Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух, его свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 22» НМР РТ
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности
на тему: «Воздух, его свойства»
в старшей группе
Составила: воспитатель
Салимзянова Г.Г.
Нижнекамск, 2018
Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».
Цель:
- формирование представлений об основных свойствах воздуха;
- формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности.
Образовательные задачи:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;
-расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, животных ,растений;
-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
-дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами(невидим, лёгкий, не имеет запаха, а так же дать представление о том, что ветер- это движение воздуха;
-способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
-активизировать и расширять словарный запас.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
-развивать умение делать выводы;
Воспитательные:
-воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;
-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Методические приемы:
Беседа;
Вопросы;
Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);
Загадки;
Сюрпризный момент.
Материал и оборудование:
пустая коробка, письмо в конверте.
оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, бумажный веер на каждого ребёнка, игрушка резиновая, ластик, ёмкость с водой, салфетки, маленькие бутылочки.
Место проведения: групповое помещение.
Ход НОД:
Организационный момент.
В:Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся.(приветствие детей)
В: Теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Станем рядышком, по кругу, скажем « Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем « Привет!» и « Добрый день!»
Если каждый улыбнётся-
Утро доброе начнётся!!
Доброе утро!
Основная часть.(дети сидят на стульчиках)
В: Ребята, сегодня утром я очень торопилась к вам, и когда подошла к группе, увидела странную коробочку, которая стояла около нашей группы.
Интересно, что в ней. Давайте посмотрим.
Письмо.
Отгадайте что я,
Отгадайте, какой я,
Расскажите для чего я….
В: Ребята, что это может быть? ( ответы детей)
В: В коробке что-то должно быть, но я например ничего не вижу, а вы? (ответы детей)
В: Может понюхаем?(дети нюхают и приходят к выводу, что ничего не чувствуют.
В: Я ничего не понимаю….
Заглянем ещё раз, что вы видите внутри коробки…
(мы видим только стенки и дно)
В: Может кто-то догадался, что это может быть?
(ответы детей)
(Это воздух!)
(Если дети не догадаются , то можно использовать загадку)
Загадка.
В: Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый ,но всё же
Без него мы жить не можем!
(Это воздух!)
В: Правильно!! В коробке воздух!!
Ребята, а мы ещё должны узнать какой он!! Чтобы узнать какой воздух, его можно исследовать в лаборатории.
Что такое лаборатория?
(это место где исследуют что-нибудь, ставят опыты)
В:Вот наша лаборатория. Сегодня я буду старшим научным сотрудником нашей воздушной лаборатории, а вы моими младшими помощниками. Согласны?(да)
Но помните в лаборатории нужно соблюдать определённые правила. Подскажите, какие? (дети перечисляют)
Правила
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения .
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
В:Итак! Приступаем! Ребята, кто-нибудь из вас видел воздух? Посмотрите вокруг, налево, направо,вверх,вниз,вы видите воздух? (нет)
В: А он есть, значит он какой?(прозрачный,невидимый)
Чтобы воздух увидеть его надо поймать.Хотите, я научу вас ловить воздух?
ОПЫТ № 1.
В: Возьмите полиэтиленовый пакет.Что в нём? (пустой)
Его можно сложить в несколько раз.Смотрите,какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закрываем его.Пакет полон воздуха и похож на что? (наподушку).Воздух занял всё место в пакете.Возьмём тоненькую палочку и проткнём пакет, поднесём к лицу, что чувствуете?(воздух)
ВЫВОД: Воздух прозрачный, невидимый. Воздух можно почувствовать.
ОПЫТ № 2.
В: Хотите почувствовать ,как движется воздух. Посмотрите, у вас на столе лежат веера из бумаги,давайте ими помашем. Сделайте лёгкий ветерок, а теперь сильный.
ВЫВОД: ветерок –это движение воздуха.
ОПЫТ № 3.
В: Воздух повсюду и даже внутри нас. Хотите его увидеть?(да)
Нужно взять трубочку,опустить один конец в воду, а в другой подуть. (Выполняют.)
Что вы увидели?(пузырьки воздуха)
Дуем сильно, слабо.Пузырьков было одинаковое количество? (много, мало).
ВЫВОД:
Когда вдыхаем много воздуха, то пузырьков много, а если мало, то и пузырьков мало.
Мы увидели воздух, который находится внутри нас.
ОПЫТ № 4.
В: А можно ли почувствовать запах воздуха?( ответы)
Сам воздух запаха не имеет,но может запах переносить.По запаху,перенесённому из кухни,мы догадываемся,какое блюдо там приготовили.(кухня детского сада)(примеры детей)
Каждому из вас с предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы(апельсин,лук, яблоко,чеснок).
Вы справились с заданием! Молодцы.
ОПЫТ № 5.
В:Имеет ли воздух вес? (ответы детей) Это мы сейчас и проверим.
На столе разложены предметы:резиновая игрушка, кусок резины, таз с водой.
Возьмём кусочек резины и опустим в воду.Что произошло? (Утонул)
А теперь опустим резиновую игрушку.(она не тонет).
В:Почему? (Внутри игрушки воздух,он легче воды)А где ещё воздух нам помогает не тонуть (надувные круги).
Заключительная часть
В: Вот и закончилась работа в нашей лаборатории. Вы все большие молодцы.
скажите, с какими свойствами воздуха вы сегодня познакомились? , какие выводы мы с вами сегодня сделали.
Что показалось вам наиболее сложным при выполнении опытов, что далось легко? Спасибо вам ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Воздух»
Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности....
Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух»
Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух»...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух и его свойства» Интеграция образовательных областей: социально – комму...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух».
Цель:Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о свойствах воздуха, значимости его в жизни человека....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»
Формы организованной образовательной деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.Цель: Научить детей определять наличие воздуха вокруг нас и показывать способы ег...
Конспект занятия по окружающему миру образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»
Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства»...
Конспект занятия по окружающему миру образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»
Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства»...