Особенности детского экспериментирования
материал по окружающему миру
Представлен алгоритм, описаны особенности организации экспериментирования с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_detskogo_eksperimentirovaniya.docx | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности детского экспериментирования
Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, служащими у детей наиважнейшими способами познания мира. Рассмотрим его некоторые особенности.
1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Нельзя заставить ребенка ставить опыты. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
2. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным и растениям. Так, всегда надо доводить до конца посадку и пересадку растений, уход за животными уголка природы, возвращение животных в природу на то место, откуда они были взяты. Как правило, в таких опытах принимают участие старшие дошкольники, у которых чувство долга уже сформировано. Работа с живыми объектами дает для этого богатейшие возможности.
3. В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. Следует радоваться открытиям своих воспитанников, одобрять их попытки мыслить самостоятельно, в группе создавать творческую атмосферу.
4. Дети не могут работать, не разговаривая. Многие психологи, начиная с Ж.Пиаже, показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает заменяться словеснологическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Эта стадия приходится как раз на старший дошкольный возраст. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме. Кроме того, потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творчески работающего человека независимо от его возраста. Из сказанного вытекает вывод: при организации экспериментов в ДОУ необходимо специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению.
5. При проведении экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Так, у одних склонность к экспериментированию выражена очень сильно, у других почти отсутствует. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще, поскольку лишение детей, обладающих «исследовательской жилкой», возможности постоянно встречаться с новым оказывает на них неблагоприятное влияние. Детей без особых склонностей к исследовательской работе можно привлечь к зарисовке происходящих изменений с объектами в дневниках наблюдений или другой работе.
6. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов. Несмотря на огромную пользу фиксации результатов экспериментирования, злоупотреблять этим видом деятельности не следует. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка. Кроме того, не все дошкольники способны осознать смысл этой процедуры. Большинство из них еще не созрели для восприятия значения условных знаков. В руках умелого педагога данная форма работы доставит детям большую радость, но при насильственном использовании ничего, кроме вреда, не принесет.
7. Следующий важный момент, который необходимо учитывать, — это право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия. Дошкольники, даже старшие, только начинают осваивать вербальный способ познания, поэтому зачастую указания и объяснения взрослых они не воспринимают.
В организации и руководстве опытами выделяют несколько этапов.
I этап. Подготовительный. Его цель — вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности — достигается с помощью следующих приемов: - подготовка воспитателем на глазах у детей необходимого оборудования; - задания дежурным подготовить оборудование, разместить его на виду у детей; - выделение объекта для опыта; - предварительное рассматривание материала или объекта для опыта. Воспитатель обращается к имеющемуся у дошкольников опыту, чтобы они предугадали дальнейшую работу; - показ видеофрагментов или диафильмов; - рассматривание иллюстраций, подготавливающих детей к восприятию объекта или явления.
II этап. Начало опыта. Цель: направить произвольное внимание детей и сосредоточить его на объекте, поддержать интерес, вызванный на I этапе, упрочить его. Воспитатель ставит перед детьми задачу, предлагает им высказать свою гипотезу, обосновать свое предположение. Педагог не оценивает правильность или неправильность предварительного решения (лишь фиксирует их).
III этап. Основной. Цель: формирование реалистических представлений у дошкольников на основании организации элементарного опыта. Чтобы у детей не угасал интерес к работе, следует чаще обращать их внимание на получение определенного результата, на уяснение сущности явления, причины его возникновения. Если проводится длительный опыт (результаты отсрочены, например, во время выращивания растения в разных условиях), необходимо фиксировать промежуточные результаты в календарях наблюдения.
IV этап. Заключительный. Цель: подведение итогов, формулировка выводов. Воспитатель возвращается к высказанным дошкольниками гипотезам, определяет их правильность. Подводит ребят к формулированию окончательных выводов.
Проводя опыты, воспитателю следует познакомить дошкольников с правилами, которые необходимо соблюдать:
1) животные и растения не должны страдать — они живые и им может быть больно;
2) опыт должен быть безопасен для тебя, поэтому не пытайся заставить животное делать то, что ему не свойственно, оно может тебя укусить или оцарапать;
3) при подготовке опыта сначала обдумай, что ты хочешь узнать с его помощью. При проведении опыта изменяй условия по одному, сохраняя остальные неизменными. Постарайся довести опыт до конца и получить интересующий тебя ответ;
4) об опыте и его результатах — сделанных открытиях — расскажи сверстникам так, чтобы им было понятно, что ты узнал и как.
Источники информации:
- Гончарова Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников [Электронный ресурс]: Учебное пособие http://nvsu.ru/ru/Intellekt/1130/Goncharova%20E.V.%20Teoriya%20i%20tehnologii%20ekologicheskogo%20obrazovaniya%20doshkolnikov%20-%20Uchebnoe%20posobie%20-%202008.pdf
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду [Текст]./А.И. Иванова. - М.: Просвещение, 2004. – 327 с.
- Мир природы и ребенок [Текст]/ Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. - СПб.: ЛитРес, 1998. – 225 с.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст]/ Н.А. Рыжова. - М.: ЭКСМО, 2001. – 211 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "Особенности детского экспериментирования"
Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно – исследовательской работы взрослых. Детское экспериментирование можно назв...
Особенности детского экспериментирования.
Особенности детского экспериментирования.Методические требования к подготовке и проведению экспериментов....
Рекомендации для родителей по особенностям детского экспериментирования дома
Рекомендации для родителей"Экспериментируйте с явленияминеживой природы дома." Воспитание правильного отношения е природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в д...
Особенности детского экспериментирования
консультация для воспитателей...
Практикум для воспитателей «Значение и особенности детского экспериментирования в среднем дошкольном возрасте»
На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идёт обогащение памяти ребёнка, активизируют...
Консультация для воспитателей "Особенности детского экспериментирования"
Консультация для воспитателей "Особенности детского экспериментирования"...
"Особенности детского экспериментирования"
Руководство по экспериментированию для детей дошкольного возраста....