НОД "Почему не тонут айсберги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Обучающие: знакомство со свойствами льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Развивающие: развитие у детей умения пользоваться приборами помощниками при проведении игр-экспериментов; развитие у детей умственных способностей:

- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.

- формирование способов познания путем сенсорного анализа.

Воспитательные: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_aysberg.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Российская  Федерация

Московская область

Шаховской муниципальный район

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                            «Детский сад № 10 «Тополек»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

« Твердая вода. Почему не тонут айсберги»

(старшая разновозрастная группа)

        

                                                                           

Подготовила: Т.И. Еделева

19 апреля 2019г.

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Обучающие: знакомство со свойствами льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Развивающие: развитие у детей умения пользоваться приборами помощниками при проведении игр-экспериментов; развитие у детей умственных способностей:

- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.

- формирование способов познания путем сенсорного анализа.

Воспитательные: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Словарная работа: айсберг, Северный Ледовитый океан, Антарктида, ледокол.

 Предварительная работа: беседа о видах водоёмов, рассматривание иллюстраций; создание творческих работ на тему «Водный транспорт», слушание «Звуки природы» (ручеёк, волны, дождик), «Ручеёк» муз. Э. Грига, «Игры воды» М. Равель.

 Материал: таз с водой, живая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, картинки с изображением айсбергов.

Форма проведения: совместная деятельность.

Ход НОД:

( На столе стоит таз с водой, в нем плавает рыбка, к ней прикреплена открытка с загадкой).

        - Ребята, к нам в гости приплыла золотая рыбка. Что она принесла?

Рыбкам зиму жить тепло

Крыша – толстое стекло.  (Лед)

О чем эта загадка? (о том, что рыбкам зимой жить тепло, потому что они живут под крышей). Правильно, «крыша – толстое стекло» - это лед на реке.

- А как же зимуют рыбы?

- Посмотрите, еще на открытке нарисован холодильник и есть условный значок «глаз». Что это означает? (Надо заглянуть в холодильник).

Достаем лед, рассматриваем.

- Почему лед сравнивают со стеклом? (он такой же прозрачный, похож на стекло).

 - А почему его нельзя вставить в окно? (лед может растаять).

- Давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка». Чем хороша была избушка у лисы? (она была ледяная, зимой не могла растаять).

- Чем она оказалась плоха, когда пришла весна? (она растаяла).

- Как мы можем убедиться, что лед тает? (можно оставить его на блюдце, и он постепенно растает).

- Как ускорить этот процесс?

Процесс превращения твердого  льда в жидкость называется таянием.

- Имеет ли форму вода?

- Имеет ли форму лед?

- У каждого из вас разные кусочки льда по форме и по размеру. Давайте разложим их в разные емкости. (дети раскладывают кусочки льда).

- Меняет ли форму лед?

- Как вы его раскладывали? (брали руками).

- Лед не меняет своей формы, куда бы мы его не положили, причем, лед можно брать руками и перекладывать с места на место.

- Что такое лед? ( Лед – это вода, только в твердом состоянии).

Физминутка.

- Как вы думаете, где на Земле больше всего льда? Посмотрите на карту, очень много льда в Арктике и Антарктике. Самый большой ледник в мире – ледник Ламберта в Антарктике.

- Как ведут себя ледники под лучами солнца? (они тоже тают, но растаять полностью они не могут, арктическое лето короткое и не жаркое).

- Слышали ли вы что – ни будь об айсбергах? ( Айсберги – это огромные горы льда, которые отклонились от ледяных берегов, течением их вынесло в море).

- Как вы думаете, что происходит с этими кусочками льда? Плавают они или тонут?

- Давайте проверим, возьмем лед и опустим его в воду. ( дети по одному кладут лед в емкость).

- Что происходит?

- Почему лед не тонет? (выталкивающая сила воды больше силы льда).

- Почему не тонут айсберги? Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части).

- Опасны ли айсберги? Для кого?

Айсберги большую опасность представляют для кораблей. Так, в 1912г. столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности.

- А теперь давайте поиграем в игру «Арктическое морское путешествие» (помочь в подготовке и распределении ролей: морской патруль, капитаны кораблей). Вместе с детьми налить в воды в ванну, опустить в воду куски льда, подготовить кораблики.

- Ребята, давайте вспомним, какими свойствами обладает лед?

- Что такое айсберг?

- Опасны ли айсберги для кораблей?

- Были ли столкновения с айсбергом?

- Для чего необходим был морской ледниковый патруль?

Используемая литература

1. А. Ликум «Всё обо всём». Энциклопедия для детей - Москва, Компания «Ключ-С»1994.

2. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» Москва, «АЗЪ»,1993.

3. «Энциклопедический словарь юного физика» Составитель Чуанов В. А., Москва «Педагогика Пресс», 1995.

4. Я познаю мир. Детская энциклопедия. «География»«АСТ», 1998.

5. Я познаю мир. Детская энциклопедия. «Природные катастрофы»«АСТ», 1999.

6. Видеозапись «Живая природа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почему не тонут айсберги"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Ху...

Конспект НОД "Лед - это вода? И почему не тонут айсберги?"

Цель: закрепить свойства воды: переход из жидкого состояния в твердое, и наоборот.Задачи:-  Обобщить знания и представления детей о неживой природе – о льде и его свойствах.- Научить опреде...

Конспект исследовательской деятельности на тему: «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»

Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства; познакомить с понятием «таяние»; уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый,...

«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»

Задачи: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства....

Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Почему не тонут айсберги?»

Экспериментирование с живой и неживой природойТема: «Почему не тонут айсберги?»...