Презентация на тему: «Экспериментальная деятельность: развитие поисковой активности и познавательной мотивации».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_na_temu_eksperimentirovanie.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Экспериментальная деятельность: р азвитие поисковой активности и познавательной мотивации». Презентация подготовлена воспитателем МБДОУ детский сад №11 Легковой Ольгой Викторовной 2017г

Слайд 2

Особое внимание с введением и реализацией ФГОС дошкольного образования обращается на развитие личности ребёнка, его способностей. Умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. Немалую роль в этом играет познавательно - исследовательская деятельность дошкольников. Проходящая в форме экспериментов: дети преобразуют объекты, выявляя скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие действия превращаются в формы поисковой деятельности.

Слайд 3

По мнению ряда, ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников. По определению Н.Н. Подъякова д етское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Слайд 4

Мы заметили, что дети экспериментируют с нами, воспитателями, с большим удовольствием, но в самостоятельной деятельности редко отдают этому предпочтение. Как развить поисковую активность и познавательную мотивацию дошкольников? На наш взгляд, более эффективно они развиваются, когда экспериментирование основано на принципах проблемного обучения. Особое внимание мы уделяем созданию проблемного поля. Например : «Нужно напоить чистой водой лисичку, а вода грязная». В некоторых случаях предоставляем детям поле пробности, например, чтобы определить из какого материала зайчику можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет. Важно , чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю». Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности.

Слайд 5

Эксперимент «Что плавает, а что тонет?» В стакан с водой опускаем различные по весу предметы. Нарисуй стрелочку вниз, если т онут и вверх, если нет. Почему? Вывод : вода выталкивает более легкие предметы.

Слайд 6

Задача педагога направлена на решение следующих задач: Накопить познавательный опыт. Развивать умения действовать в соответствии со структурой организации эксперимента: ставить цель, выявлять проблему, выдвигать гипотезу, обнаруживать несоответствие результата и цели, координировать свою деятельность. Поддерживать инициативу, самостоятельность.

Слайд 7

«Мы фокусники» Как достать скрепку, монетку из воды, не замочив рук. Вывод: магнит притягивает металлические предметы.

Слайд 8

Эксперименты классифицируются: * По характеру объектов, используемых в эксперименте: растения, живые объекты, неживая природа. * По количеству детей : индивидуальные, групповые, коллективные. * По причине проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка. * По продолжительности: кратковременные (5 – 15 минут) и длительные (свыше 15 минут).

Слайд 9

«Эти загадочные камни» Рассматривание камней через лупу . Вывод: все камни разные.

Слайд 10

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТА Организация эксперимента требует определённого уровня подготовки детей. Для того, чтобы дети смогли решить поставленную педагогом проблему или выявить её самостоятельно, у дошкольников должны быть конкретные представления и фактические сведения о предметах и явлениях. Перед проведением эксперимента мы читали с детьми познавательную литературу, просматривали видеофильмы, беседовали, наблюдали за природными изменениями и явлениями, ходили на экскурсии. Лучшему пониманию причинно-следственных связей способствует хорошо продуманный подбор материалов и оборудования. В ходе осуществления экспериментирования, внимательно следим за ходом работы и за соблюдением правил безопасности жизнедеятельности.

Слайд 11

Мы уделяем большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Предметная среда в группе доступна для самостоятельной деятельности. В группе создан центр «Познания и исследования». В центре расположен материал: • Природный включает в себя компоненты живой и не живой природы. (земля, песок, камни, семена, желуди, шишки, сухие листья, ракушки, крупы и т.д.). • Рукотворный включает в себя компоненты, созданные руками человека. ( бумага, ткань, магнит, стекла, пробки, проволока, пластмасса, металлические и деревянные предметы и т.д.). • Методический включает в себя картотеки опытов, инструкции по технике безопасности, познавательная литература, дидактические игры с элементами познавательной деятельности. • Материалы и оборудование: сосуды разного объема, лупы, ложечки, пипетки, песочные часы, воронки, фартуки, нарукавники, тряпки и т.д .

Слайд 12

Уголок природы и экспериментирования

Слайд 13

Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводили родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, на которых объясняем родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Родители принимают участие в насыщении наших экспериментальных лабораторий. Наша задача – помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными.

Слайд 14

В РЕЗУЛЬТАТЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭСПЕРИМЕТИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ФОРМИРУЕТСЯ: ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – умение ставить цель, планировать и решать интеллектуальные и личностные задачи(проблемы) адекватные возрасту САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – способность управлять своим поведением АКТИВНОСТЬ – потребность в экспериментировании

Слайд 15

Экспериментирование – это интересно, Экспериментирование – это познавательно , Экспериментирование развивает и воспитывает. Пробуйте, исследуйте , творите ! Фей ерверк из шаров Танцующие скрепки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

Презентация на тему "Экспериментальная деятельность в ДОУ»

Презентация поможет педагогам иродителям спланировать и провести экспериментальную деятельность с детьми дошкольного возраста....

Выступление в районных педагогических чтениях работников дошкольных образовательных организаций Канского района по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности»

Изучив  теоретический материал  по данному  вопросу,  я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить  методику экспериментирования более углубленно. В  н...

Сообщение из опыта работы для воспитателей на тему «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей 2-3 лет»

Сообщение из опыта работы для воспитателей на тему "Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей 2-3 лет"...

Мастер – класс для педагогов ДОУ Тема: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»Цель: представление опыта работы с дет...