Конспект занятия по ФЭМП для старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: учить измерять и сравнивать стороны квадрата с помощью мерок.

Занятие построено с применением  квест  - техноглогии.

Задачи:

  1. Познакомить с элементарным способом измерения с помощью «мерки»; ввести понятие «мерка».
  2. Развивать логическое мышление;

Материал:

- проектор;

- игрушечный домик;

- квадраты желтые  и красные разной величины на каждого ребенка;

- синие полоски «мерки» на каждого ребенка.

Ход занятия:

Проводится игра: «Волшебная шляпка»

Дети стоят в кругу, воспитатель демонстрирует шляпку детям, при этом говорит, что шляпа не простая, а волшебная.

«Кому шляпку надену я на голову,

Тот сразу на вопрос ответит здорово».

- Утро, день, вечер, ночь – что это? (части суток);

- понедельник, среда, четверг – что это? (дни недели);

- январь, февраль, март – что это? (месяцы года);

- назовите лишний месяц (почему);

- назовите второй по счету день недели (вторник);

- сегодня какой день недели?

- сколько углов у квадрата?

 

- Ребята, а пока мы играли, мне пришло необычное  голосовое сообщение.

Педагог обращает внимание детей на экран.

(на экране выведено изображение двух квадратов разной величины и цвета)

«Привет, ребята, мы два брата – квадрата, Сема и Рома.

В нашей стране Геометрических фигур произошла не очень приятная история, жители Квадратного города поссорились между собой. Желтые квадраты утверждают, что они больше красных, а те доказывают обратное. Мы с Семой тоже, разобраться не можем, кто из нас больше, а кто меньше.  Одно, только знаем, что Рома красного цвета.  Поэтому ребята, мы к вам обращаемся за помощью. Помогите, пожалуйста, помирить  жителей Квадратного города.  А, чтобы попасть в нашу страну, вам помогут волшебные слова:  

Два раза  вправо покружись,

Три раза влево покружись,

В стране квадратной окажись».

- Ну, что, ребята,  согласны выполнить просьбу наших героев?

Ответ детей.

- Какого цвета Сема? (желтого).

- Ребята, а как вы думаете, кто больше Сема или все – таки Рома?

Ответы детей: Рома больше Семы.

- А ка вы это узнали?

Ответ детей: посмотрели.

- Правильно, ребята, вы определили размер квадратов при помощи наших глаз.

- Скорее нужно отправляться на помощь жителям квадратного города (дети с воспитателем произносят волшебные слова).

(На экране появляется слайд страны Геометрических фигур).

- Ну вот, мы и в стране «Геометрических фигур».

- А куда же нам двигаться дальше, если мы не знаем, где находиться Квадратный город? Что же делать?

- Ой, ребята, смотрите, самолетик (обращает внимание детей на самолет, который принес первое задание).

Выполнив первое задание, вы найдете подсказку, как добраться до Квадратного города.

Проводится игра: «Найди лишнее» (призентация).

- Ребята, мы выполнили задание, но где же следующая подсказка?

- Посмотрите,  перед нами две дороги, длинная и короткая (одна дорога желтого цвета, другая  красного).

- Как вы определили, что красная дорога длиннее?

Ответ детей: с помощью глаз.

- По какой дороге быстрее добраться?

Дети с педагогом идут  по  дороге, желтого цвета и обнаруживают в конце нее домик, на котором изображена цифра три. Домик закрыт, рядом лежит квадрат, на котором написано задание.

«Уважаемые, ребята, если вы дошли до третьего задания, значит, вы близки к цели, вы уже находитесь в нашем городе. Выполнив третье задание, домик откроется. В нем вы увидите  главную подсказку, это волшебные палочки, они то вам и помогут помирить наших жителей Квадратного города».

Проводится игра «Столько, сколько»

На носочки встанем – потолок достанем;

До пяти считаем – гири поднимаем;

Сколько раз ударю в бубен -

Столько раз дрова нарубим.

Квадраты считаем - дружно приседаем;

Сколько покажу кружков – столько выполни прыжков.

После игры появляется ключ, ребенок открывает дверь домика, и достает оттуда «волшебные палочки» - мерки, одинаковой длинны, одного цвета).

Педагог обращает внимание детей, что желтые квадраты лежат на столах, которые стоят справа, а красные, соответственно слева.

Далее педагог предлагает детям разделиться на две команды (девочки работают с желтыми квадратиками, мальчики с красными).

- Для того, чтобы помирить  все эти квадраты между собой, нам следует измерить при помощи этих палочек волшебных все стороны квадрата. А затем сравнить,  у кого что получилось.

 

- Ребята, обратите внимание на доску. Сейчас я показываю способ измерения с помощью нашей волшебной палочки, которая сегодня у нас служит меркой.

Мерка – это то чем измеряют. Любой предмет можно измерить при помощи условной мерки.

Условной меркой может быть шнурок, ручка, карандаш.

После того, как дети при помощи «условной мерки» измерили стороны квадрата, педагог выясняет, какие же квадраты оказались больше и какие меньше. Какое количество мерок получилось  при измерении красного квадрата, и какое количество мерок составляет при измерении желтого квадрата.

Дети совместно с педагогом делают умозаключение: чем больше количество мерок, тем больше сторона квадрата.

- Но, ребята, я думаю, вы заметили еще одну отличительную черту наших квадратиков, при измерении их сторон. Не зависимо от того, какое количество мерок у вас получилось, у этой геометрической фигуры все стороны равны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._gorod_v_kotorom_ya_zhivu.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад г. Николаевска»

Николаевского муниципального района Волгоградской области

                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                               Заведующий МКДОУ

                                                                                                                            «Детский сад г. Николаевска»

                                                                                                   Е.В. Васильева

Конспект НОД по развитию речи на тему:

«Город, в котором я живу»

                                                                                                                                               Воспитатель:

                                                                                                                                                Кокина Н. Ю.

2019 г.

Цель: воспитывать у детей любовь к малой Родине.

Задачи:

Образовательные: расширять и обобщать знания и представления детей о своем городе, его примечательных местах;

Развивающие: обогащение словаря новыми словами (достопримечательность, название примечательных мест: площадь имени В.И. Ленина; библиотека имени Н.П. Белянского; Парк Победы; музей краеведения «Земля – Космос»; зрительный зал, читальный зал); продолжать развивать умение завершать предложения, подбирая слова, подходящие по смыслу; закреплять в речи детей названия предметов старинного быта (ухват, кокошник, прялка); обучение детей правильно образовывать  в речи существительные единственного и множественного числа.

Воспитательные: воспитывать чувство любви, чувство гордости к малой Родине.

Материалы и оборудование: видеосообщение  от героев, призентация зданий и достопримечательностей города, проектор, предметы старинного быта (печь, ухват, горшок, кокошник, прялка).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне пришло видеосообщение. Сейчас я его вам покажу, обратите, пожалуйста, свое внимание на экран.

Педагог показывает видеосюжет, в котором герои  (Каркуша и Степаша), обращаются к детям с просьбой о помощи: найти их друга Хрюшу.

- Вы узнали, кто эти герои? (ответ детей).

- Как называется телепередача, в которой мы можем увидеть Каркушу и Степашу? («Спокойной ночи, малыши!»).

-  Ребята, вы согласны помочь нашим героям?

Ответ детей.

- Совершим прогулку по нашему городу, и постараемся найти нашего друга.

- Предлагаю пойти пешком, вы не против? (ответ детей).

Мы по городу идем,

Не спешим, не отстаем.

Переходим мы дорогу

По пешеходному переходу.

Влево, вправо посмотрели,

Перешли дорогу смело.

Вот немного мы устали,

И решили здесь присесть,

(Педагог предлагает присесть детям на скамейку)

Отдохнуть и посмотреть:

Где мы с вами оказались?

Место очень нам знакомо.

Вспомнить мы стараемся,

И назвать пытаемся.

На экран выводится фотография с изображением «Парка Победы».

Воспитатель задает вопросы:

-  Куда же мы с вами пришли?

Ответы детей.

- А название есть у  парка?

В случае, если дети не могут назвать название парка, педагог предлагает свою помощь.

- Хотите, я вам подскажу правильное название парка?

- А называется он «Парк Победы».

- Кто может посещать парк?  (ответы детей)

- Для чего жители города ходят в парк?

Ответы детей: люди приходят в парк, для того, чтобы погулять, чтобы культурно провести время.

- Ребята, предлагаю поиграть в игру «Продолжи предложение»

Игра «Продолжи предложение»

Цель: продолжать развивать умение завершать предложения, подбирая слова, подходящие по смыслу.

Наш город называется……..

Жителей нашего города называют…..

На какой реке стоит наш город…..

В какой стране мы с вами живем…

- Ребята, назовите пожалуйста еще раз место, где мы сейчас гуляем( мы гуляем в «Парке Победы»)

- А Хрюшу вы здесь  видите? (ответы детей).

- Что же, продолжим искать дальше?  (ответ детей).

Вышли из парка, прошли по дорожке.

Видим мы здание очень знакомое,

И вспомнить, как правильно оно называется,

Сейчас с ребятами мы постараемся.

На экране появляется изображение музея.

- Ребята, так  что же это за здание такое интересное? (ответы детей)

- А у него есть название, может кто- то знает? (ответы детей).

- А хотите я назову?

- Это музей краеведения «Земля – Космос».

- Может быть, кто - нибудь, из вас здесь бывал раньше? (ответы детей)

- А знаете  ли вы, что такое музей? (ответы детей).

- Музей – это место, где собираются, хранятся и выставляются напоказ людям старинные предметы: книги, посуда, игрушки и многое другое. Музей создают люди: они долго собирают предметы, изучают их, а затем устраивают выставки. Он нужен для того, чтобы сохранить ценные и редкие вещи на протяжении многих лет.

- Предлагаю пройти в музей, посмотреть на старинные вещи.

Проводится игра «Узнай предмет»

Цель: закреплять в речи детей названия предметов старинного быта.

Педагог загадывает загадки, а дети находят этот предмет,  объясняют для чего он предназначен.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где там в печке уголек

Кашу сварит …..(горшок)

***

Старинный красивый головной убор,

Сейчас бы носили, да время не то….(кокошник)

***

Черный конь скачет в огонь….(ухват)

***

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…(на прялке)

***

Из кирпича, да не дом.

Греет, да не шуба.

День и ночь дрова глотает

Пирогами угощает... (печь)

- Давайте, еще раз назовем эти старинные предметы.

- Ну вот, мы с вами и в музее побывали, и предметы все  назвали.

- А нашего друга Хрюши и здесь не оказалось.

- Что идем искать дальше?

- А пока мы будем идти дальше, я предлагаю поиграть в игру, хотите?

Проводится игра «Один – много»

Один город – два города – много городов;

Один житель – два жителя – много жителей;

Один дом – два дома – много домов;

Одна улица – две улицы – много улиц;

Одно здание – два здания – много зданий.

- Ребята, посмотрите, куда мы с вами пришли.

На экран выводится фотография с изображением Дома Культуры.

- Вам знакомо это здание?  (ответы детей)

 - Правильно ребята, это  Районный Дом культуры.

- А для чего Дом культуры нужен? (ответы детей)

- В этом доме проходят праздничные концерты; выступают дети и взрослые, они танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах. А также в Доме культуры принимают гостей из других городов и сел.

- А давайте пройдем внутрь этого здания.

- Как это помещение называется? (обращает внимание детей  на экран с изображением зрительного зала,  зрительных кресел).

- А это что, вы знаете? (снова обращает внимание на экран, на котором изображена сцена).

- Наш город Николаевск очень гостеприимный, любит встречать  гостей, а давайте с вами представим, что мы артисты, к нам приехали гости с другого города, чем мы можем порадовать их? (ответы детей)

- Давайте порадуем их песней.

Дети исполняют песню «К нам гости пришли»

- Ребята, вы не видите нашего  друга здесь?  (ответы детей).

- Вы хотите найти Хрюшу?  (ответы детей)

- Тогда идем дальше.

- Вот куда мы с вами уже дошли (обращает внимание детей на экран с изображением площади)

  Задает наводящие вопросы.

- Это место вам знакомо?

 - Как оно называется?

- Да, действительно, это площадь.

- Хотите, я вам подскажу, в честь кого названа площадь?

- Площадь имени В.И. Ленина.

- Она названа в честь великого человека, монумент, которого здесь установлен. Его звали Владимир Ильич Ленин.

- Ребята, как вы думаете, чем нам так известна площадь?

- Что здесь проводят?

На площади проводится парад, посвященный Дню Победы; праздник Масленица, Новогодняя елка здесь устанавливается, одним словом здесь проводятся важные праздники, значимые для наших жителей.

- Ребята, Площадь имени В.И. Ленина является главной достопримечательностью нашего города.

- Обратите внимание, что здесь тоже не оказалось Хрюши, очень интересно где же все – таки он прячется?

- Вот, ребята, пока мы рассматривали площадь, мы не заметно для себя оказались со следующим зданием.

На экране появляется фотография здания «Библиотеки имени Н. П. Белянского».

Педагог задает наводящие вопросы.

- Вам знакомо это место?

Ответы детей.

- Правильно это библиотека, и она названа в честь нашего поэта, который тоже является нашим земляком.

- Библиотека имени Н.П. Белянского.

- Им написано много стихотворений о нашей Николаевской земле.        

- Библиотека – это дом для книг. Каждая книга стоит на своем месте. А чтобы найти нужную вам книгу вам поможет человек, профессия которого называется библиотекарь. Есть такие книги, которые нельзя брать домой и их читают здесь в специальном зале, который называется читальным. В библиотеке всегда тихо и спокойно, люди в этом доме разговаривают в полголоса, почти шепотом, чтобы не мешать людям, которые читают.

Предлагаю прослушать отрывок из стихотворения, которая написала  наша землячка  поэтесса Лариса Ткачева.

Николаевск – город малый,

Николаевск – город бравый

Не отмечен громкой славой-

                                                    Но….он Родина моя!

- Вы видите  здесь Хрюшу?

- Что же идем дальше?

- Может быть, волшебные слова нам помогут Хрюшу отыскать.

- Давайте их произнесем:

Не стоим мы здесь на месте,

Хрюшу дружно ищем вместе,

Шли мы долго, шли, шли,

В детский садик свой пришли.

Педагог выводит на экран изображение детского сада г. Николаевска, на фоне которого изображен Хрюша.

- Это здание вам, наверняка  знакомо?

- Это наш детский сад.

- Как он называется?

- Ребята, кого мы здесь видим?

-  Мне пришло видеосообщение, обращает внимание детей на экран.

На видео герои благодарят ребят, за помощь в поиске Хрюши.

- Слышите, ребята, чьи- то шаги за дверью.

(воспитатель выходит за дверь и приводит с собой Хрюшу).

- Мы так рады, Хрюша, что тебя нашли.

- Ребята, расскажите нашему другу, в каких местах мы сегодня побывали, когда искали его (дети перечисляют достопримечательные места города).

- Ребята, а мы тоже говорим нашим друзьям спасибо, благодаря им мы совершили прогулку по нашему городу, увидели много знакомых нам зданий и, узнали их названия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

Математика - точная наука, но детям интересней сказки и игры. Приходится совмещать...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

Это не просто занятие, а путешествие по любимым сказкам....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Цветик-семицветик"

Знакомство с цифрой 7, совершенствовать навыки прямого и обратного счета; закрепить знания о геометрических фигурах, умение изображать их на бумаге; закрепить навыки штриховки; ориентировки на б...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Образование числа 7"

Закрепить знания об образовании чисел 6 и 7 ....

Конспект занятия по ФЭМП (в старшей группе)« Число и цифра 4.»

Конспект занятия по математике для дошкольников по теме       « Число и цифра 4.»  /Соотнесение цифры и количества. Состав чисел (игра «Волшебные домики»)....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠».

Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП «Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠»....