НОД "Почему не тонут айсберги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Обучающие: знакомство со свойствами льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
Развивающие: развитие у детей умения пользоваться приборами помощниками при проведении игр-экспериментов; развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
- формирование способов познания путем сенсорного анализа.
Воспитательные: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_aysberg.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Московская область
Шаховской муниципальный район
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Тополек»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
« Твердая вода. Почему не тонут айсберги»
(старшая разновозрастная группа)
Подготовила: Т.И. Еделева
19 апреля 2019г.
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Обучающие: знакомство со свойствами льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
Развивающие: развитие у детей умения пользоваться приборами помощниками при проведении игр-экспериментов; развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
- формирование способов познания путем сенсорного анализа.
Воспитательные: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Словарная работа: айсберг, Северный Ледовитый океан, Антарктида, ледокол.
Предварительная работа: беседа о видах водоёмов, рассматривание иллюстраций; создание творческих работ на тему «Водный транспорт», слушание «Звуки природы» (ручеёк, волны, дождик), «Ручеёк» муз. Э. Грига, «Игры воды» М. Равель.
Материал: таз с водой, живая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, картинки с изображением айсбергов.
Форма проведения: совместная деятельность.
Ход НОД:
( На столе стоит таз с водой, в нем плавает рыбка, к ней прикреплена открытка с загадкой).
- Ребята, к нам в гости приплыла золотая рыбка. Что она принесла?
Рыбкам зиму жить тепло
Крыша – толстое стекло. (Лед)
О чем эта загадка? (о том, что рыбкам зимой жить тепло, потому что они живут под крышей). Правильно, «крыша – толстое стекло» - это лед на реке.
- А как же зимуют рыбы?
- Посмотрите, еще на открытке нарисован холодильник и есть условный значок «глаз». Что это означает? (Надо заглянуть в холодильник).
Достаем лед, рассматриваем.
- Почему лед сравнивают со стеклом? (он такой же прозрачный, похож на стекло).
- А почему его нельзя вставить в окно? (лед может растаять).
- Давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка». Чем хороша была избушка у лисы? (она была ледяная, зимой не могла растаять).
- Чем она оказалась плоха, когда пришла весна? (она растаяла).
- Как мы можем убедиться, что лед тает? (можно оставить его на блюдце, и он постепенно растает).
- Как ускорить этот процесс?
Процесс превращения твердого льда в жидкость называется таянием.
- Имеет ли форму вода?
- Имеет ли форму лед?
- У каждого из вас разные кусочки льда по форме и по размеру. Давайте разложим их в разные емкости. (дети раскладывают кусочки льда).
- Меняет ли форму лед?
- Как вы его раскладывали? (брали руками).
- Лед не меняет своей формы, куда бы мы его не положили, причем, лед можно брать руками и перекладывать с места на место.
- Что такое лед? ( Лед – это вода, только в твердом состоянии).
Физминутка.
- Как вы думаете, где на Земле больше всего льда? Посмотрите на карту, очень много льда в Арктике и Антарктике. Самый большой ледник в мире – ледник Ламберта в Антарктике.
- Как ведут себя ледники под лучами солнца? (они тоже тают, но растаять полностью они не могут, арктическое лето короткое и не жаркое).
- Слышали ли вы что – ни будь об айсбергах? ( Айсберги – это огромные горы льда, которые отклонились от ледяных берегов, течением их вынесло в море).
- Как вы думаете, что происходит с этими кусочками льда? Плавают они или тонут?
- Давайте проверим, возьмем лед и опустим его в воду. ( дети по одному кладут лед в емкость).
- Что происходит?
- Почему лед не тонет? (выталкивающая сила воды больше силы льда).
- Почему не тонут айсберги? Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части).
- Опасны ли айсберги? Для кого?
Айсберги большую опасность представляют для кораблей. Так, в 1912г. столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности.
- А теперь давайте поиграем в игру «Арктическое морское путешествие» (помочь в подготовке и распределении ролей: морской патруль, капитаны кораблей). Вместе с детьми налить в воды в ванну, опустить в воду куски льда, подготовить кораблики.
- Ребята, давайте вспомним, какими свойствами обладает лед?
- Что такое айсберг?
- Опасны ли айсберги для кораблей?
- Были ли столкновения с айсбергом?
- Для чего необходим был морской ледниковый патруль?
Используемая литература
1. А. Ликум «Всё обо всём». Энциклопедия для детей - Москва, Компания «Ключ-С»1994.
2. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» Москва, «АЗЪ»,1993.
3. «Энциклопедический словарь юного физика» Составитель Чуанов В. А., Москва «Педагогика Пресс», 1995.
4. Я познаю мир. Детская энциклопедия. «География», «АСТ», 1998.
5. Я познаю мир. Детская энциклопедия. «Природные катастрофы», «АСТ», 1999.
6. Видеозапись «Живая природа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Почему не тонут айсберги"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Ху...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды. Почему не тонут айсберги?
Цель: Ознакомление детей со свойствами льда....
Конспект НОД "Лед - это вода? И почему не тонут айсберги?"
Цель: закрепить свойства воды: переход из жидкого состояния в твердое, и наоборот.Задачи:- Обобщить знания и представления детей о неживой природе – о льде и его свойствах.- Научить опреде...
Конспект исследовательской деятельности на тему: «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»
Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства; познакомить с понятием «таяние»; уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый,...
«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»
Задачи: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства....
Конспект занятия в старшей группе по ОЭД ТЕМА: «Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги?».
Уточнить представление детей о свойствах льда....
Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Почему не тонут айсберги?»
Экспериментирование с живой и неживой природойТема: «Почему не тонут айсберги?»...