Проект "Мы познаем мир" для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня сформированости экологической культуры каждого человека, его правильной позиции в решении экологических проблем. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает большое значение. Новизна данного проекта заключается в том, что она выполнена в соответствии с ФГОС и основана на освоении элементарных экологических представлений с учётом регионального содержания и его особенностей по временам года, а также на экспериментальной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 384.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мы познаём мир»
Выполнила: Ласькова Анна Владимировна
воспитатель МДОАУ№174
Оренбург 2022
Содержание
- Направленность проекта «Мы познаём мир»…………………4
- Новизна, актуальность проекта ..……………………………....4
1.3. Цель и задачи проекта «Мы познаём мир» ……….................5
1.4. Отличительные особенности проекта «Мы познаём мир»..6
1.5. Возраст детей, участвующих в проекте …………………….6
1.6. Сроки реализации проекта …………………………………..6
1.7. Формы и режим НОД……………………………………………..7
1.8. Ожидаемый результат……………………………………………..7
1.9. Формы подведения итогов проекта ………………………….8
II.Тематический план проекта «Мы познаём мир» ..……………….9
III. Содержание образовательной деятельности……………………19
IV.Карта наблюдений…………………………………………………26
V. Ресурсное обеспечение……………………………………………30
V I.Используемая литература………………………………………..32
Приложение ………………………………………………………..35
- Пояснительная записка
Направленность проекта
Направленность дополнительной образовательной программы –
познавательно – речевая.
Новизна проекта
Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня сформированости экологической культуры каждого человека, его правильной позиции в решении экологических проблем. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает большое значение. Новизна данного проекта заключается в том, что она выполнена в соответствии с ФГОС и основана на освоении элементарных экологических представлений с учётом регионального содержания и его особенностей по временам года, а также на экспериментальной деятельности детей. В содержание программы интегрируются следующие образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
Актуальность
Экологическое воспитание и образование детей – актуальная проблема нашего времени: экологическая культура людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают ныне.
Экологическое воспитание очень важно в личностном развитие ребенка – правильно организованное, систематически проводимое в форме мероприятия в образовательных учреждениях под руководством педагогов, оно оказывает огромное влияние на ум, чувства, волю воспитанников. Продуманная организация НОД, прогулок, наблюдений, исследовательская деятельность развивает их мышление, способность видеть и чувствовать великолепное многообразие явлений природы и ощущать себя её частью, замечать большие и маленькие изменения в природе, чувствовать потребность её сохранить.
В дошкольном учреждении детей знакомят с природой и происходящими в ней в разное время года изменениями. Экологическое воспитание осуществляется в доу через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, экспериментальные уголки, экологическая тропа, огород дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщения детей к регулярному труду.
Экологическое образование направлено на воспитание у детей бережного отношения к природе, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Представленная программа является актуальной для детей старшего дошкольного возраста.
Цель и задачи проекта
Цель: Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
1.Повышать знания детей о растениях, животных, природных явлениях, о состояниях окружающей среды нашего края;
2. Формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными;
3. Развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности и в дидактических играх;
4.Развивать интерес и милосердие к миру природы, воспитывать гуманное и бережное отношение ко всему живому;
5.Воспитывать эстетические, патриотические чувства и любовь к родному краю;
6. Обогащать и активизировать словарь воспитанников в процессе взаимосвязи с природой.
Отличительные особенности проекта .
Отличительными особенностями нашей программы от других идентичных ( «Юный эколог» Николаевой С., «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой) является учёт регионального содержания и его особенностей по временам года. В программе предусмотрено знакомство детей с особенностями природы Оренбургского края (животный мир, мир насекомых, растительный мир и т.д.)
Возраст детей, участвующих в реализации проекта.
Дополнительная образовательная программа «Мы познаём мир» предназначена для детей от 5 до 6 лет (старшая группа).
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него проявляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: моральные, интеллектуальные, эстетические: любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление, чувство прекрасного, чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы.
Общение с природой развивают эти чувства ещё большой степени. Формируется осознание ценности природы, бережное отношение к ней. Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила.
Также в этот период в ребёнке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребёнка, «Я» - позиция. Благодаря правильному воздействию взрослого ребёнок понимает, что он не властелин всего живого, а часть этого живого и это понятие необходимо сохранить.
Дети этого возраста очень любознательны, ещё их называют «почемучками». У них формируется привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, сделать какие-то выводы и представления для себя. Всё это свидетельствует о развитие логического мышления.
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Формы и режим работы
Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста осуществляется в процессе реализации дополнительной образовательной программы «Мы познаём мир»:
- непосредственно образовательная деятельность в игровой форме;
- экскурсии в природу;
- досуги, развлечения;
- экспериментальная деятельность;
-самостоятельная деятельность детей.
Для реализации программы применяется познавательно- исследовательский вид деятельности, основные формы работы: обучение, наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, опыты, дидактические игры.
Для активного психического развития ребенка мы оформили в группе уголок экспериментирования, который оснащен необходимым оборудованием и материалами для проведения опытов. Это дает возможность: работать с детьми по подгруппами ( 4-6 чел.); использовать материалы, которые не используются в группе со всеми детьми. Совместная деятельность организуется три раза в месяц по 25 минут в форме кружковой работы. Работа проводится небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Ожидаемые результаты
Личностные качества: способны правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира; проявлять познавательный интерес в процессе исследовательской деятельности, эмоциональную отзывчивость, стремиться помочь другому; понимать красоту природы.
Интеллектуальные качества: умеют выражать мысль вербально, формулируют и задают вопросы, грамотно отвечать на них; понимают инструкцию и умеют применить её в процессе исследовательской деятельности;
Физические качества: выносливость на экскурсиях, следят за осанкой, правильно относятся к собственному здоровью; развитая мелкая и крупная моторика, координация движений.
Способы проверки ожидаемого результата: наблюдение, беседа.
Автор диагностической методики Верещагина Н.В. «Результаты мониторинга детского развития (уровня развития интегративных качеств)».
Формы подведения итогов реализации доп «Мы познаём мир»
1) Выставка поделок из природного материала;
2) КВН на тему «Времена года»;
3) Презентация « Моё – Оренбуржье!»;
4) КВН на тему «Что мы знаем о воде»;
5)Фоторепортаж .
II. Тематический план
Номер п/п | Модуль/тема | Объем времени (час) | Интегративные качества | Методические пособия и ресурсы |
I 1.1 | Осень «Путешествие в осенний лес» | 75 25 | Любознательный, активный. Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать при проведении опыта. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на музыкальные и художественные произведения. «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» Сформирована потребность в двигательной активности, выносливость (динамическое игра «Мы- осенние листочки!») | Зрительный ряд: 1.Пальчиковые куклы 2.фото с изображением осенней природы; 3.изображение деревьев растущих на территории Оренбургской области Музыкальный ряд: 1.П.И.Чайковский «Осень» из цикла «Времена года», 2.Звуки леса Литературный ряд: 1.В. Степанов «Рукавицы для лисицы» 2. Загадки про обитателей леса Пособие: 1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий./ Н. В. Коломина - М.: ТЦ Сфера, 2004. |
1.2 | «Животные леса» | 25 | Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем( образ жизни диких животных, закрепление понятия у детей « впадает в спячку») Задает вопросы взрослому( по картинам ).В случае затруднения обращается за помощью к взрослому. Эмоционально отзывчивый. Эмоционально реагирует на произведения изоискусства ( картины И.Остроухова «Золотая осень», А.Степанова «Осень», узыкальные(«Почему медведь спит зимой» Коваленкова) | Зрительный ряд: 1.осенние пейзажи; 2.изображение животных живущих на территории Оренбургской области Музыкальный ряд: «Почему медведь спит зимой» Коваленков. Литературный ряд: 1Я.Аким «Осень» 2 Загадки о диких животных. Пособие:
|
1.3 | КВН «Моё – Оренбуржье» | 25 | Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Ребенок может принимать самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач .Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью ( деление на команды, выбор капитана команды, выбор отвечающего). | Зрительный ряд: 1Картинки с изображением природы оренбургского края. 2Разрезные картинки с изображением природы. 3Сноп ржи. 4Презентация «Мой родной край» Литературный ряд: 1История возникновения Оренбурга 2Текст гимна Оренбурга Музыкальный ряд: 1.Гимн г.Оренбурга «Живи, Оренбург!» 2.Песня «Оренбургский край!» Пособие: 1.Альтов В.Г. «Города Оренбургской области» 2.Красная книга Оренбургской области 3.Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание.- 2009. N2 7. |
II | Зима | 75 | Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным | Зрительный ряд:
|
2.1 | «Подарки волшебницы Зимы» | 25 | в окружающем . Задаёт вопросы взрослому. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. (Рассматривание картин о зиме) Эмоционально отзывчивый. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства (демонстрация картин о зиме), музыкальные (П. И. Чайковский «Времена года») и художественные произведения (стихотворение С. Есенина «Белая берёза», В. Степанов «Зима»). |
Музыкальный ряд:
Литературный ряд:
Пособие:
|
2.2 | «Зимовка зверей и птиц» | 25 | Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем (Зимующие птицы Оренбуржья). Задаёт вопросы взрослому. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому . Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Эмоционально отзывчивый. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства , музыкальные и художественные произведения. | Зрительный ряд:
Музыкальный ряд:
Литературный ряд:
Пособие: Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников., Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр, Изд.: Сфера, Творческий Центр, 2008 г |
2.3 | Сказочные опыты с водой (Эксперемент) | 25 | Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем. Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому (Опыты с водой). Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. (Д/И «Доскажи словечко» Игра «Это можно или нет?»). Эмоционально отзывчивый. Эмоционально реагирует на музыкальные и художественные произведения (стихотворение «Вы слыхали о воде?», Загадки о наводнении, метели. | Зрительный ряд:
Музыкальный ряд:
Литературный ряд:
Пособие:
|
III 3.1 | «Пришла, красавица Весна!» «Весеннее настроение» | 75 25 | Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем. Задаёт вопросы взрослому. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому. Эмоционально отзывчивый. Сопереживает персонажам сказки. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения. | Зрительный ряд: 1.весенние и зимние пейзажи; 2.презентация весенних цветов занесённых в красную книгу Оренбургской области Музыкальный ряд: 1.П.И.Чайковский «Вальс цветов», 2.Аудиозапись шум воды 3. Слова П. Синявского Литературный ряд: 1.. Б.Заходер «Тише всех» 2. загадка про подснежник 3.Пословицы о весне Пособие: 1. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание.- 2009.
|
3.2 | «Как птицы весну встречают!» | 25 | Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (какая птица открывает весну). Задаёт вопросы взрослому. Способен самостоятельно действовать (конструирование из кубиков скворечника). В случае затруднений обращается за помощью к взрослому (изготовление из цветной бумаги «Бусы для Весны»). Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе (отгадывание загадок, ответы на вопросы, решение проблемных ситуаций). «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» Сформирована потребность в двигательной активности, выносливость . Эмоционально отзывчивый. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные (голоса птиц) и художественные произведения (стихотворение), мир природы (иллюстрации птиц, животных). | Зрительный ряд: 1.Сюрпризный момент «Лесовичёк»; 2.иллюстрации о весне; 3.изображение животных, птиц Литературный ряд: 1.. стихотворение «Скворец» 2. загадки про птиц 3.закличка Музыкальный ряд: 1.Голоса птиц, 2.звуки леса 3. Музыка П.И.чайковского Пособие: 1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2009 2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. |
3.3 | «Времена года» (КВН) | 25 | Способный решать интеллектуальные и личностные задачи , адекватные возрасту. Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (определить и объяснить в какое время года на календаре отмечали погоду, д/и «что перепутал художник»). Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке (Конкурс «Художников») Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребёнка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности . Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью, взаимодействует с детьми (деление на команды, выбор капитана команды, выбор отвечающего). | Литературный ряд: 1. Пословицы, поговорки, приметы времен года. Музыкальный ряд: 1.Звуки природы 2.Вивальди «Времена Года» 3.Песня «Четыре времени года», сл. М.Пляцковского, муз. Т.Е.Пахомовой Пособие: 1.Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание.- 2009. N2 7 2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. |
Содержание дополнительной образовательной программы:
Модуль I. Осень
Тема 1.1. «Путешествие в осенний лес»
Осенний лес в зауральной роще. Разнообразие в лесу. Деревья (растущие на территории нашего края). Воздух в лесах.
Практика: Сказка В. Степанов «Рукавицы для лисицы», драматизация сказки. Загадки . Картины (осенняя природа, деревья нашего края). Опыт с воздухом, подвижная игра « Мы-осенние листочки», музыкальные произведения П.И. Чайковского «Осень» из цикла, звуки леса.
Материалы и оборудование:
Пальчиковый театр, фото с изображением осенней природы, иллюстрации с изображением деревьев, аудиозапись П.И. Чайковского, «Хрестоматия для детей », загадки о обитателях леса.
Интеграция образовательных областей:
музыка, чтение художественной литературы, познание, безопасность, здоровье, труд, коммуникация, социализация.
Формы работы:
групповая (чтение произведений, рассматривание репродукций, прослушивание музыкальных произведений, подвижная игра)
индивидуальная (загадывание загадок).
Тема 1.2. «Животные леса»
Обитатели леса наше края и их жизнь с наступлением холодов.
Практика: Беседа о животных. Стихотворение Я. Акима «Осень». Загадки. Песня «Почему медведь спит зимой» Коваленкова. Рассматривание репродукций с изображением животных, обитающих на территории Оренбургской области; осенние пейзажи. Д/игра «Кто лишний?»
Материалы и оборудование: Картины с изображением осенней природы, картины с изображением животных, обитающих на территории Оренбургской области, аудиозаписи, «Хрестоматия для детей ».
Интеграция образовательных областей:
музыка, чтение художественной литературы, познание, безопасность, здоровье, труд, коммуникация, социализация.
Формы работы:
групповая (отгадывание загадок, ответы на вопросы, дидактические игры, беседа, рассматривание иллюстраций, наблюдение);
индивидуальная (д/и «Кто лишний!»)
Тема 1.3. «Моё – Оренбуржье» (КВН)
Оренбург – столица Оренбуржья. Богатства нашего края. Достопримечательности.
Практика: Разминка. Загадки. Презентация «Достопримечательности Оренбурга», слайд-шоу «Природа Оренбуржья», д/игра «Памятники города», д/ игра с мячом «Животные нашего края», игра-релаксация, изображение с растениями. Песня « Оренбургский край», «Живи Оренбург»
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением растений, животных, насекомых, разрезные картинки с изображением животных, насекомых, растений, аудиозапись, текст гимна Оренбурга «Хрестоматия для детей », песня «Оренбургский край».
Интеграция образовательных областей:
музыка, чтение художественной литературы, познание, безопасность, здоровье, труд, коммуникация, социализация.
Формы работы:
групповая (ответы на вопросы, рассматривание репродукций, прослушивание музыкального произведения «Почему медведь спит зимой» Коваленкова);
индивидуальная (загадывание загадок о диких животных.).
Модуль II. Зима
Тема 2.1 «Подарки волшебницы Зимы»
Зима и явления природы. Особенности зимнего леса. Зима в произведениях искусства.
Практика: Чтение стихотворений Есенина «Белая берёза», В.Степанова « Зима» , подбор слов –родственников. Народные приметы и поговорки. Рассматривание картинок о зиме. Изображение птиц и животных нашего края. Опыт с воздухом. П.И.Чаковский «Временна года», «Зима».
Методическое обеспечение: дидактическая игра «Кому что нужно?», две снежинки с загадками, картинка «Царица зима», картинки-помощники к загадке, мяч, шкатулка с сюрпризом.
Интеграция образовательных областей: Музыка, чтение художественной литературы, познание, здоровье, коммуникация, социализация.
Форма работы:
Групповая (слушание музыки, беседа, ответы на вопросы, отгадывание загадок, рассматривание картин, дидактическая игра, физминутка), индивидуальная (исследование снега).
Тема 2.2. « Зимовка зверей и птиц» Виртуальная экскурсия
Виртуальная экскурсия в зимний лес. Особенности зимующих животных и птиц.
Практика: Слушание музыки Э. Грига «Утро в горах»
чтение стихотворения С. Пронина «Снежинка», логоритмическое упражнение «Снегири»; дыхательное упражнение «Аромат» со снежинкой; чтение рассказа В. Бианки «Книга зимы», д/и «Чей след?» , загадывание загадок о животных, игровой момент с фигурками птиц; вопросы к детям, математический счёт; задание «Заштрихуй дерево»; д/ игра «Танграм» (выкладывание изображения зайца и лисы), физические упражнения, итог.
Методическое обеспечение:
Музыкальный зал оформлен в виде лесной опушки, на деревьях посажены снегири, на поляне звери-игрушки — заяц, лиса, на макушке елки ворона; плоскостные фигурки птиц — синицы и дятла; грамзапись голосов зимующих птиц (снегирь, синица, дятел), отрывок из произведения Э. Грига « Утро в горах»; рассказ В.Бианки «Книга зимы», пособия : на каждого ребенка набор карандашей, набор геометрических фигур для игры «Танграм», силуэтные изображения лисы и зайца (образцы для складывания игры «Танграм»), листы с контуром деревьев (для штриховки), снежинки на каждого ребенка, корзинка с
орехами, семечками и др. для угощения лесных зверей; макет «зимнего леса»; карточки с изображением лесных зверей и птиц.
Интеграция образовательных областей: музыка, чтение художественной литературы, познание, безопасность, здоровье, труд, коммуникация, социализация.
Форма работы:
Групповая (слушанье музыки, беседа, ответы на вопросы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра),
индивидуальная (задание «Заштрихуй дерево», выкладывание изображения зайца и лисы).
Тема 2.3. Сказочные опыты с водой. Экспериментальная деятельность.
Игровой момент.
Роль воды в жизни человека. Представление о воде и её свойствах. Вода в разном состоянии (жидкая, твёрдая).
Практика: Эксперименты с водой, д/и «Доскажи словечко»; физминутка «Капелька», пословицы о воде, загадки про метель, наводнение, дождь, град. Игра «Это можно или нет?», чтение стихотворения « Вы слыхали о воде?». Изготовление цветных льдинок.
Методическое обеспечение:
Эмблемы «Капельки», «Сосульки», «Облачка», «Снежинки»,
различные бутылки, стаканы, вода, молоко, лёд, замороженная игрушка, горячая вода, соль, сахар, лимонная кислота, духи, спиртовка для нагрева.
Интеграция образовательных областей: Музыка, чтение художественной литературы, познание, здоровье, безопасность, труд, коммуникация, социализация.
Форма работы: Групповая ( чтение сказки В.Г. Сутеева «Путешествие ручейка», дидактическая игра, экспериментальная деятельность с водой, отгадывание загадок, физминутка),
индивидуальная (чтение стихотворения).
Модуль III. «Пришла красавица Весна!»
Тема 3.1. «Весеннее настроение»
Первые весенние цветы. Цветы нашего края, занесённые в красную книгу.
Практика: Беседа о весенних цветах, занесённых в красную книгу. Презентация «Цветы», чтение художественной литературы: Б. Заходер «Тише всех», загадывание загадки о цветах, придумываем сказку о весне, рисуем «Весеннюю сказку».
Материалы и оборудование:
Сюрпризный момент Весна (воспитатель); весенние и зимние пейзажи; большие листы белой бумаги с наклеенными изображениями персонажей сказки К. Ушинского «Утренние лучи» (предварительное чтение), акварельные краски, кисти 2-х размеров (на каждого ребёнка); палитра, карточки с графическими упражнениями (на каждого ребёнка); аудиозапись «Песенка подснежников».
Интеграция образовательных областей:
музыка, чтение художественной литературы, познание, безопасность, здоровье, труд, коммуникация, социализация.
Формы работы:
групповая (составление сказки, дидактическая игра, беседа, экскурсия в парк города );
индивидуальная (рисование «Весенней сказки»).
Тема 3.2. «Как птицы весну встречают»
Грач открывает весну. Весенние птицы и их жизнь рядом с людьми.
Практика: Чтение художественной литературы: «Скворец», загадывание загадок о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, живущих в Оренбургской области,. Беседа «почему Грач открывает весну» , дидактическая игра «Весенние птицы», «Определи по звуку», изготовление «Бусы для весны». Звуки птиц.
Материалы и оборудование:
Конверт с письмом, клубок, кукла «Лесовичёк», иллюстрации о весне, изображение животных, птиц Оренбургской области, цветная бумага, клей, кисточки.
Интеграция образовательных областей:
музыка, чтение художественной литературы, познание, безопасность, здоровье, труд, коммуникация, социализация.
Формы работы:
групповая (отгадывание загадок, ответы на вопросы, дидактические игры, беседа, рассматривание иллюстраций, наблюдение);
индивидуальная (изготовление «Бусы для весны»).
Тема 3.3. «Времена года.» КВН
Особенности времён года. Времена года в фольклоре. Сравнение природных явлений.
Практика: разминка(отвечаем на вопросы), дидактическая игра: «Угадаем времена года в музыке», «Что перепутал художник», дидактическая игра с мячом «Бывает, не бывает», пословицы , поговорки, приметы о временах года, сюрпризный момент Незнайка.
Материалы и оборудование:
Эмблемы для участников команд; картинки по временам года; 2 картинки, где художник перепутал все времена года; мяч; 2 мольберта; бумага для рисования, краски, кисти, медали.
Интеграция образовательных областей:
музыка, чтение художественной литературы, познание, безопасность, здоровье, труд, коммуникация, социализация.
Формы работы:
групповая (ответы на вопросы, дидактические игры, беседа, «Портреты Зимы, Весны»);
индивидуальная (изготовление продуктов творческой деятельности)
IV.Карта наблюдений
№ | Интегративные качества | Критерии оценки | Методы |
1. | «Любознательный, активный» | Высокий уровень – дети проявляют разнообразные познавательные интересы, могут устанавливать причинно-следственные связи. Воспитанники любят экспериментировать, стремятся к самостоятельности для получения знаний. Самостоятельно действуют в повседневной жизни. Привлекают взрослого для содействия в решении проблем. Средний уровень-воспитанники проявляют познавательный интерес к миру природы. В ситуации постановки новой задачи нуждаются в существенной помощи взрослого. Уровень самостоятельности снижен, стремятся сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Низкий уровень-у ребёнка не оформлен познавательный интерес, вопросы задаёт редко. Не проявляет положительных эмоций в процессе работы. | Беседа. Наблюдение. Автор диагностической методики Верещагина Н.В. «Результаты мониторинга детского развития (уровня развития интегративных качеств)» Н.В.Верещагина.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. |
2. | «Эмоциональный, отзывчивый» | Высокий уровень-дети адекватно реагируют на эмоциональные состояния людей, проявляют сопереживания и стремятся содействовать, понимают важность эмпатии. Воспитанники адекватно реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения. Средний уровень-воспитанники реагируют на эмоциональное состояние других людей. Но не пытаются понять причины их состояния. Воспитанники адекватно реагируют на мир природы, произведения искусства. Низкий уровень-ребёнок не откликается на эмоциональное состояние других людей. Затрудняется передавать выразительные образы как в речи так и в движении. Не желает содействовать другому. | |
3. | «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» | Высокий уровень-дети устанавливают продуктивные контакты с взрослыми и сверстниками, принимают участие в групповых беседах, доброжелательны. Дети знают и выполняют правила общения. Средний уровень-дети устанавливают продуктивное общение со взрослыми и сверстниками, но затрудняются в общении с незнакомыми людьми. Не всегда могут поддержать общую тему для разговора. Низкий уровень-дети не умеют выбирать адекватные средства общения. По своей инициативе редко вступают в разговор, часто проявляют агрессию и безразличие. | Беседа. Наблюдение. Автор диагностической методики Верещагина Н.В. «Результаты мониторинга детского развития (уровня развития интегративных качеств)» Н.В.Верещагина.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. |
4. | «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи» | Высокий уровень-дети самостоятельно применяют усвоенные знания. Самостоятельно устанавливают причинно-следственные связи и объясняют их. Находят способы решения проблем в зависимости от ситуации. Средний уровень-дети могу применять самостоятельно усвоенные знания. Причинно-следственные связи устанавливают, используют новые способы работы с помощью взрослых. Низкий уровень-дети не применяют самостоятельно усвоенные знания для решения -новых задач и проблем. | |
5. | «Физически развитый, овладевший основными культурно гигиеническими навыками» | Высокий уровень-культурно-гигиенические навыки, физические качества, потребность в двигательной активности сформированы. Чётко координированно выполняет мелкомоторные и основные движения. Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Средний уровень-у детей сформированы культурно-гигиенические навыки, выделяют ведущую руку. Проявляют потребность в двигательной активности. Представления о здоровом образе жизни не достаточно осмысленны. Низкий уровень-основные культурно-гигиенические навыки сформированы, но не автоматизированы, качество выполнения низкое. Не сформированы физические качества и представление о здоровом образе жизни. | Беседа. Наблюдение. Автор диагностической методики Верещагина Н.В. «Результаты мониторинга детского развития (уровня развития интегративных качеств)» Н.В.Верещагина.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. |
V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Нормативно-правовой ресурс
1. Закон РФ «Об образовании»
2. СанПин 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2013 регистрационный номер 26
3. Приказ Минобрнауки от 23 ноября 2009г. № 655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
4. Приказ Минобрнауки от 20 июля 2007 г. № 2151 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Научно-методический ресурс
При разработки дополнительной образовательной программы « Мы познаём мир» в основу была взята программа Н.А. Рыжовой « Наш дом – природа» Николаева С. Н. «Юный эколог», Кондратьевой Н.Н. «Мы». Основной общеобразовательной программой доу является программа под редакцией Васильевой « От рождения до школы».
Кадровый ресурс
Программу реализовывала Горская Наталья Юрьевна МБДОУ 174.
Материально-технический ресурс
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в доу, это уголок природы, уголок для опытов, экологическая тропа, огород , дающие возможность постоянного общения с природой.
Предметно-развивающей среда включает:
-дидактические и настольно-печатные игры по экологии:
Лото «Двойняшки»;
Д/и «Птицы»;
Д/и «Во саду ли, в огороде»;
Д/и «Съедобные и несъедобные грибы»;
Пазлы «Животные Красной книги».
-уголок природы:
-набор макетов животных (диких, домашних, сафари)
-набор растений (демонстрационный материал)
- набор насекомых (демонстрационный материал)
-набор «Явления природы»
-набор «Времена года»
-12 видов комнатных растений.
-уголок для опытов:
- увеличительные стекла, термометр, песочные часы, компас, воронка, стеклянные палочки, спиртовка;
-разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма формы;
-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
-детские клеенчатые фартуки, перчатки, салфетки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;
-сачок, пинцеты, пробирки, слуховая колба, банка для переноса насекомых, веник, савок.
- коллекции, релаксации, библиотеки;
-альбомы, пособия, наборы демонстрационного материала;
-куклы-персонажи ( Лесовичок, гномик-хозяин уголка природы);
-детская литература;
-природный материал.
-наглядные пособия: «Насекомые в картинках», «Обитатели океана в картинках, « Птицы в картинках;
-альбомы «Природа Оренбуржья», «Лекарственные растения», «Красная книга», «Животный мир Оренбуржья», «Уральские пейзажи».
Технологический ресурс
Для реализации программы применяется познавательно-исследовательский вид деятельности , учитывается следующие методы и приёмы: беседа, наблюдение ( за природными явлениями и объектами), самостоятельные наблюдения воспитанников, приём одобрения, активного слушания, наглядно-демонстрационные методы, экскурсии, опыты, д/и, приобщение к труду.
VI. Список использованной литературы:
- . Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /Т.М. Бондаренко.- Волгоград: ТЦ Учитель, 2009.-94с
- Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей / Л.Балаценко/ Ребенок в детском саду.- 2002. N2 5 Стр. 17 – 23.
- Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: /Т. Зенина/ Дошкольное воспитание.- 2009. N2 7. Стр. 15 – 18.
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений./А. И. Иванова - М.: ТЦ Сфера, 2009. Стр. 156.
5.Веселов Т.М. Формирование экологической культуры старших дошкольников //Дошкольное образование. - 2003.- №2. - С.110-113.
6.Кондратьева Н. Н. «Мы» - Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др. – СПб: Детство - пресс, 2010. Стр. 93.
7.Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий./ Н. В. Коломина - М.: ТЦ Сфера, 2004. Стр. 200.
8.Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. Стр. 126.
9.Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада./ С. Н. Николаева М.: Просвещение, 2010. Стр. 116.
10.Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: / С. Н. Николаева. Стр. 90.
11.Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду./ С. Н. Николаева - М.: Мозаика-Синтез, 2009. Стр. 80.
12.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). М.: Мозаика – Синтез, 2010г. Стр.195
13.Рыжова Н. "Наш дом - природа" . Программа экологического воспитания дошкольников /Н. Рыжова Дошкольное воспитание. 2009. N 7. Стр. 25 – 30.
14.Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно - научных представлений
И экологической культуры детей / В.А. Зебзеева. М.:ТЦ Сфера, 2009год,.-35с.
15. Верещагина Н.В.Результаты мониторинга детского развития интегративных качеств./Н.В.Верещагина .-СПб.:Детство-Пресс,2011.
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Сценарий КВН
для детей старшего дошкольного возраста
«Времена года»
Выполнила Горская Н.Ю.
воспитатель МБДОУ № 174
Оренбург – 2013
КВН проводится как итоговое занятие по теме "Времена года".
Рассчитано на 25–30 минут.
Программное содержание:
- Обобщить и систематизировать представления детей о временах года, по основным, и существенным признакам;
- Учить использовать полученные знания в играх;
- Формировать умение обобщать по существенным признакам;
- Поддерживать интерес к явлениям природы;
- Закрепить умение выразительно читать стихи;
- Закрепить знание пословиц и загадок о временах года;
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников;
- Воспитывать чувство ответственности перед своей командой.
Образовательные области: познавательно-речевая, коммуникация, социализация, безопасность, здоровье, чтение художественной литературы, музыка.
Предварительная работа:
- Наблюдения на прогулке за явлениями природы;
- Заучивание стихов на занятии и в повседневной жизни;
- Знакомство с пословицами и загадками о временах года;
- Рассматривание иллюстраций о временах года;
- Беседы по картинам “Времена года”;
- Рисование “Белая береза”, “Осень в гости к нам пришла” т.д.
- Проведение конкурса:
“Праздничный головной убор для Царицы Осени”
“ Времена года. Птица Осень. Птица Зима. Птица Весна. Птица Лето”
“Самая волшебная Новогодняя ёлочка”
- Чтение “Синичкин календарь”
“Двенадцать месяцев”, “Старик Годовик”, Оборудование:
- Эмблемы для участников команд;
- картины (по две картины на команду) для игры “Что перепутал художник”
- Карточки для игры “Узнай и назови”
- Карточки жюри для подведения итогов;
- 4 разрезные картинки
- Медальки участникам команд;
- Памятные дипломы и подарки на каждого члена команды.
Ход занятия
Звучит фонограмма мелодии “Мы начинаем КВН”. В зал входят две команды.
Воспитатель: Всем! Всем! Всем! Начинаем КВН.
Наши конкурсы будет оценивать компетентное жюри:
Заведующая МБДОУ 174 Лукиных Т.А.
Заместитель заведующей Ягодинцева И.В.
Воспитатель: А кто же еще будет нам помогать и оценивать наши конкурсы???
Звучит музыка, вносят волшебный ящик. Отгадайте загадку
Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …(Незнайка)
Конечно Незнайка.
Звучит музыка (из кинофильма “Незнайка в солнечном городе”) входит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте ребята. Я не опоздал?
Воспитатель: Нет, Незнайка ты пришел как раз вовремя. Мы приглашаем тебя принять участие в интересной игре. Ты будешь не только принимать участие, но и еще будешь членом жюри. Согласен?
Незнайка:
Конечно, согласен.
Что ж, пора нам начинать,
Я хочу Вам пожелать:
Чтобы дружными Вы были
Веселились, не грустили.
На вопросы отвечали
Свои знания показали.
Ребенок:
Пусть жюри наше строго
Мы робеем немного.
Но мечта о победе сильней.
Будем честно сражаться
Будем очень стараться
Сделать наш КВН веселей.
Капитан команды “Зима”:
Умные, умелые
Задорные и смелые.
Любим в КВН играть
Свои знания показать.
Команде “Осень” наш пламенный: “Привет!”
Капитан команды “Осень”:
Нас будет трудно победить
Умеем крепко мы дружить.
Мы любознательны, умны
Ждем интересной мы игры.
Команде “Зима” наш дружный: “Привет!”
Звучит музыка из телепрограммы “КВН”, дети занимают свои места.
Воспитатель:
Первый конкурс называется “Узнай и прочитай”. У Вас на столах лежат карточки, на карточке фрагменты пословицы, загадки или стихотворения. Надо узнать и прочитать пословицу, загадку или стихотворение. (Дети берут карточки, и по очереди выполняют задание).
Загадки:
- Падают с ветки,
Золотые монетки. - Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? Ответ: Лето
4. Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Пословицы:
- Весна красна цветами, а осень пирогами.
- В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
- Зимой солнце сквозь слезы смеется.
- Готовь летом сани, а зимою телегу.
Стихи:
1.Нас в любое время года
Учит умная природа:
Птицы учат пению,
Паучёк терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте
Солнце учит доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ну а весь лесной народ
Учит крепкой дружбе. ( В. Орлов)
2.Ходит осень в нашем парке,
Дарит Осень всем подарки.
Бусы красные рябине.
Фартук розовый осине.
Зонтик желтый тополям
Фрукты осень дарит нам. ( И. Винокуров)
Воспитатель: Уважаемое жюри, оцените 1 конкурс.
(Выступление члена жюри, команде, которая набрала наибольшее количество очков вручают картинку “Незнайка”)
Воспитатель: Следующий конкурс называется “Что напутал художник”. Художник нарисовал картины, и сделал много ошибок, исправьте их. (Дети по очереди подходят к картине и исправляют ошибки)
Воспитатель: Музыкальная пауза. Давайте поиграем. Игра-хоровод “На дворе листопад”. (Игра-хоровод для детей 5-7 лет. Журнал “Колокольчик” №39, 2007 год)
Воспитатель: Просим жюри объявить результаты. (Выступление члена жюри)
Воспитатель: Следующий конкурс. Звучат позывные конкурса капитанов из телепрограммы “КВН”. “Конкурс капитанов”
1 задание. Угадайте музыкальное произведение.
П.И. Чайковский “Подснежник”
Вивальди “Зима”
2 задание. Провести с командой соперника пальчиковую гимнастику или физкультминутку.
Воспитатель: Просим жюри объявить результаты конкурса. (Выступление члена жюри)
Воспитатель: Следующий конкурс “Собери картинку”. Участвуют все дети. Фоном звучит песня
“Нарядная песенка”
Воспитатель: Незнайка, кто же победил в этом конкурсе?
Музыкальная пауза” Дети исполняют песню “Четыре времени в году” сл. М. Пляцковского, муз. Т.Е.Пахомовой
Следующий конкурс “ Кто быстрее ответит на вопрос”
- В какое время года собирают землянику?
- Назовите осенние месяцы.
- Когда на деревьях появляются почки?
- Когда на дубу появляются желуди?
- Назовите летние месяцы.
- Когда заяц серый?
- Какое время года называют “белым”, “серебристым”, “хрустальным”?
- Назовите весенние месяцы.
- Когда люди вывешивают кормушки?
- В какое время года чаще всего бывает гроза?
- Назовите зимние месяцы.
- Когда люди собирают урожай?
Воспитатель: Просим жюри, объявить результаты конкурса. (Выступление члена жюри)
Воспитатель: И последний конкурс “Мое любимое время года!”. Вы должны нарисовать ваше любимое время года. Посоветуйтесь и приступайте к работе. Фоном звучит песня “Это наша природа”
Воспитатель: Незнайка, какая же команда на этот раз стала лучшей? (Выступление члена жюри)
Незнайка:
Вы ребята, просто класс!
Рад, что побывал у вас.
В КВН играли дружно
Помогали если нужно!
А теперь пришел нам срок
Главный подвести итог.
Первый приз мы присудили команде…………
Второе место заняла команда…………….
Награждение команд памятными подарками, грамотами, медалями.
Незнайка: До свидания друзья! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия и презентация "Человек и космос" для детей старшего дошкольного возраста по предмету "Познаю мир"
На занятиях "Познаю мир" знакомятся с Вселенной, узнают из чего состоит Солнечная система, о полете человека в космос и т.д. Это конспект и презентация помогут педагогам и воспитателям детских садов и...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: « Я познаю себя» ( с использованием здоровьесберегающих технологий, ЭОР)
Дети при помощи игр знакомятся с строением своего тела....
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста "Мы познаем растительный мир"
Экологический проект для старших дошкольников...
Познай себя. Занятие по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста.
Формировать представления о своем физическом «я»- строении и функции человеческого тела. Направление «Социально-личностное»Образовательная область «Социализация»:занятие, игровая деятельност...
Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна - страна, в которой я познаю себя и мир»
Осуществление работы педагога-психолога с детьми в нашем ДОУ осуществляется в пространстве сенсорной комнаты, которая предоставляет огромные возможности для реализации различных программ и метод...
Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов детей старшего дошкольного возраста «Я познаю мир»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №15» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (Познаю свой край) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Животные тундры»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию(Познаю свой край)для детей сстаршего дошкольного возрастаТема: «Животные тундры»...