Конспект НООД в старшей группе "Свойства воздуха"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Доронина Ксения Викторовна

Конспект НООД в старшей группе "Свойства воздуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nood_v_starshey_gruppe_-_svoystva_vozduha.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

НООД в старшей группе «Свойства воздуха»

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.

Задачи: развиваем представление детей о роли воздуха через опыты, развиваем представление  детей о  некоторых свойствах воздуха (невиден, необходим для дыхания, не имеет запаха). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать. 

Материал: 1опыт: тазик, вода, лодочки.

2 опыт: тазик, вода, соломинка.

3 опыт: стакан, вода, картон.

4 опыт: полиэтиленовые пакетики, цветной картон.

5 опыт: фрукты (яблоко, апельсин, лук, лимон), стаканчики (одноразовые).  

Ход НООД

Воспитатель: Ребята к нам в гости сегодня пришел Незнайка.

Незнайка: мне задали загадку. Он легкий, прозрачный, вокруг нас? Я хочу вместе с вами разгадать эту загадку!

Воспитатель: чтобы отгадать эту загадку, мы с вами отправимся в путешествие.

Незнайка: я люблю путешествовать, кто со мной?

Дети: мы, а на чем мы будим путешествовать?

Воспитатель: на лодочках. Давайте идите сюда.(дети подходят к тазику с водой, делают вид посадки). А как вы думаете, чтобы лодочка поплыла, что нам надо сделать?

Дети: подуть.

Воспитатель: Правильно, подуть. Давайте с начало потренируемся. (делаем глубокий вдох, губки делаем трубочкой и сильно выдуваем – артикуляционная гимнастика).

Дети: дуют на лодочки.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему поплыла лодочка? Что ее толкает?

Дети: мы подули на лодочку, подул ветер.

Воспитатель: Правильно, ветер это воздух. А от куда он у нас взялся? ( мы его выдыхаем)

Дети: мы его выдыхаем.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что еще благодаря ветру могут плыть?

Дети: облака

Воспитатель: Убирает лодочки. Ребята давайте посмотрим, что если нам подуть на воду? Что происходит?

Дети: образуются волны.

Воспитатель: Правильно волны. Мы дуем на воду, образуется ветер, а ветер – это воздух.  А  как вы думаете, что надо делать, чтобы образовались пузырьки на воде?  

Дети: надо подуть в воду.

Воспитатель: Давайте посмотрим. Возьмем соломинку опустим в воду и подуем. Появились пузырьки?

Дети : да.

Воспитатель: правильно, пузырьки на воде образуются ,если воздух вдувать в воду. Пузырьки – это воздух

Незнайка: вы знаете, я вам тоже хочу рассказать один секрет! Ребята, расскажите мне, кто живет в воде?  

Дети: рыбы, киты, дельфины (незнайка, выслушивает все ответы, корректирует их).

Незнайка: А чем дышат рыбы в воде?

Дети: воздухом.

Незнайка: скажите, а где живут люди?

Дети:  Люди живут на  земле.

Незнайка: Давайте я вам покажу фокус!

Эксперимент «вода в стакане»

Незнайка: Что это?

Дети: Это стакан.

Незнайка: В стакане что-то есть?

Дети: Ничего нет. Стакан пустой.

Незнайка: Вы уверены? Давайте хорошенько подумайте?

Дети: В стакане воздух.

Незнайка: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

Дети: Да.

Незнайка: Давайте, проверим, правда, это или нет.(Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой)

Незнайка: что произойдет, если стакан перевернуть?

Дети: Вода  выльется.

Незнайка: Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает). Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?

Дети: там воздух. На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться.

Незнайка: правильно, на лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться.          

Воспитатель:  ребята, а что такое воздух?

Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг.  Я воздуха не вижу.  А вы  видите воздух?

Дети: Нет, не видим, он невидимый.

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями!

Дети: Как это сделать?

Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение» 

Воспитатель показывает, как веером обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха.  Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух).

Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Делают вывод: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.

Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?

Дети: Да, нужен.

Воспитатель: Зачем?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.

Воспитатель: Кому еще нужен воздух?

Дети называют объекты живой природы.

Воспитатель: Кому не нужен воздух?

Дети называют объекты неживой природы.

Эксперимент с пакетиком.

Воспитатель: ребята, давайте еще поиграем, для этого мне понадобятся пакетики (набрать в пакетик воздуха и завязать его). Какой стал пакетик?

Дети: упругий, легкий

Воспитатель: Правильно, а теперь смотрите (поочередно, подставлять картон разного цвета). Воздух в пакетике, какой?

Дети: прозрачный.

Воспитатель: правильно еще один секрет воздуха – он прозрачный.

 Наблюдение «Чем пахнет воздух»

Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

Дети: Нет. 

Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки) и раскладывает их в разные мисочки.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Кто хочет поиграть? Давай я тебе завяжу глаза шарфом, а ты по запаху определи, какой предмет я тебе поднесла?

Незнайка: ребята, посмотрите, у меня есть картинки их надо собрать помогите мне, пожалуйста.

Дети: собирают картинки.

Незнайка: посмотрите внимательно, чем они отличаются?

Дети: на одной картинке завод с трубами, а на другой красивый двор.

Незнайка: На какой улице ты бы хотел жить и почему?

Дети: (на второй), потому что на картинке первой есть трубы, которые в воздух которым мы дышим, выпускают вредные пары и воздух загрязняется.

Незнайка: правильно! А  почему вы не хотите жить там, где трубы?

Дети: трубы выпускают грязный дым, который портит воздух.

Воспитатель: ребята, как вы думаете к чему это может привести?

Дети: к гибели всего живого.

Незнайка: правильно ребята, чтобы спасти все живое, давайте придумаем эмблемы.

Дети: давайте.

Воспитатель: Вот мы с вами поиграли и не заметили, как наше занятие подошло к концу, нам с вами пора возвращается. Давайте сядем в лодочки и поедем в детский сад.  Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух? Помогли мы незнайке узнать ответ на его загадку?

Дети: Воздух – это ветер, который мы выдуваем, он прозрачный, он вокруг нас и немеет запаха, мы дышим им.

Воспитатель: Помогли мы Незнайке узнать ответ на его загадку?

Дети: да.

Незнайка: Спасибо ребята! Я с вами путешествовал и много узнал о воздухе! До свидания!

Дети: прощаются с Незнайкой.

 Воспитатель: мы постоянно окружены воздухом и так привыкли к нему, что почти его не замечаем. Мы живем в нем и дышим им. Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД в старшей группе «Полезные растения»

Конспект НООД в старшей группе «Полезные растения»...

Конспект НООД в старшей группе Тема: «Наши помощники»

занятие для знакомства детей с нашими помошниками (глазки, ушки, зубки иязыка), познакомить с правилами ухода....

конспект НООД детей старшей группы( " Познавательное развитие", " Социально- коммуникативное развитие", " Речевое развитие")"Прогулка по городу"

Углублять знания детей о правилах дорожного движения, безопасного поведения на улицах; учить различать  дорожные знаки и  знать их назначение;развивать внимание, память....

Конспект НООД для старшей группы детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Конспект НООД для старшей группы детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познаватель...

Конспект ноод в старшей группе по теме «Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок» с использованием сказкотерапии

Конспект ноодв старшей группепо теме «Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок»с использованием сказкотерапии...

Конспект ноод в старшей группе по теме «Формирование понятий о действии, признаке и предмете» с использованием составления синквейна

Конспект ноодв старшей группепо теме «Формирование понятий о действии, признаке и предмете»с использованием составления синквейна...