«Приобщение к историческим ценностям России»
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности.
Программа адресована детям старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Целью программы является развитие нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей, творческих и познавательно исследовательских способностей дошколников посредством организации музейной, проектной деятельности с использованием интерактивных методик и современных информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_programma_po_priobshcheniiy_k_istoricheskim_cennostyam.docx | 106.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Приобщение к историческим ценностям России»
Возраст обучающихся: 5 – 7 лет
Срок реализации: 2 года
Авторы-составители:
воспитатели дошкольного
учреждения
Красницкая О.М.
Дроженко Т.В.
г. Мичуринск
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Ф.И.О. педагога | Красницкая О.М., Дроженко Т.В. |
Вид программы | модернизированная |
Тип программы | общеразвивающая |
Образовательная область | социально-коммуникативное развитие |
Направленность деятельности | Социально-педагогическая |
Способ освоения содержания образования | Теоретический, практический |
Уровень освоения содержания образования | ознакомительный |
Уровень реализации программы | дошкольное образование |
Форма реализации программы | групповая |
Продолжительность реализации программы | 2 года |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В период дошкольного возраста происходит формирование духовно-нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, начинается процесс освоения себя в окружающем мире. Дети дошкольного возраста способны уже руководствоваться высокими социальными мотивами и испытывать благородные чувства.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В этом заключается актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Приобщение к историческим ценностям России» социально-педагогической направленности.
Программа модернизированная, разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основе парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О.Л., Маханева М. Д, с учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Нормативной базой программы являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008)
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р)
Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 г.Москва Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что знакомство детей с народной культурой и традициями происходит через применение современных инновационных технологий. Активное использование музейной педагогики, проектной исследовательской деятельности формирует способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Содержание программы объединено в три тематические модуля, каждый из которых реализует отдельную задачу.
- Модуль «Я и моя семья».
- Модуль «Народные промыслы».
- Модуль «Живое слово».
Все образовательные модули предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
Адресат программы. Программа адресована детям старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые связывают его со своим народом, своей страной.
Объем программы: 36 ч.: 1-й год обучения – 15 ч. в год (36 занятий); 2-й год обучения -18 ч.(36 занятий) в год.
Формы обучения и виды занятий. Программа предусматривает проведение непосредственно образовательной деятельности (далее - НОД), самостоятельная работы детей в группах, индивидуальная работа, совместная деятельность детей и педагога, работа с привлечением родителей.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Срок освоения программы – 2 года.
Режим НОД: 1-й год обучения - один раз в неделю по 25 мин; 2-й год обучения - один раз в неделю по 30 мин.
Целью программы является развитие нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей, творческих и познавательно исследовательских способностей дошкольников посредством организации музейной, проектной деятельности с использованием интерактивных методик и современных информационных технологий.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- МОДУЛЬ «Я и моя семья».
Обучающие:
- Знакомство с семьей: историей семьи, с понятиями «предки», «родословная», «семейные традиции».
- Познакомить с образом жизни наших предков: отношения в семье, работа, еда, одежда.
Развивающие:
- Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории города, Родины.
2. МОДУЛЬ «Живое слово»
Обучающие:
- Изучение литературных источников: сказка, пословицы, поговорки, потешка.
Развивающие:
- Развивать эмоциональную отзывчивость, творческие способности дошкольников.
- Развивать коммуникативные качества детей посредством народных, игр, забав.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.
3. МОДУЛЬ «Народные промыслы».
Обучающие:
- Знакомство с декоративно-прикладным искусством: Дымка, Городец, Гжель.
- Формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры.
- Формировать чувства сопричастности к культурному наследию.
Развивающие:
- Способствовать развитию эстетического вкуса.
- Способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к народному творчеству как эталону красоты.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- МОДУЛЬ «Я и моя семья».
Обучающие:
- Способствовать формированию понимания своего места в семье, стране, мире.
- Знакомство со своим городом: его историей, традицией, выдающимися горожанами прошлого и настоящего, с достопримечательностями.
Развивающие:
- развитие стремлений к познавательной и другим видам деятельности;
- способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории города, Родины.
2. МОДУЛЬ «Живое слово»
Обучающие:
- Учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры.
Развивающие:
- Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.
- Развивать коммуникативные качества детей посредством народных, игр, забав.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.
3. МОДУЛЬ «Народные промыслы».
Обучающие:
- Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности.
- Формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества.
- Формировать чувства сопричастности к культурному наследию.
Развивающие:
- Способствовать развитию эстетического вкуса.
-Способствовать развитию познавательных, исследовательских, творческих способностей детей.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к народному творчеству как эталону красоты.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего (кол-во занятий) | Теория (мин.) | Практика (мин.) | ||
1.ВВЕДЕНИЕ | 1 | 25 | - | Педагогическая диагностика |
1.1.Прошлое и настоящие. Исторические источники | 1 | 25 | - | |
2.МОДУЛЬ «Я и моя семья, мой город, моя страна» | 9 | 1ч 40 мин | 2ч 05 мин | |
2.1.Проект «Наши имена» | 2 | 25 | 25 | Индивидуальное творческое задание |
2.2. «Образ жизни наших предков» | 2 | 50 | - | |
2.3. «Во что играли наши предки?» | 3 | 25 | 50 | |
2.4. Итоговое занятие.1 часть | 1 | - | 25 | Защита детских проектов |
2.4.1.Итоговое занятие. 2 часть | 1 | - | 25 | |
3.Модуль «Живое слово» | 10 | 2 ч. | 2ч. 10 мин | |
3.1. Русские пословицы и поговорки. | 3 | 30 | 45 мин | |
3.2. Сказка – ложь, да в ней намёк. | 6 | 1ч 30 мин | 1 час | |
3.3.Итоговое занятие «Мой любимый сказочный герой» | 1 | 25 | Индивидуальное творческое задание | |
4.Модуль «Народные промыслы» | 16 | 2 ч | 4ч 40мин. | |
4.1. В гости к дымковским мастерам» | 4 | 40 мин | 1 час | |
4.2. «Сине-голубое чудо Гжели» | 4 | 40 мин | 1 час | |
4.3. «Веселый Городец» | 4 | 40 мин | 1 час | |
4.4.Итоговое занятие 1часть. Выставка. | 2 | - | 50 мин | Конкурс творческих работ |
4.4.1. Итоговое занятие 2 часть. Экскурсия в мини-музей «Разноцветная Россия» | 2 | - | 50 мин | Сюжетно –ролевая игра «Экскурсия по музею» |
ИТОГО: | 36 занятий 15 часов | 6 ч. 10 мин | 8 ч. 50 мин |
2 год обучения
Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего (кол-во занятий) | Теория (мин.) | Практика (мин.) | ||
1.ПОВТОРЕНИЕ | 3 | 15 | 1ч 15 мин | |
1.1.Пословица недаром молвится | 1 | 15 | 15 | |
1.2.Путешествие в мир русских сказок. | 1 | - | 30 | |
1.3. Город мастеров. | 1 | - | 30 | |
2.МОДУЛЬ «Я и моя семья, мой город, моя страна» | 10 | 1ч 55 мин | 2ч 35 мин | |
2.1.Проект «Где мы родились» | 2 | 25 | 35 | Индивидуальное творческое задание |
2.2. « Возникновение Руси» | 3 | 1час | 30 | |
2.3. «Поэзия народного костюма» | 3 | 30 | 1 час. | |
2.4. Итоговое занятие. | 1 | - | 30 | Конкурс творческих работ |
3.Модуль «Живое слово» | 7 | 2 ч. | 2ч. | |
3.1. «Сказ о том, как азбука на Руси появилась» | 2 | 1 час | - | |
3.2. «Былинные богатыри – защитники земли русской» | 3 | 1ч | 30 мин. | |
3.3. «Устное народное творчество» | 2 | - | 1 час | |
3.3.Итоговое занятие. | 1 | - | 30 | Индивидуальное творческое задание |
4.Модуль «Народные промыслы» | 16 | 2 ч | 6 час. | |
4.1. «Русская матрешка» | 2 | 40 мин | 1 час 20 мин | |
4.2. «Где живет перо Жар-птицы?» | 5 | 40 мин | 1 час 20 мин | |
4.3.«Жостово» | 3 | 40 мин | 1 час 20 мин | |
4.4.Итоговое занятие. «Человек без Родины, что соловей без песни» | 1 | |||
4.4.1. Итоговое занятие. Викторина «Колесо истории» | 1 | |||
4.4.2. Итоговое занятие. Выставка | 2 | - | 1час | Конкурс творческих работ |
4.4.3. Итоговое занятие Экскурсия в мини-музей «Разноцветная Россия» | 2 | - | 1 час | Сюжетно –ролевая игра «Экскурсия по музею» |
ИТОГО: | 36 занятий 18 часов | 6 час. | 12 час. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 год обучения
Название раздела, темы | Кол-во занятий (час) | Содержание | Ожидаемый результат | Формы аттестацииконтроля |
1.1.Прошлое и настоящие. Исторические источники | 1/25 мин | Теория: рассматривание иллюстраций, книг. Обсуждение, обыгрывание проблемной ситуации: Прошлое и настоящее. | Проявление интереса | Наблюдение |
2.1.Проект «Наши имена» | 2/50 мин | Теория: знакомство детей со схемой родословного древа. Практика: оформление страничек семейного альбома. Самостоятельная исследовательская деятельность. | Создание родословного древа. | Творческое задание |
2.2. «Образ жизни наших предков» | 2/50 мин | Теория: презентация «Русская изба» Экскурсия в музей. Самостоятельная деятельность | Знание об исторических источниках и умение ими пользоваться. | Собеседование |
2.3. «Во что играли наши предки?» Игрушки древних славян | 1/25 мин | Теория: представления детей о древнеславянской игрушке(презентация, рассматривание с натуры). Практика: навыки работы с тканью. | Интерес к славянской игрушке. | Наблюдение |
2.3.1.«Во что играли наши предки?» | 1/25 мин | Теория: презентация «Тряпичная кукла – игрушка или берегиня». Практика: изготовление тряпичной куклы. | Будут знать назначение русской традиционной куклы, её виды, технику изготовления. | Творческое задание |
2.3.2.«Во что играли наши предки?» Соломенная игрушка | Практика: работа с тканью, соломой. | Проявление интереса | Наблюдение | |
2.4. Итоговое. Защита детских проектов | 2/50 мин | Практика: представление результата самостоятельной исследовательской деятельности в форме творческого альбома. | Умение презентовать свою работу. | Защита проекта |
3.1. Русские пословицы и поговорки. | 1 | Теория: заучивание, обсуждение, рассматривание иллюстраций, дидактические игра «Подбери пословицу». | Умение применять пословицы к жизненным ситуациям | Наблюдение |
3.1.1 Русские пословицы и поговорки. | 2 | Практика: изобразительная деятельность «Нарисуй пословицу, потешку». Проблемные ситуации. | Понимание смысла пословицы | Наблюдение |
3.2. Сказка – ложь, да в ней намёк. | 3/ 1 ч. 15 мин. | Теория: чтение, прослушивание народных сказок (на усмотрение педагога и интереса детей) | Умеют ответить на вопросы по содержанию сказки | Беседа |
3.2.1. Сказка – ложь, да в ней намёк. | 3/1ч15 мин | Практика: инсценировка сказки. | Эмоциональное восприятие сказки | Творческое задание |
3.3.Итоговое занятие «Мой любимый сказочный герой» | 1/25 мин | Практика: изобразительная деятельность | Различают жанры художественного слова. | Выставка творческих работ |
4.1. В гости к дымковским мастерам. | 1 | Теория: Рассказ об истории промысла (показ слайдов). Чтение стихов о Дымкове. Подвижная игра «Карусель». | Знают историю и развитие промысла. | Практическая работа |
4.1.1. В гости к дымковским мастерам. Составление дымковских узоров | 1 | Практика: дидактические игры – «Дорисуй узор», «Кто больше нарисует узоров...». Подвижная игра «Карусель». | Навыки изображения дымковских узоров. | Практическая работа |
4.1.2. В гости к дымковским мастерам. Рисование с натуры. | 1 | Практика: игровая ситуация – Гости. Рисование игрушки с натуры. Дидактическая игра «Ярмарка». | Навыки изображения дымковских узоров. | Практическая работа |
4.1.3. В гости к дымковским мастерам. Рисование дымковской игрушки по замыслу. | 1 | Практика: проблемная ситуация, рисование игрушки по замыслу. Чтение стихов о дымковских игрушках детьми. | Умение отражать основные выразительные средства игрушки в рисунках. | Практическая работа |
4.2. «Сине-голубое чудо Гжели». | 1. | Теория: презентация «Гжель». Посещение мини музея «Город мастеров» Практика: узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. | Формирование интереса к народным промыслам, уважение к труду наших предков. | Наблюдение |
4.2.1. «Сине-голубое чудо Гжели». Цветы-розаны | 1 | Теория: учить видеть красоту и самобытность изделий. Практика: рисовать цветы-розаны мазками оттенками синего цвета; составлять узор на форме, выделяя середину цветком, букетом; украшать края каймой. | Умение рисовать концом кисти травинки, пружинки, спиральки, придавая узору сказочную легкость, воздушность. | Практическая работа |
4.2.2. «Сине-голубое чудо Гжели». Рисование петушка | 1 | Теория: что такое скульптура. Практика: рисование карандашом набросок петушка, затем расписывать его гжельским узором: цветами, листьями, точками, сеточками, сочетая синий и голубой цвета. | Проявление интереса к народному исскуству. | Практическая работа |
4.2.3. «Сине-голубое чудо Гжели». Роспись гжельской посуды | 1 | Теория: учить детей видеть своеобразие гжельской росписи (рассматривание гжельской посуды). Практика: учить выбирать узор, кайму для росписи объемных форм. | Закреплять приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки». | Практическая работа |
4.3. «Веселый Городец». | 1 | Теория: беседа «Русская народная игрушка». Выставка игрушек – дымковских, филимоновских, богородских. Рассказ воспитателя о городецком промысле (показ слайдов). | Умение выделять характерные особенности городецкой, дымковской и филимоновской росписи. | Наблюдение |
4.3.1«Веселый Городец». Рисование элементов городецкой росписи | 1 | Теория: презентация «Городец». Практика: показать особенности рисования растительных элементов росписи. | Навыки работы с палитрой | Практическая работа. |
4.3.2 «Веселый Городец». Городецкие птицы | 1 | Теория: сравнение элементов росписи с реальным миром природы. Практика: техникой выполнения городецкой птицы. | Умение смешивать краску на палитре. | Практическая работа |
4.3.3 «Веселый Городец». Городецкий петушок | 1 | Теория: рассматривание и объяснение схемы рисования городецкой птицы. Практика: составление узора, состоящего из цветов и листьев. Поэтапное рисовать петушка. | Знания о городецкой росписи, её цветовой гамме, способов выполнения элементов узора. | |
4.4. Итоговое. Выставка. | 1 | Практика: Изобразительная деятельность. | Развитие изобразительных навыков. | Конкурс творческих работ |
4.4.1.Экскурсия в мини музей «Разноцветная Россия» | 1 | Практика: активность, инициативность, самостоятельность. Развитие умения классифицировать элементы разных росписей. | Знание отличительных характеристик народных промыслов. | Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей». |
ИТОГО: | 36/ 15 час. |
2 год обучения
Название раздела, темы | Кол-во занятий (час) | Содержание | Ожидаемый результат | Формы аттестацииконтроля |
1. ПОВТОРЕНИЕ. 1.1.Прошлое и настоящие. | 1/30 мин | Практика: Викторина. | Создание ситуации успеха. Проблема – почему я это не знаю? | Педагогическая диагностика |
1.2. Пословица недаром молвится. | 1/30 мин | Теория: заучивание, обсуждение. Практика: обыгрывание ситуаций. | Умение применить пословицу. | Наблюдение |
1.3. «Путешествие в мир народных сказок» | 1/25 мин | Практика: Инсценировка сказки. | Умение передать образ героев сказки. | Кукольный спектакль |
1.4. Город мастеров | 1/30 мин. | Практика: Изобразительная деятельность. | Поиск путей решения проблемы: Что еще лежит в бабушкином сундучке?» | Наблюдение |
2.1. Проект «Где мы родились». | 1/25 мин | Теория: решение проблемной ситуации: видеописьмо от детей с Севера. (Рассказать о своем городе). Обсуждение, рассматривание герба города. | Развитие самостоятельности, исследовательских умений. | Наблюдение |
2.1. 1. Проект «Где мы родились». | 1 | Теория: видеофильм о Мичуринске. Практика: рисование «Улица, на которой я живу» | Проявление интереса к поиску информации о достопримечательностях города. | Наблюдение |
2.2. «Возникновение Руси». Наши предки – славяне. | 1 | Теория: первые исторические факты основания Руси. Географическое месторасположение. Этиология слов «славяне», «предки». | Формирование интереса к истории Родины. | Наблюдение |
2.2. «Возникновение Руси». Приходите в гости к нам. | 1 | Теория: представления о наших предках(русская изба) – видео презентация. | Знание о дереве как о традиционном материале русских построек. | Наблюдение, опрос. |
2.2. «Возникновение Руси». Пояса-обереги. | 1 | Теория: виды и назначение мужских и женских поясов. Практика: плетение трехпрядной косицы. | Навыки плетения. Проявление интереса к жизни славян. | Практическая работа. Наблюдение |
2.3. Поэзия народного костюма. | 1 | Теория: познакомить с назначением, символикой и элементами вышивки. Практика: составление узора и его прорисовка. | Правила рисования фломастером | |
2.3.1. Прошлое и настоящее - одежда славян. | 1 | Теория: разнообразие головных уборов славянских женщин. Практика: завязывание головных уборов. | Навыки повязывания платков разными способами. | Практическая работа |
2.3.2 Поэзия народного костюма | 1 | Практика: узор на одежде | Навык рисования фломастером | Практическая работа |
2.4. Итоговое. | 1/30 мин | Практика: представление результата самостоятельной деятельности в форме творческого альбома. | Умение презентовать свою работу. | Конкурс творческих работ |
3.1. Сказ о том, как азбука на Руси появилась». Разные виды письменности | 1/30 мин | Теория: история возникновения азбуки. Узелковое письмо. Берястенные грамоты. Практика: объяснение пословицы «Одной рукой узла не завяжешь» | Умение применять пословицы к жизненным ситуациям | Практическая работа |
3.1.1. Кириллица. Современный алфавит и знаковое письмо. | 1/30 | Теория: создание славянского словаря, сходства и различия современной азбуки и кириллицы. | Формирование интереса к книгам. | Наблюдение |
3.2. Былинные богатыри- защитники земли русской. | 1/30. | Теория: познакомить детей с картиной В. Васнецова “Богатыри”. Чтение былины «Русские богатыри» | Расширять словарный запас детей. | Наблюдение |
3.2.1. Былинные богатыри- защитники земли русской. | 1 | Теория: чтение былины «Добрыня и Алеша» Практика: передавать в рисунке детали одежды русского богатыря. | Формирование интереса к истории Родины. | Наблюдение |
3.2.2. Былинные богатыри- защитники земли русской. | 1 | Теория: чтение былины «Первый бой Ильи Муромца» Практика: передавать в рисунке детали одежды русского богатыря. | Формирование интереса к истории Родины | Наблюдение |
3.3. Устное народное творчество | 1 | Теория: пословицы на разные темы. Проблемные ситуации. Практика: «Нарисуй пословицу» | Понимание смысла пословицы | Наблюдение |
3.3.1. Устное народное творчество | 1 | Практика: рисование иллюстраций к любимой сказке | Изобразительные навыки, эмоциональное выражение в рисунке | Практическая работа |
3.3.Итоговое занятие | 1/25 мин | Практика: изобразительная деятельность | Различают жанры художественного слова. | Индивидуальное творческое задание |
4.1. Русская матрешка | 1. | Теория: обобщить знания о народной игрушке. Презентация «Русская деревянная матрешка». Практика: украшать силуэт матрешки разнообразным узором. | Знают историю и развитие промысла. | Устный опрос, практическая работа. |
4.1. 1.Русская матрешка | 1 | Теория: характерные особенности полхов-майданских, загорских и семеновских матрешек. Практика: «Укрась матрешку» | Изобразительные навыки, эстетический вкас. | Практическая работа |
4.2. Где живет перо Жар-птицы?» Знакомство с хохломским промыслом | 1 | Теория: история, понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью. Практика: элементы росписи | Интерес к народному искусству и традициям русского народа, уважение к труду народных мастеров. | Практическая работа |
4.2.1. Волшебная посуда | 1 | Теория: рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы Практика: умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади. | Формировать умение работать концом кисти. | Практическая работа |
4.2.2. Роспись вазы хохломским узором | 1 | Теория: рассматривать хохломские изделия, выделяя элементы узора. Практика: рисовать стебель-«криулю» и размещать на нем другие элементы узора. | Использовать нетрадиционные техники изображения. | Практическая работа |
4.2.3. «Роспись миски хохломским узором» | 1 | Теория: умение рассматривать хохломские изделия, выделяя элементы узора. Практика: рисовать элементы травки концом кисти, ягодки – тычком с помощью ватной палочки, сочетать в узоре характерные цвета для росписи. | Знания о колорите хохломской росписи. | Практическая работа |
4.2.4 Ярмарка «Золотая хохлома» | 1 | Практика: самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях | Чувство ритма и композиции, творческое воображение. | Практическая работа |
4.3. «Искусство Жостово» | 1 | Теория: история народного промысла. Практика: рисование элементов жостовской росписи и составление несложных композиций. | Практическая работа | |
4.3.2. «Жостовские подносы» | 1 | Теория: знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. Практика: составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Использовать нетрадиционную технику рисования – пальчиками. | Практическая работа | |
4.3.3. Жостово. Роспись подносов по замыслу | 1 | Теория: особенности жостовской росписи Практика: чувство цвета при самостоятельном подборе красок и передаче колорита. Совершенствовать навык работы кистью. | Практическая работа | |
4.4. Итоговое. «Человек без Родины, что соловей без песни» | 1 | Практика: «Вернисаж» - выставка-продажа предметов народного декоративного творчества | Уровень знаний о народном творчестве. | Педагогическая диагностика |
4.4.1. Итоговое. Викторина «Колесо истории» | 1 | Викторина – определение знаний о жизни славян. | Уровень знаний | Педагогическая диагностика |
4.4.2.Итоговое. Выставка | 2 | Изобразительная деятельность | Технические навыки, эстетический вкус. | Конкурс творческих работ |
4.4.3.Итоговое. Экскурсия по музею «Разноцветная Россия» | 2 | Знания детей о музеи как об источнике культурно-исторического опыта человечества. | Формирование духовной потребности в посещении музеев. | Сюжетно –ролевая игра «Экскурсия по музею» |
ИТОГО: | 36/ 18 час. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 год обучения
Предметные
Обучающиеся должны знать:
- основные литературные понятия по фольклору;
-краткое содержание прочитанных литературных произведений;
-быт и традиции русского народа;
-песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.
Уметь:
- Рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их.
- Создавать творческие работы по фольклорным произведениям, по мотивам народных промыслов.
Метапредметные
Познавательные УУД:
- Развитие познавательной активности, расширение знаний об окружающем мире, обогащение социокультурного опыта.
- Развитие построения логической цепи рассуждений.
Регулятивные УУД
Формирование умения планировать свои действия при выполнении исследовательских задач; способности предвидеть результат и достигать его.
Коммуникативные УУД.
Формирование коммуникативной компетенции: уметь договариваться, правильно выражать свои мысли.
Личностные УУД
Положительное отношение к познанию окружающего мира.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 год обучения
Предметные
Обучающиеся должны знать:
- Историю развития народных промыслов.
- Понимать познавательное значение фольклорного произведения.
- Использование предметов от образа жизни людей, от места их проживания.
Уметь:
- Различать изделия разных народных промыслов.
- Рассказывать русские народные сказки.
- Отражать в художественно – творческой деятельности (театральной деятельности, рисовании, лепке, конструировании), темы любви к семье, родному краю.
Метапредметные
Познавательные УУД:
Развитие познавательной активности, умения формулировать проблему и находить решения творческого и поискового характера.
Регулятивные УУД
- Развитие умения поставить задачу, определить последовательность действий.
Коммуникативные УУД
- Формирование коммуникативной компетенции: свободное общение со взрослыми и сверстниками
Личностные УУД
Общая культура поведения и вежливость, выполнение морально – этических правил и норм поведения (в быту, на улице, в природе), принятых в обществе в интересах человека, семьи, общества.
- Любовь к своей семье, Родине, родному краю, родной культуре и уважение к труду; желание познавать национальную культуру и традиции, чувство патриотизма.
СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Для определения результативности реализации программы используются следующие способы:
- Отслеживание результата (наблюдение).
- Результаты продуктивной деятельности детей.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
- Количество учебных недель – 36 в год
- Количество учебных дней – 36
- Продолжительность каникул (зимних) – 1 неделя (7 дней)
- Учебный период – с 1 сентября по 31 мая
1-й год обучения
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Раздел/ Тема | Место проведения | Форма контроля |
1. | 09 | 11 | 10.10. – 10.35 | Беседа | 1 | 1. ВВЕДЕНИЕ | МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №26 «Колосок». Группа «Родничок», «Звездочки» «Незабудки» | Наблюдение |
2 | 1/25 мин | 1.1.Прошлое и настоящие. Исторические источники | Творческое задание | |||||
3 | Проблемная ситуация | 2/50 мин | 2.1.Проект «Наши имена» | Собеседование | ||||
4 | Экскурсия | 2/50 мин | 2.2. «Образ жизни наших предков» | Наблюдение | ||||
5 | Проблемная ситуация | 1/25 мин | 2.3. «Во что играли наши предки?» Игрушки древних славян | Творческое задание | ||||
Машина - времени | 1/25 мин | 2.3.1.«Во что играли наши предки?» | Наблюдение | |||||
Мастерская | 2.3.2.«Во что играли наши предки?» Соломенная игрушка | Защита проекта | ||||||
Презентация | 2/50 мин | 2.4. Итоговое. Защита детских проектов | Наблюдение | |||||
Проблемные ситуации | 1 | 3.1. Русские пословицы и поговорки. | Наблюдение | |||||
Изобразительная деятельность | 2 | 3.1.1 Русские пословицы и поговорки. | Беседа | |||||
Чтение, обсуждение. | 3/ 1 ч. 15 мин. | 3.2. Сказка – ложь, да в ней намёк. | Творческое задание | |||||
Театральная деятельность | 3/1ч15 мин | 3.2.1. Сказка – ложь, да в ней намёк. | Выставка творческих работ | |||||
Изобразительная деятельность | 1/25 мин | 3.3.Итоговое занятие «Мой любимый сказочный герой» | Практическая работа | |||||
Путешествие | 1 | 4.1. В гости к дымковским мастерам. | Практическая работа | |||||
В мастерской.. | 1 | 4.1.1. В гости к дымковским мастерам. Составление дымковских узоров | Практическая работа | |||||
Игровая ситуация | 1 | 4.1.2. В гости к дымковским мастерам. Рисование с натуры. | Практическая работа | |||||
Проблемная ситуация. | 1 | 4.1.3. В гости к дымковским мастерам. Рисование дымковской игрушки по замыслу. | Наблюдение | |||||
Экскурсия | 1. | 4.2. «Сине-голубое чудо Гжели». | Практическая работа | |||||
В мастерской | 1 | 4.2.1. «Сине-голубое чудо Гжели». Цветы-розаны | Практическая работа | |||||
В мастерской | 1 | 4.2.2. «Сине-голубое чудо Гжели». Рисование петушка | Практическая работа | |||||
В мастерской | 1 | 4.2.3. «Сине-голубое чудо Гжели». Роспись гжельской посуды | Наблюдение | |||||
Ярмарка | 1 | 4.3. «Веселый Городец». | Практическая работа. | |||||
В мастерской | 1 | 4.3.1«Веселый Городец». Рисование элементов городецкой росписи | Практическая работа | |||||
В мастерской | 1 | 4.3.2 «Веселый Городец». Городецкие птицы | Практическая работа | |||||
В мастерской | 1 | 4.3.3 «Веселый Городец». Городецкий петушок | Конкурс творческих работ | |||||
Организация выставки | 1 | 4.4. Итоговое. Выставка. | Педагогическая диагностика | |||||
Экскурсия | 1 | 4.4.1.Экскурсия в мини музей «Разноцветная Россия» | Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей». | |||||
ИТОГО: | 36/ 15 час |
2 год обучения
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Раздел/ Тема | Место проведения | Форма контроля |
05 | 09 | 10.20. 11.00 | Занятие -викторина | 1 | 1. ПОВТОРЕНИЕ. 1.1.Прошлое и настоящие. | МБДОУ №26 «Колосок Группы «Родничок», «Звездочки» «Незабудки» | Педагогическая диагностика | |
2 | 12 | 02 | 10.20.-11.30 | Ситуативный разговор | 1 | 1.2. Пословица недаром молвится. | Наблюдение | |
3. | Путешествие | 1 | 1.3. «Путешествие в мир народных сказок» | Кукольный спектакль | ||||
4 | Самостоятельная деятельность | 1 | 1.4. Город мастеров | Наблюдение | ||||
5 | Проблемная ситуация | 1 | 2.1. Проект «Где мы родились». | Наблюдение | ||||
Защита проекта | 1 | 2.1. 1. Проект «Где мы родились». | Наблюдение | |||||
Развивающая игра | 1 | 2.2. «Возникновение Руси». Наши предки – славяне. | Наблюдение | |||||
Видео презентация. Обсуждение | 1 | 2.2. «Возникновение Руси». Приходите в гости к нам. | Наблюдение, опрос. | |||||
Совместная деятельность | 1 | 2.2. «Возникновение Руси». Пояса-обереги. | Практическая работа. Наблюдение | |||||
Интегративная деятельность | 1 | 2.3. Поэзия народного костюма. | ||||||
Интегративная деятельность | 1 | 2.3.1. Прошлое и настоящее - одежда славян. | Практическая работа | |||||
1 | 2.3.2 Поэзия Изобразительная народного костюма | Практическая работа | ||||||
Выставка | 1 | 2.4. Итоговое. | Конкурс творческих работ | |||||
Исследовательская деятельность | 1 | 3.1. Сказ о том, как азбука на Руси появилась». Разные виды письменности | Практическая работа | |||||
Ситуация общения. | 1 | 3.1.1. Кириллица. Современный алфавит и знаковое письмо. | Наблюдение | |||||
Видео фильм. Чтение | 1 | 3.2. Былинные богатыри- защитники земли русской. | Наблюдение | |||||
Картинная галерея | 1 | 3.2.1. Былинные богатыри- защитники земли русской. | Наблюдение | |||||
Слушание. Изобразительная деятельность | 1 | 3.2.2. Былинные богатыри- защитники земли русской. | Наблюдение | |||||
Игровые ситуации | 1 | 3.3. Устное народное творчество | Наблюдение | |||||
В мастерской | 1 | 3.3.1. Устное народное творчество | Практическая работа | |||||
В мастерской. | 1 | 3.3.Итоговое занятие | Индивидуальное творческое задание | |||||
Игровая ситуация | 1 | 4.1. Русская матрешка | Устный опрос, практическая работа. | |||||
Приглашение в гости | 1 | 4.1. 1.Русская матрешка | Практическая работа | |||||
Экскурсия | 1 | 4.2. Где живет перо Жар-птицы?» Знакомство с хохломским промыслом | Практическая работа | |||||
Мини-музей | 1 | 4.2.1. Волшебная посуда | Практическая работа | |||||
В мастерской | 1 | 4.2.2. Роспись вазы хохломским узором | Практическая работа | |||||
В мастерской | 1 | 4.2.3. «Роспись миски хохломским узором» | Практическая работа | |||||
Ярмарка | 1 | 4.2.4 Ярмарка «Золотая хохлома» | Практическая работа | |||||
Беседа | 1 | 4.3. «Искусство Жостово» | Практическая работа | |||||
Развивающие игры | 1 | 4.3.2. «Жостовские подносы» | Практическая работа | |||||
В мастерской | 1 | 4.3.3. Жостово. Роспись подносов по замыслу | Практическая работа | |||||
Вернисаж | 1 | 4.4. Итоговое. «Человек без Родины, что соловей без песни» | Педагогическая диагностика | |||||
Викторина | 1 | 4.4.1. Итоговое. Викторина «Колесо истории» | Педагогическая диагностика | |||||
Выставка | 2 | 4.4.2.Итоговое. Выставка | Конкурс творческих работ | |||||
Экскурсия | 2 | 4.4.3.Итоговое. Экскурсия по музею «Разноцветная Россия» | Сюжетно –ролевая игра «Экскурсия по музею» | |||||
ИТОГО: | 36/ 18 ч |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия по реализации программы «Родничок» проводятся в помещениях дошкольного учреждения, которые отвечают требованиям СанПин.
Эти помещения оснащены методическими пособиями и учебно-дидактическим материалом. Дидактический материал, игрушки и игры, наглядные пособия соответствуют возрастным требованиям, особенностям психофизического развития детей. Помещения, где проходят занятия укомплектованы необходимым количеством мебели соответствующей росту и числу детей, посещающих занятия. В общеразвивающей работе с детьми используются ИКТ, современные здоровьесберегающие технологии.
На каждого ребенка необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.
Развивающая предметно-пространственная среда
Центр активности | Задачи | Оснащение |
1 | 2 | 3 |
Уголок «Мы живем в России» | Всесторонне изучение родного города, края, страны; расширение области социально-нравственных чувств и ориентаций, пробуждение любви к родному городу, краю, России; воспитание патриотических чувств, чувства любви к родному городу. | Фотоальбом «Природа родного края» наборы открыток «Мичуринск», «Козлов-Мичуринск», художественная литература (стихи, рассказы, произведения о крае, России); флаг, гербы и другая символика, России, Тамбова, Мичуринска; Фотография президента РФ. |
Уголок творчества «Умелые руки не знают скуки» | Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в лепке, расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии. развитие пространственного мышления; | Рисование: краски акварельные, гуашь, цветные карандаши, - фоны разного цвета, размера и формы, трафареты, альбомы; - кисти разных размеров, материал для нетрадиционных техник рисования; - стаканчики для воды, салфетки. - альбом «Учимся рисовать» Лепка: пластилин, глина; |
совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу; формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез); развитие самостоятельности, творчества, инициативы, дружелюбия. | - стеки, доски, салфетки. - альбом «Как хорошо уметь лепить» Аппликация: фоны разных размеров; - цветная бумага, бархатная бумага, цветной картон; - ножницы в закрытых футлярах, кисти, салфетки. - альбом «Аппликация» | |
Мини-музей «Разноцветная Россия» | Приобщение к русскому народному прикладному искусству; знакомство дошкольников с музеем и его значением, с самыми основными музееведческими терминами; развитие начальных навыков восприятия музейного языка; формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим; | Экспонаты: образцы народных промыслов (Хохлома, Гжель, Дымково, Филимоново, Матрешка). Дидактические игры. Материал для продуктивной деятельности. |
Уголок конструктивно-модельной деятельности «Строим сами» | Обучение строительству по рисунку, самостоятельному подбору необходимого строительного материала; | Крупный и мелкий конструктор «Лего», конструктор «Дуко», деревянный конструктор «Зодчий». |
Уголок театральных игр | Развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений; формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и работа над выразительным исполнением ролей; | Ширма; - разные виды театра: пальчиковый; кукольный; - зеркало, парики; |
Информационное обеспечение
Наглядные средства: демонстрационный материал (пособия); презентации к занятиям; картинный материал.
Технические средства: видео-аудио материалы, ноутбук, принтер, проектор экран.
Кадровое обеспечение
Педагог, осуществляющий образовательную деятельность по программе,
должен иметь профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Для получения достоверных результатов освоения содержания программы предполагается осуществление мониторинга по теме инновационного проекта с использованием методов педагогической диагностики:
- наблюдений за поведением ребёнка в повседневном общении с детьми и взрослыми и в различных видах деятельности;
- бесед с ребёнком;
- изучения результатов детской продуктивной деятельности;
- анкетирования (опроса) родителей,-
с последующей обработкой статистических данных и анализом полученных результатов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Формы организации образовательного процесса: игра, беседа, рассказ, рассматривание, интегративная деятельность, совместная деятельность взрослого и детей тематического характера, проектная деятельность, проблемная ситуация.
Педагогические технологии: игрового обучения, проектного обучения, проблемного обучения, информационные технологии, музейная педагогика.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа «Родничок» ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
-Князева О.Л., Маханева М. Д. . Приобщение детей к истокам русской народной культуры – учебно-методическое пособие.
-Соломенникова О. А.. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным искусством.
-Тимошкина Н. А. Методика использования русских народных игр в ДОУ - учебно-методическое пособие.
-Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей дет. сада.
-Козак О. Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы.
-Портреты «Русские писатели»
-Хрестоматия
Альбомы:
-Учимся рисовать «Городецкая роспись»
-Альбом для детского творчества «Филимоновская игрушка»
-«Простые узоры и орнаменты»
-«Сказочная Гжель»
-«Дымковская игрушка»
Презентации:
- «Веселая карусель. Дымково»
- «Сказочная Гжель»
- «Городец»
- «Хохлома»
- «Жостово»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края»
Статья посвящена одному из основных направлений современной отечественной педагогики,связанному с воспитанием будущего поколения, обладающего духовно-нр...
Консультация для воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям»
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стр...
Сообщение к педсовету на тему Приобщение детей к историческим ценностям, формирование элементарных представлений об истории Отечества»
О значении нравственно-патриотического воспитания сказано много Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Патриотическое воспитание необхо...
Педсовет: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, историческим ценностям и героическому прошлому отечества».
Тема доклада:«Гражданско - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»....
"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, историческим ценностям и героическому прошлому Отечества."
Знакомство дошкольников с традиционными ремеслами Древней Руси....
"Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к историческим и культурным ценностям народов Башкортостана"
Реферат по патриотическому воспитанию....
Виртуальная экскурсия по краю с целью приобщения к историческим и знаменательным датам и местам России. Патриотическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента. Тула – моя историческая Родина.
Знакомство детей с традициями, культурными ценностями русского народа, расширение представления о городах России и достопримечательностями родного города....