ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА
занимательные факты по окружающему миру (старшая группа)

Кузнецова Полина Юрьевна

Экологическая тропинка Детского сада №3 «Солнышко»

Цель:

1.      Развитие цельного восприятия естественных  экосистем, формирование экологического самосознания личности ребенка с помощью экологических занятий, прогулок, наблюдений, игр.

  1. Знакомство с основными видами растений, формирующих растительный покров территории детского сада.

  2. Привитие трудовых природоведческих навыков.

  3. Воспитание потребности в общении с природой, населения стать ее защитником.

Хозяин экологической тропы: «Старичок – лесовичок»

Для повышения интереса детей (особенно младшего возраста) к  занятиям выбрали вместе с детьми хозяина тропы – Старичка – лесовичка. Периодически он будет посылать детям письма – задания, участвовать в театрализованных праздниках. За оказанную помощь, удачно выполненные задания, Старичок – лесовичок будет оставлять на тропинке сюрпризы – конфеты, орехи на деревьях и кустарниках или в своем кармане (для  малышей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад №3 «Солнышко»

Воспитатель: Кузнецова П. Ю.                                                                                                         

Р.п.  Коченево

Экологическая тропинка Детского сада №3 «Солнышко»

Цель:

  1. Развитие цельного восприятия естественных  экосистем, формирование экологического самосознания личности ребенка с помощью экологических занятий, прогулок, наблюдений, игр.
  2. Знакомство с основными видами растений, формирующих растительный покров территории детского сада.
  3. Привитие трудовых природоведческих навыков.
  4. Воспитание потребности в общении с природой, населения стать ее защитником.

Хозяин экологической тропы: «Старичок – лесовичок»

Для повышения интереса детей (особенно младшего возраста) к  занятиям выбрали вместе с детьми хозяина тропы – Старичка – лесовичка. Периодически он будет посылать детям письма – задания, участвовать в театрализованных праздниках. За оказанную помощь, удачно выполненные задания, Старичок – лесовичок будет оставлять на тропинке сюрпризы – конфеты, орехи на деревьях и кустарниках или в своем кармане (для  малышей).

img4.jpg

Точка №1.  «Липа»

                                       

«Я – дерево с цветом душистым,

Даю прохладную тень

Под кроной моей отдыхают

В безветренный солнечный день»

Морфологическая характеристика липы

Липа мелколиствистная или серцевидная. Это красивое дерево высотой до 25 и более метров, ствол прямой, круглый. Липа – зимостойкое и очень теневыносливое дерево. Глубокая корневая система делает липу ветроустойчивой. Весной у липы при распускании почек вместе с молодыми  светло – зелеными листьями появляются овальные чешуйки розового цвета. Это – прилистики. На каждом месте имеется пара тонких красивых чешуек. Но красивые прилистики держатся на ветвях несколько дней, а затем опадают. Под деревом можно найти россыпи тонких чешуек. Липа как бы спешит избавиться от них. Весной они уже не нужны. А зимой служат защитой для нежных зачатков листьев. Липа цветет в июне – июле после распускания листьев. Цветок  внешне неброский, зеленовато – бурый, чуть золотистый, кажется мохнатым от множества тычинок. Но эти невзрачные цветки создали лишь славу медового дерева.

«С моего цветка берет пчелка сотый вкусный мед

А меня все обижают: шкуру тонкую сдирают»

Точка №2.  «Лиственница»

                                       

«Видишь, лиственница встала

На скале береговой

Небо синее достала

Непокорной головой»

Морфологическая характеристика лиственницы

Это крупное дерево, в благоприятных условиях произрастания, достигает высотой 30 – 35 метров, а в диаметре ствола 100 см и более. Доживает до 300 – 400 лет. Лиственница отличается от других хвойных пород тем, что ежегодно, в ноябре, сбрасывает хвою на зиму. Хвоя лиственницы сибирской нежная, мягкая, ярко – зеленого цвета. Лиственница сибирская – растение однодомное. Цветение (опыление) происходит одновременно или за распусканием хвои. Шишки лиственницы созревают в год цветения. Имеют небольшие размеры, продолговато – округлую форму. Семена быстро рассеиваются. Растет быстро, опережая сосну и ель. Древесина лиственницы смолистая , твердая, прочная, очень стойкая против гниения. Она чрезвычайно долговечна в подводных и подземных сооружениях (плотинах, сваях). Древесина лиственницы идет на строительный материал, используется в кораблестроении, машиностроении.

Точка №3.  «Тополиная роща»

                       «Я думаю все время об одном - убили тополь под моим окном.

Слышал хриплый рев грузовика, ему мешала дерева рука.

           Я слышал крики сучьев, шорох трав, еще не знал кто прав, а кто не прав.

Я знал деревьев добродушный нрав, неоспоримость всяких птичьих прав,

      В окне вдруг стало чересчур светло, я догадался: «Совершилось зло».

     Я думаю все время об одном - убили тополь под моим окном»

Морфологическая характеристика тополя

Это дерево может жить в лесу, в парке, на лугу, обочинах дорог, любом неожиданном месте. Оно высокое, стройное, с густой раскидистой кроной, крупными ветками, на которых расположены поочередно гладкие, зеленые листья. Тополь – очень неприхотливое дерево, морозоустойчивое,  светолюбивое, нетребовательное к почве, растет даже в песках. Тополь является прекрасным воздушным санитаром: очищает воздух от вредных веществ. За лето одно дерево поглощает вредного газа. Тополь  называют еще пылеуловителей. Учеными подсчитано, что даже молодое дерево (с маленькой кроной) собирает за лето килограмм пыли. Тополь – это цветущее дерево: у него есть мужские цветки и женские сережки. Мужские цветки тополя – это ярко – красные сережки, женские – зеленые свисающие. Это цветет тополь. В середине тополиной пушинки находится крошечное семечко, окруженное белой ватой – пухом. Эта вата – пух помогает семенам тополя расселиться в разных местах. Люди по – разному относятся к тополям. Одни ругают их за пух, обильно устилающий улицы летом, за рыхлую древесину, якобы непригодную для строительства. Но как хорошо иссушает тополь болота! Как дружно заселяет берега рек, оберегая их мощными корнями от размыва и буйства воды.

ЗАНЯТИЯ:

Экскурсия «Тополя – тополя»

Чтение сказки «Тополиная беда»

Воздушный санитар и пылеуловитель

«Тополиная метель»

«Тополиная метель» (конструирование макета)

Циклические наблюдения  в разное время года

Точка №4.  «Сирень»

                             

«Сирень душистая -

С весною расцвела,

И ветки золотистые,

Что кудри завила»

Морфологическая характеристика сирени

Сирень – род кустарников, семейства маслиновых. В мире около 30 видов, в России 4 вида. Сирень – цветущий кустарник. Окраина цветов бывает белая, сиреневая, темно – фиолетовая, темно – пурпурная, розовая. Листва темно – зеленая. Используют в декоративном садоводстве. Очень красивое теплолюбивое растение. Высота 1,5 – 3 метра.

ЗАНЯТИЯ:

«Душистая красавица»

«Путешествие в царство весенних запахов»

«Циклические наблюдения за сиренью»

Наблюдение за кустарниками в разное время года

Точка №5.  «Клены»

Морфологическая характеристика клена

Клен – род деревьев. В мире 150 видов, 30 видов в России. Клен татарский (накленок) кустарник или деревцо. Хорош для годичных высадок. Вынослив в средней полосе. Весной его листья ярко – красные, летом – зеленые, осенью – пурпурные. Высота до 6 м. клены растут в лиственных и смешанных лесах. Клены используют в защитном лесоразведении, для озеленения. Клен обыкновенный – ствол наклонен, темная кора, шершавая, имеет много трещин в виде «струек». Размножается семенами. Они называются крылатки, созревают осенью. С дуновением ветра – крылатки разлетаются. А весной пригревает солнышко и начнет расти новое дерево. Древесина клена в промышленности используется для изготовления мебели, музыкальных инструментов.

ЗАНЯТИЯ:

«В гости к деревьям» (сравнение клена и тополя)

«Путешествие крылаток»

Наблюдение за деревом в разное время года

Точка №6.  «Огород»

Работа для детей дошкольного возраста на огороде имеет большое воспитательно – образовательное значение. В процессе ее дети получают доступные для данного возраста знания о росте и развитии растений, простейшие понятия о единстве растений с условиями жизни, о влиянии человека на рост и развитие этих растений, вырабатывают умения ухаживать за растениями, приобретают навыки коллективного труда.

Для устройства огорода необходимо следующее:

  1. Подобрать нужный ассортимент культур;
  2. Создать наилучшие условия для роста и развития культур, учитывая их биологические особенности.

Из овощных культур на участке детского сада рекомендуется выращивать: салат, редис, свеклу, морковь, петрушку, горох, фасоль, кабачки, бабы, капусту белокачанку, репу, лук, огурцы, томаты.

Труд детей в огороде (посадка, полив, прополка, рыхление грядок, сбор урожая)

Точка №7.  «Травы»

Небольшие невытоптанные участки. Травянистые растения: травушка – муравушка (спорыш), подорожник, клевер, пижма, птичий огурец, ромашка. Сравнить невытоптанный участок с вытоптанными. Наглядно показать детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, обсудить с детьми некоторые правила поведения на прогулке, на отдыхе.

ЗАНЯТИЯ:

«Травушка – муравушка»

«Петровы батоги»

«След белого человека» (подорожник)

«Волшебная травка – зверобой»

«Ромашка  аптечная»

«Сказка пестрого луга»

«Сорняк. Лекарство. Витамины» (одуванчик)

Рисование по стихотворению А. Н. Коринфского «Мой лужок»

«Заколдованная страна»

«Солнечная сказка» (цикорий

Точка №8.  «Ранетки»

Морфологическая характеристика ранетки

Ранетка – самая распространенная плодовая культура в Сибири. У ранеток очень высокая диетическая ценность ее плодов. В плодах содержится сахар, органические кислоты микроэлементы, витамины С, В1, В9, Р – активные вещества, каротин, пектин. Ранетки не только обогащают организм биологически – активными веществами, но и улучшают пищеварение. В группу ранеток входят наиболее морозостойкие из известных сортов яблони, имеющие предка -  дикую сибирскую яблоню. От нее ранетки унаследовали  высокую морозостойкость подземной системы и способы выдержать морозы до 45 48 С. Но дикая сибирская яблоня передала ранеткам и малый размер плодов (6 – 12 г), которые созревают в конце августа – начале сентября и хранятся не более 2 – 4 недель. Несмотря на большое количество сахара, плоды имеют острый кислый вкус, так как содержит много кислот, а большое количество дубильных и пектиновых веществ делают их терпкими. Из ранеток получают хорошие продукты: джем, варенье, повидло, пастилу, мармелад, сухофрукты.

ЗАНЯТИЯ:

«Яблони на цвету»

«Сибирское яблоко»

«Витамины с ветки»

Наблюдение за деревом в разное время года

Точка №9.  «Клумбы»

Работая на участке, в цветнике, дети знакомятся с выращиванием растений и правилами ухода за ними, узнают последовательность их развития, последовательность сельскохозяйственных работ, усваивают целый ряд практических навыков. Совместная , дружная и результативная работа способствуют развитию коллективизма и чувства ответственности за общее дело, доставляет детям много радости. Из цветочных культур рекомендуется выращивать: бархатцы, астры, гладиолусы, ирис, настурцию. Работа детей: выращивание рассады, посадка саженцев в грунт, полив, прополка.

ЗАНЯТИЯ:

«Бархатцы – садовые цветы»

«Ирисы»

« Мир гладиолусов»

«Мои любимые цветы»

«Лекарственная календула»

В работе по экологической тропе могут участвовать дети младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы нужно выбирать в зависимости от возрастных особенностей детей. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года: наиболее часто должны проходить в период смены сезонов, например в августе – сентябре, октябре – ноябре, апреле – мае, летние месяцы. Именно в эти периоды наиболее ярко выражены сезонные изменения в жизни природы.

  1. Работа должна быть организована так, чтобы каждый ребенок участвовал в ней с желанием, проявляя инициативу.
  2. Детям необходима свобода выбора.
  3. Нужно относится к наблюдениям детей серьезно. Как можно чаще хвалить их за то, что они заметили первый лист на дереве, новую трещину на коре и т.д. дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Никогда не говорить, что ребенок сделал что – то неправильно, а его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе.
  4. Избегать назидательности, морализаторства, лозунгов типа: «Дети! Вы должны любить и охранять природу!» дети ничего не должны. Это мы, взрослые, должны подвести их к пониманию правил поведения в природе.
  5. Поддерживать естественный интерес ребенка  к природе, его любознательность. Эти качества – залог успеха!
  6. В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Нужно помочь ребенку видеть необыкновенное в повседневном.
  7. Работу в рамках экологической тропы нужно вести регулярно, постоянно давая детям небольшие по объему задания, пусть несложные.
  8. Учитывать личностную ориентацию, индивидуальный подход. Работать в сотрудничестве, сотрудничестве ребенка и педагога. Развивать детскую фантазию, их творческие идеи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....