Проект Детский Экопарк в Мегаполисе
методическая разработка по окружающему миру

Самойлова Татьяна Дмитриевна

Разработка содержит описание поэтапности создания и содержания «экологического парка» на территории детского сада, способствующего формированию целостной картины объектов природы у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_detskiy_ekopark_v_megapolise.docx36 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Детский Экопарк в Мегаполисе»

Аннотация

Как известно, дети, посещающие дошкольные учреждения, проводят в них большую часть своего времени. Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, создании условий для их разностороннего и полноценного развития. Выбирая дошкольное учреждение для ребёнка, многие родители обращают внимание не только на обустройство групповых комнат, но и на оформление территории детского сада – своеобразной визитной карточки ДОУ.

В требованиях ФГОС ДО к единому образовательному пространству ДОУ отмечено, что «развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации». Что и было взято за основу разработки проекта.

Территория дошкольного учреждения и созданные на ней объекты, являются для педагогов, воспитанников и их семей своего рода «жизненным пространством», качество которого во многом зависит от характера благоустройства и озеленения. Здесь каждый ребёнок имеет возможность почувствовать себя первооткрывателем, увидеть распустившийся цветок, обратить внимание на «настроение» растений после дождя, наслаждаться красивым пейзажем, пряным запахом цветущих трав, красотой клумб, восхищаться необыкновенными оттенками разноцветных крыльев бабочки, послушать стрекотание кузнечика.

Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.

Актуальность

МБДОУ «Детский сад №87 комбинированного вида» построено в 2014 году, время, когда процесс благоустройства и озеленения территории начинался «с нуля». Общая площадь территории составляет 4376,1 кв.м с двумя спортивными площадками и прогулочными участками отдельно для каждой группы.

Под благоустройством и озеленением территории подразумевалось и обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений воспитанников, что само по себе важно, и создание привлекательного, с эстетической точки зрения, облика территории дошкольного учреждения. Красиво оформленная, окруженная зеленью и ухоженная территория воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю.

За прошедшее время на территории сделано не мало, но и предстоит ещё многое. Отсюда сформулированы цель и задачи проекта.

Цель проекта: создание «экологического парка» на территории детского сада, способствующего формированию целостной картины объектов природы у детей дошкольного возраста.

Задачи:

по предметно-пространственной среде:

- увеличить видовое разнообразие растительности на территории детского сада;

- пополнить объекты маршрута экологической тропы;

- разработать и создать детскую метеостанцию;

- создать банк информационных материалов природных объектов;

с детьми:

- изучить и внедрить исследовательский метод обучения с детьми старшего дошкольного возраста (по Савенкову А.И.);

- продолжить реализацию проектного метода обучения с детьми;

- разнообразить формы работы с детьми: проведение экологических акций, образовательных терренкуров;

- формировать гармоничность разных видов отношений воспитанников к природе: природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного;

с педагогами:

- повысить профессиональный уровень мастерства педагогов;

- создать банк методических материалов для педагогов;

со всеми участниками образовательно процесса, в том числе с родителями:

- пропаганда охраны окружающей среды и формированиеэкологической культуры воспитанников, педагогов, родителей;

- привлечь родителей к благоустройству территории детского сада;

- создать современный «образ» территории дошкольного учреждения.

Участники проекта:        

Воспитанники, коллектив детского сада, родители.

Сроки реализации проекта: март 2018 г. – май 2019г.г. (2,5 года)

Основные функции участников проекта:

- воспитатели осуществляют воспитательно-образовательный процесс, формируют осознанно-правильное отношение детей к объектам природы, предпосылки научного мировоззрения, нравственные ориентиры, используя в работе разнообразные формы, методы и приемы;

- инструктор по физической культуре в процессе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей формирует у них знания и желание сохранения и укрепления  здоровья;

- музыкальные руководители через современную и классическую музыку, произведения изобразительного искусства, оказывают влияние на эстетическое восприятие и познавательную активность дошкольников, направленную на сохранность и рациональное использование природы;

- воспитатель по обучению татарскому языкупосредством наблюдений за красотой родной природы, использованияпроизведений устного народного творчества и бесед по ним, проведений национальных праздников в едином русле изучают родной язык и родную культуру;

- родители принимают непосредственное участие в преобразовании территории детского сада, в совместной образовательной деятельности, проведении экологических акцийи т.д.;

- старший воспитатель осуществляют планирование, анализирует и корректирует деятельность педагогов, обеспечивает взаимодействие с социумом;

-заведующий осуществляет контроль за реализацией проекта, координирует финансово-экономическую деятельность, обеспечивает взаимодействие с родителями.

Описание объекта проектирования (модель нововведения).

Типология проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя виды детской деятельности в интеграции всех образовательных областей.

Новизна проекта заключается в углублении развития общих и специальных знаний у старших дошкольников путём общения, обучения методам самостоятельного добывания знаний, создания образовательной среды и использование практических методов. Информационно-аналитическая работа показала, что традиционные методы и приёмы, которые ориентированы на передачу информации ребёнку, не заинтересовывают его, соответственно, не дают прочных знаний.

Модель нововведения.

В направлении совершенствования развивающей предметно-пространственной среды (в соответствии с ФГОС ДОУ):

-новые требования к условиям развивающей предметно-пространственной среды.

В направлении работы с детьми:

-система мероприятий в рамках проектной деятельности;

-практика деятельности по экологическому воспитанию.

В направлении развития педагогов:

-повышение квалификации педагогических кадров;

-использованиепроектных, исследовательскихметодовв работе с детьми.

Рабочий план реализации проекта

Сроки

Содержание работы

Подготовительный этап

Март 2018

1. Разработка нормативно-правовой документации.

2. Изучение профессионального уровня воспитателей.

3. Создание творческой группы.

4. Оценка состояния территории детского сада.

5. Анализ работы с родителями по данному направлению.

6.Проведение диагностики развития детей по разделу «Ознакомление с природой».

Проектировочный этап

Апрель - май 2018

1. Создание эскизов (общий вид элементов ландшафта, определение их места расположения.)

2. Развитие маршрута экологической тропы.

3.Создание метеостанции.

4.Определение и увеличение видового разнообразия культурных и дикорастущих, цветочных, лекарственных, плодовых культур.

5.Подбор растений для фруктового сада, цветников, лекарственного уголка, рокариев).

6.Профессиональная подготовка педагогов.

7. Подсчет материально-технического и финансового обеспечения проекта.

Практический этап

Июнь 2018 – апрель 2019

1. Работа по озеленению и благоустройству территории: посадка запланированной растительности, пополнение малых архитектурных форм, разбивка цветников, рокариев.

2. Работа по санитарной очистке территории: уборка осенней листвы, обрезка старых, сухих веток деревьев, разбивка сугробов и разбрасывание снега в весеннее время, выброс мусора в маркированные контейнеры.

3. Создание банка информационных материалов природных объектов для воспитанников: иллюстрации, художественное слово: загадки, стихи, пословицы, поговорки, народные приметы; кроссворды, ребусы.

4. Реализация проектного метода обучения в совместной деятельности с детьми.

5.Изучение и внедрение исследовательского метода обучения в совместной деятельности с детьми.

6. Организация экологических акций по сбору макулатуры, встрече перелетных птиц.

7. Сопровождение воспитанников в конкурсном движении экологической направленности.

8. Повышение профессионального мастерства педагогов посредством различных форм организации обучения: курсы повышения квалификации, семинары-практикумы, конкурсы, вебинары, публикации материалов в печатных изданиях.

9. Создание банка методических материалов для педагогов: разработка сценариев совместной деятельности с детьми, в том числе новой формы работы – организации образовательных терренкуров.

10. Обобщение опыта работы по проекту (выступления на районных, городских мероприятиях, участие в конкурсах профессионального мастерства).

11. Организация деятельности всех участников проекта по раздельному сбору отходов.

12.Сотрудничество с родителями.

Заключительный этап

Май 2019 г.

1. Динамика развития – проведение диагностики развития детей по разделу «Ознакомление с природой».

2. Итоговый педсовет. Подведение итогов работы по проекту с педагогами ДОУ. Принятие решений о перспективе развития экологического парка.

3.Режим функционирования в ДОУ.

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта:

в предметно-пространственной среде:

- увеличится видовое разнообразие растительности на территории детского сада;

- пополнятся объекты маршрута экологической тропы;

- создана и функционирует детская метеостанция;

- создан банк информационных материалов природных объектов;

в работе с детьми:

- изучен и внедрен исследовательский метод обучения (по Савенкову А.И.);

- реализуется и совершенствуется проектный метод обучения;

- проводятся разнообразные формы работ, в том числе, экологические акции, образовательные терренкуры;

- формируется гармоничность разных видов отношений к природе: природоохранный, гуманный, эстетический, познавательный;

у педагогов:

- повышается профессиональный уровень мастерства;

- создан банк методических материалов;

со всеми участниками образовательного процесса, в том числе с родителями:

- ведется пропаганда охраны окружающей среды и формированиеэкологической культуры воспитанников, педагогов, родителей;

- родители привлечены к благоустройству территории детского сада;

- территория дошкольного учреждения приобрела современный «образ».

Продукт проекта: территория детского сада, преобразованная в пространство с наличием разнообразных природных объектов, привлекательных для детей, предоставляющих им возможность выбора деятельности, реализации своих возможностей.

Заключение.

Малоэффективно и нерезультативно прививать эмоциональное отношение дошкольников к природе по книгам и рисункам. Ребенку надо ощутить запах травы и пение птиц, увидеть красоту леса во все времена года. Создавая данный проект, мы ставим перед собой задачу научить детей видеть красоту природы и вызывать у них желание участвовать в ее создании. Реализация данного проекта позволит создатьсовременную, комфортную территорию образовательного учреждения для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников, организации познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе.

Список литературы и информационных источников

1. Линь В.В. Цветы в доме и фитодизайн. – ООО Аделант, 2006.

2. Руднев В.В. Цветоводство – Изд-во литературы по строительству, 1965.

3. Князева Т.П. Газоны – Москва ЗАО Фитон, 2001.

4. Улейская Л.И. Вертикальное озеленение – Москва ЗАО Фитон, 2001.

5. Цапкова Т.И., Казулина В.В. Благоустройство и озеленение территорий образовательных учреждений области – Белгород, 2007.

6. Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна – Москва, 2005.

7. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб.: «Издательство «Детство- Пресс», 2011.

8.  Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008

9. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

10. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

11.  Коломина В.Н. Воспитание  основ экологической культуры в детском саду: ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.

12. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

13.  Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.: Учитель, 2014

14.  Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

15.  Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

16.  Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.

17.  Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.

18.  Соломенникова О.А.  Экологическое воспитание в детском саду.- М:Мозаика-Синтез,2008

19.  В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич  «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.

20. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011

21.  Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская презентация "По морям, по волнам..." в рамках проекта "Детский сад - наукоград"

Презентация отражает поэтапное осществление проектапо ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с водными видами транспорта....

Паспорт проект детско - родительского клуба по предупреждению и по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма .

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей ...

Проект детского журнала (для дошкольников) : Журнал для группы детского сада

Среди множества разнообразных журнальных изданий особый интерес в настоящее время представляют журналы не просто развлекающие юную публику, но и обучающие молодого читателя.Журнальное издание - п...

награждения победителей конкурсов "Лучший детский сад Дона" и "Лучший воспитатель Дона" 2017 года в рамках партийного проекта "Детские сады-Детям"

21 ноября 2017 в МАДОУ № 42 состоялась торжественная церемония  награждения победителей конкурсов "Лучший детский сад Дона" и "Лучший воспитатель Дона" 2017 года в рамках парт...

Проект Детско-родительская группа "Здравствуй, Детский Сад"

Проект адаптационной  детско-родительской группы "Здравствуй, детский сад". Цель проекта - помощь детям раннего возраста и их родителям в адаптации к услвиям детского сада...

Проект Детская журналистика «Светлячковые истории», Детское телевидение «Светлячок ТV»

Ознакомление воспитанников с социальным миром, а именно знакомству с телевидением как неотъемлемой частью сегодняшней жизни, развитие связной речи, в том числе диалогической, коммуникативных...

Детско-родительский проект "Детский сад"

АктуальностьДетский сад является маленькой родиной для ребёнка. Это место, где дошкольник проводит большую часть времени. И нашей задачей является формирование представления о детском саде как о мален...