Проект "Мы познаем мир" для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Ласькова Анна Владимировна

Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня сформированости экологической культуры  каждого человека, его правильной позиции в решении экологических проблем. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает большое значение. Новизна данного проекта заключается в том, что она выполнена в соответствии с ФГОС и  основана на освоении элементарных экологических представлений с учётом регионального содержания и его особенностей по временам года, а также на экспериментальной деятельности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc384.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРОЕКТ

РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мы познаём мир»

                                       Выполнила: Ласькова Анна Владимировна

                                                                    воспитатель МДОАУ№174

                                           

                                                         

Оренбург 2022

                       

Содержание

I Пояснительная записка

  1. Направленность проекта       «Мы познаём мир»…………………4
  2.  Новизна, актуальность проекта      ..……………………………....4

1.3. Цель и задачи проекта       «Мы познаём мир» ……….................5

1.4. Отличительные  особенности проекта        «Мы познаём мир»..6

1.5. Возраст детей, участвующих в  проекте       …………………….6

1.6. Сроки реализации  проекта       …………………………………..6

1.7. Формы и режим НОД……………………………………………..7

1.8. Ожидаемый результат……………………………………………..7

1.9. Формы подведения итогов  проекта      ………………………….8

II.Тематический план проекта  «Мы познаём мир» ..……………….9

III. Содержание образовательной деятельности……………………19

IV.Карта наблюдений…………………………………………………26

V.  Ресурсное обеспечение……………………………………………30

V I.Используемая  литература………………………………………..32

       Приложение ………………………………………………………..35

  1. Пояснительная записка

   Направленность проекта

Направленность дополнительной образовательной программы –

познавательно – речевая.

    Новизна  проекта

Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня сформированости экологической культуры  каждого человека, его правильной позиции в решении экологических проблем. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает большое значение. Новизна данного проекта заключается в том, что она выполнена в соответствии с ФГОС и  основана на освоении элементарных экологических представлений с учётом регионального содержания и его особенностей по временам года, а также на экспериментальной деятельности детей. В содержание программы интегрируются следующие  образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация».

Актуальность

Экологическое воспитание и образование детей – актуальная проблема нашего времени:  экологическая культура  людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают ныне.

Экологическое воспитание очень важно в личностном развитие ребенка – правильно организованное, систематически проводимое в форме мероприятия в образовательных учреждениях под руководством педагогов, оно оказывает огромное влияние на  ум, чувства, волю воспитанников. Продуманная организация НОД, прогулок,  наблюдений, исследовательская деятельность развивает их мышление, способность видеть и чувствовать великолепное многообразие явлений природы и ощущать себя её частью, замечать большие и маленькие изменения в природе, чувствовать потребность её сохранить.

В дошкольном учреждении детей знакомят с природой и происходящими в ней в разное время года изменениями. Экологическое воспитание осуществляется в доу через  весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, экспериментальные уголки, экологическая тропа, огород дающие возможность постоянного  непосредственного общения с природой; организация  наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщения детей к регулярному труду.

Экологическое образование направлено на воспитание у детей бережного отношения к природе, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Представленная программа является актуальной для детей старшего дошкольного  возраста.

 Цель и задачи проекта

Цель: Формирование основ  экологической культуры  у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

  1.Повышать  знания детей о растениях, животных, природных явлениях, о состояниях окружающей среды нашего края;

 2. Формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными;

 3. Развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности и в дидактических играх;

 4.Развивать  интерес  и милосердие  к миру природы, воспитывать гуманное и бережное  отношение ко всему живому;

 5.Воспитывать эстетические, патриотические чувства и любовь к родному краю;

 6. Обогащать и активизировать словарь воспитанников  в процессе взаимосвязи с природой.

              Отличительные особенности  проекта .

Отличительными особенностями нашей  программы от других идентичных        ( «Юный эколог» Николаевой С., «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой) является  учёт регионального содержания и его особенностей по временам года. В программе предусмотрено знакомство детей с особенностями природы Оренбургского края (животный мир, мир насекомых, растительный мир и т.д.)

  Возраст детей, участвующих в реализации  проекта.

Дополнительная образовательная программа «Мы познаём мир» предназначена для детей от 5 до 6 лет (старшая группа).

       Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него проявляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»:  моральные, интеллектуальные, эстетические:  любопытство,  любознательность,  чувство юмора,    удивление,  чувство прекрасного,  чувство гордости, чувство стыда,  чувство дружбы.

      Общение с природой развивают эти чувства ещё большой степени. Формируется осознание ценности природы, бережное отношение к ней. Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила.

        Также в этот период в ребёнке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребёнка, «Я» - позиция. Благодаря правильному воздействию взрослого ребёнок  понимает, что он не властелин всего живого, а часть этого живого и это понятие необходимо сохранить.

Дети этого возраста очень любознательны, ещё их называют «почемучками».  У  них формируется привычка  задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, сделать какие-то выводы и представления для себя. Всё это свидетельствует о развитие логического мышления.

Сроки реализации программы – 1 год обучения.

 Формы и режим работы

Формирование основ экологической культуры  детей старшего дошкольного возраста осуществляется в процессе реализации дополнительной образовательной программы «Мы познаём мир»:

- непосредственно образовательная деятельность в игровой форме;

- экскурсии в природу;

- досуги, развлечения;

- экспериментальная деятельность;

-самостоятельная деятельность детей.

Для реализации программы применяется познавательно- исследовательский вид деятельности, основные формы работы: обучение, наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, опыты,   дидактические игры.

Для активного психического развития ребенка  мы оформили в группе уголок экспериментирования, который оснащен необходимым оборудованием и материалами для проведения опытов. Это дает возможность:  работать с детьми по подгруппами ( 4-6 чел.);  использовать материалы, которые не используются в группе со всеми детьми. Совместная деятельность организуется три раза в месяц по 25 минут в форме кружковой работы. Работа проводится небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

 Ожидаемые результаты

         Личностные качества: способны правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира; проявлять  познавательный интерес в процессе исследовательской деятельности, эмоциональную отзывчивость, стремиться помочь другому;  понимать красоту природы.

    Интеллектуальные качества: умеют выражать мысль вербально, формулируют  и задают вопросы,  грамотно отвечать на них;  понимают инструкцию и умеют применить её в процессе исследовательской деятельности;

      Физические качества: выносливость на экскурсиях, следят за осанкой, правильно  относятся  к собственному здоровью;  развитая мелкая и крупная моторика, координация движений.

Способы проверки ожидаемого результата: наблюдение, беседа.

Автор диагностической методики Верещагина Н.В. «Результаты мониторинга детского развития (уровня развития интегративных качеств)».

Формы подведения итогов реализации доп «Мы познаём мир»

1) Выставка поделок из природного материала;

2) КВН  на тему «Времена года»;

3) Презентация « Моё – Оренбуржье!»;

4) КВН  на тему «Что мы знаем о воде»;

5)Фоторепортаж .         

II. Тематический план

Номер п/п

Модуль/тема

Объем времени

(час)

Интегративные качества

 Методические пособия

и ресурсы

I

1.1

Осень

«Путешествие в осенний лес»

75

25

Любознательный, активный. Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать при проведении опыта.  В случае затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на музыкальные и художественные произведения. «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» Сформирована потребность в двигательной активности, выносливость (динамическое игра «Мы- осенние листочки!»)

Зрительный ряд:

1.Пальчиковые куклы

 2.фото с изображением осенней природы;

3.изображение деревьев растущих на территории Оренбургской области

Музыкальный ряд:

1.П.И.Чайковский «Осень» из цикла «Времена года»,

2.Звуки леса

Литературный ряд:

1.В. Степанов «Рукавицы для лисицы»

2. Загадки про обитателей леса  

Пособие:

1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий./ Н. В. Коломина - М.: ТЦ Сфера, 2004.

1.2

«Животные леса»

25

Любознательный, активный.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем( образ жизни диких животных, закрепление понятия у детей « впадает в спячку») Задает вопросы взрослому( по картинам ).В случае затруднения обращается за помощью к взрослому.

Эмоционально отзывчивый.

Эмоционально реагирует на произведения изоискусства   ( картины И.Остроухова «Золотая  осень», А.Степанова «Осень», узыкальные(«Почему медведь спит зимой» Коваленкова)    

Зрительный ряд:

1.осенние пейзажи; 2.изображение животных живущих на территории Оренбургской области

Музыкальный ряд: 

 «Почему медведь спит зимой» Коваленков.

Литературный ряд:

1Я.Аким «Осень»

2 Загадки о диких животных. 

Пособие:

  1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. М.: Просвещение, 2010

1.3

 КВН  «Моё – Оренбуржье»

25

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Ребенок может принимать самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач .Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре.

Овладевший необходимыми умениями и навыками.

У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью ( деление на команды, выбор капитана команды, выбор отвечающего).

Зрительный ряд:

1Картинки с изображением природы оренбургского края.

2Разрезные картинки с изображением природы.

3Сноп ржи.

4Презентация «Мой родной край»

Литературный ряд:

1История  возникновения Оренбурга

2Текст гимна Оренбурга

Музыкальный ряд:

1.Гимн  г.Оренбурга  «Живи, Оренбург!»

2.Песня «Оренбургский край!»

Пособие:

1.Альтов В.Г. «Города Оренбургской области»

2.Красная книга Оренбургской области

 3.Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание.- 2009. N2 7.

II

 Зима

75

Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным

Зрительный ряд:

  1. Картина о зиме.

2.1

«Подарки волшебницы Зимы»

25

в окружающем . Задаёт вопросы взрослому. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. (Рассматривание картин о зиме)

Эмоционально отзывчивый.

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства (демонстрация картин о зиме), музыкальные (П. И. Чайковский «Времена года») и художественные произведения (стихотворение С. Есенина «Белая берёза», В. Степанов «Зима»).

  1. Картинки с изображением птиц и животных Оренбуржья.
  2. Снежинки с загадками.
  3. Ледяная шкатулка с сюрпризом.

Музыкальный ряд:

  1. Чайковский «Времена года Зима».

Литературный ряд:

  1. С.Е. Есенин «Белая берёза».
  2. В. Степанов «Зима», «Белый снег».
  3. Народные приметы и поговорки.

Пособие: 

  1. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.Экология. Волочкова В. Н., Степанова Н. В. Изд.: ТЦ «Учитель» 2005 г.

2.2

«Зимовка зверей и птиц»

25

Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем  (Зимующие птицы Оренбуржья). Задаёт вопросы взрослому. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому . Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый.

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства , музыкальные  и художественные произведения.

Зрительный ряд:

  1. Плоскостные изображения птиц.
  2. Игрушки: Заяц, лиса, ворона, снегирь, дятел.
  3. Силуэтное изображение лисы и зайца (Танграм).
  4. Листы с контуром деревьев (для штриховки).

Музыкальный ряд:

  1. Э. Григ «Утро в горах».
  2. Грамзапись голосов зимующих птиц (снегирь, синица, дятел).

Литературный ряд:

  1. С. Пронина «Снежинка».
  2. Рассказ В. Бианки «Книга Зимы».
  3. Загадки о животных и птицах.

Пособие: 

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников., Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр, Изд.: Сфера, Творческий Центр, 2008 г

2.3

Сказочные опыты с водой (Эксперемент)

25

Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем. Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому (Опыты с водой). Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. (Д/И «Доскажи словечко» Игра «Это можно или нет?»).

Эмоционально отзывчивый.

Эмоционально реагирует на музыкальные и художественные произведения (стихотворение «Вы слыхали о воде?», Загадки о наводнении, метели.

Зрительный ряд:

  1. Эмблемы: Капельки, сосульки, облачка, снежинки.
  2. Бутылочки, стаканы.
  3. Замороженная игрушка.
  4. Спиртовка (для нагрева)

Музыкальный ряд:

  1. Аудиозапись «Звуки воды ».
  2. Музыкальное сопровождение: «Как на тоненький ледок», «Зимняя буря».

Литературный ряд:

  1. Стихотворение «Вы слыхали о воде?».
  2. Загадки о воде.
  3. В.Г. Сутеев «Путешествие ручейка»

Пособие: 

  1. Интегрированные занятия. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Л. Г. Селихова, Изд.: Айрис – пресс, 2007 г.

III

3.1

«Пришла, красавица Весна!»

«Весеннее настроение»

75

25

Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем. Задаёт вопросы взрослому. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому.

Эмоционально отзывчивый. Сопереживает персонажам сказки. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.

Зрительный ряд:

1.весенние и зимние пейзажи; 2.презентация весенних цветов занесённых в красную книгу Оренбургской области

Музыкальный ряд:

1.П.И.Чайковский «Вальс цветов»,

2.Аудиозапись шум воды

3. Слова П. Синявского
Музыка Ю. Чичкова «Песенка подснежников»

Литературный ряд:

1.. Б.Заходер «Тише всех»

2. загадка про подснежник

3.Пословицы о весне

Пособие: 1. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание.- 2009.

  1. Рыжова Н. "Наш дом - природа" . Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2009. N 7. 

3.2

«Как птицы весну встречают!»

25

Любознательный, активный.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (какая птица открывает весну). Задаёт вопросы взрослому. Способен самостоятельно действовать (конструирование из кубиков скворечника). В случае затруднений обращается за помощью к взрослому (изготовление из цветной бумаги «Бусы для Весны»). Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе (отгадывание загадок, ответы на вопросы, решение проблемных ситуаций).

«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» Сформирована потребность в двигательной активности, выносливость .

Эмоционально отзывчивый.

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные (голоса птиц) и художественные произведения (стихотворение), мир природы (иллюстрации птиц, животных).

Зрительный ряд:

1.Сюрпризный момент «Лесовичёк»;

 2.иллюстрации о весне; 3.изображение животных, птиц

Литературный ряд:

1.. стихотворение «Скворец»

2. загадки про птиц

3.закличка

Музыкальный ряд:

1.Голоса птиц,

2.звуки леса

3. Музыка П.И.чайковского

Пособие:

1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2009

2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

3.3

«Времена года» (КВН)

25

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи , адекватные возрасту. Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (определить и объяснить в какое время года на календаре отмечали погоду, д/и «что перепутал художник»). Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке (Конкурс «Художников»)

Овладевший необходимыми умениями и навыками.  У ребёнка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных  видов детской деятельности .

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью,  взаимодействует  с детьми        (деление на команды, выбор капитана команды, выбор отвечающего).

Литературный ряд:

1. Пословицы, поговорки,  приметы времен года.

Музыкальный ряд:

1.Звуки природы

 2.Вивальди «Времена Года»

3.Песня «Четыре времени года», сл. М.Пляцковского, муз. Т.Е.Пахомовой

Пособие:

1.Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание.- 2009. N2 7

2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

Содержание дополнительной образовательной программы:

Модуль I. Осень

Тема 1.1.  «Путешествие в осенний лес»

 Осенний лес в зауральной роще. Разнообразие в лесу. Деревья (растущие на территории нашего края).  Воздух в лесах.

Практика: Сказка  В. Степанов  «Рукавицы для лисицы»,  драматизация сказки. Загадки . Картины (осенняя природа, деревья нашего края). Опыт с воздухом, подвижная игра « Мы-осенние листочки»,  музыкальные произведения  П.И. Чайковского «Осень» из цикла, звуки леса.

Материалы и оборудование: 

Пальчиковый театр, фото с изображением осенней природы, иллюстрации  с изображением деревьев, аудиозапись П.И. Чайковского, «Хрестоматия для детей », загадки о обитателях леса.

Интеграция образовательных областей: 

музыка, чтение художественной литературы, познание, безопасность, здоровье, труд, коммуникация, социализация.

 Формы работы: 

 групповая (чтение произведений, рассматривание репродукций, прослушивание музыкальных произведений, подвижная игра)

 индивидуальная (загадывание загадок).

Тема 1.2. «Животные леса»  

Обитатели леса наше края и их жизнь с наступлением холодов.

Практика:  Беседа о животных. Стихотворение Я. Акима «Осень». Загадки. Песня «Почему медведь спит зимой» Коваленкова. Рассматривание репродукций с изображением животных, обитающих на территории Оренбургской области; осенние пейзажи.  Д/игра «Кто лишний?»

Материалы и оборудование:  Картины  с изображением осенней природы, картины с изображением животных, обитающих на территории Оренбургской области, аудиозаписи,    «Хрестоматия для детей ».

Интеграция образовательных областей: 

музыка, чтение художественной литературы, познание, безопасность, здоровье, труд, коммуникация, социализация.

 Формы работы: 

 групповая (отгадывание загадок, ответы на вопросы, дидактические игры, беседа, рассматривание иллюстраций, наблюдение);

 индивидуальная  (д/и «Кто лишний!»)

Тема 1.3. «Моё – Оренбуржье»  (КВН)

Оренбург – столица Оренбуржья. Богатства нашего  края. Достопримечательности.

Практика:  Разминка. Загадки. Презентация «Достопримечательности  Оренбурга»,  слайд-шоу «Природа Оренбуржья»,   д/игра «Памятники города», д/ игра с мячом «Животные нашего края»,  игра-релаксация, изображение с растениями. Песня « Оренбургский край», «Живи Оренбург»

Материалы и оборудование: 

Картинки с изображением растений, животных, насекомых, разрезные картинки  с изображением животных, насекомых, растений, аудиозапись, текст гимна Оренбурга «Хрестоматия для детей », песня «Оренбургский край».

Интеграция образовательных областей: 

музыка, чтение художественной литературы, познание, безопасность, здоровье, труд, коммуникация, социализация.

 Формы работы: 

 групповая (ответы на вопросы, рассматривание репродукций, прослушивание музыкального произведения «Почему медведь спит  зимой» Коваленкова);

 индивидуальная (загадывание загадок о диких животных.).

Модуль II. Зима

Тема 2.1 «Подарки волшебницы Зимы»

Зима и явления природы. Особенности зимнего леса. Зима в произведениях искусства.

Практика:  Чтение стихотворений Есенина «Белая берёза», В.Степанова « Зима» , подбор слов –родственников.  Народные приметы и поговорки. Рассматривание картинок о зиме. Изображение птиц и животных нашего края. Опыт с воздухом. П.И.Чаковский «Временна года», «Зима».

Методическое обеспечение: дидактическая игра «Кому что нужно?», две снежинки с загадками, картинка «Царица зима», картинки-помощники к загадке, мяч, шкатулка с сюрпризом.

Интеграция образовательных областей: Музыка, чтение художественной литературы, познание, здоровье, коммуникация, социализация.

Форма работы:

Групповая (слушание музыки, беседа, ответы на вопросы, отгадывание загадок, рассматривание картин, дидактическая игра, физминутка), индивидуальная (исследование снега).

Тема 2.2. « Зимовка зверей и птиц» Виртуальная  экскурсия

 Виртуальная экскурсия в зимний лес. Особенности зимующих животных и птиц.

Практика:  Слушание музыки Э. Грига «Утро в горах»

чтение стихотворения С. Пронина «Снежинка», логоритмическое упражнение «Снегири»; дыхательное упражнение «Аромат» со снежинкой; чтение рассказа В. Бианки «Книга зимы», д/и «Чей след?» , загадывание загадок о животных,  игровой момент с фигурками птиц; вопросы к детям, математический счёт; задание «Заштрихуй дерево»; д/ игра «Танграм» (выкладывание изображения зайца и лисы), физические упражнения, итог.

Методическое обеспечение:

Музыкальный зал оформлен в виде лесной опушки, на деревьях посажены снегири, на поляне звери-игрушки — заяц, лиса, на макушке елки ворона; плоскостные фигурки птиц — синицы и дятла; грамзапись голосов зимующих птиц (снегирь, синица, дятел), отрывок из произведения Э. Грига « Утро в горах»; рассказ В.Бианки «Книга зимы», пособия : на каждого ребенка набор карандашей, набор геометрических фигур для игры «Танграм», силуэтные изображения лисы и зайца (образцы для складывания игры «Танграм»), листы с контуром деревьев (для штриховки), снежинки на каждого ребенка, корзинка  с

орехами, семечками и др. для угощения лесных зверей; макет «зимнего леса»; карточки с изображением лесных зверей и птиц.

Интеграция образовательных областей: музыка, чтение художественной литературы, познание, безопасность, здоровье, труд, коммуникация, социализация.

Форма работы:

Групповая (слушанье музыки, беседа, ответы на вопросы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра),

индивидуальная (задание «Заштрихуй  дерево», выкладывание изображения зайца и лисы).

Тема 2.3. Сказочные опыты с водой. Экспериментальная деятельность.

Игровой момент.

Роль воды в жизни человека. Представление о воде и её свойствах. Вода в разном состоянии (жидкая, твёрдая).

Практика: Эксперименты с водой,  д/и «Доскажи словечко»; физминутка «Капелька», пословицы о воде, загадки про метель, наводнение, дождь, град. Игра «Это можно или нет?», чтение стихотворения « Вы слыхали о воде?». Изготовление цветных льдинок.

Методическое обеспечение:

Эмблемы «Капельки», «Сосульки», «Облачка», «Снежинки»,

различные бутылки, стаканы, вода, молоко, лёд, замороженная игрушка, горячая вода, соль, сахар, лимонная кислота, духи, спиртовка для нагрева.

Интеграция образовательных областей: Музыка, чтение художественной литературы, познание, здоровье, безопасность, труд, коммуникация, социализация.

Форма работы: Групповая ( чтение сказки В.Г. Сутеева «Путешествие ручейка», дидактическая игра, экспериментальная деятельность с водой, отгадывание загадок, физминутка),

индивидуальная (чтение стихотворения).

Модуль III. «Пришла красавица Весна!»

Тема 3.1. «Весеннее настроение»

Первые весенние цветы. Цветы нашего края, занесённые в красную книгу.

Практика:  Беседа о весенних цветах, занесённых в красную книгу. Презентация «Цветы»,   чтение художественной литературы: Б. Заходер «Тише всех», загадывание загадки  о цветах, придумываем сказку о весне, рисуем «Весеннюю сказку».

 Материалы и оборудование: 

Сюрпризный момент Весна (воспитатель);  весенние и зимние пейзажи; большие листы белой бумаги с наклеенными изображениями персонажей сказки К. Ушинского «Утренние лучи» (предварительное чтение), акварельные краски, кисти 2-х размеров (на каждого ребёнка); палитра, карточки с графическими упражнениями (на каждого ребёнка); аудиозапись «Песенка подснежников».

Интеграция  образовательных  областей: 

музыка, чтение художественной литературы, познание, безопасность, здоровье, труд, коммуникация, социализация.

 Формы работы: 

 групповая (составление сказки, дидактическая игра, беседа, экскурсия в парк города );

 индивидуальная (рисование «Весенней сказки»).

Тема 3.2. «Как птицы весну встречают»

Грач открывает  весну. Весенние птицы и их жизнь рядом с людьми.

Практика: Чтение художественной литературы: «Скворец», загадывание загадок о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, живущих в  Оренбургской области,. Беседа «почему Грач открывает весну» , дидактическая игра «Весенние птицы», «Определи по звуку», изготовление «Бусы для весны». Звуки птиц.

Материалы и оборудование: 

Конверт с письмом, клубок, кукла «Лесовичёк», иллюстрации о весне, изображение животных, птиц Оренбургской области, цветная бумага, клей, кисточки.

Интеграция образовательных областей: 

музыка, чтение художественной литературы, познание, безопасность, здоровье, труд, коммуникация, социализация.

 Формы работы: 

 групповая (отгадывание загадок, ответы на вопросы, дидактические игры, беседа, рассматривание иллюстраций, наблюдение);

 индивидуальная (изготовление «Бусы для весны»).

Тема 3.3. «Времена года.»  КВН

Особенности времён года. Времена года в фольклоре. Сравнение природных явлений.

Практика: разминка(отвечаем на вопросы), дидактическая игра: «Угадаем времена года в музыке», «Что перепутал художник», дидактическая игра с мячом «Бывает, не бывает», пословицы , поговорки, приметы о временах года, сюрпризный момент Незнайка.

Материалы и оборудование: 

Эмблемы для участников команд; картинки  по временам года; 2 картинки, где художник перепутал все времена года; мяч; 2 мольберта; бумага для рисования, краски, кисти, медали.

Интеграция образовательных областей: 

музыка, чтение художественной литературы, познание, безопасность, здоровье, труд, коммуникация, социализация.

 Формы работы: 

 групповая (ответы на вопросы, дидактические игры, беседа, «Портреты Зимы, Весны»);

 индивидуальная (изготовление продуктов творческой деятельности)

IV.Карта наблюдений

Интегративные качества

Критерии оценки

Методы

1.

«Любознательный, активный»

Высокий уровень – дети проявляют разнообразные познавательные интересы, могут устанавливать причинно-следственные связи. Воспитанники любят экспериментировать, стремятся к самостоятельности для получения знаний. Самостоятельно действуют в повседневной жизни. Привлекают взрослого для содействия в решении проблем.

Средний уровень-воспитанники проявляют познавательный интерес к миру природы. В ситуации постановки новой задачи нуждаются в существенной помощи взрослого. Уровень самостоятельности снижен, стремятся сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Низкий уровень-у ребёнка не оформлен познавательный интерес, вопросы задаёт редко. Не проявляет положительных эмоций в процессе работы.

Беседа. Наблюдение.

Автор диагностической методики Верещагина Н.В. «Результаты мониторинга детского развития (уровня развития интегративных качеств)» Н.В.Верещагина.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

2.

«Эмоциональный, отзывчивый»

Высокий уровень-дети адекватно реагируют на эмоциональные состояния людей, проявляют сопереживания и стремятся содействовать, понимают важность эмпатии.  Воспитанники адекватно реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.

Средний уровень-воспитанники реагируют на эмоциональное состояние других людей. Но не пытаются понять причины их состояния. Воспитанники адекватно реагируют на мир природы, произведения искусства.

Низкий уровень-ребёнок не откликается на эмоциональное состояние других людей. Затрудняется передавать выразительные образы как в речи так и в движении. Не желает содействовать другому.

3.

«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»

Высокий уровень-дети устанавливают продуктивные контакты с взрослыми и сверстниками, принимают участие в групповых беседах, доброжелательны. Дети знают и выполняют правила общения.

Средний уровень-дети устанавливают продуктивное общение со взрослыми и сверстниками, но затрудняются в общении с незнакомыми людьми. Не всегда могут поддержать общую тему для разговора.

Низкий уровень-дети не умеют выбирать адекватные средства общения. По своей инициативе редко вступают в разговор, часто проявляют агрессию и безразличие.

Беседа. Наблюдение.

Автор диагностической методики Верещагина Н.В. «Результаты мониторинга детского развития (уровня развития интегративных качеств)»

Н.В.Верещагина.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

4.

«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи»

Высокий уровень-дети самостоятельно применяют усвоенные знания. Самостоятельно устанавливают причинно-следственные связи и объясняют их. Находят способы решения проблем в зависимости от ситуации.

Средний уровень-дети могу применять самостоятельно усвоенные знания. Причинно-следственные связи устанавливают, используют новые способы работы  с помощью взрослых.

Низкий уровень-дети не применяют самостоятельно усвоенные знания для решения -новых задач и проблем.

5.

«Физически развитый, овладевший основными культурно гигиеническими навыками»

Высокий уровень-культурно-гигиенические навыки, физические качества, потребность в двигательной активности  сформированы. Чётко координированно выполняет мелкомоторные и основные движения. Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Средний уровень-у детей сформированы культурно-гигиенические навыки, выделяют ведущую руку. Проявляют потребность в двигательной активности. Представления о здоровом образе жизни не достаточно осмысленны.

Низкий уровень-основные культурно-гигиенические навыки  сформированы, но не автоматизированы, качество выполнения низкое. Не сформированы физические качества и представление о здоровом образе жизни.

Беседа. Наблюдение.

Автор диагностической методики Верещагина Н.В. «Результаты мониторинга детского развития (уровня развития интегративных качеств)» Н.В.Верещагина.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 Нормативно-правовой ресурс

1. Закон РФ «Об образовании»

2. СанПин 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2013 регистрационный номер 26

3. Приказ Минобрнауки от 23 ноября 2009г. № 655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

4. Приказ Минобрнауки от 20 июля 2007 г. № 2151 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Научно-методический ресурс

При разработки дополнительной образовательной программы « Мы познаём мир» в основу была взята программа Н.А. Рыжовой « Наш дом – природа» Николаева С. Н. «Юный эколог», Кондратьевой Н.Н. «Мы».  Основной общеобразовательной программой доу является программа под редакцией Васильевой « От рождения до школы».

Кадровый ресурс

Программу реализовывала Горская Наталья Юрьевна МБДОУ 174.     

Материально-технический ресурс        

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в доу, это уголок  природы, уголок для опытов, экологическая тропа, огород , дающие возможность постоянного общения с природой.

Предметно-развивающей среда включает:

-дидактические и настольно-печатные игры по экологии: 

Лото «Двойняшки»;

Д/и «Птицы»;

Д/и «Во саду ли, в огороде»;

Д/и «Съедобные и несъедобные грибы»;

Пазлы «Животные Красной книги».

-уголок природы:

-набор макетов животных (диких, домашних, сафари)

-набор  растений (демонстрационный материал)

- набор насекомых (демонстрационный материал)

-набор «Явления природы»

-набор «Времена года»

-12 видов комнатных растений.

-уголок для опытов:

- увеличительные стекла, термометр, песочные часы, компас, воронка, стеклянные палочки, спиртовка;

-разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма формы;

-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

-детские клеенчатые фартуки, перчатки, салфетки,  контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;

-сачок, пинцеты, пробирки, слуховая колба, банка для переноса насекомых, веник, савок.

- коллекции, релаксации, библиотеки;

-альбомы, пособия, наборы демонстрационного материала;

-куклы-персонажи (  Лесовичок, гномик-хозяин уголка природы);

-детская литература;

-природный материал.

-наглядные пособия: «Насекомые в картинках», «Обитатели океана в картинках, « Птицы в картинках;

-альбомы «Природа Оренбуржья», «Лекарственные растения», «Красная книга», «Животный мир Оренбуржья», «Уральские пейзажи».

Технологический ресурс

Для реализации  программы применяется познавательно-исследовательский вид деятельности , учитывается  следующие методы и приёмы: беседа, наблюдение ( за природными явлениями и объектами), самостоятельные наблюдения воспитанников, приём одобрения, активного слушания, наглядно-демонстрационные методы, экскурсии, опыты, д/и, приобщение к труду.  

VI. Список использованной литературы:

  1. . Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /Т.М. Бондаренко.- Волгоград: ТЦ Учитель, 2009.-94с
  2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей / Л.Балаценко/ Ребенок в детском саду.- 2002. N2 5 Стр. 17 – 23.
  3. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: /Т. Зенина/ Дошкольное воспитание.- 2009. N2 7. Стр. 15 – 18.
  4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений./А. И. Иванова - М.: ТЦ Сфера, 2009. Стр. 156.

5.Веселов Т.М. Формирование экологической культуры старших дошкольников //Дошкольное образование. - 2003.- №2. - С.110-113.

6.Кондратьева Н. Н. «Мы» - Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др. – СПб: Детство - пресс, 2010. Стр. 93.

7.Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий./ Н. В. Коломина - М.: ТЦ Сфера, 2004. Стр. 200.

8.Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. Стр. 126.

9.Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада./ С. Н. Николаева М.: Просвещение, 2010.  Стр. 116.

10.Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: / С. Н. Николаева. Стр. 90.

11.Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду./ С. Н. Николаева - М.: Мозаика-Синтез, 2009. Стр. 80.

12.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). М.: Мозаика – Синтез, 2010г. Стр.195

13.Рыжова Н. "Наш дом - природа" . Программа экологического воспитания дошкольников /Н. Рыжова  Дошкольное воспитание. 2009. N 7. Стр. 25 – 30.

14.Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно - научных представлений

 И экологической культуры детей / В.А. Зебзеева. М.:ТЦ Сфера, 2009год,.-35с.

15. Верещагина Н.В.Результаты мониторинга детского развития интегративных качеств./Н.В.Верещагина .-СПб.:Детство-Пресс,2011.


Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Сценарий КВН

для детей старшего дошкольного возраста

«Времена года»

                                          Выполнила Горская Н.Ю.

                                             воспитатель МБДОУ № 174

Оренбург – 2013

КВН проводится как итоговое занятие по теме "Времена года".

Рассчитано на 25–30 минут.

Программное содержание:

  1. Обобщить и систематизировать представления детей о временах года, по основным, и существенным признакам;
  2. Учить использовать полученные знания в играх;
  3. Формировать умение обобщать по существенным признакам;
  4. Поддерживать интерес к явлениям природы;
  5. Закрепить умение выразительно читать стихи;
  6. Закрепить знание пословиц и загадок о временах года;
  7. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников;
  8. Воспитывать чувство ответственности перед своей командой.

Образовательные области: познавательно-речевая, коммуникация, социализация, безопасность, здоровье, чтение художественной литературы, музыка.

Предварительная работа:

  • Наблюдения на прогулке за явлениями природы;
  • Заучивание стихов на занятии и в повседневной жизни;
  • Знакомство с пословицами и загадками о временах года;
  • Рассматривание иллюстраций о временах года;
  • Беседы по картинам “Времена года”;
  • Рисование “Белая береза”, “Осень в гости к нам пришла” т.д.
  • Проведение конкурса:

“Праздничный головной убор для Царицы Осени”

“ Времена года. Птица Осень. Птица Зима. Птица Весна. Птица Лето”

“Самая волшебная Новогодняя ёлочка”

  • Чтение “Синичкин календарь”

“Двенадцать месяцев”, “Старик Годовик”, Оборудование:

  • Эмблемы для участников команд;
  • картины (по две картины на команду) для игры “Что перепутал художник”
  • Карточки для игры “Узнай и назови”
  • Карточки жюри для подведения итогов;
  • 4 разрезные картинки
  • Медальки участникам команд;
  • Памятные дипломы и подарки на каждого члена команды.

Ход занятия

Звучит фонограмма мелодии “Мы начинаем КВН”. В зал входят две команды.

Воспитатель: Всем! Всем! Всем! Начинаем КВН.

Наши конкурсы будет оценивать компетентное жюри:

Заведующая МБДОУ 174 Лукиных Т.А.

Заместитель заведующей Ягодинцева И.В.

Воспитатель: А кто же еще будет нам помогать и оценивать наши конкурсы???

Звучит музыка, вносят волшебный ящик. Отгадайте загадку

Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен всем под именем …(Незнайка)

Конечно Незнайка.

Звучит музыка (из кинофильма “Незнайка в солнечном городе”) входит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте ребята. Я не опоздал?

Воспитатель: Нет, Незнайка ты пришел как раз вовремя. Мы приглашаем тебя принять участие в интересной игре. Ты будешь не только принимать участие, но и еще будешь членом жюри. Согласен?

Незнайка:

Конечно, согласен. 
Что ж, пора нам начинать,
Я хочу Вам пожелать:
Чтобы дружными Вы были
Веселились, не грустили.
На вопросы отвечали
Свои знания показали.

Ребенок:

Пусть жюри наше строго
Мы робеем немного.
Но мечта о победе сильней.
Будем честно сражаться
Будем очень стараться
Сделать наш КВН веселей.

Капитан команды “Зима”:

Умные, умелые
Задорные и смелые.
Любим в КВН играть
Свои знания показать.
Команде “Осень” наш пламенный: “Привет!”

Капитан команды “Осень”:

Нас будет трудно победить
Умеем крепко мы дружить.
Мы любознательны, умны
Ждем интересной мы игры.
Команде “Зима” наш дружный: “Привет!”

Звучит музыка из телепрограммы “КВН”, дети занимают свои места.

Воспитатель:

Первый конкурс называется “Узнай и прочитай”. У Вас на столах лежат карточки, на карточке фрагменты пословицы, загадки или стихотворения. Надо узнать и прочитать пословицу, загадку или стихотворение. (Дети берут карточки, и по очереди выполняют задание).

Загадки:

  1. Падают с ветки,
    Золотые монетки.
  2. Пришла без красок и без кисти
    И перекрасила все листья.

Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? Ответ: Лето

4. Зазвенели ручьи, прилетели грачи. 
В улей пчела первый мёд принесла. 
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Пословицы:

  1. Весна красна цветами, а осень пирогами.
  2. В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
  3. Зимой солнце сквозь слезы смеется.
  4. Готовь летом сани, а зимою телегу.

Стихи:

1.Нас в любое время года 
Учит умная природа:
Птицы учат пению,
Паучёк терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте
Солнце учит доброте.
У природы круглый год 
Обучаться нужно.
Ну а весь лесной народ
Учит крепкой дружбе. ( В. Орлов)

2.Ходит осень в нашем парке,
Дарит Осень всем подарки.
Бусы красные рябине.
Фартук розовый осине.
Зонтик желтый тополям 
Фрукты осень дарит нам. ( И. Винокуров)

Воспитатель: Уважаемое жюри, оцените 1 конкурс.

(Выступление члена жюри, команде, которая набрала наибольшее количество очков вручают картинку “Незнайка”)

Воспитатель: Следующий конкурс называется “Что напутал художник”. Художник нарисовал картины, и сделал много ошибок, исправьте их. (Дети по очереди подходят к картине и исправляют ошибки)

Воспитатель: Музыкальная пауза. Давайте поиграем. Игра-хоровод “На дворе листопад”. (Игра-хоровод для детей 5-7 лет. Журнал “Колокольчик” №39, 2007 год)

Воспитатель: Просим жюри объявить результаты. (Выступление члена жюри)

Воспитатель: Следующий конкурс. Звучат позывные конкурса капитанов из телепрограммы “КВН”. “Конкурс капитанов”

1 задание. Угадайте музыкальное произведение.

П.И. Чайковский “Подснежник”

Вивальди “Зима”

2 задание. Провести с командой соперника пальчиковую гимнастику или физкультминутку.

Воспитатель: Просим жюри объявить результаты конкурса. (Выступление члена жюри)

Воспитатель: Следующий конкурс “Собери картинку”. Участвуют все дети. Фоном звучит песня

“Нарядная песенка”

Воспитатель: Незнайка, кто же победил в этом конкурсе?

Музыкальная пауза” Дети исполняют песню “Четыре времени в году” сл. М. Пляцковского, муз. Т.Е.Пахомовой

Следующий конкурс “ Кто быстрее ответит на вопрос”

- В какое время года собирают землянику?

- Назовите осенние месяцы.

- Когда на деревьях появляются почки?

- Когда на дубу появляются желуди?

- Назовите летние месяцы.

- Когда заяц серый?

- Какое время года называют “белым”, “серебристым”, “хрустальным”?

- Назовите весенние месяцы.

- Когда люди вывешивают кормушки?

- В какое время года чаще всего бывает гроза?

- Назовите зимние месяцы.

- Когда люди собирают урожай?

Воспитатель: Просим жюри, объявить результаты конкурса. (Выступление члена жюри)

Воспитатель: И последний конкурс “Мое любимое время года!”. Вы должны нарисовать ваше любимое время года. Посоветуйтесь и приступайте к работе. Фоном звучит песня “Это наша природа”

Воспитатель: Незнайка, какая же команда на этот раз стала лучшей? (Выступление члена жюри)

Незнайка:

Вы ребята, просто класс!
Рад, что побывал у вас.
В КВН играли дружно
Помогали если нужно!
А теперь пришел нам срок
Главный подвести итог.
Первый приз мы присудили команде…………
Второе место заняла команда…………….

Награждение команд памятными подарками, грамотами, медалями.

Незнайка: До свидания друзья! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия и презентация "Человек и космос" для детей старшего дошкольного возраста по предмету "Познаю мир"

На занятиях "Познаю мир" знакомятся с Вселенной, узнают из чего состоит Солнечная система, о полете человека в космос и т.д. Это конспект и презентация помогут педагогам и воспитателям детских садов и...

Познай себя. Занятие по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста.

Формировать представления о своем физическом «я»- строении и функции человеческого тела. Направление «Социально-личностное»Образовательная область «Социализация»:занятие, игровая деятельност...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна - страна, в которой я познаю себя и мир»

Осуществление работы педагога-психолога с детьми в нашем ДОУ осуществляется в пространстве сенсорной комнаты, которая предоставляет огромные возможности для реализации различных программ и  метод...

Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов детей старшего дошкольного возраста «Я познаю мир»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №15» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (Познаю свой край) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Животные тундры»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию(Познаю свой край)для детей сстаршего дошкольного возрастаТема: «Животные тундры»...