Проект «Изучаем первоцветы»
проект по окружающему миру

Васильева Алла Викторовна

Первоцветы-одни из самых необычных и загадочных цветов на нашей планете, они- украшение весны. Если присмотреться к этим смелым цветам, которые не боятся холодной погоды, то можно заметить, какие они беззащитные, нежные и трогательные.

Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша планета не может существовать без растений. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо познавать, беречь и охранять.

Так как дети данного возраста не имеют достаточного представления о первоцветах, у нас возникло желание реализовать проект, в ходе которого дети получат знания о ранних цветах -первоцветах, и местах их произрастания. 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 «Дюймовочка».

Проект участия в межрегиональной эколого-просветительской                акции «Кавказский первоцвет- 2020»

Номинация: «Изучаем первоцветы»

Картинки по запросу "красивая фотография кавказский первоцвет"


                                 
                                                                             
Руководитель проекта:

                                                                               Васильева А.В -воспитатель

                                                                           

                                                 г. Майкоп 2020г.

Образовательная область: познавательное развитие.

 Вид проекта: познавательно – исследовательский.

 Актуальность:   

Первоцветы-одни из самых необычных и загадочных цветов на нашей планете, они- украшение весны. Если присмотреться к этим смелым цветам, которые не боятся холодной погоды, то можно заметить, какие они беззащитные, нежные и трогательные.

Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша планета не может существовать без растений. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо познавать, беречь и охранять.

Так как дети данного возраста[a][b] не имеют достаточного представления о первоцветах, у нас возникло желание реализовать проект, в ходе которого дети получат знания о ранних цветах -первоцветах, и местах их произрастания.

Цель: дать представление о ранних цветах – первоцветах: узнать, какие первые цветы появляются на территории детского сада, в лесу, выяснить, почему надо беречь первоцветы.

Задачи:

  • закрепления представлений о весне и её приметах;
  • ознакомления детей с растениями – первоцветами, воспитания бережного отношения к ним;
  • развития умения любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту;
  • развития творчества, мышления, фантазии;
  • развития познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
  • воспитания любви и бережного отношения к природе;
  • активизации совместной деятельности родителей и детей.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Продолжительность проекта: краткосрочный, две недели.

Основные формы реализации проекта: 

  • НОД;
  • чтение художественных произведений;
  • речевые упражнения;
  • беседы;
  • самостоятельная деятельность;
  • работа с родителями;

Обеспечение проекта: фотоаппарат, ноутбук, видеоматериалы, литература, наглядные иллюстрации первоцветов.

Предполагаемый результат:  

  • дети получат необходимые знания и ответы на интересующие их вопросы- «Почему первоцветы так называются?», «Почему они не замерзают?», «Почему они появляются первыми?»;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укреплении заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.  

 Продукт проектной деятельности: запрещающие знаки, листовки, буклеты, альбом «Первоцветы Адыгеи»

Презентация проекта: демонстрация слайд-шоу.

Содержание работы по образовательным областям:

Познавательное развитие

  • НОД ФЦКМ «Весна пришла»;
  • Беседы: «Первые весенние цветы» «Подснежники-вестники весны»
  • Наблюдение за первоцветами на участке ДОУ

Речевое развитие

  • Словесная игра «Опиши цветок»
  • Д\и «Собери первоцвет»

Физическое развитие

  • Игра хороводная «Мы на луг ходили»

Художественно – эстетическое развитие

  • Чтение рассказа Н. Усовой «Фиалка»
  • Чтение стихотворения П. Соловьевой «Подснежник»
  • Аппликация «Мать- и – мачеха»

Социально-коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевая игра – «Семья» (сюжет -«Осторожно! Первоцвет!»

Планирование и организация деятельности

Мероприятие

Ответственный

за мероприятие

Сроки реализации

1 этап - подготовительный

1.

  • Обсуждение проекта.
  • Довести до участников проекта, важность данной проблемы.
  • Составить план мероприятий.
  • Подбор материалов:

           - подборка художественных произведений, подборка речевых упражнений;

-подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.

Воспитатели

16.03.2020

2.

  • Диагностика знаний воспитанников, родителей.

Воспитатели

16.03.2020

3.

  • Консультация с родителями на тему: «Берегите первоцветы – исчезающие цветы нашей планеты»

Воспитатели,

родители

17.03.2020

2 этап- практический

4.

  • Беседа на тему: «Первые весенние цветы».

Воспитатели, дети

17.03.2020

5.

  • Беседа на тему: «Подснежники - вестники весны».

Воспитатели, дети

18.03.2020

8.

  • НОД ФЦКМ «Весна пришла».

Воспитатели, дети

19.03.2020

9.

  • НОД аппликация «Мать-и-мачеха».

Воспитатели, дети

20.03.2020

10.

  • Чтение рассказа Н. Усовой «Фиалка»

Воспитатели, дети

20.03.2020

11.

  • Чтение стихотворения П. Соловьевой «Подснежник».

Воспитатели, дети

23.03.2020

12

  • Словесная игра «Опиши цветок»;
  • Д \и «Собери первоцвет».

Воспитатели, дети

24.03.2020

13.

  • Игра -хороводная «Мы на луг ходили».

Воспитатели, дети

25.03.2020

14.

  • Изготовление совместно с родителями призывающих и запрещающих знаков, листовок.
  • Альбом: «Первоцветы Адыгеи»

Воспитатели, родители

Родители

26.03.2020

26.03.2020

3 этап- контрольно - коррекционный

15.

  • Анализ проведённой работы.

Воспитатели

27.03.2020

16.

  • Итоговая диагностика -опрос детей.

Воспитатели

27.03.2020

4 этап - заключительный

17.

  • Отчёт о реализации проекта.

Воспитатели

27.03.2020

Описание работы над проектом

Первоцветы - одни из самых необычных и загадочных цветов на нашей планете, они - украшение весны. Если присмотреться к этим смелым цветам, которые не боятся холодной погоды, то можно заметить, какие они беззащитные, нежные и трогательные.

Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша планета не может существовать без растений. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо познавать, беречь и охранять.

Так как дети данного возраста не имеют достаточного представления о первоцветах, у нас возникло желание реализовать проект, в ходе которого дети получат знания о ранних цветах -первоцветах, и местах их произрастания.

Наш проект был направлен на пробуждение детских чувств, проявление заботы о цветах, желание любоваться красотой природы. Любви и бережного отношения к первым вестникам весны - первоцветам. Воспитания ответственности за свои действия по отношению к окружающей среде.

Работа проводилась в несколько этапов.

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы и родители.

На начальном этапе нашей работы, при помощи анкетирования, мы убедились, что у детей недостаточно знаний о раннецветущих растениях. Отсутствует опыт наблюдательности, не сформированы навыки о местах произрастания первоцветов. Почему их так называют? Почему они появляются первыми? Почему их нужно беречь и защищать?

 С родителями воспитанников провели консультацию на тему: «Берегите первоцветы исчезающие цветы нашей планеты». Из которой они узнали, о таких растениях как: подснежники, пролески, ландыши и многие другие первоцветы стали сегодня редкими, то есть находятся под угрозой исчезновения и подлежат особой охране в мировом масштабе и все они занесены в «Красную книгу».

«Красной она называется потому, что красный цвет — сигнал опасности. Причина уменьшения численности раннецветущих растений в том, что из-за своей удивительной красоты, они в больших количествах срываются для букетов. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней? Ведь, сорвав цветок, который необходим растению для накопления запаса питательных веществ, мы обрекаем его на гибель. Ошибочно думать, что если растение срывается без корня, то оно останется жить.

В практической части нашего проекта были использованы различные методы работы с детьми: беседы: «Первые весенние цветы» «Подснежники-вестники весны». Из которых дети узнали о том, что весной появляются первые весенние цветы. Им не страшен снег, зимние морозы. Когда холодные ночи, лепестки сворачиваются в бутончик и низко наклоняются и прячутся в снегу и им тепло. Подснежники находятся на грани исчезновения, поэтому их нужно беречь и не рвать.

Дошколята с огромным интересом рассматривали иллюстрации с изображением первоцветов. Читали художественную литературу, такую как: рассказ Н. Усовой «Фиалка»; чтение стихотворения П. Соловьевой «Подснежник».

На занятии по формированию целостной картины мира: «Весна пришла» у детей сформировались знания о признаках ранней весны, о первых цветах их разнообразии, строении, о правилах поведения в лесу.

На аппликации дети познакомились с растением "мать и мачехой». Узнали из каких частей оно состоит, у детей появилось представление об особенностях внешнего вида первоцвета. А так - же ребята изготовили несложную композицию на листе бумаги из геометрических фигур.

Дети с большим удовольствием играли в дидактические игры: «Собери первоцвет», «Опиши цветок». Ребятам было дано задание собрать из нескольких деталей первоцвет и описать его по плану: как называется, из каких частей состоит, какого цвета, место произрастания.

Родителям группы мы предложили поучаствовать в нашем проекте. Где проходила акция: «Сохраним первоцвет», они изготовили таблички с запрещающими знаками: «Осторожно первоцвет» и мы с ребятами установили их на местах произрастания цветов в детском саду. А так –же раздали родителям листовки с буклетами о напоминании о первоцветах. О том, как в тёплое время года, когда всей семьёй выезжают на природу полюбоваться красотой весеннего леса - помнили, что не следует нести из леса букеты подснежников, ландышей, так как срывая их мы нарушаем экологическую цепочку природы.

В заключительной части нашего проекта мы провели итоговую диагностику, опрос детей. Сделали отчёт о реализации проекта. Продуктом нашего проекта является альбом: «Первоцветы Адыгеи». Его изготовили родители воспитанников нашей группы. В альбоме собрана информация о первоцветах. Дети с удовольствием знакомились многообразием растений нашей местности.

Таким образом реализуя наш проект мы выполнили поставленные нами задачи. Дети получили необходимые знания и ответы на интересующие их вопросы - «Почему первоцветы так называются?», «Почему они не замерзают?», «Почему они появляются первыми?». Мы надеемся, что у детей появилось желание стать другом природы, беречь и охранять её.

Заботясь о своей Земле, мы продлеваем её век.

Береги первоцветы – если ты ЧЕЛОВЕК!

  Анкета для родителей «Первоцветы рядом с нами».

1. Любите ли вы совершать прогулки по лесу?

- да,

- нет.

2. В какое время года Вы предпочитаете бывать в лесу?

- весной,

- летом,

- осенью,

- зимой.

3. Чем привлекает вас лес весной?

- красотой,

- пробуждением от зимней спячки,

- стремлением к жизни,

- поэтичностью.

4. Знаете ли Вы названия лесных цветов? Если да, то каких?

- да,

- нет.

5. Какие первоцветы Вам известны?

- луговые,

- садовые,

- лесные.

6. Знаете ли Вы почему первоцветы имеют яркую окраску и приятный запах?

- да,

- нет.

7. Любите ли Вы собирать цветы? Поощряете ли детей в их увлечениях собирать «букеты

- да,

- нет.

8. Как Вы поступите, увидев поляну с красивыми цветами?

- нарву большой букет,

- сорву один цветочек

- полюбуюсь и уйду.

9. Каковы, по - Вашему, последствия массового сбора цветов?

- ничего страшно в этом нет,

- нарушается равновесие в природе,

- происходит гибель растения пропадают, исчезают.

10. Задумываетесь ли Вы над тем, что сорванный цветок – это пленник, приговорённый к смерти?

- да,

- нет.

11. Включаетесь ли Вы в работу ДОУ по защите первоцветов?

- да,

- нет.

Результаты анкетирования родителей на тему «Первоцветы рядом с нами».

Большинство родителей любят совершать прогулки по лесу весной, летом, осенью и различают первоцветы в лесу.

Родители любуются их красотой, собирают грибы, но некоторые собирают и домой букеты цветов.

Вывод: разъяснить родителям, почему нельзя собирать букеты цветов, прививать и детям бережное отношение к окружающей природе, в том числе и первоцветам.

Консультация для родителей на тему: «Берегите первоцветы исчезающие цветы нашей планеты».

Не многие знают, что подснежники, пролески, ландыши и многие другие первоцветы стали сегодня редкими, то есть находятся под угрозой исчезновения и подлежат особой охране в мировом масштабе и все они занесены в «Красную книгу».

«Красной она называется потому, что красный цвет — сигнал опасности. Причина уменьшения численности раннецветущих растений в том, что из-за своей удивительной красоты, они в больших количествах срываются для букетов. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней? Ведь, сорвав цветок, который необходим растению для накопления запаса питательных веществ, мы обрекаем его на гибель. Ошибочно думать, что если растение срывается без корня, то оно останется жить.

Берегите первоцветы!!!

Зима передала весне бразды правления.

Весна, неся с собою теплоту,

Всё стала пробуждать от зимнего забвения.

Вселяя в сердцах людей доброту.

И первыми, ручьи пустила,

Чтоб их хрустальный звон,

Всех, всех оповестил кругом:

«ВЕСНА взошла на трон!»

И лишь едва снежок сойдёт,

В проталинах появятся

Нежные примулы, подснежников букеты,

Хрупкие пролески всё это - ПЕРВОЦВЕТЫ!

Они красавицы весны подарок.

Короток жизни путь такой невинной красоты,

Но в наших душах неизгладимый отпечаток,

Останется добра и чистоты.

А люди рвут их, просто так

Чтоб радовали глаз,

И украшают подоконник у окна.

Из разноцветных ваз.

Но время пройдёт, цветы постоят и завянут,

Закончится их короткой жизни покой.

На место этих другие поставят,

А старые, выкинут недрогнувшей рукой.

Они могли бы ещё долго цвести,

Расти на лоне природы,

И радовать нас своею красотой.

Давая новые всходы.

Берегите цветы, не губите!

Творенье природы не рвите!

Заботясь о своей Земле, мы продлеваем её век.

Береги первоцветы – если ты ЧЕЛОВЕК!

Что ещё так поднимет настроение, как первые весенние цветы, пробивающиеся сквозь замерзшую на проталинках, а некоторые и вовсе зацветающие прямо посреди снежного поля? А много ли вы знаете названий цветов-первоцветов, или ваши познания ограничиваются одними лишь подснежниками – бесспорно, красивыми, но далеко не единственными? В народе принято называть подснежниками все весенние цветы-первоцветы, которые цветут, когда еще не растаял снег. Первые после снега цветы очень неприхотливы, обладают высокой морозоустойчивостью.

Подснежники – это первые цветы на снегу. Название этих первых весенних цветов известно всем с детства – достаточно вспомнить сказку «12 месяцев». В природе встречается 18 видов подснежников, произрастающих в Евразии на лугах, лесных опушках, в широколиственных лесах.

Ветреница - (другое название Анемона) — ещё один из первоцветов, встречается чаще всего в Европейской части России, в Сибири, на Кавказе и Дальнем Востоке. Развиваться будущий цветок начинает ещё зимой, когда находится под слоем снега.

Мать-и-мачеха - Своё название цветок получил из-за различий поверхности листа. С одной стороны, лист мягкий и пушистый (мать), а с другой –жёсткий (мачеха). Цветёт обычно в апреле-мае.

Печёночница – ярко синий цветок, растёт по берегам рек и озёр, на склонах, опушках леса. Зацветает в середине апреля, почти одновременно с мать-и-мачехой. На земле еще может местами оставаться снег. Разросшиеся куртины цветущего первоцвета с нежно-голубыми и синими цветками смотрятся красивыми коврами. Не пропустите это сказочное зрелище.

Сон - трава – второе название прострел, цветёт в начале апреля. Цветки у сон-травы крупные, густо опушённые серебристыми волосками. Фиолетовые лепестки образуют поникающий колокольчик, внутри которого золотом отливают собравшиеся в тесный кружок тычинки. Когда наступают тёплые дни, цветок снимает пушистую «шубку»: волоски на лепестках и стебельках опадают.

Пролеска — ярко-синие колокольчатые цветки собраны по 4—6 штук в слегка пониклой кисти. Растения, как правило, цветут весной (из-за чего их иногда ошибочно называют «подснежниками» или «голубыми подснежниками»).

Гусиный лук – цветёт в конце марта – в начале апреля. Их желтые звездчатые цветки покрывают весной горные луга, щебнистые склоны и трещины скал, встречаются в степи, иногда на засоленной почве и на известняках, отдельными куртинами в лиственных лесах.

Медуница - не успел еще сойти снег, а в наших лесах уже цветет розовыми и синими цветками медуница. Стебель покрыт мягким железистым пушком из волосков. Листья бархатистые, с густым и мягким опушением. Цветки поникающие, в многоцветковых кистях, на верхушке стебля собраны в щиток, фиолетово-синие, до распускания розовые. Цветет в апреле—мае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект изучаем права

система занятий по правовому воспитанию дошкольников...

Проект «Изучаем приказ №655 ФГТ к структуре ООП ДО»

Представлен опыт работы с педагогическим коллективом по изучению приказа №655 ФГТ к структуре ООП ДО и адаптации его к имеющемуся педагогическому опыту....

Проект "Изучаем татарский язык вместе"

Проект "Изучаем татарский язык вместе"...

Проект "Изучаем снег"

Здесь представлен проект "Изучаем снег" от имени моей воспитанницы. Центральным звеном проекта является экспериментальная деятельность....

Проект "Изучаем правила дорожного движения"

Рассматриваются и изучаются разные способы, методы и приёмы по ПДД....

проект "Изучаем букву"

Данный проект помогает в изучении граммоты в подготовительной группе детского сада.  Возможности проекта могут использоваться в работе как воспитателя и  учителя - логопеда. Этот проект помо...