Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Чистый город»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Конспект образоваельной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
с целью формирования основ здорового образа жизни и формирования познавательного интереса к природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_chistyy_gorod.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по экологии «Чистый город»
Тема: "Чистый город"
Подготовила воспитатель
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 212» Шендер Ирина Валентиновна
Цель:
Формировать у детей познавательный интерес к природе, экологическое сознание.
Задачи:
1. Образовательные.
Учить детей находить правильные решения в сохранении окружающей природы родного города.
Расширить представления о правилах поведения в природе.
2. Развивающие.
Формировать у детей представление о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Показать значение воды в жизни живой природы. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует.
Развивать у детей логическое мышление, познавательный интерес, творческие навыки.
Развивать способность анализировать, выделять главное, делать вывод.
Формировать представление детей о роли человека в охране окружающей среды и влияние ее на здоровье.
Стимулировать к созданию из бытовых предметов полезные, эстетически привлекательные сувениры, поделки, игрушки.
Обогащать словарный запас, аргументировано отвечать на вопросы, подбирать обобщающие слова.
3. Воспитательные.
Воспитывать культуру поведения в быту, экологически грамотных жителей страны.
Воспитывать бережное отношение к природе, сохранить любовь к окружающей природе.
Словарная работа:
Обогащать словарь детей словами: Солнечный город, сочок, зеленый патруль, контейнер, листовки, фильтр, фильтрование.
Методы и приемы:
1. Наглядные: Плакаты, листовки, схема движения капельки.
2. Словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка.
3. Положительная мотивация.
4. Художественное слово.
5. Практические действия: проведение опытов.
6. Игровые: Дидактическая игра «Вода», игровое упражнение «Собери мусор».
Используемые технологии: игровые, развивающего обучения, технология (педагогика сотрудничества, технология проблемного обучения.
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов, стихов, разгадывание загадок.
2. Нахождение материала о воде дома.
3. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
4. Прослушивание музыкальных записей.
5. Создание листовок, плаката.
6. Проведение исследований, опытов.
7. Работа со словарем.
Материалы:
Игровой коврик, пилотки зеленого цвета, перчатки по количеству детей, ножницы, цветная бумага, картон, клей, кисточки, разные по материалу коробочки, упаковки, заготовки для эмблем круглой формы, пакеты для мусора разных цветов, дорожка, плакаты, листовки, дидактическая игра «Вода», магнитофон, аудиозапись.
1 часть. Образовательная область «Познание», «Коммуникация»
Вид деятельности: Игровая
Воспитатель раскладывает на полу игровое поле, привлекая внимание детей. На поверхность игрового поля расставляет деревья, дома, фигурки. Видя заинтересованность детей, начинает свой рассказ: - Ребята, как выглядит наша планета Земля? (Ответы детей). На ней есть горы, леса, поля, зеленые лужайки, реки. Люди строят дома, заводы, дороги. И вот однажды, жители одного города… предлагаю придумать название (Дети называют). "Жители Чистого города" не задумываясь об окружающей их природе, об обитателях лесов, морей и рек, выносили и оставляли повсюду мусор.
-Посмотрите! Не только на улицах города много мусора, но и в лесу, и в речке. Звучит запись голоса речки:
Я веселый родничок.
Кто же мне помочь готов?
Никто не слышит песенки моей?
И с каждым днем
Она становится грустней.
Ведь на пути моем преград не перечесть:
Бутылки, палки и коряги есть.
Кого о помощи просить?
Чтоб мог я песенкой своей,
Весь мир развеселить.
Обращает внимание детей, что в воде плавает бутылки, другой мусор. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вода стала чистой, прозрачной (ответы детей: убрать мусор, очистить речку). А, что вам поможет убрать мусор? (ответы детей: сочок, мусорные мешки, перчатки, метла и т. д.) . Воспитатель предлагает создать детский клуб под названьем "Чистый город". Раздает детям форму и зеленые пилотки, предлагает надеть перчатки. А зачем нам нужно надеть перчатки? (ответы детей: чтобы не поранится, не испачкаться).
Проводится игровое упражнение «Собери мусор». Предлагает детям взять инструменты, и приступить к уборке. По словесной инструкции его необходимо собрать в разные контейнеры или мешки (пластик – красный мешок, бумага – зеленый мешок, алюминий – синий мешок). Дети выполняют задание.
По окончанию сбора мусора, воспитатель вместе с детьми проверяет, правильно ли собрали мусор в нужные мешки.
Город стал таким чистым, что бы он оставался таким, что мы должны для этого сделать? (Ответы детей: не мусорить, поставить урны и др.) . Выслушав ответы детей, воспитатель выставляет на игровом поле урны для раздельного сбора мусора (для бумаги, стекла, пластика). Воспитатель спрашивает детей:
- Зачем будем собирать мусор в отдельные контейнеры? (ответы детей: что бы сделать новую книгу, газету, игрушку и т. д.) .
А как мы объясним, жителям города, что нудно не мусорить, а уносить мусор с собой, когда они бывают на природе, не выбрасывать его на улице? (ответы детей: наклеить листовки).
Звучит запись ручейка. Это ребята, он вас благодарит своей песенкой. Воспитатель предлагает детям в «Чистом городе» развесить листовки (прикрепляют на магнитную доску). А в конце нашего путешествия мы раздадим листовки гостям, чтобы они у себя тоже их развесили.
2 часть. Образовательная область «Познание» «Коммуникация»
Вид деятельности: Познавательно-исследовательская деятельность.
А вот еще одна запись, послушайте: Привет, Федя! Привет, Дима! Вы что такие веселые?
Да, мы сейчас здорово играли. Набрали целую ванну воды и пускали кораблики. А потом на улицу пошли.
Кран-то закрыли?
Зачем? Воды и так много. Пусть течет, потом закроем.
Дети, как бы вы думаете правильно ли поступили ребята? Хорошо они поступили? (Нет! Воду надо беречь, они могли бы затопить других людей и т. д.)
Послушайте стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Воспитатель: - дети, а кому нужна вода?
Проводиться д/игра “Вода”.
Детям предлагаются картинки с изображением деревьев, птиц, животных, машин и т. д. Нужно выбрать соответствующую картинку с изображением того, кому нужна вода. Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду надо беречь.
Вспомните пословицы о воде: “Воду попусту не лей. Дорожить водой умей! ” и др. Воспитатель предлагает зеленому патрулю разместить в умывальной комнате плакат напоминание для всех взрослых и детей.
Воспитатель: - Вы уже знаете, чтобы вода из реки попала к нам в дом, ей надо пройти длинный путь. А как вы думаете, вода из реки сразу попадает к нам в дом? (Нет). Из реки насосы перекачивают воду в резервуары – отстойники, где ее тщательно очищают и фильтруют. После фильтрования по трубе вода попадает в резервуар для чистой воды, и лишь отсюда насосы перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в наши квартиры. Вот так долго вода из реки добирается к нам. Воспитатель показывает схему «Как вода попадает в дом». Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь.
А всегда ли вода из крана бывает чистой? (Нет). А почему? (трубы грязные, ржавые). А что нужно сделать? (Профильтровать). А что такое – фильтр? (показ фильтра).
Это приспособление для отчистки воды. Мы сейчас проверим, как он работает. Воспитатель с детьми заливает грязную воду в бытовой фильтр и оставляют его для очистки.
А если мы находимся в лесу, на природе и у нас нет с собой фильтра. Как мы можем очистить воду? (ответы детей: взять марлю, тряпочку). Воспитатель предлагает: Влад, вот стакан с грязной водой. Бери марлю и как через фильтр переливай воду в чистый стакан. Что вы видите на марле? (Вся грязь осталась на марле). А какой вода стала в стакане? (Чистой). Марля как фильтр, который не пропускает грязь, задерживает ее. Можно и второй раз пропустить воду через марлю, и она будет еще чище.
Воспитатель спрашивает детей: - Ребята, а если что в воде будет плавать бумага, что с ней произойдет? (ответы детей: она намокнет, мокрая, утонет). Предлагает провести опыт с бумагой. Каждый ребенок подходит к столу и выполняет практические действия с разными видами бумаги.
3 Часть. Образовательная область «Физическая культура»
Вид деятельности: «Физкультурная»
Воспитатель предлагает пройти по "волшебной" дорожке, в конце дорожки растет бутылочное дерево, живут человечки, сделанные из крышек, осьминожки и т. д.
Дети рассматривают поделки, воспитатель предлагает поиграть с ними.
Игра «Осьминожка». Дети встают в круг и под музыку стараются поймать в колпачок шарик в осьминожку. Воспитатель говорит, что веселая игрушка тоже сделана из мусора (бутылок из под воды).
4 Часть. Образовательная область «Художественное творчество»
Вид деятельности: Художественно-продуктивная деятельность.
Воспитатель говорит: - Наш экологический отряд собрал много пластиковых коробочек. Подумайте, как их можно применить и что из них можно сделать. Предлагает открыть мастерскую необычных поделок. Дети рассматривают разноцветные баночки. Воспитатель спрашивает, на что они похожи (домики, осьминожка, цветочек) .
Самостоятельная деятельность по изготовлению поделок.
В конце различных видов деятельности воспитатель благодарит ребят за старание и работу.
Дети рассматривают поделки, воспитатель предлагает поиграть с ними, читают стихотворение:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Дорогие ребята, мне сегодня было приятно снова побывать с вами в «Чистом городе» и проводить исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности. Социальная адаптация может проходить чер...
«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Татьяна Михайловна Лущик – учитель – дефектолог Город Усолье Сибирское Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующе
Статья в сборнике. (май 2011 год)В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и дин...
Сообщение на тему: "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия «Народный календарь: времена года»
Цель работы - формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветово...
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
С учетом ФГОС в дошкольном образовании на первое место выходит игровой, интегративный принцип развития и обучения детей дошкольного возраста. Перед педагогами дошкольных учреждений стала задача пересм...
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности....
Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях мегаполиса
Проблема экологического воспитания обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе...
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОО
Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научиться ли, быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимать себя как часть...