Авторская программа проекта « Чердачок полезных вещей».
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
В статье рассматривается внедрение в воспитательно-образовательный процесс инновационных технологий, способствующих формированию у дошкольников умений решать определенные задачи эвристического характера на основе выбора вариантов решения через реализацию определенного сюжета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_proekta.docx | 346.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа проекта « Чердачок полезных вещей».
Маслова Татьяна Владимировна
Чобиток Ольга Геннадьевна
Лиманский район, р.п. Лиман.
МКДОУ « Детский сад « Солнышко» п. Лиман» СП №4
Современному обществу нужны образованные люди, обладающие системным мышлением, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.
Однако, как удивить современного ребенка? Как развивать природную потребность ребенка видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения, правильно излагать и отстаивать свои идеи? Решение этих актуальных вопросов мы увидели в организации долгосрочного проекта « Чердачок полезных вещей» с применением квест-технологий.
С течением года в детском саду накапливается большое количество разных предметов, к которым дошкольники потеряли, а в некоторых случаях и не проявляли интерес. Вот и возникла идея провести, так сказать,«ребрендинг» невостребованных вещей дав тем самым дошкольникам возможность фантазировать, экспериментировать, сочинять, творить, изучать мир.
В течение двух лет дошкольникам средней, в последствии старшей группы предстоит исследовать объекты по следующим циклам проекта: «Планета», «Игрушки», « Посуда. Продукты питания», « Подводный мир», «Животные», « Деревья», « Птицы», « Одежда и аксессуары», « Электробытовая техника».
Цель проекта: внедрение в воспитательно-образовательный процесс игровой квест-технологии, способствующей формированию у дошкольников умений решать определенные задачи эвристического характера на основе выбора вариантов решения через реализацию определенного сюжета.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
-формировать умения устанавливать причино-следственные связи, задавать вопросы взрослым, сверстникам;
-развивать навыки наблюдательности, способности экспериментировать, принимать решения с опорой на собственный опыт;
-развивать у детей любознательность, логическое мышление, креативное воображение.
Успех каждого проекта зависит от того, как взрослый заинтересует ребенка. Чтобы привлечь внимание, вызвать интерес и активность детей мы создали игровой макет в виде чердачка и разместили его на шкафчике. Мобильная ширма-занавес с видом жилого дома легко опускается и скатывается по необходимости, гармонично моделируя среду проектной деятельности. Для стабильной, устойчивой мотивации детей к совместной деятельности в чердачок жилого швецкого дома мы «поселили» главного сказочного персонажа Карлсона. Карлсон добрый, любознательный, с ним весело и не страшно. Он учит не огорчаться и в любой ситуации находить позитивное решение.
Особенность проекта в том, что организация любого вида деятельности укладывается в логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысление – закрепление – применение.
Главный принцип работы с « чердачком» состоит в том, что все собранные объекты активно включаются в детскую деятельность как в процессе создания, так и по ее окончании.
Основная идея проекта: сказочный персонаж в данном случае Карлсон задает маршрут следования по игровому сюжету с помощью предметов «чердачка». Вещи с «чердачка» становятся необходимыми атрибутами для выполнения игровых заданий. Карлсон предлагает детям взять с собой в «путешествие» «штучки», которые согласно его интуиции им пригодятся.
Виды познавательной деятельности в рамках проекта проходят по следующим направлениям:
-в рамках непрерывной образовательной деятельности,
-в ходе режимных моментов, как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной деятельности дошкольников;
-в ходе культурно-досуговой деятельности.
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
I этап – подготовительный
- Определение и обсуждение основной идеи, целей и задач, принципа и этапов реализации проекта;
- Накопление и изучение методической литературы по проблеме;
- Разработка комплексно-тематического плана по темам циклов проекта.
- Подготовка материала и оборудования.
- Предварительная работа по реализации проекта.
II этап – основной (практический)
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по реализации проекта.
- Отбор актуальных квест-игр с целью их применения для решения поставленных задач.
III этап – заключительный
- Оформление результатов проекта в виде презентации;
- Организация выставки «На чердачке полезных штучек и штуковин».
- Проведение мастер-класса для родителей и педагогов «В гости к Карлсону»;
Стадия реализации: в действии.
Ожидаемый результат:
Дети должны: овладеть различными способами поиска, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными проектными задачами; уметь применять полученные знания в жизни.
В качестве примера приведем конспект организованной образовательной деятельности « В гости к Золотой рыбке»
Цель: Обогащать познавательный, чувственный, сенсорный опыт детей и их умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Задачи:
- Способствовать развитию познавательного интереса у детей, любознательности, творческой активности.
- Помогать выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, окружающим, доставить радость детям, вызвать положительный эмоциональный настрой.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему “Морские обитатели”, прослушивание “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина.
Ход организованной образовательной деятельности.
Воспитатель обращает внимание детей на чердачок и говорит от лица сказочного персонажа.
Карлсон: Ребята, сегодня я обнаружил у себя на чердачке вот что (обращает внимание на рыболовную сеть и бутылку с посланием). Как вы думаете что это? Посмотрите здесь послание. Мы узнаем от кого послание, когда правильно соберёте эту разрезную картинку. Хотите узнать? Пройдите к столу и начинаем. (Дети собирают разрезную картинку из 6 частей)
Педагог: - Кто у вас получился? (золотая рыбка)
- Как вы определили, что это – золотая рыбка? (ответы детей: - У неё корона на голове, чешуя золотистого цвета)
- Карлсон знает из какой сказки этот персонаж? А вы? ( “Сказка о рыбаке и рыбке”)
- Кто написал эту сказку? (Александр Сергеевич Пушкин)
- Правильно, молодцы!
Педагог: Ребята, вот мы выяснили, что послание это от самой золотой рыбки! (зачитывает послание)
“Здравствуйте, девочки и мальчики! Приглашаю вас к себе в гости. Живу я в подводном царстве. Но чтобы добраться до него вам необходимо выполнить мои задания. Удачи! С нетерпением жду встречи с вами. Её величество, Золотая рыбка”.
Карлсон : Ребята, оказывается к золотой рыбке не так просто попасть. Вы не боитесь трудностей? Готовы начать путешествие к подводному царству золотой рыбки? (Да!)
- Я знал, что вы – смелые ребята! Но прежде, чем отправится в путь, нам следует взять с собой кое-какие вещи с моего чердачка. Я еще не знаю зачем они нам нужны, но мой гениальный ум подсказывает, что они нам пригодятся. Нужно взять: разноцветные прищепки, пуговицы и вот эти разноцветные картонные круги. Все это мы положим в походный рюкзак и используем, когда настанет нужный момент. А еще нам понадобится клубок шерстяных ниток.
Педагог: Как нам найти дорогу?
Карлсон: ААА, вот клубочек нам и пригодился. При желании этот клубочек может стать волшебным. Ребята, скажем заветные слова:
Ты катись, катись, клубочек,
С овражка на мосточек
Только сильно не спеши
К заданию золотой рыбки нас приведи.
- Идём вслед за ним.
1-е задание
Педагог: - Клубочек привёл нас к загадочной шкатулке и волшебному сундучку. Это задание для мальчиков и девочек. Посмотрим, что внутри её (открываем).
- Здесь находятся фигуры. Возьмите каждый по одной. Обратите внимание, какой формы эти фигуры? (овальная, продолговатая форма)
- Одинаковы ли по цвету они? (нет)
- Как вы думаете, на кого похожи эти фигуры? (ответы детей)
- Правильно, фигуры похожи на рыбок. Но чего не хватает у этих рыбок? (плавников и хвостов)
- Зачем рыбкам хвостики и плавники? (ответы детей)
- Посмотрите, на дне шкатулки – задание от золотой рыбки.
“Ребята, мои рыбки потеряли плавники и хвостики. Помогите им. Удачи вам!”. Странно, где же они их потеряли?! Посмотрите есть они в шкатулке? Нет. Что делать?
Карлсон: Настала пора достать из походного рюкзака первый предмет. (Вынимает прищепки).
Педагог: Ребята, вы уже догадались, как нам помогут прищепки? Правильно, используем их как плавники и хвостики для рыбок.
(Дети подбирают для каждой рыбки хвостик и плавники, используют прищепки.)
Вы очень хорошо потрудились давайте немного поиграем.
Физминутка:
« Рыбки плавали, ныряли и плескалися в воде…»
Педагог: Пора в путь – дорогу. Слышите? Что это за звук? (раздаётся шум воды, плеск волн)
- Ребята, значит мы у цели. Подводное царство где – то рядом. Где наш волшебный клубочек?
Ты катись, катись, клубочек,
С овражка на мосточек
Только сильно не спеши,
К золотой рыбке нас приведи.
Педагог: - Шли мы, шли (идем за клубочком) и к подводному царству пришли (макет подводного царства). А вот и сама золотая рыбка. Она тихонечко говорит мне на ушко, что рада видеть нас. Поздороваемся с ней.
- Ребята, потрогайте золотую рыбку, посмотрите на неё, какая она? (педагог побуждает к высказыванию каждого ребёнка).
2-е задание
Педагог: - На этот раз клубочек привёл нас к необычному мешочку. А вот и задание (читает рядом лежащее послание):
“Руку в чудесный мешочек опусти,
Морского обитателя отыщи, достань и назови!”
- Кто самый смелый? Интересно, какой морской обитатель понравится твоим пальчикам?
(Дети по очереди опускают руку в мешочек, достают и называют морского обитателя. Педагог комментирует каждого воспитанника:
- Морской ёж (- Почему этого морского обитателя так назвали, как ты думаешь?)
- Морская черепаха (- Обитает в море, а вот свои яйца откладывает на суше.)
- Осьминог (- Ребята, вы знаете, когда осьминогу угрожает опасность, он меняет свою окраску и пускает отпугивающие чёрные чернила.)
- Ракушка (- Какая поверхность у этой ракушки? (гладкая, блестящая)
- Морская звезда (- Ребята, морские звёзды бывают разной окраски. Тебе попалась морская звезда какого цвета?)
- Собака (- Это морской обитатель? Золотая рыбка решила проверить, насколько вы внимательны!)
- Морской конёк (- Ребята, этот морской обитатель отличается тем, что плавает в вертикальном положении)
- Акула (- Что ты знаешь о ней?)
- Молодцы, ребята! Справились с заданием. Каких ещё морских обитателей вы можете назвать? (ответы детей).
3-е задание.
Педагог: Опечалена Золотая рыбка, она просит нас помочь ей разобрать перемешавшихся животных по среде обитания.
Карлсон: Нам снова понадобится походный рюкзак. Вот эти круги помогут нам.
Игра с кругами Эйлера: дети раскладывают морских животных на круг голубого цвета, сухопутных- на круг зеленого цвета, а на пересечении- животных, которые обитают как в воде, так и на суше.
Педагог: Молодцы, ребята, помогли Золотой рыбке разобраться. Подводный мир необычайно интересен и разнообразен. К сожалению, в наши дни многие морские обитатели находятся на грани вымирания. Помните, чтобы их сохранить, сохранить красоту подводного мира, мы с вами и все люди на земле должны беречь и охранять природу.
Карлсон: Ребятки, нам пора в путь дорогу. Ой, рыбка что-то хочет нам сказать. Ей грустно: у ее подружек и друзей не такие яркие «наряды». А давайте сделаем для нашей рыбке подарок - поможем ее друзьям.
4-е задание.
(Дети подходят к столу, где лежит шаблоны рыбок в технике пластилинографии и шаблоны осьминогов, морских звездочек из картона).
Педагог: Как бы нам украсить этих морских обитателей.
Карлсон: В нашем походном рюкзачке остались только разноцветные пуговицы и вот этот клубочек.
Педагог: Ребята, вы уже придумали, как нам украсить рыбок с помощью пуговиц? Отлично. Этим займутся девочки. А мальчики с помощью нити в технике обматывания украсят морские звезды и осьминогов.
Карлсон: Здорово получилось! Золотая рыбка и ее друзья очень довольны результатом.
Педагог: Пришло время возвращаться в детский сад. Но как мы туда попадем? Клубок мы использовали для задания.
Карлсон: Золотая рыбка поможет нам и исполнит наше заветное желание –вернуться домой. Ребята, давайте поблагодарим рыбку и попрощаемся с ней. До свидания, золотая рыбка (хором).
Рефлексия
Педагог: - Ребята, вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось путешествие? Что запомнилось больше всего? (ответы детей)
Всем было легко справиться с заданиями?
Карлсон: -Мне тоже очень понравилось путешествовать с вами. Хочу отметить, что вы активные, умные, дружные ребята. Молодцы! Но мне пора подкрепиться и отдохнуть у себя на чердачке. До новых встреч!
Педагог: До новых приключений, Карлсон.
(Звучит песенка золотой рыбки из мультфильма “Маша и медведь”)
Список литературы:
1.Кузьминов.В.В. Тематические загадки в детском саду.- Воронеж.: ИП Лакоценина.- 2010.
2.Осяк С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст] / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
3. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] / Е.С. Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. - М. : Академия, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «25 полезных вещей, которым мы должны научить будущего первоклассника»
В будущем эти полезные навыки обязательно пригодятся – помогут наладить общение с другими людьми и значительно облегчит жизнь....
Конспект тематического занятия Как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами
Конспект тематического занятия Как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами...
25 полезных вещей, которым мы можем научить детей
Прямо сейчас на наших глазах привычки приобретают наши дети. В зарождении каких-то из них мы не будем участвовать, их продиктует природа и среда, окружающая ребенка. Но есть вещи, которым мы мож...
Планирование ІХ тематического блока-модуля «В мире полезных вещей» (для детей 6 -7лет).
Тематический модуль ІХ «В мире полезных вещей» для детей 6 -7лет Итоговые мероприятия:Выставка детских работ. 1.Тема: Мебель и её части...
«Сказ о том, как полезные вещи стали музыкальными инструментами» открытое мероприятие в сфере национальной культуры по воспитанию патриотизма детей старшего дошкольного возраста
Мы живём в многонациональном государстве и в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах Дошкольного Образования (ФГОС ДО) сказано, что каждый ребёнок имеет право знать культуру, обы...
По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не лопнули ли почки на знакомом кустарнике… А можно легко и
По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не л...
Проект "Полезные вещи из LEGO"
Проект "Полезные вещи из LEGO"...