Формирование гуманного отношения к природе через экологическое воспитание у детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая группа)

Автор статьи рассказывает о том, как экологическое воспитание дошкольников влияет на развитие у них гуманного отношения к окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование гуманного отношения к природе через экологическое воспитание у детей дошкольного возраста

"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей".                                                                                            В.А. Сухомлинский.

Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными. Характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые патологии. К плохой среде обитания, загрязнённым воде и воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети.

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, воспитывает любовь к Отечеству.

 Если же эту работу пустить на самотёк, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе.  Встречаются дети способные жестоко относится к животным: бить собак, мучить кошек, голубей, топтать дождевых червей. Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно дикой: собирая чернику, затаптывают её кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы. Некоторые дети проявляют пассивность: стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но и по своей инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях. Часто дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомлённости: собирают в коробочку насекомых, составляют букеты из цветущей земляники, обрывают бутоны растений для угощения куклам.

 Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие данного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а тесно взаимосвязаны друг с другом. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за растениями, домашними животными, зимующими птицами.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе, раскрыть перед ребёнком ее красоту и научить увидеть прекрасное? Важнейшим условием, во-первых, является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Во-вторых, учет возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость. Очень важно научить ребенка состраданию, сопереживанию, почувствовать чужую боль как свою собственную, побуждать проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду. Умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. 

Здесь на помощь нам придет общение с братьями нашими меньшими. Ребёнок тянется к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться: играть и разговаривать. Игры с домашними питомцами (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений.  Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.  Для приобретения опыта поведения в природной среде педагог может использовать экологические ситуации. Например, дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? (в чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)

Также на развитие моральных качеств (ответственность, трудолюбие, терпимость, доброта) благотворно влияет уход за растениями. Следует всячески поощрять интерес юных натуралистов к росту и развитию зеленых питомцев, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония.

Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Здесь воспитанники знакомятся с изменениями природы по сезонам, наблюдают за погодой, продолжительностью дня, изменениями в жизни растений и животных, за трудом людей. Именно на прогулке дети изучают свойства песка, земли, глины, снега, льда, воды.

Хорошо, когда в образовательном учреждении продумана экологическая тропа. Экотропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий по определенным объектам, на котором идущие получают информацию об этих объектах. Основная цель экологической тропы – во взаимосвязи трех компонентов: обучения, воспитания и отдыха. При этом в задачу обучения входит расширение кругозора детей, а воспитание направлено, на «формирование у посетителей тропы чувства любви к природе, заинтересованности в ее сохранении, личной ответственности каждого за ее судьбу». Задачами экологической тропы является показ причинно-следственных связей в природе, взаимодействие природы и общества. Тропа дает возможность осуществить комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на определенном природном участке.  На станциях экологической тропинки проводится познавательная деятельность, в которой воспитатель даёт информацию детям об особенностях живых объектов, ареале их обитания, связи с природой, как используется тот или иной объект, какое место имеет в народном фольклоре и в художественном творчестве. Маршрут тропы планируется с учетом сезонных изменений и интереса детей к тем или иным объектам. Станциями экологической тропы могут быть жужжащий, ползающий, пернатый мир, старый пень, земля, покрытая мхом, грибы, деревья, кустарники разных пород, различные постройки. Для повышения интереса детей во время экскурсий по экологической тропинке желательно присутствие сказочного персонажа. Это может быть Боровичок, Домовой детского сада или «Фея Флора». На экологической тропинке можно разместить различные природоохранные знаки. К схеме тропы прилагается паспорт (подробное ее описание).

Экскурсии –один из интересных способов организации работы по экологическому воспитанию.  На них ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Путешествуя, дети расширяют кругозор, знакомятся с многообразием мира, наблюдают за объектами и явлениями природы в разные времена года, учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями города и края. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе, остается много ярких впечатлений. Находясь в лесу, в парке, на берегу реки, озера дети любуются красотой природы, осваивают правила поведения, могут собрать разнообразный природный материал для последующих наблюдений и творческих работ. Общение детей с природой – не только интеллектуальная, но и этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живом.

 Очень важно перед любой экскурсией приучать детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями любой воспитатель использует опыты. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.  Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений. Экспиременты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. Важно, чтобы педагог подвел детей к самостоятельным суждениям, умозаключениям.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему развитие эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания. Здесь огромное значение имеет художественное творчество детей. Лепка из глины, соленого теста, различные виды аппликаций, рисование с применением круп, песка, растительных элементов, поделки из природных материалов. Всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников, влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал. Созидая из природных материалов, дети учатся видеть, понимать красоту и богатство окружающего мира.

Дети очень любят лепить из теста. Лепка замечательно развивает мелкую моторику. Лепить можно с того момента, когда ребенок может с вами сидеть за столом и сжимать и разжимать кулачки, в которые можно положить тесто. Дети постарше могут создавать как объемные фигурки, так и плоские элементы, создавать замечательные картины. Овощи, фрукты, рыбки, различные пирожки и булочки, елки, снеговики, животные, насекомые - все, на что хватит фантазии! Сушить фигурки можно на батарее (несколько дней, в зависимости от толщины), а можно в духовке (2-3 часа при 50 град.).

Высохшие поделки раскрашиваются гуашью (можно добавить в нее клей ПВА). После этого поделку необходимо посушить. Для длительного хранения покрыть бесцветным лаком (это уже без детей). Если хотите повесить поделки (например, на елочку), при лепке вставьте в тесто петельку из проволочки. Поделки хранятся годами, их можно использовать для украшения группы, в игровой деятельности.

Нетрадиционной формой экологического образования является использование сказки. Ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой помогает справиться театрализованная деятельность. Экологический театр является еще одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание, воображение. Для театрализованной деятельности можно использовать куклы, игрушки, выполненные своими руками из экологически чистых материалов (льна, хлопка, шерсти). Подойдут лоскутки ткани, суровые нитки.

Одна из форм воспитания являются экологические и народные праздники и развлечения. Роль их заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важна в таких праздниках включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода дети переживают гуманные чувства, острое желание помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

При подборе материала сценариев экологических праздников желательно опираться на материал русского народного творчества, т. е. на фольклор. Фольклор отражает поэтический образ природы, воспевает красоту лесов, полей, рек. Все это прекрасно окрашивается музыкой, игрой на народных инструментах.  Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Календарь экологических праздников:

Весной, 22 марта, в день весеннего равноденствия, проходит праздник «Жаворонки», встреча перелетных птиц. По народному календарю приходятся «сороки» — прилетает сорок видов перелетных птиц. Дети в этот день оказывают практическую помощь птицам: раскладывают по кустам кусочки ваты, пакли для постройки гнезд, вешают украшенные скворечники.

 Любимый детьми «Праздник Березки» отмечается в начале лета на «Троицу». Во время праздника дети любуются красотой березы, говорят о ее чудесных возможностях (поит, лечит, обувает, согревает). Дети разыгрывают театральное представление.

Замечательный праздник «Ивана Купала» проходит в начале июля. Дети узнают о проблеме загрязнения водоемов и стремятся помочь, предлагая свои решения очищения воды.

 Известный всем праздник «Яблочный спас» празднуется в середине августа на улице у яблоньки. Ребята, наблюдавшие за цветением яблони весной, за формированием завязи, созреванием плодов в течение лета, угощаются яблоками, осознавая их полезность, важность ухода за деревом.

Осенью 12 ноября отмечается «Синичкин день». В этот день дети знакомятся с потребностями птиц в зимний период и желают помочь птицам пережить холода зимой, мастерят кормушки, приносят из дома корм для птиц, наблюдают за ними.

Дети обожают мультфильм. Не лишним будет использовать их в образовательных целях. Это отличная возможность без скучных лекций погрузить детей в экологическую проблему, рассказать детям о сортировке мусора, экономии воды и других важных темах.

 К выбору мультфильмов необходимо подойти очень грамотно. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. Они хотят съесть «хороших» зайцев, поросят и т. д. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь – плохой, он не нужен в природе. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое   животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать. Следовательно, еще одна из важных задач экологического воспитания – выработка у детей одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они им или нет.

Одной из наиболее прогрессивных форм работы с дошкольниками является применение компьютерных технологий. Здесь уместно вспомнить о презентациях, в том числе и интерактивных. Они способствуют наглядному, а значит более доступному для детей формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, помогают анализировать, сравнивать и составлять модель, выделять характерные признаки у растений и животных. 1

На современном этапе необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

Задача педагога по экологическому воспитанию – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту. А для этого необходимо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, используя для этого современные технологии, прогрессивные методы, приемы, средства обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...

Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой"

В данном проекте описана организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием инновационных форм и методов работы с обучающимися и родителями....

Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу"

Участниками проекта являются педагоги, профильные специалисты. Целевая группа - дети старшего дошкольного возраста....

Педагогический проект «Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу»

Педагогической проект направлен на формирование гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе через ознакомление с художественной  литературой....

Педагогический проект «Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой»  

В последние годы уделяется недостаточное внимание чтению художественных произведений писателей - натуралистов. а ведь это - мощное средство нравственного воспитания - воспитания любви к родной природе...

Педагогический проект на тему: Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой 2015 год

Актуальность проекта1.Недостаточный уровень знаний и представлений о природе у дошкольников не обеспечивает осознанное отношение к ней.2. Педагоги и родители недостаточно уделяют внимания чтению произ...

Проект «Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой»  

Педагогический проект «Формирование  гуманного отношения  к природе через ознакомление с художественной литературой»...