Занятие в старшей группе «Свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие в старшей группе «Свойства воздуха»
Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.
Задачи: развиваем представление детей о роли воздуха через опыты, развиваем представление детей о некоторых свойствах воздуха (невиден, необходим для дыхания, не имеет запаха). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_vozduh.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе «Свойства воздуха»
Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.
Задачи: развиваем представление детей о роли воздуха через опыты, развиваем представление детей о некоторых свойствах воздуха (невиден, необходим для дыхания, не имеет запаха). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Материал: 1опыт: тазик, вода, лодочки.
2 опыт: стаканчики (одноразовые) , вода, трубочка.
3 опыт: стакан, вода, картон.
4 опыт: полиэтиленовые пакетики, цветной картон.
5 опыт: фрукты (яблоко, апельсин, лук, лимон).
Ход занятия.
Разминка: "Ласковое слово"
Воспитатель: У кого большая шляпа?
Кто бездельник и растяпа?
Кто хвастун, болтун, зазнайка?
Знают все, малыш ... (НЕЗНАЙКА).
Воспитатель: Ребята к нам в гости сегодня пришёл Незнайка.
Незнайка: С добры утром ребятишки , девчонки и мальчишки! мне задали загадку. Он лёгкий, прозрачный, вокруг нас? Я хочу вместе с вами разгадать эту загадку!
Воспитатель: чтобы отгадать эту загадку, мы с вами отправимся в путешествие.
Воспитатель: Незнайка ты бы с нами не хотел отправиться в путешествия.
Незнайка: я люблю путешествовать, кто со мной?
Дети: мы, а на чем мы будим путешествовать?
Воспитатель: путешествовать мы будем на лодочках. Подойдите ко мне. (дети подходят к тазику с водой, делают вид посадки). А как вы думаете, чтобы лодочка поплыла, что нам надо сделать?
Дети: подуть.
Воспитатель: Правильно, подуть. Давайте сначала потренируемся. (делаем глубокий вдох носом, губки делаем трубочкой и сильно выдуваем – артикуляционная гимнастика).
Дети дуют на лодочки.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему лодочка поплыла? Что её толкает?
Дети: мы подули на лодочку, подул ветер.
Воспитатель: Правильно, ветер это-движение воздуха. А откуда у нас взялось движение воздуха?
Незнайка: мы подули и произошло движение воздуха
Воспитатель: (Убирает лодочки.) Ребята давайте посмотрим, что произойдёт, если мы подуем на воду?
Дети: образуются волны.
Воспитатель: Правильно, волны. Мы дуем на воду, и как будто-это ветер, а ветер – это движение воздуха. А как вы думаете, что надо сделать, чтобы образовались пузырьки на воде?
Дети: надо подуть через трубочку в воду.
Воспитатель: Давайте посмотрим. Возьмём трубочку, опустим в воду и подуем. Появились пузырьки?
Дети: да.
Воспитатель: правильно, пузырьки на воде образуются, если воздух вдувать в воду. Пузырьки – это воздух
Незнайка: вы знаете, я вам тоже хочу рассказать один секрет! Ребята, расскажите мне, кто живёт в воде?
Дети: рыбы, киты, дельфины (незнайка, выслушивает все ответы, корректирует их).
Незнайка: А чем дышат рыбы ?
Воспитатель: Рыбы дышат кислородом, который растворён в воде. Для дыхания они применяют специальный орган-жабры
Незнайка: Давайте я вам покажу фокус!
Эксперимент «вода в стакане»
Незнайка: Что это?
Дети: Это стакан.
Незнайка: В стакане что-то есть?
Дети: Ничего нет. Стакан пустой.
Незнайка: Вы уверены? Давайте хорошенько подумайте?
Дети: В стакане воздух.
Незнайка: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?
Дети: Да.
Незнайка: Давайте, проверим, правда, это или нет.(Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой)
Незнайка: что произойдёт, если стакан перевернуть?
Дети: Вода выльется.
Незнайка: Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает). Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?
Дети: там воздух.
Незнайка: правильно, на лист бумаги давит воздух, он прижимает воду к краям стакана и не даёт ей вылиться.
Воспитатель: ребята, а что такое воздух?
Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?
Дети: Нет, не видим, он невидимый.
Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем.
Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение»
Воспитатель показывает, как веером обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух).
Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Делают вывод: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.
Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?
Дети: Да, нужен.
Воспитатель: Зачем?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).
Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.
Воспитатель: Кому еще нужен воздух?
Дети называют объекты живой природы.
Воспитатель: Кому не нужен воздух?
Дети называют объекты неживой природы.
Эксперимент с пакетиком
Воспитатель: ребята, давайте еще поиграем, для этого мне понадобятся пакетики (набрать в пакетик воздуха и завязать его). Какой стал пакетик?
Дети: упругий, легкий
Воспитатель: Правильно, а теперь смотрите (поочередно, подставлять картон разного цвета). Воздух в пакетике, какой?
Дети: прозрачный.
Воспитатель: правильно еще один секрет воздуха – он прозрачный.
Наблюдение «Чем пахнет воздух»
Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: Нет.
Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки) и раскладывает их в разные мисочки.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Кто хочет поиграть? Давайте закроем глаза, и вы по запаху определи, что я показываю?
Незнайка: ребята, посмотрите, у меня есть картинки, их надо собрать, помогите мне, пожалуйста.
Дети собирают картинки.
Воспитатель: посмотрите внимательно, чем они отличаются?
Дети: на одной картинке завод с трубами, а на другой красивый двор.
Незнайка: На какой улице ты бы хотел жить и почему?
Дети: (на второй), потому что на картинке первой есть трубы, которые выпускают вредные пары и воздух загрязняется, которым мы дышим.
Воспитатель: правильно! А почему вы не хотите жить там, где трубы?
Дети: трубы выпускают грязный дым, который портит воздух.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, к чему это может привести?
Дети: к гибели всего живого.
Воспитатель: правильно ребята, и мы послушаем стихотворения о воздухе, которое прочтут наши дети.
1 ребенок: Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
2 ребенок: Он в лесу, густой, душистый
Как целительный настой
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
3 ребенок: Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой
Когда иней лег на стекла
Пышной белой бахромой
4 ребенок: Мы его не замечаем
Мы о нем не говорим
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим.
Воспитатель: Вот мы с вами поиграли и не заметили, как наше занятие подошло к концу, нам с вами пора возвращается. Давайте сядем в лодочки и поплывем в детский сад. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух?
Дети: Движение воздуха – это ветер, он прозрачный, он вокруг нас и немеет запаха, мы дышим им.
Воспитатель: Помогли мы Незнайке узнать ответ на его загадку?
Дети: да.
Незнайка: Спасибо ребята! Я вам приготовил подарочки, вы мне очень помогли , я с вами путешествовал и много узнал о воздухе! До свидания!
Дети: прощаются с Незнайкой.
Воспитатель: мы постоянно окружены воздухом и так привыкли к нему, что почти его не замечаем. Мы живем в нем и дышим им. Наше занятие окончено.
«Путешествие с Незнайкой»
Занятие в старшей группе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»
Закрепление представления детей о роли воздуха через опыты.Закрепление представления детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для д...
конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"
Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»Задачи:1.познакомить детей со свойствами воздуха(не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и подни...
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Свойства воздуха»
Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения....
Конспект занятия в старшей группе "Свойства воздуха"
Формировать представления детей о роли воздуха через опыты....
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха»
Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (не виден, необходим для дыхания, не имеет определенной фо...
Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада....
Занятия по познавательному развитию в старшей группе "Свойства воздуха"
Цель: Обобщать и уточнять знания о воздухе, о явлениях природы. Закреплять элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для здоровья человека....