Конспект занятия "Богатыри земли русской"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формирование представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Знакомство детей с работой художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» (1898 год) с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представления о себе, гендерной принадлежности, семье, родном крае, государстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyri_oformlennyi_konspekt.doc | 59.5 КБ |
bogatyri_zemli_russkoi.pptx | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности
«Богатыри земли русской…»
Составитель: воспитатель
I квалификационной категории
Шломина Юлия Андреевна
2018 год
Цели:
-Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
-Способствовать развитию у детей представлений о защитниках Родины (от богатырей до героев нашего времени).
Задачи
1.Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
2.Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
3.Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
4.Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
5.Познакомить детей с работой художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» (1898 год) с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.
6.Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представления о себе, гендерной принадлежности, семье, родном крае, государстве.
7.Формировать умение отвечать на вопросы, развивать и обогащать речь детей за счет пополнения словарного запаса.
Материалы:
Репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри», «Гусляры», «Баян», «Богатырь на распутье», И.Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей разбойник»; иллюстрации нечистой силы: Соловья -разбойника, Змея-Горыныча; карточки с изображением одежды богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, щит), музыкальные пособия ( А.Бородин «Богатырская симфония», М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов; песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»)
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Чтение отрывков о былинных богатырях.
Технологии, используемые в ходе НОД
- Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
- педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
- самовыражение ребенком присущих ему качеств и способностей;
- осуществление возможности выбора, дающего возможность проявить ребенку свою активность
- Здоровьесберегающие технологии:
- смена двигательной активности
- динамические паузы
- Проблемно-игровая технология
-проблемные вопросы, как средство побуждения, стимулирования, активизации мыслительной деятельности ребенка
- Информационно-коммуникационные технологии (презентация, звуковые файлы)
Материал и оборудование
Проектор, экран, ноутбук, Репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри», «Гусляры», «Баян», «Богатырь на распутье», И.Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей разбойник»; иллюстрации нечистой силы: Соловья -разбойника, Змея-Горыныча; карточки с изображением одежды богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, щит), музыкальные пособия ( А.Бородин «Богатырская симфония», М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов; песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»)
Воспитатель
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Воспитатель
Сегодня мы перенесемся в прошлое России. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. На этой земле жили славяне Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов - хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами.
Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины.
Воспитатель - А какие они были эти богатыри?
Дети: Сильные, крепкие воины, борцы, герои, они были отважные, бесстрашные, храбрые.
Воспитатель:
Ребята, предлагаю посмотреть вам на картину В. Васнецова. «Богатыри»
-кого мы с вами видим на картине?
-Кто назовет их имена?
Дети: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.
Воспитатель: Правильно ребята, это самые известные русские богатыри.
В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец - крестьянский сын. Он крепок и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Спокоен Илья Муромец, спокоен и его могучий конь, готовый в любую минуту выступить на защиту.
По правую руку от Ильи Муромца - славный воин богатырь Добрыня Никитич, искусен в боях, плавании, стрельбе из лука.
По левую руку от Ильи Муромца третий богатырь - Алеша Попович, сын попа. Он тоже храбрый и смелый, берет в бою ловкостью, быстротой, находчивостью.
На картине - Застава богатырская. В дозоре три богатыря. Число "три" имеет значение множественности, т.е. в лице трёх богатырей народ стоит на страже границ своей Родины. Просторы наших земель изобразил художник не только на заднем плане полотна, но и в жесте среднего богатыря - он осматривает панораму, смотрит вдаль.
Над созданием этой картины художник работал почти 27 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше. В 1876 году был сделан эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881по 1898 год (17 лет). Готовая картина была куплена Павлом Третьяковым, и до сих пор украшает Государственную Третьяковскую галерею.
Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря и был причислен к лику святых. Там мощи его и хранятся. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца.
Воспитатель: Давайте подробнее рассмотрим картину
- Во что одеты богатыри?
– Какой богатырь самый могучий?
– Какой самый мечтательный?
– Кто держит меч?
– Куда смотрит каждый из богатырей?
– Чем вооружены богатыри?
– Что надето на богатырях?
– Для чего нужна кольчуга?
– Для чего нужен шлем на голове?
– Что охраняют богатыри?
– Как можно назвать эту картину?
Воспитатель. - Правильно ребята цель у богатырей одна - защищать свою землю, стоять на страже Родины.
Сейчас я вам предлагаю стать богатырями:
Физминутка:
Дружно встанем раз, два, три
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо-оглядимся величаво,
И налево надо тоже поглядеть из -под ладошек,
И направо и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
Воспитатель . Люди узнали о богатырях из сказок и былин. Былина произошла от слова быль, было. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах.
- Откуда мы узнали об этих богатырях?
- Что такое былина?
- Кто слагал Былины о богатырях?.
Воспитатель: Предлагаю нашим трем самым смелым мальчикам стать героями этой картины-тремя богатырями- и представить себя. Расскажите о богатырях, которых вы знаете.
Выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах, низко кланяются, представляются:
1. Я -Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь
2. А я - Добрыня Никитич - умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем… .
3. Я - Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…
Воспитатель: Правильно, ребята. Богатыри - это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти…
Воспитатель. - Кто из богатырей вам понравился больше всего?
Воспитатель. - Правильно ребята цель у богатырей одна – защищать свою землю, стоять на страже Родины.
Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным.
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей:
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
- Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький (Щит)
Воспитатель: Ребята, некоторые известные художники и композиторы прославили подвиги русских богатырей в своих картинах и музыкальных произведениях.
• Виктор Михайлович Васнецов в картине «Богатыри».
• И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»
Воспитатель: Ребята, я вам произнесу пословицы о смелости , а вы мне расскажете, как вы их поняли.
- Головою думай, а силой борись.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Сам погибай -а товарища выручай
- Жить - Родине служить.
- Не доспехи красят богатыря, а подвиги.
Рефлексия
- О чем вы сегодня узнали?
-Что вам больше всего понравилось?
-Хотелось бы вам больше узнать о русских богатырях?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»
Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание: - учить рисовать ру...
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель: Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...
Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»
Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....
Конспект "Защитники земли Русской"
ООД по программе "Истоки"....
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...
Конспект "Богатыри земли русской"
конспект занятия о богатарях...