Конспект проведения позновательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Что мы знаем о воздухе"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на прогулке на тему:
«Что мы знаем о воздухе?»
Воспитатель: Шумилова Т.В.
Цель: Выявить свойства воздуха.
Задачи:
Образовательные:
- подвести детей к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий);
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: легкий, прозрачный, невидимый, опыты.
Предшествующая работа:
- наблюдения за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха;
- эксперименты с водой и предметами;
- изготовление корабликов, вееров.
Оборудование:
- воздушный змей;
- письмо;
- полиэтиленовые мешочки: пустые и с водой (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
- кораблики из бумаги;
- тазик - «море» для корабликов;
- веера (по количеству детей);
- воздушные шары (по количеству детей).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам кто-то в гости прилетел? Вы знаете кто это? (Воздушный змей).
Ответы детей.
Воспитатель: А он нам что-то принес. Да тут письмо. Давайте прочитаем? «Я прилетел к вам в гости, чтобы познакомить вас с интересным природным явлением. А с каким, попробуйте догадаться? Внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух).
Что это?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, и даже будем делать опыты, как настоящие ученые.
Воспитатель: Скажите, ребята, а вы видите воздух вокруг нас? (Нет).
Ответы детей.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Ребята, а раз он невидимый, может его и нет вовсе?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух все-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Ответы детей.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (ничего)
Ответы детей.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нем нет воздуха.
Воспитатель: А теперь посмотрите, у меня есть еще один пакет, он тоже прозрачный, но как выдумаете, что в нем? (Вода).
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь сравните ваши пакетики с воздухом и пакетики с водой, чем они отличаются? (Вода тяжелее воздуха).
Ответы детей.
Опыт 2. Ветер и кораблики.
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам провести еще один опыт и понаблюдать, что будут делать кораблики на воде, будут ли они плыть? (Нет).
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь давайте подуем на них. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Воспитатель: А если не дуть, как еще можно сделать ветер?
Ответы детей.
Опыт 3. С веером.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.
Воспитатель: А вот интересно, а внутри человека воздух есть? Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 4. С трубочкой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно еще пускать?
Дети: Мыльные.
Опыт 5. Надуем мыльные пузыри.
Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух).
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Легкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Воспитатель: Ой, ребята, а наш воздушный змей принес вам подарок, воздушные шарики. А чтобы вы могли с ними поиграть, что с ними надо сделать? (Надуть воздухом).
Ответы детей. Дети надувают шары и играют с ними.
Воспитатель: Молодцы ребята. Мы сегодня с вами узнали много интересного о воздухе.
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать
Что воздух легче воды.
Что воздух есть внутри людей.
А еще узнали, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_chto_my_znaem_o_vozduhe.docx | 7.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на прогулке на тему:
«Что мы знаем о воздухе?»
Воспитатель: Шумилова Т.В.
Цель: Выявить свойства воздуха.
Задачи:
Образовательные:
- подвести детей к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий);
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: легкий, прозрачный, невидимый, опыты.
Предшествующая работа:
- наблюдения за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха;
- эксперименты с водой и предметами;
- изготовление корабликов, вееров.
Оборудование:
- воздушный змей;
- письмо;
- полиэтиленовые мешочки: пустые и с водой (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
- кораблики из бумаги;
- тазик - «море» для корабликов;
- веера (по количеству детей);
- воздушные шары (по количеству детей).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам кто-то в гости прилетел? Вы знаете кто это? (Воздушный змей).
Ответы детей.
Воспитатель: А он нам что-то принес. Да тут письмо. Давайте прочитаем? «Я прилетел к вам в гости, чтобы познакомить вас с интересным природным явлением. А с каким, попробуйте догадаться? Внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух).
Что это?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, и даже будем делать опыты, как настоящие ученые.
Воспитатель: Скажите, ребята, а вы видите воздух вокруг нас? (Нет).
Ответы детей.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Ребята, а раз он невидимый, может его и нет вовсе?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух все-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Ответы детей.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (ничего)
Ответы детей.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нем нет воздуха.
Воспитатель: А теперь посмотрите, у меня есть еще один пакет, он тоже прозрачный, но как выдумаете, что в нем? (Вода).
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь сравните ваши пакетики с воздухом и пакетики с водой, чем они отличаются? (Вода тяжелее воздуха).
Ответы детей.
Опыт 2. Ветер и кораблики.
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам провести еще один опыт и понаблюдать, что будут делать кораблики на воде, будут ли они плыть? (Нет).
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь давайте подуем на них. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Воспитатель: А если не дуть, как еще можно сделать ветер?
Ответы детей.
Опыт 3. С веером.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.
Воспитатель: А вот интересно, а внутри человека воздух есть? Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 4. С трубочкой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно еще пускать?
Дети: Мыльные.
Опыт 5. Надуем мыльные пузыри.
Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух).
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Легкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Воспитатель: Ой, ребята, а наш воздушный змей принес вам подарок, воздушные шарики. А чтобы вы могли с ними поиграть, что с ними надо сделать? (Надуть воздухом).
Ответы детей. Дети надувают шары и играют с ними.
Воспитатель: Молодцы ребята. Мы сегодня с вами узнали много интересного о воздухе.
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать
Что воздух легче воды.
Что воздух есть внутри людей.
А еще узнали, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Путешествуя по осени»
Цель: обогащение представлений о сезонных изменениях в природе, подведениек пониманию взаимосвязи живой и неживой природы. Задачи:...
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: "С кем бы я хотел дружить"
понятие В ходе занятия с использованием дидактических игр, упражнений, чтения произведения у детей формируются понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девоче...
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения» по теме: «Знай и
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативн...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Воздух»
Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности....
Конспект открытой опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Что мы знаем о воде?»
Задачи:Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей сло...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух».
Цель:Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о свойствах воздуха, значимости его в жизни человека....