Конспект занятия "Богатыри земли русской"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шломина Юлия Андреевна

Формирование представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Знакомство детей с работой художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» (1898 год) с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представления о себе, гендерной принадлежности, семье, родном крае, государстве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogatyri_oformlennyi_konspekt.doc59.5 КБ
Файл bogatyri_zemli_russkoi.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                     детский сад №28

 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности

«Богатыри земли русской…»

                                                       Составитель: воспитатель

  I квалификационной категории

Шломина Юлия Андреевна

2018 год

Цели:

-Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

-Способствовать развитию у детей представлений о защитниках Родины (от богатырей до героев нашего времени).

Задачи

1.Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

2.Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.

3.Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

4.Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

5.Познакомить детей с работой художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» (1898 год) с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.

6.Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представления о себе, гендерной принадлежности, семье, родном крае, государстве.

7.Формировать умение отвечать на вопросы, развивать и обогащать речь детей за счет пополнения словарного запаса.

Материалы:

   Репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри», «Гусляры», «Баян», «Богатырь на распутье», И.Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей разбойник»; иллюстрации нечистой силы: Соловья -разбойника, Змея-Горыныча; карточки с изображением одежды богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, щит), музыкальные пособия                  ( А.Бородин «Богатырская симфония», М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов; песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»)

     Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Чтение отрывков о былинных богатырях.

Технологии, используемые в ходе НОД

  • Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

- педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

- самовыражение ребенком присущих ему качеств и способностей;

- осуществление возможности выбора, дающего возможность проявить ребенку свою активность

  • Здоровьесберегающие технологии:

   - смена двигательной активности

   - динамические паузы

   

  • Проблемно-игровая технология

-проблемные вопросы, как средство побуждения, стимулирования, активизации мыслительной деятельности ребенка

  • Информационно-коммуникационные технологии (презентация, звуковые файлы)

Материал и оборудование

Проектор, экран, ноутбук, Репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри», «Гусляры», «Баян», «Богатырь на распутье», И.Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей разбойник»; иллюстрации нечистой силы: Соловья -разбойника, Змея-Горыныча; карточки с изображением одежды богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, щит), музыкальные пособия  ( А.Бородин «Богатырская симфония», М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов; песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»)

Воспитатель

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

   

    Воспитатель

   Сегодня мы перенесемся в прошлое России. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. На этой земле жили славяне Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов - хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

  Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. 

 Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

Воспитатель - А какие они были эти богатыри?

Дети: Сильные, крепкие воины, борцы, герои, они были отважные, бесстрашные, храбрые.

Воспитатель:

Ребята, предлагаю посмотреть вам на картину В. Васнецова. «Богатыри»

-кого мы с вами видим на картине?

-Кто назовет их имена?

Дети: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.

Воспитатель:  Правильно ребята, это самые известные русские богатыри.

В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец - крестьянский сын. Он крепок и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Спокоен Илья Муромец, спокоен и его могучий конь, готовый в любую минуту выступить на защиту.

По правую руку от Ильи Муромца - славный воин богатырь Добрыня Никитич, искусен в боях, плавании, стрельбе из лука.

По левую руку от Ильи Муромца третий богатырь - Алеша Попович, сын попа. Он тоже храбрый и смелый, берет в бою ловкостью, быстротой, находчивостью.

    На картине  - Застава богатырская. В дозоре три богатыря. Число "три" имеет значение множественности, т.е. в лице трёх богатырей народ стоит на страже границ своей Родины. Просторы наших земель изобразил художник не только на заднем плане полотна, но и в жесте среднего богатыря - он осматривает панораму, смотрит вдаль.

     Над созданием этой картины художник работал почти 27 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше. В 1876 году был сделан эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881по 1898 год (17 лет). Готовая картина была куплена Павлом Третьяковым, и до сих пор украшает Государственную Третьяковскую галерею.

    Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря и был причислен к лику святых. Там мощи его и хранятся. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца.

Воспитатель: Давайте подробнее рассмотрим картину

 - Во что одеты богатыри?

– Какой богатырь самый могучий?

– Какой самый мечтательный?

– Кто держит меч?

– Куда смотрит каждый из богатырей?

– Чем вооружены богатыри?

– Что надето на богатырях?

– Для чего нужна кольчуга?

– Для чего нужен шлем на голове?

– Что охраняют богатыри?

– Как можно назвать эту картину?

Воспитатель. - Правильно ребята цель у богатырей одна - защищать свою землю, стоять на страже Родины.

Сейчас я вам предлагаю стать богатырями:

Физминутка:

Дружно встанем раз, два, три

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо-оглядимся величаво,

И налево надо тоже поглядеть из -под ладошек,

И направо и еще, через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!


Воспитатель . Люди узнали о богатырях из сказок и былин. Былина произошла от слова быль, было. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. 

- Откуда мы узнали об этих богатырях? 
- Что такое былина?
- Кто слагал Былины о богатырях?.

Воспитатель: Предлагаю нашим трем самым смелым мальчикам стать героями этой картины-тремя богатырями- и представить себя. Расскажите о богатырях, которых вы знаете. 
Выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах, низко кланяются, представляются:
1. Я -Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь
2. А я - Добрыня Никитич - умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем… .
3. Я - Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…
Воспитатель: Правильно, ребята. Богатыри - это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти…

     Воспитатель. - Кто из богатырей вам понравился больше всего?

Воспитатель. - Правильно ребята цель у богатырей одна – защищать свою землю, стоять на страже Родины.

Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным.

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей:

      - Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

- Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)

- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький (Щит)

Воспитатель: Ребята, некоторые  известные художники  и композиторы прославили подвиги русских богатырей в своих картинах и музыкальных произведениях.
• Виктор Михайлович Васнецов в картине «Богатыри».
• И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»
   Воспитатель: Ребята, я вам произнесу пословицы о смелости , а вы мне расскажете, как вы их поняли.
- Головою думай, а силой борись.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Сам погибай -а товарища выручай
- Жить - Родине служить.
- Не доспехи красят богатыря, а подвиги.

Рефлексия

- О чем вы сегодня узнали?

-Что вам больше всего понравилось?

-Хотелось бы вам больше узнать о русских богатырях?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

презентация для старшей группы Богатыри земли русской воспитатель старшей группы Шломина Юлия Андреевна ГБДОУ №28 Пушкинского района Санкт-Петербурга

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....

Конспект "Защитники земли Русской"

ООД по программе "Истоки"....

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...

Конспект "Богатыри земли русской"

конспект занятия о богатарях...