Экологический проект «Насекомые вокруг нас»
проект по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа)

Супруненко Галина Александровна

Экологический проект    «Насекомые вокруг нас»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomye_vokrug_nas.docx143.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Пограничный детский сад»

Экологический проект

«Насекомые вокруг нас»

C:\Users\Людмила\Desktop\i.jpg

Разработчик проекта: Супруненко Галина Александровна

п. Пограничный

2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Характеристика проекта

  2. Сроки и этапы проведения

  3. Актуальность проекта

  4. Практическая значимость проекта

  5. Новизна проекта

  6. Гипотеза проекта

  7. Цели и задачи проекта

  8. Ожидаемый (предполагаемый) результат по проекту

  9. Возможные риски при реализации проекта и мероприятия по их минимизации

  10. Описание этапов реализации

  11.  План реализации, с описанием педагогических технологий, методов и приемов работы

  12. Перспектива распространения опыта
  13. Рекомендации

  14. Информационные ресурсы
  15.  Приложения

Характеристика проекта.

Автор проекта: Супруненко Галина Александровна

Тип проекта: групповой исследовательский проект

По содержанию: включает ребенка и семью; воспитателей

По числу участников проекта: дети младше-средней-старшей группы, родители воспитанников, педагог.

По времени проведения: среднесрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОО.

Сроки и этапы проведения:

1 этап: организационный

2 этап: практический

3 этап: результативный

Актуальность проекта:

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые и изучить их в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы дети овладеют элементарными приемами наблюдения, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Объектом исследования моего проекта являются насекомые.

Практическая значимость проекта:

Изучив педагогические технологии и методы, я пришла к выводу, что одними из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются: метод детского экспериментирования, метод проектов, метод моделирования проблемных ситуаций. Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин.
Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления. 

Новизна проекта:

Новизна экологического проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: ознакомление с окружающим миром, экология, ОБЖ, развитие речи, изобразительную деятельность. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.

Гипотеза проекта:

 Если в ДОУ будут обеспечены максимально – благоприятные условия для развития у детей способностей к поисковой и исследовательской деятельности, воспитания гуманного отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), то будут достигнуты высокие результаты в социально – нравственном и экологическом развитии детей.

Цель проекта:

 Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые».

Задачи проекта:
1. Формировать у детей реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
2. Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик).
3. Воспитывать у детей бережное отношение к живому.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость
5. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Ожидаемый(предполагаемый) результат по проекту:

Дети:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам   природы - насекомым.

2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.

3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.

4. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.


Педагоги:

1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника;

2. Повышение профессионального мастерства: повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

3. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

 Родители:

  1. Обогащение уровня экологических знаний родителей.
  2. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экологических проектах

Возможные риски при реализации проекта и мероприятия по их минимизации:

Риск при реализации проекта

Мероприятия для их минимизации

Недостаточная информационная компетентность педагогов

Создание условий для педагогов в сфере самообразования, участие в онлайн вебинарах и консультации.

Недостаточная информационная компетентность родителей

Консультирование по теме проекта

Нежелание родителей принять активном участие в проекте.

Стимулирование родителей через проведение консультирования, проведение круглого стола по теме проекта.

Этапы реализации

ЭТАП

ОПИСАНИЕ

  1. Организационный

На первом этапе был разработан план проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами.

Осуществляется подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме. Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности, музыкальных произведений по теме проекта, создается наглядный материал с использованием ИКТ - технологий

  1. Практический

Это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагога с детьми, работа детей и родителей, работа педагога и родителей. С детьми проводится все виды деятельности, предусмотренные планом проекта, организовывается совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с предметом исследования – насекомыми.

  1. Результативный

Проведение итогового открытого мероприятия с детьми и родителями, презентация проекта «Насекомые вокруг нас» педагогам и администрации ДОУ.


План реализации проекта:

Вид деятельности с детьми

Продукт деятельности

Взаимодействие с родителями

Сроки

1 блок «Особенности внешнего вида насекомых»

1.Целевая экскурсия по территории детского сада с моделированием проблемной ситуации.

Фотографии насекомых, которые были найдены во время экскурсии.

Консультирование родителей об особенностях форм работы по проекту.

2. Создание альбома с фотографиями, с изображением насекомых на территории детского сада.

Альбомы для рассматривания

3.Проблемная ситуация «Кто эти насекомые»

Насекомые ли? Какие признаки? (обязательно 6 лапок)

Презентация по фотографиям «Насекомые вокруг нас»

Альбомы для рассматривания

4. Чтение сказки К. Чуковского «Муха - Цокотуха» . Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа по содержанию произведения. Беседа о различных распространённых насекомых

       Представление воспитанникам книги К. Чуковского

Пересказ сказки  дома с детьми.

5. Наблюдение за кузнечиком. Рассматривание частей тела кузнечика на картинке. Рисование «Кузнечик прячется в траве». Разучивание песни.

Оформление выставки рисунками детей для общего рассматривания.

Приглашение родителей посмотреть выставку совместно с детьми.

7. Познавательная беседа по теме с использованием презентации «Такие разные насекомые»

Презентация «Такие разные насекомые»

(приложение №1)

8. Наблюдение за бабочкой. Рассматривание частей тела бабочки на картинке. Физминутка «Бабочка». Рисование пластилином «Украсим крылья бабочке».

Составление итогового коллажа «На полянке»

Приглашение родителей посмотреть выставку совместно с детьми.

9. Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые»

Консультация для родителей «Расскажи детям о насекомых»

10. Отгадывание загадок о насекомых

Сборник загадок

(приложение №2)

По желанию родителей -памятка

11. Дидактические игры

к разделу «Насекомые»

Диск с разработанными компьютерными играми

 (приложение №3)

Распечатанный вариант.

12. ООД по изобразительной деятельности с использованием различных техник работы.

Конспекты ООД

(в разработке)

Выставка творческих работ детей и родителей.

13. Игра-викторина «В царстве насекомых»

Конспект ООД

(приложение №5)

II блок «Значение насекомых в жизни человека»

1.Просмотр документального фильма «Дискавери. Жизнь насекомых»

Документальный фильм. Видеотека

Помощь педагогу в подборе фильмов для видеотеки по теме проекта.

2. Исследовательская деятельность «Что будет если исчезнут насекомые?»

Презентация «Что будет если исчезнут насекомые » (приложение №6)

Книжка-малышка «Польза насекомых»

3.Интерьвью детей и родителей по итогам проекта.

Отзывы родителей о проведенном проекте.

В завершении проекта педагог готовит отчетную презентацию о проделанной работе для педагогов ДОУ, администрации ДОУ.

Перспектива распространения опыта:

Проект «Насекомые вокруг нас» может использовать в своей работе каждый воспитатель, а также любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации.  Проект можно рассматривать как дополнение к общеобразовательным программам.  

Рекомендации по реализации проекта:

1 блок «Особенности внешнего вида насекомых»

Постановка проблемного вопроса

Во время целевой прогулке по территории детского сада обратить внимание детей на то, что, то тут, то там мы встречаем вокруг себя различных насекомых. Насекомые всегда имеют 6 лапок! Паук-это не насекомое! Совсем маленьких или побольше, то зеленых, то красных, то на земле, то на дереве и т. д. Фотографировать насекомых на участке, а потом разместить полученные фотографии в альбом.

 В ходе обсуждения педагог старается вовлечь в обсуждение как можно большее количество детей. В ходе обсуждения педагог предлагает детям проблемные ситуации, которые дети, опираясь на полученные знания, пытаются решить.

 - сколько точек у божьей коровки?

- какого цвета божья коровка?

- что делает пчела?

   Для закрепления знаний детей об особенностях внешнего вида насекомых в течение недели вся образовательная деятельность направлена на расширения знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.

Формы и методы:

- познавательная беседа по теме с использованием презентации «Такие разные насекомые» (приложение №1);

- Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые».

- отгадывание загадок о насекомых (приложение №2);

- дидактические игры по теме (приложение №3)

- творческая продуктивная деятельность по теме проекта с организацией выставки для родителей и представлением работ. Данную работу необходимо организовать как в группе, так и дома совместно с родителями.

 C:\Users\Людмила\Desktop\Проект НАСЕКОМЫЕ\image_50728.JPG      C:\Users\Людмила\Desktop\Проект НАСЕКОМЫЕ\kviling_babochki2.jpg      C:\Users\Людмила\Desktop\Проект НАСЕКОМЫЕ\IMG_3241-670x446.jpg    C:\Users\Людмила\Desktop\Проект НАСЕКОМЫЕ\86cca56781d7890c4bc617266b712cf1.jpg.jpg       

Итоговыми мероприятиями является выставка творческих работ «Такие разные насекомые», игра-викторина «В царсте насекомых» (приложение №4)

II блок «Значение насекомых в жизни человека»

 «Дискавери. Жизнь насекомых» просмотр видео фильмов. Это форма работы поможет получать знания посредством ТВ. Доставит детям радость от просмотра документального фильма, научит делиться впечатлениями. В завершении просмотра педагогу необходимо обобщить полученные знания в форме беседы и подвести детей к пониманию зачем природе нужны насекомые.

Исследовательская деятельность: «Что будет если исчезнут насекомые?»

Детям предложены картинки по вопросам (приложение №5)

Для чего нужны насекомые? Что если их убрать?

Например,:

Пчеловодство

Собирают нектар_ делают мед_ мед полезен для человека

В течение всего блока целесообразно проводить дидактические игры, подвижные игры, рассматривание альбомов, книг и др.

На протяжении всего блока целесообразно проводить различные дидактические игры «Хорошо-плохо». Детям предлагается назвать, что в мире насекомых хорошо, а что «плохо» (с точки зрения людей). Игра «Мозаика» проводится по типу разрезных картинок, одна из которых разрезана на 6-10 частей, а другая служит образцом. Лабиринты: «Помоги пчелке долететь до улья», «Помоги муравьям попасть в муравейник» и др.

На результативном этапе проекта необходимо организовать семинар для педагогов и администрации ДОУ, где педагог сможет поделится опытом проделанной работы, продемонстрировать итоговую презентацию.

Информационные    ресурсы

 1.     Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.  

2.     Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

 3.     Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008

  4.      Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

 5.      Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.   6.     Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н.Николаевой .-М, 2005

 7.     Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

  8.     Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2011

 9.     Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.  

 10.   Николаева С.Н.,  Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.

  11.   Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.  

 12.   Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

 13.  Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.

www.doshvozrast.ry 

 www.moi-detsad.ry  

 www.nashideti.ry  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Насекомые вокруг нас"

Исследовательский проект "Насекомые вокруг нас"....

Экологический проект «Насекомые вокруг нас»

Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребен...

Проект «Насекомые вокруг нас» для средней группы в летнее время

Задачи пректаСпособствовать развитию познавательного интереса детей.Содействовать формированию у детей представления о внешнем виде некоторых насекомых, умению различать и называть насекомых (бабочка,...

Летний экологический проект «Насекомые вокруг нас»Летний проект "

Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок проекта: летний период.Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы «Звездочки мечтатели», их родители.Цель проекта: Создать услови...

Экологический проект "Насекомые вокруг нас" для детей 2-3 лет

Вид проекта: среднесрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 2-3 лет.Продолжительность проекта: 1 месяц.Участники проекта: дети...

Экологический проект " Насекомые вокруг нас" 2 мл.гр.

Формирование представлений о жизни насекомых....

Экологический проект "Мир вокруг нас" (насекомые)

Лето! Это замечательное время года, когда красотой природы можно любоваться! Нужно только не упустить удивительные моменты и показать их детям....