МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ОРГАНИЦАЦИИ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ" (С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Бортник Оксана Викторовна

НОД с детьми старшей группы "Зимующие птицы", была запланирована в рамках комплексно-тематического планирования.

В процессе НОД были интегрированы следующие образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное физическое развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zimuyushchie_ptitsy_s_ikt.docx34.99 КБ
Файл zimuyushchie_ptitsy1.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

к организации НОД

по познавательному развитию

с детьми старшего дошкольного возраста

на тему «Зимующие птицы»

(с использованием ИКТ)

                                                           

               Подготовила и провела:  Бортник О.В.                                                воспитатель ГБДОУ детский сад №11

Петродворцового района

Санкт-Петербург

Петергоф

2019г.

     Образовательная деятельность осуществляется в рамках образовательной программы ДО ГБДОУ детского сада №11 в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

     В группе воспитываются 24 ребенка 5-6 лет: 13 мальчиков и 11 девочек. Дети в группе активные, любознательные и общительные. Большой интерес у детей вызывает познавательная  деятельность.

       НОД с детьми старшей группы "Зимующие птицы", была запланирована в рамках комплексно-тематического планирования.

       В процессе НОД были интегрированы следующие образовательные области:

познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное физическое развитие.

     В ходе НОД были использованы следующие формы, методы, приемы и технологии:

Формы:  

- фронтальная при организации дидактических игр, беседы,

- групповая организована на основе личных симпатий воспитанников,  

- индивидуальная использована в качестве оказания помощи в процессе практической деятельности ребенка.

Методические приёмы:

- наглядные (использование презентации)
- словесные  (беседа, рассказ, обсуждения, художественное слово)
- игровые (дидактические игры, игровые упражнения)
- практические (опыт,
измерение условной меркой)

Технологии: здоровьесберегающая технология, игровые, информационно-коммуникативные

Виды детской деятельности: игровая (дидактические игры, упражнения), коммуникативная (совместные игры, рассказывание, слушание, отгадывание загадок), продуктивная (опыт, измерение условной меркой), двигательная (физминутки)

Цель: формирование представлений о зимующих птицах 

Образовательные задачи:
- расширить знания о зимующих птицах, их внешнем виде, строении, питании, образе жизни;

- закреплять умения детей сравнивать птиц по признакам (по размеру, действию, цвету);
- уточнить представление детей о приспособленности птиц к полету;

- развивать речь, используя малые формы фольклорного жанра; пополнять словарь глаголами (ходит, прыгает), прилагательными (маленький, большая, желтая, красная), существительными;

- продолжать учить измерять и сравнивать предметы при помощи условной мерки;

- уточнить знание цифр от 1 до 8.

Развивающие задачи:
- развивать память, мышление, наблюдательность;

- развивать у детей слуховое внимание.

Воспитательная.
- совершенствовать умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников;

-  воспитывать коммуникативные навыки общения детей в группе.

- воспитывать у детей бережное отношение, сочувствие, сопереживание к зимующим птицам, желание оказать помощь.

Оборудование и демонстрационный материал: ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, 2 тарелки, стакан, фишки, пшено, по два листа бумаги на каждого ребенка, мяч

Раздаточный материал: 2 тарелки, стакан, фишки, пшено, по два листа бумаги на каждого ребенка,

набор разрезных картинок с зимующими птицами, листы на каждого с упражнением «Прятки»

Активизация словаря: образование глаголов (воркует, кукует, каркает, чирикает, пищит

Предварительная работа: беседа, заучивание стихов о птицах, рассматривание иллюстраций; изготовление кормушек вместе с родителями; лепка, рисование зимующих птиц.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

Дети стоят полукругом.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Раздаётся стук.

Воспитатель: Кто это к нам пришел?

Выглядывает за дверь. На экране появляется Снеговик и воробышек Чив-чив. Воспитатель включает запись.

Снеговик:

- Здравствуйте, ребята! Помните меня? Я Снеговик.

Вы меня слепили ловко

Вместо носа вот морковка,

Уголёчки вместо глаз.

- Я пришел к вам с помощником воробышком Чив-чив.

Мы пришли к вам поиграть.

Про друзей вам рассказать.

Воспитатель: Здравствуйте, Снеговик и Чив-чив, мы очень рады вас видеть. О каких друзьях вы нам хотите рассказать?

(Слайд 5-12)   Игра «Отгадай-ка»

Снеговик: Отгадав загадки, вы узнаете кто наши друзья.

Воспитатель: Мы с ребятами согласны и с радостью отгадаем все ваши загадки.

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

Ответы детей: Воробей.

(слайд 6) с отгадкой и звуком – голосом птицы

Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Ответы детей: Синица.

(слайд 8) с отгадкой и звуком – голосом птицы

Чернокрылый, красногрудый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Ответы детей: Снегирь.

(слайд 10) с отгадкой и звуком – голосом птицы

Окраска сероватая,

Повадка вороватая.

Известная персона

Кто она?

Ответы детей: Ворона.

(слайд 12) с отгадкой и звуком – голосом птицы

Снеговик: Вот здорово! Какие детки молодцы

Все загадки отгадали.

Кто наши друзья, узнали?

Ответы детей: Птицы.

(Слайд 13)

Воспитатель: Правильно, ребята, это птицы. И сегодня мы с вами и нашими гостями поговорим о зимующих птицах нашего родного края.

Воспитатель: Каких еще зимующих птиц нашего родного края вы знаете? (Ответы детей: сова, голубь, сорока, дятел)

(Слайд 14)

Воспитатель: А снеговик познакомит вас еще с одной интересной птицей.  Это клест. Он постоянный житель хвойных лесов. У него загнутый клюв крест на крест, очень крепкий и толстый. Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!  Поэтому если увидишь в лесу или парке зимой птичку с клювом-крестиком, то знай — это клёст. Приготовьте правую и левую руки. Сложите указательный и средний пальцы крестиком. У вас получился клюв клеста. Это самая закаленная птица! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. Поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне, чтобы никто птенцов не смог достать.

(Слайд 15) Дидактическая игра «Чем похожи?»

Воспитатель: Ребята, расскажите Снеговику, чем птицы похожи?

Ответы детей: у всех птиц есть голова, клюв, глаза, туловище, две лапы, два крыла, тело покрыто перьями.

Воспитатель: Воробышек хвалит вас за знания, вы молодцы!

(Слайд 17) «Назови отличия по признаку»

Воспитатель: Снеговик предлагает вам поиграть в интересную игру. Надо называть отличия птиц по какому-нибудь признаку.

(Слайд 18) 

Воспитатель:  В чем различие птиц? (Ответы детей: у синички грудка, желтая, а у снегиря красная).

- По какому признаку отличаются птицы? (по цвету)

(Слайд 19)

Воспитатель: Чем птицы отличаются друг от друга? (Ответы детей: воробей маленький, а ворона большая).

- Назовите признак? (Ответы детей: размер).

(Слайд 20) «Отличия по признаку «Действие»

Воспитатель: Чем птицы не похожи? (Ответы детей: Синичка прыгает, а ворона ходит).

- Какой признак?  (Ответы детей: действие).

Воспитатель: Ребята, а я тоже знаю интересную игру. Воспитатель приглашает детей на ковер.

Я кидаю одному из вас мяч и называю любую птицу. Кто поймает мяч, возвращает его мне и произносит подходящее по смыслу действие.

Голубь – (воркует)

Кукушка – (кукует)

Ворона – (каркает)

Воробей – (чирикает)

Синица – (пищит)

Воспитатель:  Какая из названных птиц лишняя и почему? (ответ детей: перелетная птица - кукушка)

        (Слайд 21) «Физкультминутка»

Воспитатель: А теперь мы с вами отдохнем.

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают, (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

          Эксперимент.

Воспитатель. С помощью чего птицы летают? (Дети: с помощью крыльев).

- Когда птичка летит, что она делает? (Ответы детей: она раскрывает крылья).

Сейчас мы с вами проведем опыт (дети подходят к столу).

- Перед вами два листа бумаги. Возьмите один из них и сомните его в шарик, а теперь осторожно выпустите оба листа из рук (Воспитатель берет лист бумаги, сминает его и бросает смятый лист и не смятый, дети делают тоже самое).

- Что произошло? (Дети высказывают свои предположения).

- Представьте, что лист бумаги — это раскрытые крылья, а смятый лист, сложенные крылья.

- Какой лист бумаги летит дольше? Почему? (Ответы детей: не смятый лист бумаги летит дольше, а смятый сразу падает.

- Какой мы можем сделать вывод?

ВЫВОД: Птице помогают летать раскрытые крылья, если птица закроет крылья, то сразу упадет на землю, как камень

Дидактическая игра «Собери птицу и назови её».

Воспитатель. Снеговик подготовил вам еще задание.

Дети работают в парах, собирают разрезные картинки с изображением птиц.

Физкультминутка для глаз.

- Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
- Птичка улетела вправо
(смотрят вправо)
- Птичка улетела влево
(смотрят влево)
- И спряталась на полу (
смотрят на пол)

- Зажмурьте глазки и досчитайте до 8

- Откройте глазки.

Дидактическое упражнение: «Прятки»

Воспитатель: Где же наши пернатые гости? Давайте найдём их. Для этого нужно соединить цифры от 1 до 8. (Дети выполняют задание индивидуально за столом). Что у вас получилось? Где сидят птицы? (На ёлке).

(Слайд 22-23) Игра «Любимое лакомство»

Воспитатель. Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека? (Дети рассуждают).

В народе есть поговорка «Зима страшна птицам не холодом, а голодом», и птицы, чтобы не умереть от голода перебираются поближе к жилью человека. Под снегом птицам трудно найти себе пропитание.

- Как мы с вами можем помочь зимующим птицам? (ответы детей)

- Я приготовила угощение для зимующих птиц, а вам нужно угостить их любимым лакомством.

- Кто из птиц любит хлебные крошки? (Ответы детей: воробья угостим хлебными крошками).

- А кто любит полакомиться салом? (Ответы детей: синичка любит сало).

- А семечки кто из птиц любит поклевать? (Ответы детей: семечки любят вороны).

- А ягоды вкусной рябины, кто любит? (Ответы детей: ягоды рябины любят снегири).

- Вороны и синицы - птицы всеядные любят растительную пищу, и даже мясо.

Измерение пшена условной меркой.

Воспитатель: Положим в одну тарелку пшено для воробьев, в другую- для синиц так, чтобы пшена было поровну. Отмерять крупу будем стаканчиком. Всякий раз стакан должен быть наполнен до верха, но без горки. Высыпая очередной стакан, нужно ставить фишку, после чего нужно посчитать их количество. Можно ли отмерять для другой тарелки пшено ложкой? (Нет, т.к. количество пшена будет другое). Дети проводят измерения.

(Слайд 24)

Снеговик: Вот какие молодцы, угостили всех птиц!

Рефлексия.

Снеговик, воробышек Чив-чив: Ребята, мы здорово провели с вами время, но нам пора возвращаться. Спасибо большое, за то, что вы помогаете птицам перезимовать.

Воспитатель: До свидания, Снеговичок и Чив-чив. До новых встреч!

Воспитатель:

Что вам понравилось на занятии?

Какое задание было интересным?

Какое задание было трудным?

Воспитатель предлагает детям оценить себя. Дети выбирают кружки (красные – справился, зеленый – получилось не все).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по логопедии для детей старшего дошкольного возраста с применением здоровьесберегающих технологий на тему: " Спасём сокровища Шутландии!"

Цель:Приобщать детей к здоровому образу жизни путём использования здоровьесберегающих технологий. Закрепить правильное произношение звука «Ш» в словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:-...

Методическая разработка логопедического занятия с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"

Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе на тему : "Птицы"

Дети учатся через игру, составлять описательные рассказы по предметам на тему: " Птицы". Расширяют свой словарный запас и используют в речи сложные предложения....

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зимовье зверей и птиц"

В методической разработке рассматриваются вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством создания игровых образовательных ситуаций на песочном столе....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы летом» в старшей группе.

 Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы  Тамбовской области летом» в старшей группе. Цель:  расширить знани...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы "Весенний вальс птиц"

Программное содержание.Цель:Углубить и расширить знания детей о перелетных птицах.Образовательная: 1. Закреплять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц....

Методическая разработка по окружающему миру в старшей группе "Зимующие птицы!"

Беседа «Зимующие птицы»Воспитателя  Калининой Т.МЦель: расширение знаний и представлений у детей старшей группы о зимующих птицах.Задачи:Познавательное развитие:-...