Проект "Огород на подоконнике"
проект по окружающему миру (младшая группа)

 

Все мы, люди, живем на планете Земля, и само название нашей планеты говорит о ее уникальности, ее основной особенности – плодородной почве (земле), в которой произрастают самые разные растения. Наш «зеленый дом», созданный растениями (от мха до могущественных дубов), неповторим в каждом уголке Земли. Благодаря цветам, деревьям, кустарникам мы можем наблюдать за удивительными преображениями природы: желтому листопаду – осенью, умиротворению природы – зимой, пробуждению растений – весной, и самому яркому всплеску красок – летом. Мы можем любоваться природой круглый год… Но, к сожалению, каждый день по вине человека горят леса, засоряются реки, моря, океаны, являясь домом для многих рыб, млекопитающих, водных растений, и как следствие, умирает животный и растительный мир. Деятельность человека губит природу, и, к сожалению, уже сегодня можно говорить о грядущей катастрофе – человек просто «утонет» в мусоре, и вместе с ним пострадает весь мир. 

Знакомить ребенка с экологией и ее проблемами, возникающими в связи с деятельностью человека, необходимо как можно раньше. Основная задача воспитателей в работе с детьми дошкольного возраста – формирование представлений о растительном мире, объяснение понятия «растение». Воспитатель знакомит ребенка  с потребностями растений, объясняет, почему необходимо бережное отношение к растительному миру. Взрослым известна простая истина: «растения поглощают углекислый газ, выделяя жизненно необходимый человеку кислород», так и ребенку необходимо объяснить в доступной форме объяснить, что растения дышат, поглощают воду и полезные вещества, они растут и размножаются, цветут и спят (в зимний период). Ребенок должен понять, что растения, как и мы, живые, они нуждаются в бережном отношении и благоприятных условиях для жизни.

Правильно сформированное отношение к растительному миру является конечным результатом, и воспитать его можно только в совместной работе  воспитателей и родителей с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rostok_1.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное 
учреждение  
детский сад № 7 комбинированного вида  
Одинцовского муниципального района Московской области 
143070, Россия, Московская область, Одинцовский район, 
г. Кубинка (городок Кубинка -8), строение №17, тел. 8-498-69-5-85-23 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ № 7  «ПЧЕЛКА»

НА ТЕМУ:

«Огород на подоконнике»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

 

Коренкова Анна Александровна

 

 

 

 

Кубинка- 8, 2020 

1. Актуальность проекта:

Все мы, люди, живем на планете Земля, и само название нашей планеты говорит о ее уникальности, ее основной особенности – плодородной почве (земле), в которой произрастают самые разные растения. Наш «зеленый дом», созданный растениями (от мха до могущественных дубов), неповторим в каждом уголке Земли. Благодаря цветам, деревьям, кустарникам мы можем наблюдать за удивительными преображениями природы: желтому листопаду – осенью, умиротворению природы – зимой, пробуждению растений – весной, и самому яркому всплеску красок – летом. Мы можем любоваться природой круглый год… Но, к сожалению, каждый день по вине человека горят леса, засоряются реки, моря, океаны, являясь домом для многих рыб, млекопитающих, водных растений, и как следствие, умирает животный и растительный мир. Деятельность человека губит природу, и, к сожалению, уже сегодня можно говорить о грядущей катастрофе – человек просто «утонет» в мусоре, и вместе с ним пострадает весь мир.  

Знакомить ребенка с экологией и ее проблемами, возникающими в связи с деятельностью человека, необходимо как можно раньше. Основная задача воспитателей в работе с детьми дошкольного возраста – формирование представлений о растительном мире, объяснение понятия «растение». Воспитатель знакомит ребенка  с потребностями растений, объясняет, почему необходимо бережное отношение к растительному миру. Взрослым известна простая истина: «растения поглощают углекислый газ, выделяя жизненно необходимый человеку кислород», так и ребенку необходимо объяснить в доступной форме объяснить, что растения дышат, поглощают воду и полезные вещества, они растут и размножаются, цветут и спят (в зимний период). Ребенок должен понять, что растения, как и мы, живые, они нуждаются в бережном отношении и благоприятных условиях для жизни.

Правильно сформированное отношение к растительному миру является конечным результатом, и воспитать его можно только в совместной работе  воспитателей и родителей с детьми.

2. Цель проекта:

- формирование первичной экологической культуры у детей II младшей группы;

- воспитание любви к природе;

- создание благоприятных условий для познавательного развития дошкольников через проектно-исследовательскую деятельность;

- привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в сфере исследования;

- привлечение родителей к активному дистанционному взаимодействию с воспитателями, в связи с вынужденной самоизоляцией, с которой мы столкнулись во время реализации проекта (май 2020 г).

3. Задачи проекта:

- дать детям базовое представление о растительном мире, его необходимости и важности в жизни каждого человека, закрепить эти знания;

- привить интерес к изучению растительного мира, познакомить с его разнообразием;

-  развивать наблюдательность и любознательность ребенка в процессе знакомства с растительным миром, обращать внимание ребенка на изменения в росте растений, учиться связывать их с условиями выращивания;

- объяснить необходимость бережного отношения к растительному миру;

- развивать чувство ответственности за выращивание растений и уход за ними (своевременный полив, взрыхление);

- способствовать развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста;

- побуждать проявлять любознательность с целью получения новых знаний в познавательной и художественной литературе;

- создать условия для плодотворной совместной работы воспитателей, родителей и детей.

- развивать память, внимание, мышление; пополнять словарный запас ребенка, развивать лексико-грамматические навыки, связную речь;

- развивать мелкую моторику.

4. Тип и вид проекта: познавательный, информационно-экспериментальный, групповой, среднесрочный.

5. Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатели группы, младший воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Возраст детей: 3-4 года.

6. Выполнение проекта: проект реализовывался в 3 этапа. 

7. Основные этапы проекта:

А) подготовительный этап;

Б) основной этап;

В) заключительный этап.

7. Основные мероприятия:

- серия познавательных и развивающих занятий, посвященных базовым сведениям о растительном мире;

- знакомство и изучение особенностей выращивания растений и ухода за ними (исследовательская деятельность).

- практическая работа – создание зеленого уголка на подоконнике, поэтапное проращивание семян и луковиц.

- дистанционная работа с родителями, составление плана по выращиванию растений, обмен впечатлениями и результатами совместной работы родителей с детьми.

8. Сроки реализации проекта:

Краткосрочный проект март – май 2020 г.

10. Предполагаемый результат:

- дать детям представления о растениях и их особенностях;

- вырастить в группе «огород на окне»;

- развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки;

- создать благоприятные условия для создания огорода на окне и наблюдением за жизнью растений, дать возможность детям ухаживать за растениями;

- сформировать понимание необходимости бережного отношения к растительному миру;

- научить пользоваться орудиями труда по обработке почвы;

- приобщить к совместной исследовательской деятельности родителя и ребенка;

- продолжить формировать представления о растительном мире посредством организация проектов подобного плана в средней, старшей  подготовительной группах.

- продолжить формировать у детей уважительное отношение к труду и совместной работе;

- приобщить родителей к активному участию в реализации проекта.

11. Проектная идея: создание «зеленого» уголка с поэтапным  проращиванием растений из семян; наблюдение за прорастанием ростков – закрепление знаний о растениях и их пользе.  

12. Обеспечение проекта:

- научно-методическое (подборка необходимой методической и художественной литературы и иллюстраций);

- экспериментальная площадка (организация «зеленого» уголка в группе);

- материально-техническое (ноутбук, фотоаппарат, стенд, канцелярские принадлежности, фонотека, посуда для исследования, садово-огородный инвентарь).

Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап

Деятельность педагога:

Определить цели и задач проекта.

Создание условий для организации работы в «огороде на окне».
• Познавательные беседы с детьми.
Составление плана мероприятий по организации детской деятельности 

• Сбор материала для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы по теме проекта.

• Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстраций растений, овощей, которые планируется выращивать.
Взаимодействие с родителями:
• Обсуждение плана мероприятий по выполнению.


Основной этап:
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Познавательные беседы воспитателя с детьми;

• Рассматривание иллюстраций о растениях, муляжей овощей.
• Чтение детской художественной литературы по теме проекта.
• Художественно-изобразительная деятельность по теме проекта (лепка, аппликация, рисование овощей и цветов).
• Труд в «зеленом» уголке.
Совместная деятельность воспитателя и детей (практическая часть):
• Посадка семян лука, фасоли, перца, помидора, авокадо и декоративных растений.
• Наблюдение и уход за растениями - полив, рыхление.
• Игровая деятельность.
• Отгадывание загадок про растения.

• Чтение и разучивание потешек, поговорок и стихотворений по теме проекта.


Заключительный этап (Подведение итогов):
Деятельность педагога:
• Анализ проделанной работы.
• Подготовка презентации проекта.
Деятельность детей:
• Участие в анализе проделанной работы.
• Участие в презентации проекта «Семечко, росточек – получился вдруг цветочек»
• Оформление коллажей, фотовыставок для родителей.


Мероприятия по реализации проекта
1. Познавательные беседы воспитателя с детьми:
• «Что такое растения?»,
• «Огород на окне», «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями»,
• «Какие растения можно вырастить в домашних условиях»,
• «Семена: какие они бывают». 

2. Беседа воспитателя с родителями «Знакомство с проектом «Семечко, росточек – появился вдруг цветочек».

3. Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций по работе с детьми по проекту. Консультация для родителей: «Совместный труд с ребенком в огороде».
4. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Характеристика и строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
•  «Уход за растениями»
• «Свет, вода, тепло в жизни растений»,
• «Проращивание семян и луковиц».
5. Практическая деятельность:
• Разглядывание семян, отбор и посев в землю.
• Уход за растениями.
6. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Я знаю пять цветов», «Путешествие на луг». 
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Сюжетно - ролевые игры «Овощной магазин».

• Упражнения на дыхание: «Одуванчик», «Аромат цветов».

7. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок по теме проекта.
• Рисование «Наши друзья – лекарственные растения»

• Аппликация «Полянка одуванчиков «Домики для семян».
• Лепка «Цветок – это чудо».
8. Речевое развитие.
• Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с растениями; чтение сказок: русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», белорусская народная сказка «Пых», украинская народная сказка «Колосок», Ю. Тувин «Овощи», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи».

• Инсценировка – игра «В огороде у бабушки», инсценировка сказки «Репка».

• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок, связанных с растениями. 
9. Выставка детских рисунков «Зеленый мир».

10. Слушание музыки: В.Моцарт «Цветы», П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов», М.Протасов «Одуванчики».

11. Постановка танца «Цветы» для весеннего праздника совместно с музыкальным руководителем.  
12. Консультация для родителей: «Совместный труд с ребенком в огороде».

Библиографический список

Литература и интернет источники:

1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. РАННИЙ ВОЗРАСТ. Карапуз, 2009.

2. О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко "Экологические проекты в детском саду", изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2014.

3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

Интернет-ресурсы:

1. Образовательный портал http://www.maam.ru/

2. Образовательный портал http://mirdoshkolnikov.ru/

3. Образовательная социальная сеть http://nsportal.ru/

Художественная литература:

Русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», белорусская народная сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», Ю.Тувин «Овощи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...

Исследовательский проект "Огород на подоконнике"

Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания  дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;   привлечь к работе проекта как  детей та...

Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа

Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...

Огород на подоконнике.

Экспериментальная деятельность в подготовительной группеТема: Влияние внешних факторов на рост и развитие лука....

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»

Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...

Проект "Огород на подоконнике", 2 младшая группа

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Мини-проект «Огород на подоконнике». В гостях у Маши и Медведя. ( для детей среднего дошкольного возраста).

Мини-проект «Огород на подоконнике».( для детей среднего дошкольного возраста)....