Макет "Русская кухня"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа)
С внедрением в систему дошкольного образования ФГОС, начали все чаще появляться инновационные методы и средства решения задач, прописанных в стандарте. Направленные на обеспечение равных возможностей детей независимо от их статуса, на обеспечение безопасности и здоровья, и самое главное, на формирование общей культуры личности детей, задачи Федерального Стандарта должны обеспечивать вариативность и разнообразие как самого содержания программ, так и форм реализации.
Одной из этих форм являются дидактические игры и игрушки. В современных условиях дошкольного образования очень важно, чтобы игры и игрушки не только обучали и воспитывали ребенка, но и были интересными, динамичными и многофункциональными. Большой интерес у детей вызывают игрушки, изображающие собой как природные явления («Лес», «Времена года») и бытовые потребности человека («Квартира», «Город»), так и их совмещение («Огород», «Ферма»). Одной из форм таких игрушек являются макеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maket_russkaya_kuhnya.doc | 815 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 59 «Ручеек»
Паспорт дидактического макета
«Русская кухня»
Возраст детей: 5-6 лет, старшая группа.
Составил: воспитатель
Алекбаева А.В.
г.Орск, 2019
Макет «Русская кухня».
Возраст детей: старшая группа.
Цель: познавательное и речевое развитие детей через организацию беседы по темам «Русская кухня» и «Масленица».
Задачи:
- Формировать элементарные представления об истории человечества через реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).
- Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Знакомить с разными способами образования слов (самовар, Масленица и т.п.).
- Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
Ход беседы «Русская кухня»:
В.: Ребята, мы увидим «живую картинку» на тему «Русская кухня». Наш народ всегда славился гостеприимством. Гостей встречали хлебом – солью. Как обычно в русских сказках говорилось?
Ответы детей.
В.: Правильно, «Сначала напои, накорми, а потом уж про дело пытай» .
В.: Ребята, а какие блюда русской кухни вы знаете? Отгадаете загадки?
Был я жидкий, как сметана.
Но на сковороду попал.
Я подпёкся, стал румяным
Кругленьким и вкусным стал…
(Блин)
Зёрен малу крошку,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест — похвалит
(Каша)
Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок!
(Молоко)
Засвистел «начальник»,
На плите наш чайник:
«А ну—ка, выключай,
И готовь всем …».
(Чай)
Пчела-трудяга создаёт,
Лениво с ложки он течёт,
Так сам и просится к нам в рот
Густой, янтарный, сладкий...
(Мёд)
В.: Исстари каши считались очень полезными и питательными, поэтому до сих пор в каждой семье обязательно в меню есть каши. А на чем ваши мамы и наши повара в садике варят каши?
Ответы детей.
В.: Конечно, каши варят на воде и на молоке (демонстрация кувшина с молоком на макете). А еще из молока и муки делали жидкое тесто и пекли блины. Вот какие блины у нас получились поджаристые (демонстрация на макете). Блины могут быть с начинкой или без. А вам с чем нравятся кушать блины?
Ответы детей.
В.: На Руси ели блины и со сметаною, и с медом (показ на макете). А кроме блинов, что еще пекли и пекут из муки?
Ответы детей.
Показ корзинки с хлебобулочными изделями.
В.: А самым главным на столе был...
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальет.
В.: Правильно, самовар! Посмотрите, какой у нас пузатый золотистый самовар (показ на макете). Ребята, а вспомните сказку, в которой самовар тоже был главным на столе!
Ответы детей.
Ребенок читает отрывок из сказки К.Чуковского «Федорино горе»:
А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит.
В.: Ребята, а что вы узнали из нашей сегодняшней беседы? А чтобы вы хотели узнать еще?
Ответы детей.
Ход рассказа «Масленица»:
В.: Масленица – веселый и жизнеутверждающий праздник проводов зимы и встречи весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые. Слово «Масленица» произошло от слова «масло». Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
В.: Все потому, что блины, которые пеклись на этот праздник смазывались маслом. Ребята, а как вы думаете, почему пеклись именно блины?
Ответы детей.
В.: Блины очень похожи на маленькие солнышки: круглые, блестящие, горячие. И блинами звали солнце, пробуждали весну.
В.: Праздник длился целую неделю. С понедельника по среду масленица называлась «узкой», с четверга начиналась «широкая» масленица – все ходили друг к другу в гости, отдыхали, работать было запрещено. На Масленичную неделю у каждого дня имелось свое название и были свои развлечения и обряды.
Понедельник - встреча Масленицы. Делали куклу, украшали ее, садили в сани и везли на горку. Встречали куклу ее песнями. Первой всегда была ребятня. Начиная с этого дня, детвора ежедневно каталась с горок.
Вторник - заигрыш. Взрослые и дети ходили по домам, поздравляли с Масленицей и просили блины. Все ходили в гости, пели песни, веселились. На заигрыш начинались потехи, игрища, катания на лошадях.
Среда - лакомка. Начинали кататься с горок и взрослые. По деревне ездила тройка с бубенцами. В этот день было принято ходить в гости по родственникам всей семьей. На лакомку народ кушал в изобилии разные масленичные вкусности.
На макете показываются горшок со сметаной, тарелка с блинами, мед.
Четверг - разгуляй-четверток. В разгуляй было больше всего игрищ. Конские бега, кулачные потехи, борьба – все это развлечения разгуляя. Устраивались катания с гор на санях. Ряженые как могли веселили народ. Гуляли с утра до ночи, водили хороводы, плясали, пели частушки.
Пятница - тещины вечерки. В этот день недели зятья угощали блинами своих тещ. Девушки в полдень выносили в миске блины и шли к горке. Парень, которому нравилась девушка, торопился попробовать ее блины, чтобы узнать: хорошая ли хозяйка из нее получится.
Суббота - золовкины посиделки. На посиделки молодые семьи приглашали к себе родных. Главным на посиделках был самовар (показ на макете). Вели разговоры о жизни, если кто был в ссоре – обязательно было принято мириться.
Воскресенье - прощенный день. В этот день устраивали проводы Масленицы. Из соломы раскладывали большой костер и сжигали на нем куклу Масленицы. Пепел от того костра разбрасывали по полям, чтобы по осени был богатый урожай. В прощенное воскресенье люди мирились, просили прощения друг у друга. Было принято говорить: «Прости меня, пожалуйста». На что отвечали: «Бог тебя простит». Потом целовались и забывали обиды навсегда.
В.: На Масленицу и взрослые, и дети веселились и играли в разные игры. Хотите поиграть?
Подвижная игра «Горелки».
Дети делятся на пары и встают в колонну. Впереди колонны встает ведущий. Дети поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
На последних словах песни первая пара детей пытается убежать от ведущего (горельщика), а он их пытается поймать. Остальные детки приговаривают: «Раз-два, не воронь, а беги, как огонь!». Если убегающим удается встать в конец колонны и снова взяться за руки, то ведущий остается. А если горельщик поймал одного ребенка, то он встает с ним в пару в общую колонну, а ведущим становится потерявший пару.
В.: Все мы сегодня узнали про Масленицу, даже в игры поиграли. А что мы самое главное не сделали? Правильно, блины не попробовали! Приглашаю всех к столу с блинами и чаем.
Процесс изготовления макета: макет расположен на плотном картоне; скатерть с кружевом приклеена на клей. На макете статично закреплены деревянный самовар, чайник и чашка из соленого теста; из фетра на картоне блины, молоко (сметана), мед (масло). Соломенная куколка-кувадка, деревянная посуда, корзинка с хлебобулочными изделиями из соленого теста является приложением к беседе о русской кухне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение "Праздник национальной кухни" совместно с родителями
Конспект развлечения "Праздник национальной кухни" (В рамках реализации программы "Валдоня") подготовительная группа (совместно с родителями)...
Логопедические игры на кухне.
Материал для родителей...
Развиваем речь ребенка: на прогулке, на кухне, на даче.
Консультация для родителей о развитии речи ребенка в домашних условиях....
План занятий в детской кухне
Дано перспективное планирование занятий на год с детьми 6-7 лет в детской кухне...
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе на январь 2019 г. Тема недели "Кухня. Безопасное поведение на кухне. Посуда. Продукты. Холодильник. Хранение и приготовление продуктов. Профессия «повар»"
Календарно-тематическое планирование на январь 2019 г. Тема недели-Кухня. Безопасное поведение на кухне. Посуда. Продукты. Холодильник. Хранение и приготовление продуктов. Профессия «повар»...
Консультация для воспитателей «Полевая кухня, штаб и квест-игра в «Полевая кухня, штаб и квест-игра в детском саду, или Как по-новому организовать День Победы с дошкольниками» март 2021 г.
Проведите в этом году праздник в честь Дня Победы в детском саду по-новому. Предложите педагогам организовать мероприятие в форме интерактивной военно-полевой игры с элементам...
Чем занять ребенка на кухне? Развивающие игры и занятия с детьми на кухне
Мамы подолгу проводят время на кухне. Ваш малыш будет стараться находиться там, где находитесь вы. Чтобы он не скучал и не мешал вам заниматься делами, обеспечьте ему интересное времяпрепровождение. С...