Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Участниками проекта являются педагоги, профильные специалисты. Целевая группа - дети старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_formirovanie_gumannogo_otnosheniya_k_prirode_cherez_hudozhestvennuyu_literaturu.docx | 35.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»
Педагогический проект
«Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу»
Проектная группа: Коровина О.В.
Жилина Л.Н.
Зонова В.А
Железко С.А.
Дергунова Ю.А.
Процюк Р.А.
Ишметова Ю.М.
Фомина Е.А.
Корниецкая А.В.
Чернова Е.В.
2013-2014 уч. год
Педагогический проект
«Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу»
Участники: - воспитатели, профильные специалисты
Целевая группа: - дети старшего дошкольного возраста, родители
Масштаб проекта: - 4 месяца (ноябрь – февраль)
Цель проекта:
- формировать гуманное отношение к природе через ознакомление с художественной литературой.
Задачи проекта:
- Расширять и обогащать знания детей о природе через внедрение учебно-дидактического комплекса «Мы-друзья природы»
- Способствовать воспитанию у детей гуманного отношения к природе через произведения М.Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина.
- Повысить компетентность педагогов и заинтересованность родителей в использовании художественной литературы для воспитания осознанно правильного отношения к природе.
Проект будет реализован в группе старшего дошкольного возраста седьмого года жизни. Реализация проекта предполагает работу в 3 этапа:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Оборудование и материалы:
книги В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, М.М.Пришвина; картины и иллюстрации, изображающие животных в природе; наборы игрушек «Животные», «Птицы», «Насекомые», панно; настольно-печатные игры; аудиозаписи; фотоаппарат; магнитофон; мультимедийное оборудование, цикл презентаций о природе, материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
Актуальность проекта
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Ознакомление с художественной литературой является важной составляющей программы обучения и воспитания дошкольников.
К сожалению, педагоги и родители отмечают недостаточный интерес детей к художественной литературе. Недостаточный уровень знаний и представлений о природе у дошкольников не обеспечивает осознанное отношение к ней. Решение этой задачи возможно при реализации проекта «Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу», который посвящен творчеству писателей-натуралистов Е.И. Чарушина, В.В. Бианки, М.М. Пришвина. Их проза удивительно проста и доступна детям, это тот благодатный материал, который позволит и педагогу и детям, и родителям, проявить себя – показать свое духовное отношение ко всему живому, свою любовь к окружающему миру. Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным человека, затрагивает в нем самые сокровенные мысли и чувства, побуждает его нравственному самовоспитанию, духовным размышлениям, развивает в нем чувство красоты. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Мы рассчитываем, что благодаря знакомству с произведениями писателей-натуралистов В.В.Бианки, М.М.Пришвина, Е.И.Чарушина дети познакомятся с художественным описанием жизни, повадок животных в природе; получат научно-достоверные знания о живом мире; обогатится их речь.
Целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественной литературой способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности их суждений, действий. Большое значение в этом процессе имеет способ преподнесения произведения – чтение и рассказывание воспитателем. Если организовать деятельность ребенка так, что книга займет первостепенное место в процессе развития ребенка, то ребенок научится не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями, поступками. А в этом и состоит основная задача воспитания книгой!
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Мероприятия | Сроки | Итоговый продукт |
I этап– подготовительный (ноябрь.) Задача этапа: системный анализ и оценка ситуации, выработка концептуальной основы проекта. | ||
1.1. Подбор произведений В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина для прочтения детям. | ноябрь | Библиотека книг |
1.2. Подготовка наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для работы над произведениями. | ноябрь | Дидактический материал |
1.3. Создать цикл презентаций о природе. | ноябрь | медиатека |
1.4. Приобретение наборов игрушек птиц, животных, насекомых, изготовление панно. | ноябрь | Оснащение предметно-развивающей среды |
1.5. Анализ условий реализации проекта. 1.6.Определение диагностики и критериев оценки . | ноябрь | мониторинг реализации проекта |
2 этап – основной (декабрь, январь, февраль). Задача этапа: реализация учебно-дидактического комплекса «Мы – друзья природы» по произведениям писателей-натуралистов, в тесном взаимодействии педагогов и родителей. | ||
2.1. Диагностика | Протокол обследования | |
2.2.Чтение произведений писателей-натуралистов | Библиотека книг | |
2.3. Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям . | ||
2.4. Оформление книжного уголка | ||
2.5.Экскурсия в библиотеку | ||
2.6.Цикл занятий | Конспекты занятий | |
2.7.Продуктивная деятельность: аппликация по произведениям, лепка, ручной труд, конструирование из природного и бросового материала. | Поделки детей | |
2.8.Проведение игр: настольно-печатных, дидактических, словесных, творческих, драматизация, сюжетно-ролевая игра «Библиотека». | Игротека | |
2.9.Музыкальная деятельность | Фонотека | |
2.10.Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов; -конкурс рисунков по произведениям; - оформление альбома «Мы - художники-иллюстраторы»; -выпуск «Лесной газеты»; -составление книги «Красная книга Югры», -рабочие тетради. | . | Рисунки «Лесная газета» Книга-самоделка «Красная книга Югры» Иллюстрированный материал |
3 этап - заключительный (февраль) Задача этапа: : проанализировать и оценить эффективность использования учебно-дидактического комплекса «Мы – друзья природы» | ||
3.1. Развлечение, викторина | Конспект | |
3.2.Анализ результативности. | Протокол обследования | |
3.3. Обработка и оформление материалов проекта. | Педагогический проект |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
При условии реализации данного проекта рассчитываем получить следующие результаты:
- повысится компетентность педагогов в вопросах формирования гуманного отношения дошкольников к природе через использование произведений художественной литературы писателей-натуралистов ;
- на 10% повысится уровень знаний и представлений о природе у дошкольников, что обеспечит осознанное отношение к ней, дети станут более внимательно и бережно относиться к живому миру природы;
-75% родителей проявят заинтересованность к литературным произведениям, повысят свою компетентность и активно примут участие в реализации проекта ;
- будут созданы необходимые условия для ознакомления с творчеством В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, М.М.Пришвина; пополним библиотеку произведениями авторов; подберем фонотеку; создадим уголок развивающих игр по ознакомлению детей с животным миром и природой; оформим альбомы детских рисунков по произведениям авторов; изготовим "Красную книгу Югры", кормушки для птиц; выпустим «Лесную газету» – 4 номера; внедрение учебно-дидактического комплекса "Мы- друзья природы": медиатека, конспекты занятий и развлечений в рамках проекта.
План работы в образовательном процессе
Мероприятие | Цель | Период |
В.В. Бианки | ||
Беседа «Знакомство с творчеством В. Бианки» | Познакомить детей с биографией В. Бианки. | Декабрь |
Чтение «Синичкин календарь. | Продолжать знакомить с произведениями В.Бианки; закреплять знания месяцев и их особенности; воспитывать добрые чувства к животным и птицам, умение видеть красоту родной природы; учить слышать в музыкальном произведении характер времени года. | Декабрь |
Занятие «О тех, кто летает» | На примере произведений Бианки расширить представления о птицах. Учить видеть сходство и различие в их внешнем виде и повадках | Декабрь |
Музыкальная деятельность: разучивание песен, прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц» и «Звуки леса» | Учить узнавать птиц по голосам. Воспитывать добрые чувства к птицам, умение слаженно исполнять музыкальную композицию. | Декабрь |
Прослушивание сказки «Сова» | Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык произведений. Показать на примере произведения взаимосвязь в природе. | Декабрь |
Лепка «Птицы» | Учить передавать характерные особенности внешнего вида и движений птиц. | Декабрь |
П/И: «Перелет птиц» «Воробушки и кот» «Перелет птиц» «Совушка» | Способствовать реализации потребности в двигательной активности | Декабрь |
Экскурсия в библиотеку. Развлечение «11 февраля - день рождения В. Бианки» | Продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах. Уточнять представления о библиотеке. Дать представление о создателях книг – писателе и художнике-иллюстраторе. Формировать бережное отношение к книге. | Февраль |
Чтение «Лесные домишки» | Дать научно-достоверные знания о жизни птиц в природе. Учить понимать идею произведения. | Декабрь |
Конструирование из природного и бросового материала по произведению В.Бианки «Лесные домишки» | Учить работать с природным и бросовым материалом. Развивать воображение, фантазию, навыки работы с различными материалами. Заинтересовать детей возможностью экспериментировать с материалом. | Декабрь |
Чтение «Купание медвежат» | Учить понимать идею произведения, выделять средства художественной выразительности. Воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту родной природы. | Декабрь |
Аппликация по произведению В.Бианки «Купание медвежат» | Учить передавать образ животного. Закреплять навыки пользованием кисти, клея. Воспитывать аккуратность. | Декабрь |
Просмотр мультфильма по произведению В.Бианки «Музыкант» | Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать любовь, любознательность. | Декабрь |
Е.И. Чарушин | ||
Познавательная беседа «Евгений Иванович Чарушин» Просмотр авторских презентаций «Биография Е.И.Чарушина» «Путешествие по произведениям Е.И.Чарушина». | Познакомить детей с краткой биографией жизни Е.И. Чарушина, знакомить детей с творчеством известного художника-иллюстратора Е.И. Чарушина. | Январь |
Слушание записи русской народной сказки «Теремок». Игра-драматизация «Теремок» | Развивать у детей интерес к прослушиванию сказки; развивать речевое внимание детей; учить соотносить услышанное с необходимой иллюстрацией. Обращать внимание детей на изменяющуюся интонацию голоса читающего сказку; учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, передавать характерные особенности героев произведения. | Январь |
Чтение произведений Е.И.Чарушина о животных: «Томка» «Как Томка научился плавать» «Томка испугался» «Томкины сны» «Как Томка показался не глупым». | Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности. | Январь |
Лепка «Томка». | Учить детей передавать характерные особенности животного в лепке | Январь |
Знакомство с книгой «Ребятам о зверятах» | Побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о животных. Дать детям научно – достоверные знания о жизни животных в природе. | Январь |
Создание коллективного группового альбома совместно с родителями «Ребята о зверятах». | Нарисовать совместно с ребёнком свою иллюстрацию по произведению Е.И.Чарушина. | Январь |
Вечер загадок «Угадай, кто это?». | Развивать у детей мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес. | Январь |
Посещение выставки книг в детской библиотеке «Творчество Е.И.Чарушина». | Сформировать интерес к книгам, иллюстрациям, творчеству Е.И. Чарушина в целом. | Январь |
Викторина «Ребятам о зверятах». | Закрепить знания детей о творчестве Е.И.Чарушина, его произведений; развивать память, творческую деятельность детей. | Январь |
М.М. Пришвин | ||
Вводное занятие «Знакомство детей с писателем М.М.Пришвиным, чтение рассказа «Этажи леса». Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям М. Пришвина | Цель: Знакомство детей с писателем природоведом. Развивать интерес к книгам о животном мире. | Февраль |
Ручной труд. Коллективная работа, панно «Этажи леса» (природный и бросовый материал) | Цель: Побудить детей к созданию коллективного панно по произведению М.М. Пришвина « Этажи леса», закрепить умение сотрудничать со сверстниками. | Февраль |
Чтение рассказа М.М.Пришвина «Лоси». | Цель: учить детей с уважением относиться к животным, ведь они то же, как и люди заботятся о своих детенышах. | Февраль |
Знакомство детей с рассказами Пришвина «Лисичкин хлеб», «Землеройка», «Журка», «Еж» Придумывание различных вариантов продолжения рассказов. | Цель: познакомить детей с творчеством Пришвина на примере рассказов «Лисичкин хлеб», «Землеройка», убедить детей в том, что человек должен быть добрым хозяином природы. Развивать творческую активность детей, коммуникационные навыки работы в мини-группах. | Февраль |
Аппликация по произведению М. Пришвина «Еж» | Цель: передавать образ животного, закреплять навыки пользованием кисти, клея, воспитывать аккуратность. | Февраль |
Итоговое занятие по творчеству писателя М.М.Пришвина. | Цель: закрепить знания детей о творчестве Пришвина, продолжать воспитывать у них доброе отношение к природе. | Февраль |
План работы с родителями
Мероприятие | Цель | Период |
Анкетирование родителей | -анализ и оценка ситуации | ноябрь, февраль |
Акция «Подари книгу в группу» (произведения о природе) | -пополнить библиотеку группы необходимыми произведениями | ноябрь |
«Круглый стол» с участием родителей | -определить задачи проекта | декабрь |
Размещение статей, консультации, презентации, рекомендации по теме проекта на сайте ДОУ | - информационное и публикационное обеспечение проекта | декабрь январь февраль |
Конкурс рисунков по произведениям | - взаимодействие и сотворчество родителей с детьми | декабрь январь февраль |
Оформление альбома «Мы - художники- иллюстраторы» | - взаимодействие и сотворчество родителей с детьми | февраль |
Выпуск «Лесной газеты» | - введение новой формы взаимодействия педагогов и родителей | декабрь |
Составление книги «Красная книга Югры» | - пробудить интерес к природе родного края | январь |
Конкурс «Птичья столовая» | - изготовление и установка кормушек на участке, для прикорма птиц зимой | декабрь |
Диагностика уровня развития представлений о гуманном отношении детей седьмого года жизни к природе, через ознакомление с произведениями писателей - натуралистов
Цели: Выявить уровень сформированности представлений детей о гуманном отношении к природе
Проблемные ситуации:
1. Дети как бы вы поступили, если бы в лесу встретили мальчика, который разоряет гнездо птицы? Чтобы вы ему сказали? Правильно ли поступает мальчик и почему?
2. Мальчик Саша принёс в садик красивую бабочку и хвастается своей «добычей» перед ребятами. Как вы думаете можно ли ловить насекомых и почему? Что бы вы сказали Саше?
3. Дети принесли домой маленького ежика, которого нашли в лесу и решили оставить его жить дома, но мама не разрешила. Как вы думаете почему?
Протокол обследования гуманного отношения к природе детей 6-7 лет.
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Какие произведения о природе ты знаешь | Назови писателей, которые пишут о природе, животных | Решение проблемных ситуаций | Количество баллов | Уровень | |||
№ 1 | № 2 | № 3 | |||||||
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. | |||||||||
6. | |||||||||
7. | |||||||||
8. | |||||||||
9. | |||||||||
10. |
Высокий уровень (от 10 до 15 баллов) ребёнок самостоятельно называет произведения о природе, фамилии писателей-натуралистов, анализирует проблемную ситуацию и находит правильное решение, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям.
Средний уровень (от5 до 9 баллов) ребёнок с помощью педагога называет произведения о природе, затрудняется назвать произведения о животных, фамилии писателей, которые пишут о природе, анализирует проблемную ситуацию и находит правильное решение. К живому он относит преимущественно животных.
Низкий уровень (ниже 5 баллов) ребёнок молчит, помощь педагога не принимает. Живыми считает неживые объекты, не относит к живому растения, имеет недифференцированные представления о нормах отношения к животным и растениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...
Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой"
В данном проекте описана организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием инновационных форм и методов работы с обучающимися и родителями....
Педагогический проект «Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу»
Педагогической проект направлен на формирование гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе через ознакомление с художественной литературой....
Педагогический проект «Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой»
В последние годы уделяется недостаточное внимание чтению художественных произведений писателей - натуралистов. а ведь это - мощное средство нравственного воспитания - воспитания любви к родной природе...
Педагогический проект на тему: Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой 2015 год
Актуальность проекта1.Недостаточный уровень знаний и представлений о природе у дошкольников не обеспечивает осознанное отношение к ней.2. Педагоги и родители недостаточно уделяют внимания чтению произ...
Проект «Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой»
Педагогический проект «Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой»...
Проект «Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой»
Цель: формировать гуманное отношение к природе через ознакомление с художественной литературой...