Экологический проект «РЯБИНА КРАСНАЯ !»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Фатфулина Ирина Александровна

Деревья нас окружают, но дети часто не обращают на ниих внимания без помощи взрослых. Этот проект позволяет более глубокому изучениюстроения и пользы дерева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «МБДОУ ДС «ЖЕМЧУЖИНКА» г.ВОЛГОДОНСК

 Экологический проект  «РЯБИНА КРАСНАЯ !»

Для детей средней группы ( 4- 5 лет)  Воспитатель Фатфулина И.А.

Ярко ягодки горят,                Ягоды не сладость

На меня они глядят!              Зато глазу рад

Что за чудная картина?-        И садам украшенье,

Это дерево – рябина.              А друзьям угощенье.

1. Тип проекта

  1.  Информационно - познавательный.

  2.   По содержанию – творческий.

  3.   По возрасту участников: средняя группа (дети 4-5 лет)

  4.   По времени проведения: среднесрочный.

  5.   Групповой.

2. Актуальность проблемы

  Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Рябина -  одно из наиболее любимых и почитаемых деревьев в России, это удивительное, неприхотливое дерево, зимостойкое растение, плакучая форма, ароматные цветы, и горят гроздья рябины ярко-красной окраской!

  Актуальность разработки и реализации проекта: стремление обратить внимание детей на красоту этого дерева и воспитывать бережливое и эстетическое отношение к природе.

3. Цель проекта:

  Дать дополнительные знания о  дереве – рябине.

4. Задачи проекта:

 Закрепить представления дошкольников о рябине, ее красоте:  учить узнавать по внешнему виду, развитие творческих способностей дошкольников, в том числе и через продуктивные виды деятельности: апликация.

  Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений за рябиной: чем отличается рябина от березы,  какой формы и какого цвета листья и ягоды рябины, как и кому, рябина помогает в любое время года.

    Развить эмоциональную отзывчивость на музыкальные и литературные произведения о рябине  и яркие явления природы.

   Привлечь родителей к оформлению выставки поделок «Рябина красная» для воспитания экологической и творческой культуры в семье.

6. Гипотеза проекта:

Если у ребенка 4-х лет воспитывать познавательный интерес к дереву рябине, то у него вырабатывается творческий подход и бережное отношение к природе.

7. Предполагаемый результат:

  В ходе информационно - познавательной деятельности у детей сформированы экологические знания, доступные пониманию детей. Дети узнали, чем дерево рябина отличается от других растений, какие ягоды и листья у рябины. Услышали произведения про рябину: Ирина Токмакова «Рябина», Светлана Шишкина «О рябине», Елена Благинина «Рябина», Ирис Ревю  сказка «Красавица-рябина»,  загадки и приметы про рябину.

Оформлена  выставка «Рябина красная!». Итоговое мероприятие: Выступление агитбригабы: «Тебя рябину славлю!» Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для родителей. Посадка рябиновой аллеи

  Принимали активное  участие в продуктивной деятельности, проявили самостоятельность, творческий подход.

8. Методы проекта:

В работе с родителями:

Консультации, рекомендации.

Выставка творческих работ.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Посадка рябиновой аллеи.

В работе с детьми:

Беседы

Экскурсия

Чтение художественной литературы

Рассматривание иллюстраций

Ручной труд - апликация

Дидактические и подвижные игры на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики

     Выступление агитбригабы: «Тебя рябину славлю!»

     Посадка рябиновой аллеи.

9. Этапы  проекта:

Подготовительный:

Постановка цели и задач проекта.

Беседы с детьми, для выявления знаний о дереве рябине.

Подготовка стихотворений, потешек, закличек, загадок, игр, иллюстративного материала,

Чтение художественной литературы по теме.

Беседы с родителями.

Деятельностный этап:

Беседа с детьми «Рябина красная».

Целевая экскурсия к рябине.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики «Рябиновая цепочка», «Золушкино занятие», «Что за  ягодка», «Что будет, если...».

Подвижные игры «Кто быстрее до рябинки?», «Кто больше ягод соберет», «Похлопали – потопали». «Допрыгай до рябинки».

Прослушивание песен, стихотворений, хороводов, сказки.

Физкультминутка «Рябинка», пальчиковая гимнастика «Раз рябинка, два рябинка!»

 Завершающий этап:

Коллективная работа – аппликация из мятой бумаги.

           Оформление выставки «Рябина красная».

       Выступление агитбригабы: «Тебя рябину славлю!».

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для родителей. Посадка рябиновой аллеи.

    План проекта:                       1 неделя:

Понедельник: - беседа с детьми «Рябина красная».

                       - Дидактическая игра «Что за  ягодка?».

Вторник:          -  Дидактическая игра «Рябиновая цепочка»

                       -Работа с родителями - творческое задание.

Среда:               - Загадки про рябину.

                       - Дидактическая игра «Золушкино занятие»

Четверг:           - Подвижная игра «Кто быстрее до рябинки?»    

                       - Чтение и обсуждение сказки  «Красавица-рябина»

Пятница:          - Итоговая деятельность: Целевая экскурсия в парк к рябине.

2 неделя:

Понедельник: - Чтение стихов про рябину.

                    - Пальчиковая гимнастика «Раз рябинка, два рябинка!»

                    - Подвижная игра «Похлопали – потопали».

Вторник:        - Подвижная игра «Кто больше ягод соберет»

                     - Прослушивание песен про рябину.

Среда:             -  Физкультминутка «Рябинка»,

                    - Консультация для родителей «Все о рябине»      

Четверг:         - Подвижная игра «Допрыгай до рябинки».

                     - Дидактическая игра «Что будет, если...».

Пятница:        - Итоговая деятельность: Оформление выставки    «Рябина красна!»                                              

                     - Подвижная игра «Похлопали – потопали».

3 неделя:

Понедельник: -Целевая прогулка: рассматривание просыпающихся почек на                                               рябине.(территория детского сада) ;

Вторник:       - Занятие по аппликации «Ветка рябины».

Среда:           - Консультация для родителей  « прогулка с детьми в парк»

Четверг:        - Музыкальное занятие: «Рябина красная»;

Пятница:      - Итоговая деятельность: выставка работ «Рябина красна!»

                      Выступление агитбригабы: «Тебя рябину славлю!».

                      Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для родителей.

                      Посадка рябиновой аллеи.

Приложение:         Художественное слово

Рябина кудрявая, листочки узорные,
Твои ягоды красные все горят светофорами
Царица осенняя, рябина - красавица,
Песни петь о тебе всем нам нравится.

Ты скажешь – «береза», ты скажешь «рябина»,
И сразу увидишь ты край свой родимый.
Увидишь, как машут тебе в небе синем,
Берёзы России,  рябины России.

«Рябина»

Красненькую ягоду

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она - как хина.

То ли эта ягодка

Просто недозрела,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела?

 (Ирина Токмакова)

«О рябине»

Стройную рябину вижу во дворе,

Изумруд на ветках утром на заре.

Много ягод красных,

Спелых и прекрасных

Гроздьями висят,

Их красив наряд.

Собери на нитку ягод-для души,

Из рябины бусы очень хороши!

    А зимой рябинки огоньком горят,

    Красны, как рубины, на ветвях блестят...

Веточки рябины золотом сияют,

Солнце их листвою весело играет.

Около рябины осмотрюсь кругом.

Вижу я росточек,

Мал, но не цветочек,

    Он высоким, стройным вырастет потом...

Просыпаюсь утром, но ещё темно.

Стройная рябина спилена давно.

Этого не знала,

Грустно очень стало.

    Маленький росточек, ты расти быстрей!

Солнышко лучами деревце пригрей.

Помню про рябину, помню я всегда,

В памяти моей она ещё жива.

Стройную рябину вижу во дворе,

Изумруд на ветках утром на заре.

(Светлана Шишкина)

«Рябина»

На тропинке — тень,

Солнечная сетка.

Через тын, через плетень

Свесилась ветка.

Прибегу, прискачу,

На носках привстану,

Ветку за косы схвачу,

Ягоды достану.

У плетня посижу

И на шелковинку

Осторожно нанижу

Ягоду рябинку.

Бусы горькие надень,

Веточка, ветка!

На тропинке — тень,

Солнечная сетка.

(Елена Благинина)

Наливная, спелая рябина,

Не грусти, краснея под окном.

Ты зимой холодною и длинной

Станешь птицам праздничным столом.

Ещё неспелая малина

К лучам повёрнута лицом,

А покрасневшая рябина

Уже грозится сентябрём!

Загадки о рябине 

Висят на ветке подружки,

Прижавшись тесно

друг к дружке.

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка,

Что за ягодка?

Ягоды не сладость,

Зато глазу радость

И садам украшенье,

А друзьям угощенье.

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют.

И, галдя, его клюют.

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.

Цветки – пчёлам и шмелям,

Плоды – сойкам и дроздам,

А кудрявой ветке –

Место у беседки

Увидал в лесу

Ягоду  - красу.

Тяжела корзина,

Хороша… (рябина)

Платье потерялось,

а пуговки остались.

Приметы про рябину

  • Если много ягод рябины, то осень будет дождливая
  • Много ягод на рябине предвещает строгую зиму
  • Поздний цвет рябины – к поздней осени.
  • Если родится рябина – рожь будет хороша.
  • Поздно цветет рябина - будут морозы зимой
  • Цветение рябины - признак устойчивого тепла

Сказка про рябину

Вроде бы обыкновенное дерево – рябина. С ветвями, цветками, плодами, листьями. Да необыкновенные свойства ей присущи. А какие?

«Красавица-рябина»   Автор сказки: Ирис Ревю

Росла в лесу рябина. Кудрявая. Нарядная. Богатая на плоды.

На праздничном балу не было ей равных. Стройная, раскидистая, красивая. Одни бусы кумачового цвета чего стоят. Соседки — осина и берёза подобными украшениями не обладали, и на бал являлись в простых нарядах.

Красивыми у рябины были не только бусы. Листочки её – зубчатые, окрашенные в золотистые и красные тона, — тоже выделялись на общем фоне.

С раскрасавицей - рябиной весело перешёптывались дуб и клён.

Бал был в самом разгаре, когда случилось непредвиденное.

На бал пришёл ёж. Он неважно себя чувствовал. Среди приглашённых начали срочно искать врача. Кто бы вы думали, оказался врачевателем? Наша красавица - рябина!

Но, прежде всего, надобно сказать, что приключилось с ежом. Он гостил в соседнем лесу, и там начался пожар. Ёж надышался продуктами горения. Поначалу он не обратил внимание на ухудшение самочувствия. Но потом ему срочно понадобилась помощь.

Раскрасавица - рябина протянула ежу несколько ягодок, и попросила его пожевать их. Рябина знала, что в народе давно используют её ягоды при отравлении угарными газами.

Ежу быстро полегчало. Все присутствующие были рады тому, что ёж повеселел. А рябине сказали: «Большое спасибо».

Вопросы и задания к сказке о рябине:

  • - Какие украшения имела рябина?
  • - Какие деревья пришли на бал?
  • - Какие листочки у рябины?
  • - Кто из животных плохо себя почувствовал на осеннем балу?
  • - Какой врач вылечил ежа? А каким образом?

Игры про рябину  Игра «Рябина».

Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится ведущий –рябина.

Мы посадим рябину–               Все ходят по кругу вокруг «рябины».

Вот, вот!                                     Присесть.

Пускай наша рябина                 Медленно встать.

Растет, растет!

Вырастай ты, рябина,               Поднять руки вверх.

Вот такой вышины;

Вырастай ты, рябина,               Развести руки в стороны.

Вот такой ширины.

Вырастай ты, рябина,               Делают «пружинку».

В добрый час!

Потанцуй,      (имя водящего), Хлопают в ладоши.

Покружись для нас!                   Ведущий танцует, кружится.

А мы с этой рябины

Ягоды срывать будем.             Приближаются к ведущему.

От нашей ,,,,,            Стараются дотронуться до ведущего.

Убегать будем!                         Дети убегают, ведущий их ловит.

Игра «Похлопали – потопали».

 Ведущий рассказывает о деревьях.

Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают. Например,

– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.

– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.

– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.

– Ягоды рябины красные и полезные.

– В лесу много разных деревьев.

– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

Игра «Что будет, если...».

Педагог предлагает детям подумать и ответить, что случится деревом если... (исчезнут птицы, дождевые черви, если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т.п.).

Сказка о том, как деревья спорили кто красивее.  Лекса Шарова

      Наступила весна. Проснулись после долгой зимы деревья. На веточках набухли почки. Пригревало солнышко, из почек появились листочки. Прилетали разные птицы и пели веселые песни, сидя на ветвях деревьев. Так пролетело теплое, солнечное и беззаботное лето. Наступила осень затейница. Раскрасила осень все деревья в разные цвета.
    Вот так на одной осенней полянке и оказались желтая березка, красная рябинка, красно-желтый резной клен, да чуть по отдали, стоял дуб с елочкой. Первой спор затеяла березка: 
- Посмотрите на мои веточки, на них листочки желтые, красивые как лучики у солнышка.
    Подхватил разговор клен. 
- А я то какой красавец! – Воскликнул он. – Листочки не чета твоим желтым.  Есть и красно – желтые и даже желто – зеленые!
Рябина стояла, смотрела на них и улыбалась, а потом произнесла:
- Ой, да что там ваши листочки! Вы на мои листочки поглядите. У меня их много хоть они и маленькие и самые яркие. Я всех краше.
Слушал этот спор столетний дуб. Знавший, что этот спор ник чему не приведет, вздыхал и приговаривал:
- Вот лиственные хвастуны то какие.
Потом, шелестя ветками, обращался к елочке:
- А вы то хвойные поскромнее будете. 
Елочка только молча улыбалась и кивала в знак согласия.
      Пришла пора поздней осени. Солнце все больше пряталось за тучи, дожди стали чаще, ветра сильнее и холоднее. Наши спорщики притихли. Так как листья их оторвались с веточек и закружились в красивом танце листьев – листопаде. Ярких красок стало мало, а потом они исчезли совсем. И только тогда деревья: клен, береза и рябина обратили внимание на елочку.
- Вот смотрите, она с листочками осталась. – Промолвила береза. 
- Ага, стоит тут модничает. – Продолжила рябина. 
- Да не листочки это у нее. Это у лиственных деревьев листочки, а у хвойных – иголочки, то есть хвоинки. – Объяснил клен.
В этот момент из-за тучи выглянуло солнышко, и лучики попали на иголочки елочки, на которых лежал первый пушистый снежок. Елочка вся заблестела в лучах солнца. Деревья - спорщики даже рты открыли.  Улыбнулся дуб и сказал:
- Вот она настоящая красавица.

Полезные свойства рябины:

  • Рябина славится, прежде всего, содержанием в ней витаминов. Витамина С в ней больше, чем в лимонах.
  • Рябина богата микроэлементами. Такими, как марганец, цинк, калий, железо, магний, медь и некоторыми другими. Железа в рябине в 4 раза больше, чем в яблоках.
  • Активирует обмен веществ и энергии в тканях, поэтому очень хорошо её применять людям после тяжелых болезней.
  • Используется при авитаминозах.
  • Прекрасно применять рябину при анемии. Особенно, если её сочетать с крапивой. Рябина активирует действие крапивы.
  • Прекрасна для наших сосудов.
  • Укрепляет сердце. Особенно её хорошо применять при нарушениях микроциркуляции крови.
  • Лечит печень и желудок. Она сохраняет печень от повреждений.
  • Обладает мочегонным, желчегонным действием.
  • Легкое слабительное.
  • Кровоостанавливающее средство.
  • Подавляет газообразование в кишечнике.
  • Тормозит рост микроорганизмов.
  • Рябина прекрасна для профилактики всех грибковых заболеваний, в том числе молочницы.
  • Снижает уровень холестерина в крови.
  • Рябина полезна всем диабетикам.
  • Широко применяется в косметологии. Разлаживает морщины, омолаживает кожу лица.

Конспект целевой прогулки  «Рябина»

Цель: познакомить детей с деревом – рябиной, с особенностями строения (тонкий ствол, гладкая кора, резные листья, гроздья ягод). Любоваться красотой этого дерева. Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.

Ход прогулки:

-  Посмотрите, ребята, какое красивое дерево. Это рябина. Я очень люблю рябину. Вы тоже полюбите ее, когда узнаете о ней много интересного. Где чаще всего можно   встретить рябину? (рябина растет в лесу, около домов, вдоль улиц, в парке).

- Почему люди сажают рябинку около дома так, чтобы ее из окна было видно? (чтобы ягоды есть, чтобы любоваться ее красотой).

- Посмотрите на дерево, на ее крону. Кудрявая рябина – так о ней поется в песнях. Красивы ее листья, причем в разное время года. Сейчас они зеленые, скоро будут желтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А еще за что любят рябину? (из ее ягод варенья варят, чай заваривают)

-  Кто еще любит ягоды рябины? (птицы)

-  Рябине в народном календаре посвящен праздник – 23 сентября. С этого дня разрешается собирать и заготавливать ягоды на зиму. Но нельзя обрывать все гроздья – надо оставить и для птиц. Рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему ее сажали под окнами. Давайте сорвем небольшую веточку рябины с гроздьями, обвяжем ее ленточкой пусть она оберегает наш дом. (аккуратно сорвать веточку с гроздьями рябины, дать попробовать ягоды вкус)..                                                              

А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды рябины на нитку. Давайте попробуем сами сделать такие бусы. (сбор ягод рябины).

 Конспект беседы с детьми о рябине

Цель проведения беседы:

- расширить знания детей о рябине и о целебных свойствах плодов рябины;

- поощрять детей к самостоятельным высказываниям и рассуждениям.

-развивать творческое воображение, память, мышление, познавательный интерес к окружающему миру, воспитывать любовь к природе, желание ее оберегать, делать добро.

- расширять словарный запас словами: ягоды; листья; ветки; кора рябины.

Ход беседы:

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся поближе с удивительным и необычайно красивым деревом. Вот оно. (Показ).

- Знакомо ли вам его название? (Ответы детей). Это рябина.

 - Можете объяснить, почему, за что считают рябину красавицей?

- Что по-вашему красиво в этом дереве? (Ответы детей).

- Какие ягодки у рябины? (Красные, круглые, красивые)

- С чем их можно сравнить? (С ожерельем, пуговицами)

- Какие они на вкус? (Горьковатые). Ягоды не сладость,

        Зато глазу радость

          И садам украшенье,

           А друзьям угощенье.

Рябину можно встретить в лесу, на опушках, и есть она даже на территории нашего сада. Ведь мы не раз ходили к ней в гости.

 Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши.  Стоит дерево по осени и еле ветки держит — так на них добра много. Недаром про ягоды рябины загадка есть:  «Висят на ветке подружки, прижавшись, тесно друг к дружке». Ягоды у рябины бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, есть ярко-красные, есть коричневые в крапинку, а греческая рябина желто-оранжевыми ягодами обзавелась.

И неспроста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве.   А если какие ягоды на землю и упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, лисы, зайцы.

Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Лесники знают об этом и, потому с лета заготавливают веники из рябиновых ветвей: голодной зимой лесные копытные звери с большим удовольствием угостятся ими.

Люди тоже едят и используют рябину. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней.  

Да, рябина обладает многими свойствами, в частности предсказывать погоду с помощью примет.

Конспект занятия по аппликации «Ветка рябины».

Средняя группа.

Задачи:

а) образовательные задачи: продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации, правильно использовать кисть и клей, салфетку, учить скатывать шарики из салфеток, располагать детали в определенном порядке. Развиватькомпозиционные умения.

б) воспитательные задачи: учить бережно и внимательно относиться к родной природе.

Материалы для занятия:  фон - желтый лист бумаги, готовые формы: веточек, листочков, розовые (красные) салфетки, веточка рябины, крупная иллюстрация.

Методические приёмы:

  1. Художественное слово - «Сказка о рябине».
  2. Показ иллюстраций к сказке: рябина весной, летом, осенью, зимой.
  3. Создание проблемной ситуации - прилёт снегирей,  которые хотят поклевать ягоды рябины.
  4. Рассматривание веток рябины
  5. Пальчиковая гимнастика
  6. Выбор  материалов с детьми.
  7. Указания   по   поводу   использования   знакомых   и   новых   техник
  1. Индивидуальная помощь
  2. Физкультминутка.
  3.  Совместная работа.

11.Оценка педагога и детей.

12.Художественное слово: стихотворение «Рябинушка — красавица».

Ход занятия

Дети стоят перед мольбертом.

-Послушайте интересную сказку.

Педагог рассказывает сказку, иллюстрируя происходящее.

«Жила - была рябина. Весной она оделась новыми листочками, зацвела

красивыми белыми цветами. Летом, когда отцвели цветы, на их месте появились зеленые ягодки . Все  лето  рябина пила дождевую воду, грелась на солнышке, и ягоды становились всё краснее, крупнее, сочнее. Наконец  ягоды созрели. Наступила осень.Листья у рябины пожелтели, покраснели и стали опадать. Вот наступил ноябрь – последний месяц осени.  Его так  и называют - полузимник. Стало холодно, спрягались все насекомые, и даже пошёл снег. И прилетели к рябине птички, клевать рябиновые ягодки, «Спасибо тебе рябина, что сохранила для нас свои ягодки!»

Художник подарил мне вот такую картину, это наша рябина. Она вам

нравится? Чего здесь не хватает?

Ответы детей. Не хватает веток, ягод. А к этому дереву каждый день прилетали птицы, а теперь они не находят здесь корма.

- Ребята, чем же мы можем помочь?

Ответы детей.

Правильно. Мы сделаем веточки рябины с ягодами и угостим птиц. Подойдите, пожалуйста, к столу  и рассмотрите их. (Дети: подходят к столу, рассматривают веточку рябины).

Из чего мы будем делать ягодки рябины? Как располагаются листочки у рябины?

(Дети рассматривают изобразительные материалы на столах.

Педагог подсказывает что ягодки можно «скатать» из бумаги.

-Чтобы наши  пальчики  нас слушались  и  хорошо трудились, мы  их
потренируем.

Пальчиковая гимнастика.

С веток ягодки снимаем.       ( поочерёдно поглаживаем   пальчики, как -

                                                  будто « снимаем ягодки».)

Наших птичек угощаем         ( показываем ладошку.)

Птички ягодки склевали    (другой  рукой  имитируем движение «Клюют зернышки)

И крылом нам помахали    (машем ладошкой.)

Проводим второй раз со сменой рук.

-Напомните, пожалуйста, как мы будем скатывать шарики?

(дети практически или словесно объясняют особенности техник).

Приступаем к работе.

По   ходу   педагог   осуществляет   индивидуальную   помощь,   советует, показывает.

- Какие у нас грозди  получились?  Пусть ягоды немного подсохнут,  а мы с вами отдохнём.

Физкультминутка.

Рябину ветер раскачал- руки вверх, медленно раскачиваем в стороны.

С рябины листики сорвал- руки  медленно опускаются вдоль туловища.

Листочки ветер покрутил- кружатся вокруг себя на носочках.

И на землю положил - приседают(Проводится два раза)

Займите, пожалуйста, свои места (дети садятся на своё рабочее место).

А наши грозди рябины подсохли. Можно и птиц угощать.

Педагог отклеивает защитную ленту с двустороннего  скотча и даёт ребенку. Ребёнок сам наклеивает гроздь рябины.

Педагог читает стихотворение:

Прилетели в гости к ней стайка алых снегирей.  

По ветвям они снуют, горьку ягоду клюют.

Педагог раздаёт снегирей. Дети сажают снегирей на свои ветки рябины.

Ой, какая красота! Вот мы и покормили птиц.

Посмотрите, какие разные ягоды получились: есть и крупные, и мелкие ягодки и листочки.

Замечательно! И птички рады, что поклюют ягоды и будут сыты. 

Консультация для родителей на тему: «Рябина красная»

Ярко ягодки горят,                Ягоды не сладость

На меня они глядят!              Зато глазу рад

Что за чудная картина?-        И садам украшенье,

Это дерево – рябина.              А друзьям угощенье.

Все о рябине»https://detskie-raskraski.com/images/vesna/16.jpg

Рябину можно встретить в лесу, на опушках, и есть она даже на территории нашего сада. Ведь мы не раз ходили к ней в гости.

 Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши.  Стоит дерево по осени и еле ветки держит — так на них добра много. Недаром про ягоды рябины загадка есть:  «Висят на ветке подружки, прижавшись, тесно друг к дружке». Ягоды у рябины бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, есть ярко-красные, есть коричневые в крапинку, а греческая рябина желто-оранжевыми ягодами обзавелась.

И неспроста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве.   А если какие ягоды на землю и упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, лисы, зайцы.

Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Лесники знают об этом и, потому с лета заготавливают веники из рябиновых ветвей: голодной зимой лесные копытные звери с большим удовольствием угостятся ими.

Люди тоже едят и используют рябину. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней.  

Да, рябина обладает многими свойствами, в частности предсказывать погоду с помощью примет.

 Удивительно, но то, что у нас рядом, мы часто не так оцениваем и перестаем замечать. А ведь напрасно. Раньше считалось, что рябина несет счастье в дом, оберегает его от зла. Поэтому и сажали люди его рядом со своим жилищем. И если она чахла без всякой видимой причины — это был дурной знак.

Приметы:https://heaclub.ru/tim/dac76a0e83b7159cf826047803875a3e.gif

  • Если много ягод рябины, то осень будет дождливая
  • Много ягод на рябине предвещает строгую зиму
  • Поздний цвет рябины – к поздней осени.
  • Если родится рябина – рожь будет хороша.
  • Поздно цветет рябина - будут морозы зимой
  • Цветение рябины - признак устойчивого тепла

Интересный факт:

  • Считается, что кора рябины, спрятанная под матрасом у детей, помогает им быстро успокоиться и заснуть.
  • Народ любил рябину с глубокой древности. И потому люди издавна сажали ее у своих домов.

Полезные свойства рябины:

  • Рябина славится, прежде всего, содержанием в ней витаминов. Витамина С в ней больше, чем в лимонах.
  • Рябина богата микроэлементами. Такими, как марганец, цинк, калий, железо, магний, медь и некоторыми другими. Железа в рябине в 4 раза больше, чем в яблоках.
  • Активирует обмен веществ и энергии в тканях, поэтому очень хорошо её применять людям после тяжелых болезней.
  • Используется при авитаминозах.
  • Прекрасно применять рябину при анемии. Особенно, если её сочетать с крапивой. Рябина активирует действие крапивы.
  • Прекрасна для наших сосудов.
  • Укрепляет сердце. Особенно её хорошо применять при нарушениях микроциркуляции крови.
  • Лечит печень и желудок. Она сохраняет печень от повреждений.
  • Обладает мочегонным, желчегонным действием.
  • Легкое слабительное.
  • Кровоостанавливающее средство.
  • Подавляет газообразование в кишечнике.
  • Тормозит рост микроорганизмов.
  • Рябина прекрасна для профилактики всех грибковых заболеваний, в том числе молочницы.
  • Снижает уровень холестерина в крови.
  • Рябина полезна всем диабетикам.
  • Широко применяется в косметологии. Разлаживает морщины, омолаживает кожу лица.

МБДОУ ДС «ЖЕМЧУЖИНКА    г. ВОЛГОДОНСК

Воспитатель : Фатфулина И.А.

Средняя группа дети 4-5 лет.

Тема: «Экологическая игра «Что? Где? Когда?» за круглым столом».

Цель: Активизирование познавательной деятельности

Задачи:

• Расширять объем природоведческих знаний;

• формировать навыки овладения правилами игры;

• развивать логическое мышление, сообразительность, память, интеллект, любознательность;

• развивать правильную конструктивную речь;

• воспитывать экологически культурную личность, способную любить родную природу, охранять и беречь её;

• воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Ход игры:

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели игры

В. Здравствуйте, уважаемые игроки и гости! Желаю вам сегодня отличного настроения и радостных побед!

Мы проводим интеллектуальную игру для знатоков природы: «Что? Где? Когда?».

За круглым столом собрались участники игры. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте с ними познакомимся.

3. Представление команд

Команда 1- «Радуга», капитан…

Команда 2- «Солнышко» капитан…

Команда 3 – «Облачко» капитан…

4. Сообщение правил игры

В. Приветствую всех членов команды и желаю всем победить. Итак : игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры:

• Игра состоит из 6 раундов

• В каждом раунде находятся задания от ваших друзей .

• На обдумывание и обсуждение задания команде дается некоторое  время, когда игрокам разрешается общаться между собой.

• После обсуждения отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.

• Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы, уважаемые знатоки, будет компетентное жюри. (Представление жюри)

- Итак, начнем игру!

5. Игра по заданиям

Гонг. Запускается игра.

Раунд 1.

В. Внимание! Уважаемые знатоки Мудрый медведь, хозяин лесов, предлагает вам несколько вопросов, под названием «Зеленая аптека».

Команда1.

• Какие лекарственные травы помогут тебе избавиться от кашля? (календула, мать-и- мачеха, шалфей, душица, сосновые почки)

Команда 2.

•В плодах какого дерева говорят что: - Содержания железа больше в 4 раза, чем в яблоках. (Рябина богата микроэлементами. Такими, как марганец, цинк, калий, железо, магний, медь и некоторыми другими. Железа в рябине в 4 раза больше, чем в яблоках.)

 (Команда 3.

• Ты простудился. Какие лекарственные растения тебе помогут? (Лук, чеснок, лимон, малина)

Раунд 2.

Зимний гость Снегирь предлагает вам свои  «Лесные загадки». Отгадайте загадку, напишите отгадку.

Команда1.

1. Висят на ветке подружки,

    Прижавшись тесно друг к дружке.

Команда 2.

1.  В сенокос – горька,

     А в мороз – сладка,

    Что за ягодка?

Команда 3.

1. Весною зеленела,

    Летом загорала,

    Осенью надела

   Красные кораллы.

Раунд 3.

Лесной доктор ДЯТЕЛ. «Экологические задачи»

Он предлагает команде знатоков обсудить и решить экологические задачи. На решение одной задачи 1 минута.

Команда1.

-Вот и кострище есть.

-Давайте сделаем здесь костер,- предложил Виталик. Зачем здесь?

-Идёмте к тому дереву, там уютнее,- возразили девочки. Мальчишки пошли туда, куда девочки показали, выкопали яму, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.

Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки.

Команда 2.

-Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который появился после их отдыха. А Дима ходил с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть её и положить в рюкзак.

-Чего ты носишься с этой банкой,- услышал он. Брось её в воду и дело с концом.

Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки.

Команда 3.

-Вова увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему стало интересно узнать, что в нём находится. Он осторожно заглянул в гнездо.

Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Вове взять их домой, но он этого не сделал.

Подумайте, что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно. Объясните.

Раунд 4.

Всезнающая СОРОКА предлагает загадки черного ящика.

Черный ящик

Команда1. 

Она родилась на Урале, очень  известна в стране и за границей. Её стали первой использовать в будильниках.  (Песня Уральская рябина)

Команда2.

Её плоды можно смешивать со сливками, делать настои, отвары и после длительной обработке получаю….(Кремы, шампуни)

Команда3.

Её аромат привлекает насекомых, и после кропотливого труда  получается полезное лакомство (МЕД) 

Раунд 5.

Мудрый ВОРОН приглашает капитанов сразится в блицтурнире «Вопрос-ответ». Кто из капитанов даст больше верных ответов. 

Конкурс капитанов.

Вопросы для капитана команды1.

1. У каких деревьев листья и плоды осенью красного цвета? Рябина

2. Какая птица не вьёт гнёзда и не высиживает птенцов? Кукушка.

3. Какой осенний месяц следует за августом? Сентябрь.

4. Сколько ног у паука? 8

5. Умываются ли звери? Да.

6. Какие грибы получили название тех деревьев, под которыми растут .

(Подосиновик, подберёзовик)

Вопросы для капитана команды 2:

1.Кокому дереву на Урале, была посвящена песня? Уральская рябина.

2. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? Едкая жидкость.

3. Кто на себе свой дом носит? Улитка.

4. У какого растения семена напоминают парашюты (Одуванчика)

5. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)

6. У каких деревьев вместо листьев иголки (Ель, сосна, хвойных)

Вопросы для 3 капитана:

1. Назови всеядное животное? Медведь

2. Какой цветок весной появляется из-под снега? (Подснежник.)

3. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму свои листья (Лиственница.)

4. Когда созревают ягоды рябины (октябрь, ноябрь, осенью)

5. Назови  насекомое производящее мед? Пчела

6. Назови животное ,которое  носит рога (Лось, олень, лань.)

Раунд 7.

Раунд 6.

Объяснялки детей

Команда1. 

Клен:   Сок его, не уступает березовому  –  в старину из него выпаривали сахар.

Из его древесины изготовляют музыкальные инструменты. В старину умельцы из него вырезали: ложки, ковши,  весла для лодок. У него плоды самолетики, листики красивые похожие на ладошку и осенью бывают золотыми.

Команда2. 

Тополь:  Это дерево быстро растёт , неприхотливо и не требует особого ухода.
В городе играет роль санитара. Он очищает воздух от пыли и копоти и выделяет в атмосферу большое количество кислорода.  Его чаще других деревьев используют при озеленении улиц. Семена его- коробочки лопаются, и на город обрушивается «белая метель».

Команда3. 

Липа : Это стройное дерево с густой кроной. В жаркий летний день в ее тени всегда прохладно, поэтому её сажали в парках. Это лучший медонос. Пчелы целыми днями летают вокруг нее, собирая сладкий нектар. В меде много полезных веществ. Из его цветков пьют чай при простудах.

Звучит гимн Эколят совместно с родителями.

Жюри подводят итог:

Воспитатель: Мы много узнали об этом удивительном дереве , предлагаю вам продолжить традицию Эколят: Заботиться о природе, высаживать новые деревья, чтобы наша планета стала еще чище и еще зеленей.

Посадка рябиновой аллеи.

Фристаил  РЯБИНУШКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект"Создание красной Книги Выксунского района"

А реализовать эту идею я решила через долгосрочный проект «Красная книга Выксунского района » с детьми подготовительной группы.Цель моего проекта заключается в воспитании экологически осознанног...

Экологический проект "Моя Красная книга"

Цель данного проектапознакомиться с историей создания Красной  книги Кубани; узнать основные причины сокращения  численности растений и животных; собрать информацию о растениях и животных уч...

Развлечение, посвященное Дню матери в детском саду «Мама, мама я тебя люблю!» (старшая группа) Экологическая осенняя сказка "Красная Шапочка"(подготовительная группа)

Сценарий развлечения для  старшей группы , посвященый  Дню матери в детском саду«Мама, мама я тебя люблю!» Сценарий развлечения для подготовительной группы  экологическая  осенняя ...

Проект "Рябина красная-прекрасная"

Предлагаю вашему вниманию конспект летнего проекта для второй младшей группы детей. Тема: "Рябина красная-прекрасная!"...

Сценарий экологической сказки "Как Красная Шапочка и Мальвина спасали природу"

Сценарий экологической сказки "Как Красная Шапочка и Мальвина спасали природу" для детей старшего дошкольного возраста....

|Проект "Рябина"

Проект "Красная рябина"...

Содержание к проекту "Рябина"

Содержание к проекту "рябина"...