Проект "Огород на подоконнике"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Все мы, люди, живем на планете Земля, и само название нашей планеты говорит о ее уникальности, ее основной особенности – плодородной почве (земле), в которой произрастают самые разные растения. Наш «зеленый дом», созданный растениями (от мха до могущественных дубов), неповторим в каждом уголке Земли. Благодаря цветам, деревьям, кустарникам мы можем наблюдать за удивительными преображениями природы: желтому листопаду – осенью, умиротворению природы – зимой, пробуждению растений – весной, и самому яркому всплеску красок – летом. Мы можем любоваться природой круглый год… Но, к сожалению, каждый день по вине человека горят леса, засоряются реки, моря, океаны, являясь домом для многих рыб, млекопитающих, водных растений, и как следствие, умирает животный и растительный мир. Деятельность человека губит природу, и, к сожалению, уже сегодня можно говорить о грядущей катастрофе – человек просто «утонет» в мусоре, и вместе с ним пострадает весь мир.
Знакомить ребенка с экологией и ее проблемами, возникающими в связи с деятельностью человека, необходимо как можно раньше. Основная задача воспитателей в работе с детьми дошкольного возраста – формирование представлений о растительном мире, объяснение понятия «растение». Воспитатель знакомит ребенка с потребностями растений, объясняет, почему необходимо бережное отношение к растительному миру. Взрослым известна простая истина: «растения поглощают углекислый газ, выделяя жизненно необходимый человеку кислород», так и ребенку необходимо объяснить в доступной форме объяснить, что растения дышат, поглощают воду и полезные вещества, они растут и размножаются, цветут и спят (в зимний период). Ребенок должен понять, что растения, как и мы, живые, они нуждаются в бережном отношении и благоприятных условиях для жизни.
Правильно сформированное отношение к растительному миру является конечным результатом, и воспитать его можно только в совместной работе воспитателей и родителей с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rostok_1.docx | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
детский сад № 7 комбинированного вида
Одинцовского муниципального района Московской области
143070, Россия, Московская область, Одинцовский район,
г. Кубинка (городок Кубинка -8), строение №17, тел. 8-498-69-5-85-23
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ № 7 «ПЧЕЛКА»
НА ТЕМУ:
«Огород на подоконнике»
Выполнила:
Коренкова Анна Александровна
Кубинка- 8, 2020
1. Актуальность проекта:
Все мы, люди, живем на планете Земля, и само название нашей планеты говорит о ее уникальности, ее основной особенности – плодородной почве (земле), в которой произрастают самые разные растения. Наш «зеленый дом», созданный растениями (от мха до могущественных дубов), неповторим в каждом уголке Земли. Благодаря цветам, деревьям, кустарникам мы можем наблюдать за удивительными преображениями природы: желтому листопаду – осенью, умиротворению природы – зимой, пробуждению растений – весной, и самому яркому всплеску красок – летом. Мы можем любоваться природой круглый год… Но, к сожалению, каждый день по вине человека горят леса, засоряются реки, моря, океаны, являясь домом для многих рыб, млекопитающих, водных растений, и как следствие, умирает животный и растительный мир. Деятельность человека губит природу, и, к сожалению, уже сегодня можно говорить о грядущей катастрофе – человек просто «утонет» в мусоре, и вместе с ним пострадает весь мир.
Знакомить ребенка с экологией и ее проблемами, возникающими в связи с деятельностью человека, необходимо как можно раньше. Основная задача воспитателей в работе с детьми дошкольного возраста – формирование представлений о растительном мире, объяснение понятия «растение». Воспитатель знакомит ребенка с потребностями растений, объясняет, почему необходимо бережное отношение к растительному миру. Взрослым известна простая истина: «растения поглощают углекислый газ, выделяя жизненно необходимый человеку кислород», так и ребенку необходимо объяснить в доступной форме объяснить, что растения дышат, поглощают воду и полезные вещества, они растут и размножаются, цветут и спят (в зимний период). Ребенок должен понять, что растения, как и мы, живые, они нуждаются в бережном отношении и благоприятных условиях для жизни.
Правильно сформированное отношение к растительному миру является конечным результатом, и воспитать его можно только в совместной работе воспитателей и родителей с детьми.
2. Цель проекта:
- формирование первичной экологической культуры у детей II младшей группы;
- воспитание любви к природе;
- создание благоприятных условий для познавательного развития дошкольников через проектно-исследовательскую деятельность;
- привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в сфере исследования;
- привлечение родителей к активному дистанционному взаимодействию с воспитателями, в связи с вынужденной самоизоляцией, с которой мы столкнулись во время реализации проекта (май 2020 г).
3. Задачи проекта:
- дать детям базовое представление о растительном мире, его необходимости и важности в жизни каждого человека, закрепить эти знания;
- привить интерес к изучению растительного мира, познакомить с его разнообразием;
- развивать наблюдательность и любознательность ребенка в процессе знакомства с растительным миром, обращать внимание ребенка на изменения в росте растений, учиться связывать их с условиями выращивания;
- объяснить необходимость бережного отношения к растительному миру;
- развивать чувство ответственности за выращивание растений и уход за ними (своевременный полив, взрыхление);
- способствовать развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста;
- побуждать проявлять любознательность с целью получения новых знаний в познавательной и художественной литературе;
- создать условия для плодотворной совместной работы воспитателей, родителей и детей.
- развивать память, внимание, мышление; пополнять словарный запас ребенка, развивать лексико-грамматические навыки, связную речь;
- развивать мелкую моторику.
4. Тип и вид проекта: познавательный, информационно-экспериментальный, групповой, среднесрочный.
5. Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатели группы, младший воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Возраст детей: 3-4 года.
6. Выполнение проекта: проект реализовывался в 3 этапа.
7. Основные этапы проекта:
А) подготовительный этап;
Б) основной этап;
В) заключительный этап.
7. Основные мероприятия:
- серия познавательных и развивающих занятий, посвященных базовым сведениям о растительном мире;
- знакомство и изучение особенностей выращивания растений и ухода за ними (исследовательская деятельность).
- практическая работа – создание зеленого уголка на подоконнике, поэтапное проращивание семян и луковиц.
- дистанционная работа с родителями, составление плана по выращиванию растений, обмен впечатлениями и результатами совместной работы родителей с детьми.
8. Сроки реализации проекта:
Краткосрочный проект март – май 2020 г.
10. Предполагаемый результат:
- дать детям представления о растениях и их особенностях;
- вырастить в группе «огород на окне»;
- развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки;
- создать благоприятные условия для создания огорода на окне и наблюдением за жизнью растений, дать возможность детям ухаживать за растениями;
- сформировать понимание необходимости бережного отношения к растительному миру;
- научить пользоваться орудиями труда по обработке почвы;
- приобщить к совместной исследовательской деятельности родителя и ребенка;
- продолжить формировать представления о растительном мире посредством организация проектов подобного плана в средней, старшей подготовительной группах.
- продолжить формировать у детей уважительное отношение к труду и совместной работе;
- приобщить родителей к активному участию в реализации проекта.
11. Проектная идея: создание «зеленого» уголка с поэтапным проращиванием растений из семян; наблюдение за прорастанием ростков – закрепление знаний о растениях и их пользе.
12. Обеспечение проекта:
- научно-методическое (подборка необходимой методической и художественной литературы и иллюстраций);
- экспериментальная площадка (организация «зеленого» уголка в группе);
- материально-техническое (ноутбук, фотоаппарат, стенд, канцелярские принадлежности, фонотека, посуда для исследования, садово-огородный инвентарь).
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
• Определить цели и задач проекта.
• Создание условий для организации работы в «огороде на окне».
• Познавательные беседы с детьми.
• Составление плана мероприятий по организации детской деятельности
• Сбор материала для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы по теме проекта.
• Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстраций растений, овощей, которые планируется выращивать.
Взаимодействие с родителями:
• Обсуждение плана мероприятий по выполнению.
Основной этап:
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Познавательные беседы воспитателя с детьми;
• Рассматривание иллюстраций о растениях, муляжей овощей.
• Чтение детской художественной литературы по теме проекта.
• Художественно-изобразительная деятельность по теме проекта (лепка, аппликация, рисование овощей и цветов).
• Труд в «зеленом» уголке.
Совместная деятельность воспитателя и детей (практическая часть):
• Посадка семян лука, фасоли, перца, помидора, авокадо и декоративных растений.
• Наблюдение и уход за растениями - полив, рыхление.
• Игровая деятельность.
• Отгадывание загадок про растения.
• Чтение и разучивание потешек, поговорок и стихотворений по теме проекта.
Заключительный этап (Подведение итогов):
Деятельность педагога:
• Анализ проделанной работы.
• Подготовка презентации проекта.
Деятельность детей:
• Участие в анализе проделанной работы.
• Участие в презентации проекта «Семечко, росточек – получился вдруг цветочек»
• Оформление коллажей, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
1. Познавательные беседы воспитателя с детьми:
• «Что такое растения?»,
• «Огород на окне», «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями»,
• «Какие растения можно вырастить в домашних условиях»,
• «Семена: какие они бывают».
2. Беседа воспитателя с родителями «Знакомство с проектом «Семечко, росточек – появился вдруг цветочек».
3. Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций по работе с детьми по проекту. Консультация для родителей: «Совместный труд с ребенком в огороде».
4. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Характеристика и строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Уход за растениями»
• «Свет, вода, тепло в жизни растений»,
• «Проращивание семян и луковиц».
5. Практическая деятельность:
• Разглядывание семян, отбор и посев в землю.
• Уход за растениями.
6. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Я знаю пять цветов», «Путешествие на луг».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Сюжетно - ролевые игры «Овощной магазин».
• Упражнения на дыхание: «Одуванчик», «Аромат цветов».
7. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок по теме проекта.
• Рисование «Наши друзья – лекарственные растения»
• Аппликация «Полянка одуванчиков «Домики для семян».
• Лепка «Цветок – это чудо».
8. Речевое развитие.
• Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с растениями; чтение сказок: русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», белорусская народная сказка «Пых», украинская народная сказка «Колосок», Ю. Тувин «Овощи», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи».
• Инсценировка – игра «В огороде у бабушки», инсценировка сказки «Репка».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок, связанных с растениями.
9. Выставка детских рисунков «Зеленый мир».
10. Слушание музыки: В.Моцарт «Цветы», П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов», М.Протасов «Одуванчики».
11. Постановка танца «Цветы» для весеннего праздника совместно с музыкальным руководителем.
12. Консультация для родителей: «Совместный труд с ребенком в огороде».
Библиографический список
Литература и интернет источники:
1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. РАННИЙ ВОЗРАСТ. Карапуз, 2009.
2. О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко "Экологические проекты в детском саду", изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2014.
3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
Интернет-ресурсы:
1. Образовательный портал http://www.maam.ru/
2. Образовательный портал http://mirdoshkolnikov.ru/
3. Образовательная социальная сеть http://nsportal.ru/
Художественная литература:
Русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», белорусская народная сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», Ю.Тувин «Овощи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."
Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...
Исследовательский проект "Огород на подоконнике"
Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как детей та...
Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа
Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...
Огород на подоконнике.
Экспериментальная деятельность в подготовительной группеТема: Влияние внешних факторов на рост и развитие лука....
Проект «Зеленый лучок на подоконнике»
Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...
Проект "Огород на подоконнике", 2 младшая группа
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...
Мини-проект «Огород на подоконнике». В гостях у Маши и Медведя. ( для детей среднего дошкольного возраста).
Мини-проект «Огород на подоконнике».( для детей среднего дошкольного возраста)....