Конспект ОД "Ягодное лукошко Мещерского края"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Курягина Оксана Юрьевна

Цель:  расширения знаний детей о лесных ягодах Мещерского края.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе родного края;

Развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
  • развивать активный словарь детей (названия ягод)

Обучающие:

  • совершенствовать грамматический строй речи, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами .
  • продолжать знакомить с особенностями внешнего вида и местами произрастания ягод Владимирской области;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_yagody.docx161.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №9 общеразвивающего вида  с приоритетным

осуществлением  деятельности по художественно-эстетическому

 направлению развития воспитанников»

Конспект образовательной деятельности

в старшей группе

 Тема:  «Ягодное лукошко»

   https://st2.depositphotos.com/1801791/5243/i/950/depositphotos_52432795-stock-photo-forest-berries-in-wicker-baskets.jpg

Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад №9»

Курягина Оксана Юрьевна

г. Гусь-Хрустальный

2020

Образовательная область:  познавательное

Методы проведения занятия: словесные, игровые, исследовательские, игровая ситуация.

Продолжительность занятия: 25 мин.

Интеграция областей: познавательное, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, игровая деятельность, речевое развитие.

Цель:  расширения знаний детей о лесных ягодах Мещерского края.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе родного края;

Развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
  • развивать активный словарь детей (названия ягод)

Обучающие:

  • совершенствовать грамматический строй речи, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами .
  • продолжать знакомить с особенностями внешнего вида и местами 

произрастания ягод Владимирской области;

Оборудование:  выставка художественной литературы по теме, наглядный материал, Познавательная книга «Ягодное царство мещерского края», разрезные пазлы «Лесные ягоды»,

Предварительная работа: беседы, наблюдения,  настольные, дидактические игры, знакомство с устным народным творчеством по теме, разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок, просмотр презентаций « Лесные дары осени», презентация «Ягода Мещерского края»

 

Взаимодействие с семьями воспитанников:  консультация для родителей «Волшебные свойства ягод»;  «Ягодный сезон»

     Содержание деятельности:

Этапы деятельности

Содержание

Время

1. Процесс вовлечения

В: Утром солнышко проснулось

Потянулось, улыбнулось.

Свои лучики раскрыло

Всем улыбки подарило.

Оглядело все вокруг

Слева друг, справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте.

Здравствуйте!

Добрый день!

Воспитатель приветствует детей и достает конверт.

В: Ребята , сегодня утром я получила письмо. Его прислали Маша и Мишка. Они хотят приехать к нам в гости и посмотреть, как мы живем и проводим время в нашем  саду.  Нам нужно подготовиться к их приезду.  А внизу письма сластена Маша написала, что очень любит черничное варенье. Так чем мы будем угощать Машу и Мишку?

Ответы детей (конфеты, пирожное, печенье и т.д.)

В: Правильно, но нам еще нужно варенье.

2 мин

2. Процесс целеполагания

В: Ребята, я посмотрела у нас нет варенья, но Маша его очень любит. И чтобы ее не разочаровать, что нам нужно сделать?

Д: Нам нужно сварить варенье.

1 мин

3. Процесс проектирования, планирования

В: Ребята, а из чего варят варенье?

Д: Из ягод.

В: А где мы можем взять ягоды?

Ответы детей.

 В: Варенье Маша любит черничное. А где растет черника?

Д: В лесу.

В: Правильно ребята. Так что нам нужно сделать, чтобы накормить Машу вареньем?

Д: Сходить в лес, набрать ягод  и сварить варенье.

1 мин

4. Процесс осуществления деятельности

В: Молодцы ребята. Я предлагаю вам прогуляться в лес за ягодами и познакомимся с ними. Что же такое Ягоды?

Ягоды – это сочные плоды некоторых видов растений, которые всегда содержат некоторое количество семян. Перечень названий ягод может длиться до бесконечности. Какие ягоды вы знаете? (смородина, черника и ежевика, калина, рябина, малина и клубника).

В: А скажите мне, какие ягоды растут в лесу?

Д: Лесные ягоды

В: Правильно, а в саду или в огороде?

Д: Садовые ягоды.

В: К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках.

Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду. Как вы думаете ребята, какие ягоды полезней? 

Д: И те и другие ягоды полезные, в них много витаминов.

В: А вы знаете ребята, что лесные ягоды бывают съедобными и ядовитыми?

Чтение рассказа: “Ягодная сказка”

На лесной поляне, где всегда было солнечно, жили по соседству ягоды: черника, земляника, малина и брусника.

Ягодки любили кружиться под яркими лучами солнышка и нахваливать себя.

– Какая я красная, красивая и кисленькая! – говорила Ягодка Бруся.

– А я сочна, крупна да розова! – веселилась Ягодка Маля.

– Ха–ха–ха! Зато я – синее всех! – любовалась перед росинкой на листике Ягодка Черня.

– Ну, тогда я – всех слаще! – сказала земляничка Варя.

И вот однажды, так же веселясь, они услышали, как кто-то бежит по тропинке на их солнечную полянку. Испугались ягоды, да и спрятались под листочками. Видят двух девочек, а в руках у них кувшинчики. «За нами пришли значит!» – подумали ягоды.

Долго стояли девчушки и никак не могли решиться, что же им собирать, кувшинчиков-то только два.

– Давай малину! Она сочная, крупная, полезная ягода! – говорит одна девочка.

– Черника тоже полезная и брусника! – говорит другая.

– Ага, но от черники язычки у нас будут синие-синие, а брусника – кислая. Давай собирать малину и землянику. Из малины сварим варенье на зиму, а из земляники сделаем варенье к чаю.

Вскоре кувшины наполнились с горкой. Довольные девочки отправились домой.

В: Про какие ягоды вы узнали, прослушав рассказ.

Д: черника, земляника, малина и брусника.

Физминутка «Прогулка в лес» (имитация движений)

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их все лучи согрели.

Мы по ягоды идем,

Дружно ягоды берем.

Посмотри-ка, погляди-ка,

Ах, какая земляника!

Ниже, ниже приседай,

А теперь скорей вставай!

Дружно хлопаем, ногами топаем,

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

В: А теперь ребята Я загадаю вам загадки из познавательной книги « Ягодное царство Мещерского края», а вы попробуйте их отгадать:

Мы нагнёмся до земли,

Чтоб наполнить кузовки.

Стебельки раздвигаем —

Огоньки собираем. (Земляника)

В: Земляника – самая вкусная лесная ягода, которая уже появилась в наших лесах. Собирать землянику конечно хлопотно, но зато как приятно ее есть, особенно со сливками или с молоком. Все дети просто обожают землянику. Вы должны знать, что ягоды земляники не только вкусны, но и польза ее вне всякой конкуренции.

Чёрненькие ягодки
На кусте висят,
Будут-будут чёрными
Ротики ребят!
(Черника)

В: Черника — почти чёрного цвета, с сизоватым налётом и тёмно-пурпурной кисло-сладкой мякотью. Созревает черника в июле-августе. Замечено, что черника обостряет ночное зрение, уменьшает усталость глаз, тонизирует нервную систему.

Красная, пахучая,
Веточки колючие,
Соберу в корзину,
Сладкую
… (Малину)

В: Малина ценная лечебная ягода.У лесной малины ягоды мельче, чем  у садовой. Зато в ней больше витаминов. Широкое применение в медицине находят и листья малины.

Осень лес позолотила,
Ягоду нам подарила,
Витаминов много в ней,
С ней любой пирог вкусней,
На полянке, погляди-ка,
Темно-красная
(Брусника)

В: Брусника растет по сухим хвойным и лиственным лесам иногда на болотах Свежие плоды брусники применяются при авитаминозах, отвар ягод хорошо утоляет жажду при горячке.

В: Далеко не все ягоды полезны. Некоторые красивые, яркие ягоды смертельно опасны. Например волчье лыко и вороний глаз. Воспитатель показывает иллюстрации и фото ягод.

Волчье лыко - это невысокий кустарник, который цветет белыми или светло-розовыми цветочками, похожими на сирень. Плоды появляются прямо на стебле, созревают в июле. Внешне волчья ягода очень привлекательна: ярко-красная, блестящая, сочная. Дети так и тянутся попробовать эти красивые плоды. Однако волчья ягода целиком ядовита – и листики, и кора, и плоды представляют опасность, поскольку в них содержится токсичное вещество дафнин. Если прикоснуться к коре или потереть листья, то на коже могут возникнуть красные зудящие пятна и волдыри.

Вороний глаз - невысокие кустики этого растения встречаются только в лесу, их можно спутать с черникой или голубикой. Но отличить ядовитое растение несложно: ягодка растет одиночно, в середине четырехлистного венчика обладает весьма неприятным запахом. Одна или две ягоды большой опасности не представляют, а вот большее количество может привести к рвоте и поносу.

Будем мы собирать такие ягоды?

Д: нет

В: А теперь я предлагаю вам поиграть и собрать ягоды, чтобы наполнить наше лукошко из разрезных картинок.

Дети собирают пазлы.

Физминутка «Собираем ягоды»

Мы по лесу пойдём (шаги на месте)

В лесу ягоды найдем (наклоны вперед)

Если нет лукошка (пожать плечами)

Соберу в ладушку (загибание пальцев)

Прыгну через лужицу (прыжки на месте)

Голова не кружиться? (покачать головой)

 В: А теперь ребята давайте еще немного поиграем и узнаем какова варенья мы сегодня наварим для угощения?

 «Как сказать иначе»

Варенье из малины - ….(малиновое).

Варенье из земляники -…(земляничное).

Варенье из черники - …(черничное).

Варенье из брусники - …(брусничное).

Варенье из клюквы - …(клюквенное)

Компот из малины - … (малиновый)

Компот из земляники -…(земляничный)

Ответы детей.

В: Молодцы ребята. Ну а теперь нам пора возвращаться назад в группу. Мы набрали полное лукошко ягод и нам будет чем угостить Машу и Мишку.

5. Рефлексия

В: Чем мы сегодня занимались ребята?

Д: ходили в лес за ягодами

В: А какие бывают ягоды?

Ответы детей. ( садовые и лесные, съедобные и ядовитые.

В: А каких ягод мы сегодня набрали полное лукошко?

Ответы детей.(малина, земляника, черника, брусника )

В: А что можно приготовить из ягод?

Ответы детей (сварить варенье и компот )

В: Что нового вы сегодня узнали?

Ответы детей.

В: Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас:
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить

2мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД "Знатоки родного края"

Предлагаю конспект ООД  для подготовительной группы. Цели:  воспитывать чувство гордости за свой родной край,  желание сохранить город чистым и красивым, формировать четк...

Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."

Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...

Конспект ОД "В Мещерских лесах мы гуляли лекарственные травы собирали"

Цель: Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.Задачи:Воспитательные задачи. воспитывать гуманное и ответственное отношение к природе родного края.; воспитывать интерес к природ...

Конспект ОД "Грибное царство Мещерского края"

Цель:  расширения знаний детей о лесных грибах родного края, их особенностях внешнего строения.Задачи:Воспитательные:воспитывать бережное отношение к...

Конспект организованной образовательной деятельности «Край Чувашский, край наш милый» в старшей группе детского сада

Цель: Приобщение детей к чувашской национальной культуре.Задачи:1. Продолжить знакомство детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим.2. Знакомить с народными традициями, бытом, нацио...

Конспект мероприятия на тему: "Край любимый, край чувашский"

Мероприятие с детьми подготовительной к школе группы.Тема: "Край любимый, край чувашский"...