности детей | Экологическая игра «Времена года» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет»
План по самообразованию...
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитателя:Симоновой А.В. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 лет».
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитат...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
материал будет полезен для воспитателей подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...