Конспект проведения позновательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Что мы знаем о воздухе"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шумилова Татьяна Викторовна

                                            Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности в старшей  группе на прогулке на тему:

«Что мы знаем о воздухе?»

 

Воспитатель: Шумилова Т.В.

 

 

Цель: Выявить свойства воздуха.

Задачи:

Образовательные:

- подвести детей к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий);

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: легкий, прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

- наблюдения за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха;

- эксперименты с водой и предметами;

- изготовление корабликов, вееров.

Оборудование:

- воздушный змей;

- письмо;

- полиэтиленовые мешочки: пустые и с водой (по количеству детей);

- стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);

- мыльные пузыри (по количеству детей);

- кораблики из бумаги;

- тазик - «море» для корабликов;

- веера (по количеству детей);

- воздушные шары (по количеству детей).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам кто-то в гости прилетел? Вы знаете кто это? (Воздушный змей).

Ответы детей.

Воспитатель: А он нам что-то принес. Да тут письмо. Давайте прочитаем? «Я прилетел к вам в гости, чтобы познакомить вас с интересным природным явлением. А с каким, попробуйте догадаться? Внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (Воздух).

Что это?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, и даже будем делать опыты, как настоящие ученые.

Воспитатель: Скажите, ребята, а вы видите воздух вокруг нас? (Нет).

Ответы детей.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Ребята, а раз он невидимый, может его и нет вовсе?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух все-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Ответы детей.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (ничего)

Ответы детей.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нем нет воздуха.

Воспитатель: А теперь посмотрите, у меня есть еще один пакет, он тоже прозрачный, но как выдумаете, что в нем? (Вода).

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь сравните ваши пакетики с воздухом и пакетики с водой, чем они отличаются? (Вода тяжелее воздуха).

Ответы детей.

Опыт 2. Ветер и кораблики.

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам провести еще один опыт и понаблюдать, что будут делать кораблики на воде, будут ли они плыть? (Нет).

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь давайте подуем на них.  Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Воспитатель: А если не дуть, как еще можно сделать ветер?

Ответы детей.

Опыт 3. С веером.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

Воспитатель: А вот интересно, а внутри человека воздух есть? Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 4. С трубочкой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно еще пускать?

Дети: Мыльные.

Опыт 5. Надуем мыльные пузыри.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

 Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух).

Ответы детей.

Воспитатель:  Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Легкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Воспитатель: Ой, ребята, а наш воздушный змей принес вам подарок, воздушные шарики. А чтобы вы могли с ними поиграть, что с ними надо сделать? (Надуть воздухом).

Ответы детей. Дети надувают шары и играют с ними.

Воспитатель: Молодцы ребята. Мы сегодня с вами узнали много интересного о воздухе.

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать

Что воздух легче воды.

Что воздух есть внутри людей.

        А еще узнали, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха.    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chto_my_znaem_o_vozduhe.docx7.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на прогулке на тему:

«Что мы знаем о воздухе?»

Воспитатель: Шумилова Т.В.

Цель: Выявить свойства воздуха.

Задачи:

Образовательные:

- подвести детей к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий);

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: легкий, прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

- наблюдения за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха;

- эксперименты с водой и предметами;

- изготовление корабликов, вееров.

Оборудование:

- воздушный змей;

- письмо;

- полиэтиленовые мешочки: пустые и с водой (по количеству детей);

- стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);

- мыльные пузыри (по количеству детей);

- кораблики из бумаги;

- тазик - «море» для корабликов;

- веера (по количеству детей);

- воздушные шары (по количеству детей).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам кто-то в гости прилетел? Вы знаете кто это? (Воздушный змей).

Ответы детей.

Воспитатель: А он нам что-то принес. Да тут письмо. Давайте прочитаем? «Я прилетел к вам в гости, чтобы познакомить вас с интересным природным явлением. А с каким, попробуйте догадаться? Внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (Воздух).

Что это?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, и даже будем делать опыты, как настоящие ученые.

Воспитатель: Скажите, ребята, а вы видите воздух вокруг нас? (Нет).

Ответы детей.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Ребята, а раз он невидимый, может его и нет вовсе?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух все-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Ответы детей.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (ничего)

Ответы детей.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нем нет воздуха.

Воспитатель: А теперь посмотрите, у меня есть еще один пакет, он тоже прозрачный, но как выдумаете, что в нем? (Вода).

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь сравните ваши пакетики с воздухом и пакетики с водой, чем они отличаются? (Вода тяжелее воздуха).

Ответы детей.

Опыт 2. Ветер и кораблики.

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам провести еще один опыт и понаблюдать, что будут делать кораблики на воде, будут ли они плыть? (Нет).

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь давайте подуем на них.  Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Воспитатель: А если не дуть, как еще можно сделать ветер?

Ответы детей.

Опыт 3. С веером.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

Воспитатель: А вот интересно, а внутри человека воздух есть? Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 4. С трубочкой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно еще пускать?

Дети: Мыльные.

Опыт 5. Надуем мыльные пузыри.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

 Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух).

Ответы детей.

Воспитатель:  Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Легкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Воспитатель: Ой, ребята, а наш воздушный змей принес вам подарок, воздушные шарики. А чтобы вы могли с ними поиграть, что с ними надо сделать? (Надуть воздухом).

Ответы детей. Дети надувают шары и играют с ними.

Воспитатель: Молодцы ребята. Мы сегодня с вами узнали много интересного о воздухе.

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать

Что воздух легче воды.

Что воздух есть внутри людей. 

        А еще узнали, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Путешествуя по осени»

Цель:         обогащение представлений о сезонных изменениях в природе, подведениек пониманию взаимосвязи живой и неживой природы. Задачи:...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: "С кем бы я хотел дружить"

понятие В ходе занятия  с использованием дидактических игр, упражнений, чтения произведения  у детей формируются понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девоче...

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения» по теме: «Знай и

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности  в старшей   группе по образовательной    области «Социально – коммуникативн...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Воздух»

Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности....

Конспект открытой опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Что мы знаем о воде?»

Задачи:Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей сло...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух».

Цель:Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о свойствах воздуха, значимости его в жизни человека....