Конспект на тему: "Русская берёза"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по образовательной области «Познание»   в средней  группе

 

Тема: «Русская берёза»

 

Цель: Знакомить с одним из символов России. Закреплять, уточнять и расширять знания детей о березе:  отражение в фольклоре, в произведениях поэтов России, использование человеком. Учить образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, учить использовать в речи предлоги, обозначающие место предмета,  и аргументируя свой выбор. Знакомить со способами и видами использования людьми березы, упражнять в словообразовании относительных прилагательных от слова «береза». Знакомить со стихотворением С.Есенина «Береза». Развивать связную речь, формировать лексико-грамматические категории в речи детей, внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, мышление, развивать мелкую моторику .  Воспитывать познавательный интерес, интерес к народной культуре, желание помогать и делать приятное.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_berezu.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по образовательной области «Познание»   в средней  группе

Тема: «Русская берёза»

Цель: Знакомить с одним из символов России. Закреплять, уточнять и расширять знания детей о березе:  отражение в фольклоре, в произведениях поэтов России, использование человеком. Учить образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, учить использовать в речи предлоги, обозначающие место предмета,  и аргументируя свой выбор. Знакомить со способами и видами использования людьми березы, упражнять в словообразовании относительных прилагательных от слова «береза». Знакомить со стихотворением С.Есенина «Береза». Развивать связную речь, формировать лексико-грамматические категории в речи детей, внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, мышление, развивать мелкую моторику .  Воспитывать познавательный интерес, интерес к народной культуре, желание помогать и делать приятное.

Форма проведения: занятие с элементами «прогулки», экскурсии, организованной деятельности.

Технологии: обучающие, социоигровые, здоровье сберегающие.

Методы и приемы: организация детей при помощи музыкального сопровождения и совместной деятельности, беседа, игровые упражнения, рассказ с иллюстрациями, показ и совместное выполнение воспитателем и детьми движений , знакомство со стихотворением С.Есенина «Береза», показ презентации  «Чем березка хороша?», анализ изученного материала, вызывание эмоционального отклика на прошедшее занятие.
ТСО: Использование проектора для демонстрации презентации к занятию, музыкального центра Материал: диск с записью музыки к песне «Во поле березка стояла», презентация «Чем березка хороша».

Ход:

 (Воспитатель вводит в зал детей, держащихся за руки, выстраивая в хоровод под р.н. песню «Во поле березка стояла»)

                                              Хоровод: « Во поле береза стояла».

- Посмотрите, какой большой круглый хоровод у нас получился.

А есть ли у него начало и конец? Почему? (у круга нет ни начала, ни конца – он бесконечный).

Назовите предметы  круглой формы?

Круг- это форма на плоскости, а как называется форма более объемная?( шар)

Назовите предметы в форме шара (итоговый ответ – Земля).

Много лет люди живут на Земле, знакомятся с тем, что их окружает. Кажется, что уже все известно и о растениях и животных, и о погоде и человеке, о морях и пустынях. Но каждый год люди открывают для себя что-то новое в этом мире, на нашей земле. Вот и сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие.  Мы совершим новое открытие…

                                                           ( дети садятся на стульчики)

-Ребята, наше занятие сегодня будет посвящено красивому русскому дереву - березе.

                                                        Для начала, посмотрите презентацию о березе…

                                                                       Чем березка хороша?

1)- С давних времен люди с большой любовью относились к березе. На летний праздник Троицы дома украшали веточками березы. Девушки плели венки из них и бросали в речку, гадая, с какой стороны жениха ждать.

2)На тонкой коре березы – бересте – писали первые письма. Они называются берестяные грамоты. Береста не гниет (не разлагается), поэтому, письма, пролежавшие много веков в земле, до сих пор остались целыми…

3)Береста очень широко используется в народном творчестве. Из бересты плели туески и короба, в которые собирали грибы да ягоды. Вспомните сказку «Маша и медведь». В чем Маша спряталась с пирожками?

 4)А березовые дрова горят долго и дают много жару, от чего в домах всегда было тепло.

5) Жарко натопит хозяин баньку, берет с собой веник березовый в парилку. Напарится, нажарится, веником себя нахлещет. От такой бани и старик добрым молодцем станет. Никакие хвори ,да болезни не пристанут ни ко взрослым, ни к ребятне.  

                                                                                         

6)В березовой роще даже в хмурый день светло от белоствольных красавиц. А в жару под густою кроною тенек, да прохлада.

7)Весною березка угощает всех соком березовым, пользой земли насыщенным.

8) А под стволами берез ,по осени, грибники собирали много подберезовиков.

Да и старое, упавшее дерево -гостинец грибнику готовило: опята на себе растило. Всю зиму люди грибы ели, да нахваливали.

Вот какая березка наша!

 

1 задание: « Стать ласковым мне обещай, большое в поменьше ты превращай».

Д/у « Назови ласково»:

(береза- березонька; лист- листик, листочек; гриб-грибок, грибочек; лес- лесок; роща-рощица; тропа-тропка, тропиночка, тропинка ).

2 задание: Отгадайте загадку:

Братьев этих ровно семь

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом братья ходят друг за другом.

Попрощается последний -появляется передний.

(дни недели).

-Какой сегодня день недели?

-Какой будет завтра?  ( был вчера?)

3 задание:  Еще одна загадка для вас:

                   Ежегодно приходят в гости:

                - Одна –седая,

                  Вторая- молодая

                  Третье- скачет

                  Четвертая- плачет…( времена года)…

4-Физминутка…

Молодцы! И каждый день, в любое время года, мы с вами делаем зарядку…

(музыкальная зарядка: «Танец маленьких утят»)

5-презентация: « Во всех нарядах, ты, березка, хороша!»

Ее красавицей лесною

Зовет недаром наш народ.

В ней столько нежности и света,

И, как тут не сказать, друзья:

«Для всех, для нас береза эта-

Наш край родной, наша страна!»

( смотрим презентацию о березе в разные времена года).

А сейчас опять встаем в хоровод…песенка про березу…    Занятие окончено…

 

 

 

 

 

       

                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД тема: "Русская берёзка"

Использование нетрадиционных техник рисования...

Конспект НОД Тема: «Русский народный костюм»

Конспект НОДТема: «Русский народный костюм»...

Конспект по теме: "Русская матрёшка" старшая группа

Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой.Закреплять умения составлять описательный рассказ....

Конспект на тему: "Русская красавица"

Ознакомление детей с русской народной игрушкой- матрёшкой....

Конспект ООД тема: «Русская каша — сила наша»

по познавательному, художественно-эстетическому развитию...

Конспект занятия. Тема: «Русская береза». Образовательная область: познавательное развитие (природа)

Обобщить и закрепить знания детей об особенностях строения и функционирования отдельных частей березы, о потребностях березы как живого организма в условиях среды (свет, вода, температура, воздух, поч...

Конспект НОД. Тема: « Русский самовар».

Познавательная деятельность.Нравственно- патриотическое воспитание, знакомство с русскими традициями....