ДОП "Юный исследователь"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань
«Центр развития ребенка - детский сад №4 «Веснянка»
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета Протокол № «___» ___________ 2019 г. | СОГЛАСОВАНО на заседании Управляющего совета Протокол № «____» _________ 2019 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом от __________ №_____ |
Дополнительная общеразвивающая программа
платной образовательной услуги
естественнонаучной направленности «Юный исследователь»
Возраст воспитанников: 6-7лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
АбидоваДилораАскаровна,
воспитатель
г. Нягань
2019
Раздел 1. Пояснительная записка
Актуальность и новизна | Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного общества. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. |
Цель и задачи | Цель: удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном развитии. Задачи: - создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития воспитанников; - выявлять, развивать и поддерживать талантливых воспитанников; - развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, еголичностный рост. |
Уровень сложности и направленность | Стартовый уровень сложности. Направленность: естественнонаучная. |
Категория воспитанников | Воспитанники 6-7 лет |
Объем и срок освоения программы | Количество занятий: 28 Срок освоения: 1 год |
Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности | Форма обучения: очная. Особенности: использование метода проекта. |
Отличительные особенности | Отсутствие раздела в основной образовательной программе дошкольного образования (только в совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов); внедрение проектного метода. |
Условия реализации программы | Режим занятий определяется дополнительной общеразвивающей программой в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями воспитанников, санитарными правилами и нормами. Занятия проводятся вне основной образовательной программы дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиН. После каждого занятия предусмотрен перерыв 10 минут. Строгих условий набора воспитанников в творческие объединения дополнительного образования детей нет. Воспитанники зачисляются по личному заявлению родителей(законных представителей). |
Планируемые результаты освоения программы | Ребенок: - умеет самостоятельно видеть проблему: - правильно формирует вопросы; - умеет выдвигать гипотезу, предположения; - владеет способностью выдвигать способы решения, аргументируя и доказывая их; -владеет самостоятельностью и осознанностью в планировании своей работы; - владеет способностью дать оценку результату, сделать выводы; - умеет замечать соответствие полученного результата гипотезе. |
Раздел 2.Содержание программы
Учебный план
№ п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное | 1 | 1 | беседа | |
2. | Опыт с водой «Плавает или тонет» | 1 | 1 | наблюдение, самостоятельная работа | |
3. | Опыт с водой «Вода как растворитель» | 1 | 1 | 1 | наблюдение, самостоятельная работа |
4. | Опыт с водой «Выпадение осадков в пресной и соленой воде» | 1 | 1 | наблюдение, самостоятельная работа | |
5. | Опыт с водой «Шагающая радуга» | 1 | 1 | наблюдение, самостоятельная работа | |
6. | Опыт с водой «Насыщенные растворы» | 1 | 1 | наблюдение, самостоятельная работа | |
7. | Опыт с водой «Вода в решете» | 1 | 1 | наблюдение, самостоятельная работа | |
8. | Опыт с водой «Водяной подсвечник» | 1 | 1 | наблюдение, самостоятельная работа | |
9. | Опыт с воздухом «Лимон надувает воздушный шар» | 1 | 1 | 1 | беседа, самостоятельная работа |
10. | Опыт «Мыльные пузыри – забава?» | 1 | 1 | 1 | беседа, самостоятельная работа |
11. | Опыт с магнитом «Танцующие скрепки» | 1 | 1 | 1 | беседа, самостоятельная работа |
12. | Опыт с магнитом «Все тела притягиваются друг к другу» | 1 | 1 | 1 | наблюдение, самостоятельная работа |
13. | Опыт «Снежные цветы» | 1 | 1 | 1 | наблюдение, самостоятельная работа |
14. | Опыт «Висит без веревки» | 1 | 1 | наблюдение, самостоятельная работа | |
15. | Опыт «Неугомонные зернышки» | 1 | 1 | наблюдение, самостоятельная работа | |
16. | Опыт «Подводная лодка из яйца» | 1 | 1 | наблюдение, самостоятельная работа | |
17. | Опыт «Как проткнуть воздушный шар без вреда для него» | 1 | 1 | наблюдение, самостоятельная работа | |
18. | Опыт «Танцующая фольга» | 1 | 1 | наблюдение, самостоятельная работа | |
19. | Опыт «Подводная лодка из винограда» | 1 | 1 | беседа, самостоятельная работа | |
20. | Опыт «Нефть» | 1 | 1 | 1 | наблюдение, самостоятельная работа |
21. | Опыт «Извержение вулкана» | 1 | 1 | 1 | наблюдение, самостоятельная работа |
22. | Опыт «Горообразование» | 1 | 1 | наблюдение, самостоятельная работа | |
23. | Опыт «Вулкан из нефти» | 1 | 1 | наблюдение, самостоятельная работа | |
24. | Опыт с растениями«Откуда взялись растения» | 1 | 1 | 1 | беседа, самостоятельная работа |
25. | Опыт с растениями «Почему зеленые растения, растущие в океане, не живут глубже 100м» | 1 | 1 | 1 | беседа, самостоятельная работа |
26. | Опыт с растениями «Как растение питается и ищет свет» | 1 | 1 | наблюдение, самостоятельная работа | |
27. | Опыт с растениями «Как вянут стебли растений» | 1 | 1 | наблюдение, самостоятельная работа | |
28. | Диагностика | 1 | 1 | тестирование | |
Итого | 28 |
Содержание теоретических и практических занятий отражено в рабочей программе (приложение).
Календарный учебный график
№ п/п | Число | Месяц | Год | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | 09 | 10 | 2019 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | дискуссия | 1 | Вводное | группа | беседа |
2. | 16 | 10 | 2019 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | практическая работа | 1 | Опыт с водой «Плавает или тонет» | группа | наблюдение, самостоятельная работа |
3. | 23 | 10 | 2019 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | практическая работа | 1 | Опыт с водой «Вода как растворитель» | группа | наблюдение, самостоятельная работа |
4. | 30 | 10 | 2019 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | практическая работа | 1 | Опыт с водой «Выпадение осадков в пресной и соленой воде» | группа | наблюдение, самостоятельная работа |
5. | 06 | 11 | 2019 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | самостоятельная работа | 1 | Опыт с водой «Шагающая радуга» | группа | наблюдение, самостоятельная работа |
6. | 13 | 11 | 2019 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | практическая работа | 1 | Опыт с водой «Насыщенные растворы» | группа | наблюдение, самостоятельная работа |
7. | 20 | 11 | 2019 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | практическая работа | 1 | Опыт с водой «Вода в решете» | группа | наблюдение, самостоятельная работа |
8. | 27 | 11 | 2019 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | эксперимент | 1 | Опыт с водой «Водяной подсвечник» | группа | наблюдение, самостоятельная работа |
9. | 04 | 12 | 2019 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | эксперимент | 1 | Опыт с воздухом «Лимон надувает воздушный шар» | группа | беседа, самостоятельная работа |
10. | 11 | 12 | 2019 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | практическая работа | 1 | Опыт «Мыльные пузыри – забава?» | группа | беседа, самостоятельная работа |
11. | 18 | 12 | 2019 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- III подгруппа | практическая работа | 1 | Опыт с магнитом «Танцующие скрепки» | группа | беседа, самостоятельная работа |
12. | 25 | 12 | 2019 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | практическая работа | 1 | Опыт с магнитом «Все тела притягиваются друг к другу» | группа | наблюдение, самостоятельная работа |
13. | 15 | 01 | 2020 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | лабораторная работа | 1 | Опыт «Снежные цветы» | группа | наблюдение, самостоятельная работа |
14. | 22 | 01 | 2020 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- III подгруппа | лабораторная работа | 1 | Опыт «Висит без веревки» | группа | наблюдение, самостоятельная работа |
15. | 29 | 01 | 2020 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | лабораторная работа | 1 | Опыт «Неугомонные зернышки» | группа | наблюдение, самостоятельная работа |
16. | 05 | 02 | 2020 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- III подгруппа | практическая работа | 1 | Опыт «Подводная лодка из яйца» | группа | наблюдение, самостоятельная работа |
17. | 12 | 02 | 2020 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | практическая работа | 1 | Опыт «Как проткнуть воздушный шар без вреда для него» | группа | наблюдение, самостоятельная работа |
18. | 19 | 02 | 2020 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | практическая работа | 1 | Опыт «Танцующая фольга» | группа | наблюдение, самостоятельная работа |
19. | 26 | 02 | 2020 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- III подгруппа | лабораторная работа | 1 | Опыт «Подводная лодка из винограда» | группа | беседа, самостоятельная работа |
20. | 04 | 03 | 2020 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | лабораторная работа | 1 | Опыт «Нефть» | группа | наблюдение, самостоятельная работа |
21. | 11 | 03 | 2020 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | лабораторная работа | 1 | Опыт «Извержение вулкана» | группа | наблюдение, самостоятельная работа |
22. | 18 | 03 | 2020 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | лабораторная работа | 1 | Опыт «Горообразование» | группа | наблюдение, самостоятельная работа |
23. | 25 | 03 | 2020 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | лабораторная работа | 1 | Опыт «Вулкан из нефти» | группа | наблюдение, самостоятельная работа |
24. | 01 | 04 | 2020 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | практическая работа | 1 | Опыт «Откуда взялись растения» | группа | беседа, самостоятельная работа |
25. | 08 | 04 | 2020 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | презентация | 1 | Опыт с растениями «Почему зеленые растения, растущие в океане, не живут глубже 100 м» | группа | беседа, самостоятельная работа |
26. | 15 | 04 | 2020 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | практическая работа | 1 | Опыт с растениями «Как растение питается и ищет свет» | группа | наблюдение, самостоятельная работа |
27. | 22 | 04 | 2020 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | практическая работа | 1 | Опыт с растениями «Как вянут стебли растений» | группа | наблюдение, самостоятельная работа |
28. | 29 | 04 | 2020 | 17.15-17.45 – I подгруппа 17.55-18.25 – II подгруппа 18.35-19.05- IIIподгруппа | тестирование | 1 | Диагностика | группа | тестирование |
Раздел 3.Организационно-педагогические условия
Кадровые условия | Количество педагогов, оказывающих услугу: 1 Общий стаж: 22 Педагогический стаж: 17 Категория: высшая |
Материально-технические условия | Помещение:группа Оборудование: стол, стулья |
Учебно-методические условия | Приборы:увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас. Материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена, гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики, разные виды бумаги, воздушные шары, масло, мука, масло, сахар, свечи, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов; пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, зеркала, цветные и прозрачные стекла, сито,индивидуальные дневники, где ставится время проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент. |
Раздел 4. Оценка качества
Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы отслеживается по методике А.И. Савенкова «Маленький исследователь» (приложение).
Список литературы
1. Горошилова Е.П. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. Перспективное планирование. Из опыта работы по программе «От рождения до школы». – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
2. Гуриненко Н.А. Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
3. Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
4. КостюченкоМ.П., Камалова Н.Р. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов. – Волгоград: Учитель, 2016.
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – СПб.: Дом Фёдорова, 2010.
6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2010.
7.Серебрякова Т.А. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте. – М.: НЦ Академия, 2010.
8.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
Приложение
Рабочая программа
Содержание теоретических и практических занятий
№ п/п | Тема | Содержание теоретического занятия | Содержание практического занятия |
1. | Вводное | Знакомство с общим содержанием занятий; повторение правил безопасности во время проведения опытов | |
2. | Опыт с водой «Плавает или тонет» | расширение представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщение к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы) | |
3. | Опыт с водой «Вода как растворитель» | ознакомление детей со свойством воды – растворитель | развитие познавательной активности впроцессе экспериментирования |
4. | Опыт с водой «Выпадение осадков в пресной и соленой воде» | уточнение свойств и признаков соленой и пресной воды; развитие собственного познавательного опыта | |
5. | Опыт с водой «Шагающая радуга» | ознакомление воспитанников со способами получения радуги в лабораторных условиях;расширение представления о естественно научных связях между природными явлениями; создание условий для исследования с различными материалами и оборудованием | |
6. | Опыт с водой «Насыщенные растворы» | изучение условий образованиякристаллов; систематизирование представления детей о соли и ее свойствах;развитие наблюдательности, познавательного интереса, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования | |
7. | Опыт с водой «Вода в решете» | формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие познавательного опыта | |
8. | Опыт с водой «Водяной подсвечник» | уточнение свойств и признаков объектов и предметов;активное использование результатов исследования в практической (бытовой) деятельности; развитие познавательного интереса | |
9. | Опыт с воздухом «Лимон надувает воздушный шар» | формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей | формирование умения получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем; побуждение детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни: помня о полезности лимона, употреблять его в пищу; активизация в речи терминов: кислота, реакция, окисление, углекислый газ |
10. | Опыт «Мыльные пузыри – забава?» | формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей | исследование физических свойств мыльного пузыря путем экспериментирования;развитие познавательного интереса |
11. | Опыт с магнитом «Танцующие скрепки» | формирование представлений о свойствах магнита; ознакомление с понятиями «магнит», «магнетизм», «магнитные силы» | обследование предмета и экспериментирование с ним; развитие мыслительных операций, умение выдвигать гипотезы, делать выводы |
12. | Опыт с магнитом «Все тела притягиваются друг к другу» | ознакомление с понятиями «магнитные силы»; формирование представления о свойствах магнита | обучение самостоятельно осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки |
13. | Опыт«Снежные цветы» | изучение образования снежных цветов на морозе | развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента (образование снежинок) и делать выводы |
14. | Опыт«Висит без веревки» | развитие познавательной активности детей, инициативности; развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента (образование сосулек) и делать выводы | |
15. | Опыт«Неугомонные зернышки» | формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие познавательного опыта | |
16. | Опыт«Подводная лодка из яйца» | формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие познавательного опыта с помощью наглядных средств (яйцо, минеральная вода) | |
17. | Опыт«Как проткнуть воздушный шар без вреда для него» | формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие познавательного опыта с помощью наглядных средств (скотч, игла, шар) | |
18. | Опыт«Танцующая фольга» | исследование физических свойств фольги путем экспериментирования;расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;развитие познавательного интереса | |
19. | Опыт«Подводная лодка из винограда» | формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие познавательного опыта с помощью наглядных средств (виноград, минеральная вода) | |
20. | Опыт «Нефть» | расширение знаний о нефти | развитие любознательности с помощью наглядных средств (нефть) |
21. | Опыт«Извержение вулкана» | ознакомление детей с кислотной и щелочной средой, формирование представления овулканах, опасностях, которые они представляют | развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельности |
22. | Опыт«Горообразование» | развитие познавательного опыта с помощью наглядных средств (сода, лимонная кислота, вода) | |
23. | Опыт«Вулкан из нефти» | развитие познавательной активности детей, инициативности; развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента (образование вулкана из нефти и воды) и делать выводы | |
24. | Опыт с растениями «Откуда взялись растения» | расширять представления о семенах | развитие и поддержания интереса к исследованиям, открытиям; овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой |
25. | Опыт с растениями «Почему зеленые растения, растущие в океане, не живут глубже 100м» | формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, способностивидеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей | развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (растения в темном пакете и на подоконнике на свету); определение факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений |
26. | Опыт с растениями «Как растение питается и ищет свет» | формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие познавательного опыта с помощью наглядных средств (растения в темном пакете без воды и политые, на подоконнике, на свету); определение факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений | |
27. | Опыт с растениями «Как вянут стебли растений» | развитие познавательного опыта с помощью наглядных средств (растения в двух горшках); развитие умения выделять факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений; подведение детей к выводу о том, что для растений нужна вода | |
28. | Диагностика | выявлениеуровня сформированности исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста |
Диагностика по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
Цель: определить уровень сформированности исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Показатели и критерии уровня овладения (сформированности) детьми исследовательской деятельностью.
Показатели и критерии | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Методы отслеживания |
1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему) | Самостоятельно видит проблему | Иногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя | Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске | Наблюдение в процессе выделения проблемы |
2. Формулирова-ние вопросов | Формулирует вопросы | Формулирует вопросы | - | Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов |
3. Выдвижение гипотез и решение проблем | Активно высказывает предположения, гипотезы(много, оригинальные), предлагает различные решения (несколько вариантов) | Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение | - | Наблюдение |
4. Формулировка выводов и умозаключений | Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или не соответствие полученного результата гипотезе, делает выводы | Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого | Затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат | Анализ высказываний, отчетов |
Уровни сформированности исследовательской деятельности:
- низкий уровень (1 балл): характеризуется низким познавательным интересом; отсутствием активности в поиске проблемы; неумением самостоятельно сформулировать вопросы; неправильностью выстраивания гипотезы, планированием своей деятельности; затруднениями в подготовке материала и достижении поставленной цели; трудностями в речевых формулировках, неумением обсудить результаты;
- средний уровень (2 балла): характеризуется наличием у ребенка познавательного интереса; умением в большинстве случаев видеть проблему, высказать предположения по данной проблеме, выдвижение единственного решения; правильностью в планировании; самостоятельности в выборе материала для экспериментирования; настойчивостью и последовательностью в достижении цели; умением сформировать выводы самостоятельно, либо по наводящим вопросам; умением пользоваться доказательствами, но не всегда полно и логично; при организации деятельности требуется постоянная направляющая помощь взрослого;
- высокий уровень (3 балла): характеризуется умением самостоятельно видеть проблему, правильностью формирования вопросов, выдвижения гипотез; предположения; способностью выдвигать способы решения, аргументируя и доказывая их; самостоятельностью и осознанностью в планировании своей работы; способностью дать оценку результату, сделать выводы; замечать соответствие полученного результата гипотезе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...