Проект « Я познаю мир» для детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет
проект по окружающему миру (старшая группа)

Познавательная активность выражается в потребности исследовать окружающий мир. Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста отчетливо прослеживается в познавательно-исследовательской деятельности, так как в ней лежат жажда познания, стремление к открытиям, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_poznayu_mir_2019-2020g._1.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципально автономное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 287» г. Пермь

  • Проект « Я познаю мир»

  •  для детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет

Участники проекта:

Воспитатель: Голубкова Н.В

Гарипова Н.А.

Родители детей старшей группы №5

Дети старшей группы №5

МАДОУ «Детский сад №287»

2020г. г. Пермь

Описание проекта

География проекта

г. Пермь, ул. 1-я Красноармейская д.54; МАДОУ «Детский сад            № 287»

Название проекта

«Я познаю мир»

Тип проекта

Познавательно – исследовательский проект  при полноценном сотрудничестве ДОУ и семьи.

Срок реализации проекта

Проект долгосрочный: 9 месяцев. С сентября 2019 года по               май 2020 года.

Участники проекта

Дети старшей группы № 5 «Звездочеты», воспитатели и родители.

Количество участников

Коллективный

Проблема

 Проблемой является то, что у детей старшего дошкольного возраста не достаточно сформирована  познавательная активность и в ДОУ необходимы условия для формирования любознательности и познавательных интересов дошкольников. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только при взаимодействии с родителями. 

Обоснование проблемы

1. Родители не достаточно уделяют внимания развитию познавательной активности детей.

2. Недостаточно знаний у детей в познавательно – исследовательской деятельности.

Актуальность проекта                                                                                                                          

Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере дошкольного образования, предъявляются новые требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. На первое место выходит развитие любознательной, активной, творческой личности, способной к принятию собственных решений, саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели невозможно, так как у детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно сформирована познавательная активность, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Познавательная активность выражается в потребности исследовать окружающий мир. Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста отчетливо прослеживается в познавательно-исследовательской деятельности, так как в ней лежат жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях, и многое другое. Но добиться эффективных результатов в развитии ребенка можно только в сотрудничестве с родителями воспитанников.

Цель проекта

Формирование  целостного устойчивого познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста совместно с воспитателями и родителями, используя новые формы.

Задачи проекта

Образовательные:                                                                                        1. Накопить и обогатить познавательно – исследовательский  опыт детей.                                                                                                                        2. Создать условия для детей и родителей для активного участия в образовательной деятельности.                                                                                     3.Формировать  и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.                                                                                                                    

4. Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей. Развивающие:                                                                                               1. Развивать самостоятельность и познавательно-исследовательскую активность дошкольников, активно включая их в творческо-поисковую деятельность.                                                                                             2. Развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру  в совместной деятельности с родителями.                                                 3.Развивать умение наблюдать, слушать и навыки обобщения и анализа.                                                                                               3. Развивать речь, пополнять и  активизировать словарь.                                                                                        4.Укреплять связи между детским садом и семьёй.

5. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду по формированию познавательно - исследовательских интересов дошкольников.                                                                          6.Развивать у детей умение использовать «IT технологиями».

Воспитательные:                                                                                                                                           1. Воспитание у дошкольников любознательности и социально-коммуникативных качеств.                                                                                                           2. Воспитание трудолюбия и уважение к труду других людей.

Ожидаемые результаты

1.У детей сформированы представления, навыки познавательно - исследовательской и творческой деятельности входе совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.                                                                                                                                                                                                                   2.У детей накоплен познавательно – исследовательский опыт.                    3.Дети самостоятельно применяют оборудование и материалы в ходе опытов и экспериментов.                                                                            4. Дети активно участвуют в беседах, задают вопросы, обобщают и анализируют рассматриваемую проблему. Используют  в речи новые понятия и термины.

5. Дети с заинтересованностью  принимают участие в экспериментах.                                                                                                                             6. Дети с удовольствием участвуют в совместной познавательно - исследовательской деятельности  с родителями.                            7. Сплочение родительского коллектива в совместной деятельности с детьми.

Продукт проектной деятельности

Пополнение предметно пространственной среды по разделу «Познавательно – исследовательская деятельность»:                               - изготовление нестандартного оборудования для игры с песком;   - создание картотеки для проведения экспериментов дома;             - пополнение аудио фонотеки;                                                             - пополнение  видео фонотеки по теме «Я познаю мир»;                       - пополнение центра новым оборудованием для экспериментов и опытов;                                                                                                 - создание построек из снега и льда на прогулочном участке;            - проведение квест – игры;                                                                          - создание буклета «Варианты совместной познавательно - исследовательской деятельности детей и родителей»;                                                                      -  пополнение центра экспериментирования новой литературой;    - создание папки – передвижки «Экспериментально – исследовательская деятельность»;                                                                   - создание мини-музея «Моя первая энциклопедия».          

Описание материала

 Предлагаю Вашему вниманию проект, направленный на формирование  целостного, устойчивого познавательно - исследовательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности детей с воспитателями и родителями, используя новые формы. Данный материал предназначен для детей 5 - 6 лет.

Методы реализации проекта

(описание методов реализации проекта, ведущих к решению поставленных задач)

1.Название метода

Подготовительный

Описание метода

Проведение мониторинга.                                                                       Групповая консультация для родителей о целях и задачах внедряемого проекта.                                                                       Знакомство с инновационными технологиями для формирования целостного устойчивого познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста совместно с воспитателями и родителями на родительском собрании.                                                                                    

2.Название метода

Основной

Описание метода

Выбор  детьми и родителями познавательно – исследовательской темы для создания видеоролика.                                       Консультирование родителей по выбранной теме.                                                                   Демонстрация с комментариями о  видеоролике детьми, вступление в диалог и обоснование своей точки зрения, анализа по данной теме.                                                                

Познавательного семинара-практикума на тему «Организация проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

3.Название метода

Итоговый

Описание метода

Систематизация материалов и обобщение опыта по проекту. Презентация  видеоролика с комментариями о  познавательно – исследовательской деятельности детьми.                                                          Круглый стол с родителями с демонстрацией презентации. Трансляция проекта: Презентация на педагогическом совещании.                                                                                  Практический показ на уровне ДОУ.                                        Дидактическое пополнили предметно пространственную среду по разделу познавательно – исследовательской деятельности:                                 - изготовили нестандартное оборудование для игры с песком;      - создали буклет «Варианты совместной познавательно -исследовательской деятельности детей и родителей»;                            - создали картотеку для проведения экспериментов дома;                      - приобрели оборудование для экспериментов и опытов;                                       - пополнили аудио и видео фонотеки по теме «Я познаю мир»;           - пополнили центр экспериментирования новой литературой.                                                                                                                                                                                                                                   - Организовали выставку рисунков детей: «Путешествие капельки».                                                                                                                                                                                                                             - Создали папку – передвижку «Экспериментально – исследовательская деятельность».                                                                  - Создали мини-музей «Моя первая энциклопедия».                             - Высадили рассаду цветов в клумбу совместно с детьми и родителями.                                                                                         - Провели праздник «Волшебная песочница» с организацией игр и опытов с песком и водой совместно с родителями.                          

Календарный план реализации проекта

(последовательное перечисление основных мероприятий проекта)

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1.

Проведение мониторинга:                               Опрос - анкета родителей  «Роль семьи в развитии познавательных интересов».

10.09.19г.

Воспитатели

родители

2.

Проведение диагностических процедур: обработка анкет.

16.09.19г.

Воспитатели

3.

Родительское собрание «Исследовательская деятельность». Цель:Знакомство с инновационными технологиями для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

17.09.19г.

Воспитатели родители

4.

Беседа с детьми «Что такое исследовательская деятельность?».

18.09.19г.

Воспитатели,

 дети

5.

Вовлечение родителей к текущему проекту: - Снять видеоролик с участием детей (3-5 минут) на познавательную тему, которую выберут родители совместно с ребенком.

сентябр-октябрь

Воспитатели

Родители

6.

Индивидуальные консультации для  родителей о познавательном развитии детей 5-6 лет на темы: «Роль семьи в развитии познавательных интересов»

20.09.19г.

Воспитатели

родители

7.

Беседа с детьми «Что такое эксперимент?».

27.09.19г.

Воспитатели, дети

8.

Консультация для родителей «Воспитание познавательного интереса через прогулки».

04.10.19г.

Воспитатели

родители

9.

Экспериментирование. Цель: взаимодействие природных материалов с водой.

08.10.19г.

Воспитатели,

 дети

10.

Привлечение родителей к изготовлению нестандартного оборудования для игры с песком.

23.10.19г.

Воспитатели,

родители

11.

«День открытий!» Выступление детей с собственным видеороликом, его защита, анализ, дискуссия.

   30 .10.19г.

Воспитатели, дети,

родители

12.

Индивидуальные беседы с родителями «Организация экспериментирования в домашних условиях». Консультация «Как научить ребенка исследовать?».

06.11.19г.

Воспитатель

Родители

13.

Сюжетно-ролевая игра с детьми «Купание куклы» с экспериментом: что быстрее растворится мыло или морская соль.

12.11.19г.

Воспитатели

14.

«День открытий!» Выступление детей с собственным видеороликом, его защита, анализ, дискуссия.

19.11.19г.

Воспитатели Родители

15.

Создание буклета «Варианты совместной познавательно - исследовательской деятельности детей и родителей».

26.11.19г.

Воспитатели

16.

Экспериментирование. Цель: взаимодействие природных материалов с водой.

29.11.19г.

Воспитатели,

 дети

17.

Выставка рисунков детей «У дивительные снежинки».

11.12.19г.

Воспитатели

18.

Дидактическая игра с детьми «Волшебный мешочек»

18.12.19г.

Воспитатели

19.

Пополнение аудио, видео фонотеки и картотеки  на тему «Я познаю мир».                  

19.12.19г.

Воспитатели

Родители

22.

Консультация с родителями: «Как научить ребенка исследовать?».

20.12.19г.

Воспитатели Родители

23.

 Экспериментирование «Цветные льдинки».

23.12.19г.

Воспитатели,

 дети

24.

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное занятие с детьми: «Деревянные, металлические и стеклянные звуки» и «Инструментальные звуки».

24.12.19г.

Воспитатели,

 дети

25.

Экспериментально - исследовательская деятельность «Исследование давления воздуха».

24.01.20г.

Воспитатели

дети

26.

Папка – передвижка «Экспериментально – исследовательская деятельность».

07.02.20г.

Воспитатели

27.

«День открытий» Выступление детей с собственным видеороликом, его защита, анализ, дискуссия.

13.02.20г.

Воспитатели, дети

родители

28.

Консультация «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми».

19.02.20г.

Воспитатели, дети,

родители

29.

Чтение художественной литературы «Изучаю мир вокруг для детей 5 -6 лет» Издательство: Эскимо, Барбе - Жюльен Коллет. «Моя первая энциклопедия»: Жуков В.А., Касаткина Ю.Н., Щигель Д.С.

02.03.20г.

Воспитатели, дети

30.

Экспериментально - исследовательская деятельность «Исследование свойств природных материалов».

10.03.20г.

Воспитатели, дети

31.

Создание мини-музея «Моя первая энциклопедия».

17.03.20г.

Воспитатели

родители

32.

Консультация «Как организовать в домашних условиях мини лабораторию?»

08.04.20г.

Воспитатели

родители

33.

«День открытий!» Выступление детей с собственным видеороликом, его защита, анализ, дискуссия.

16.04.20г.

Воспитатель

родители

34.

Игры и эксперименты с детьми:                Тема: «Наблюдение за ростом веточки» - Опыт с веточками разных деревьев.

27.04.20г.

Воспитатели

35.

Беседа с детьми с  опытом и экспериментом «Откуда берется радуга?»

06.05.20г.

Воспитатели

36.

Наблюдение и высадка рассады цветов в клумбу: «Семена проросли – в клумбу их высади».

12.05.20г.

Воспитатели

Родители

37.

Праздник «Волшебная песочница». Организация игр и опытов с песком и водой.

20.05.20г.

Воспитатели

Родители

38.

Презентация на педагогическом совещании.

26.05.20г.

Воспитатели

39.

Практический показ на уровне ДОУ.

29.05.20г.

Воспитатели

Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что

развитие любознательной, активной, творческой личности ребенка, способной к принятию собственных решений возможно в познавательно-исследовательской деятельности при полноценном сотрудничестве ДОУ и семьи.

Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей, основанных на принципах ФГОС ДО:  формирование познавательных интересов отчетливо прослеживается в познавательно-исследовательской деятельности, так как в ней лежат жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях, и многое другое. Но добиться эффективных результатов в развитии ребенка можно только в сотрудничестве с родителями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Учимся общаться"Проект "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Этот материал поможет педагогам в развитие у детей коммуникативных навыков через игровую деятельность:ØУметь слушать и вступать в диалог;Ø Участвовать в коллективном обсуждении проблем;Сотруднич...

Методическая разработка по формированию основ здорового образа жизни "Познай себя" у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

laquo;Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность ...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....

Проект "Мы познаем мир" для детей старшего дошкольного возраста

Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня сформированости экологической культуры  каждого человека, его правильной позиции в реше...

Проект- Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Данный проект посвящен исследованию и разработке методик, направленных на формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.  Ц...