Путешествие в мир комнатных растений
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Тищенко Марина Николаевна

конспект занятия: "Путешествие в мир комнатных растений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 станицы Октябрьской МО Крыловский район

Конспект НОД  в средней группе

Тема: «Путешествие в мир  комнатных  растений»

Воспитатель высшей категории: Тищенко М.Н.

Март 2020 год


Цель: Расширять   представления  детей о комнатных растениях: их пользе и строении.

Задачи:

Учить  различать комнатные растения по внешнему виду. Закрепить названия комнатных растений. Формировать умение выделять  отдельные части растения: корень, стебель, листок, цветок. Развивать  наблюдательность, внимание, мышление, умение делать простейшие выводы. Воспитывать любознательность, доброту, отзывчивость, воспитывать бережное отношение к растениям.

Материалы и оборудование:

- комнатные растения герань, фиалка, фикус, хлорофитум, традесканция;

- карточки - схемы с изображением предметов и действий, необходимых

для роста и развития комнатных растений;

-разрезные картинки «Строение цветка»;

- картинки с изображением комнатных растений;

Ход НОД:

Воспитатель:

Воздух очищают, создают уют,

На окошках в домах цветут.

Воспитатель: Правильно, это комнатные растения. А какие цветы есть у вас дома? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, когда мы сегодня пришли с вами в группу, то увидели письмо, которое лежало около цветов. Мы с вами решили, что прочтём его на занятии. Давайте прочтём письмо и узнаем от кого оно.

«Дорогие ребята! Меня зовут Дюймовочка. Я давно наблюдаю за вами  и мне очень понравились ваши комнатные растения и цветы. Я приготовила вам сюрприз и спрятала его в групповой комнате. Надеюсь, что вы весело и интересно проведёте время во время поиска сюрприза. Дюймовочка». Что же мы с вами будем делать? Какие будут ваши предложения?

Дети предлагают поискать сюрприз.

Воспитатель: Мы с  вами совершим увлекательное путешествие в мир  комнатных  растений.

«Мы похлопаем в ладоши 1,2,3

Мы   друг  к другу повернёмся

И конечно улыбнёмся

Глазки крепко закрываем,

В  мир цветов мы  попадаем».

Звучит волшебная музыка «Вальс цветов» П.И.Чайковского, (воспитатель превращается в Фею, а дети в эльфов – помощников Феи, надевая атрибуты).

Фея: Я фея цветов, а вы мои помощники эльфы и маленькие феи.

Мы с вами попали  в мир  комнатных растений, чтобы найти сюрприз от Дюймовочки.

Фея: А почему же растения называют комнатными? (Ответы детей)

Фея:  А как вы думаете, для чего нужны эти растения? (Ответы детей) 

Фея: Правильно. Комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух. Растения - живые организмы, и они не могут жить без солнечного света и воды. Многие комнатные растения имеют приятный запах. Вы уже знаете, что каждое растение имеет свое название.

Фея: Ребята, знаете ли вы название этого растения?(Показывает герань) 

(Ответы детей)

Фея: Это растение называется «Герань» или «Пеларгония». Давайте внимательно рассмотрим его, из чего оно состоит?(Ответы детей)

Фея: Молодцы, у герани есть стебель, листья, цветки  и корни.

Фея: Какой формы листья герани? Какого цвета листья? (Ответы детей)

(Листья у герани округлой формы, яркого зелёного  цвета)

Фея: Какого цвета цветы герани?

Дети: Красного.

Фея: Правильно. Цветы у герани могут быть разных цветов: белые, розовые, малиновые. Цветы герани собраны в соцветия, словно в зонтик.

Фея: А где корни герани? (ответы  детей – спрятаны  в земле)

Фея: Как вы думаете, зачем растению нужны корни?(ответы детей)

 Обобщает ответы детей: «Корни растения находятся в земле. За счёт корня растение не падает и крепко держится в земле. Землю обязательно нужно рыхлить, чтобы к цветку попадал воздух. Ещё корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам.

Фея:  А кто знает, как называется это растение? (Показывает фиалку) 

(Ответы детей) 

Фея:  Это растение называется «Узамбарская фиалка» или «Сенполия».

Фея:  Внимательно рассмотрите растение и скажите, из чего она состоит?

( Показ ребёнка:  корень, стебель, листья, цветы)

Какой формы листья? Какого цвета листья?

Фея обобщает ответы детей: «У фиалки есть листья, цветки, стебель и корень. Листья округлой формы, темно-зелёного цвета, у листьев есть черешок.  Стебель у фиалки очень короткий».

Фея: Какого цвета цветы фиалки?

Дети: Цветы фиолетового цвета.

Фея: Ребята, без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям нужна земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, им нужна наша забота и любовь!

Фея: Ребята, чем отличаются фиалка от герани?

Дети:  По высоте, разного цвета цветы.

Фея: Есть ли здесь сюрприз?  (Нет)

Аналогично проходит рассматривание цветка фикуса и хлорофитума.

Фея: Есть ли здесь сюрприз?  (Нет)

Фея: Молодцы! Пригашаю вас поиграть в игру«Цветы».

Звучит музыка «Вальс цветов» Шопена

Фея: Встаньте в круг и представьте, что вы стали красивыми цветами.

Дети встают вокруг стола, на котором лежат карточки с изображением цветов.

1,2,3 у нас выросли цветы (дети сидят на корточках, медленно встают)

Небывалой красоты!

До чего ж чудесные!

До чего ж прекрасные!

Вдруг повеял ветерок (бегут на носочках по кругу)

Закружился наш цветок (кружатся вокруг себя)

Покружился, поклонился

И на место возвратился (дети берут карточки и относят их к цветам, и называют цветок).

Фея: Есть ли здесь сюрприз?  (Нет). Продолжаем путешествие.

Дидактическая игра «Собери  растения»

Фея: Ребята, на столе перед вами  у каждого лежат разрезные картинки с изображением строения комнатного растения - корень, листья, стебель, цветок. Вы должны собрать это растение.

«Раз, два, три - цветок быстро собери»

(Дети собирают разрезные картинки и называют своё комнатное растение)

Фея: Молодцы! Продолжаем путешествие. Вырастили цветы, а чтобы они не завяли, и росли красивыми, нужно ухаживать за ними.

Физкультминутка «Фикус»

Ну-ка, фикус, похвались  (Хлопки)

Вот какой огромный лист! (Растопырить пальцы рук)

Сделан будто бы из кожи, (Потереть ладони)

Фикус, мы тебе поможем:    (Сжимать и разжимать кисти рук)

Каждый толстенький твой лист(Прижать ладони друг к другу)

Вымоем старательно.            (Поглаживаем кисти «моем»)

Зеленей ты становись            (Хлопки)

Ростом - с воспитателя! (Потянуться, руки поднять вверх)

Дети надевают фартуки.

Фея подводит детей к столу № 1, на котором стоят фикусы.

Фея: Ребята, посмотрите, листья фикуса пыльные. Какой уход необходим фикусам?

Дети: Протирать листья влажной тряпочкой.

Фея: Верно ребята. Кладём на ладошку лист растения и влажной тряпочкой аккуратно от стебелька к концу листочка протираем (воспитатель показывает детям)

Фея подводит детей к столу № 2, где стоят фиалки.

Фея: Какие цветы стоят на этом столе? (ответы детей). Ребята, потрогайте пожалуйста, аккуратно листья фиалки, какие они на ощупь? (ответы детей: мягкие, пушистые, мохнатые).  А кто догадался, как за фиалкой надо ухаживать. (Ответы детей). Правильно, с листьев мы будем аккуратно сметать пыль кисточкой, так как листья фиалки боятся воды. Они могут сгнить.

Фея подводит детей к столу № 3, где стоит хлорофитум.

Фея: Ребята, а как называется это  комнатное растение? (ответы детей).

Фея: Правильно, хлорофитум. Посмотрите, листья у хлорофитума длинные, тонкие, их невозможно протереть и сметать пыль кисточкой. Как же нужно за ними ухаживать? Ребята, листья хлорофитума нужно опрыскивать (показ воспитателя).

Фея подводит детей к столу № 4, где стоят герани.

Фея: Как называются эти комнатные цветы? (ответы детей). Ребята, посмотрите, листья герани чистые. Потрогайте, пожалуйста, землю, какая она? (ответы детей: сухая, твёрдая). Какой уход им необходим?

Дети: Надо полить.

Фея: Верно.

Фея: Молодцы ребята, все справились с заданиями по уходу за комнатными растениями (дети снимают фартуки).

Фея: Мы продолжаем  путешествие. Может быть, сейчас найдём сюрприз!

Фея:  Посмотрите, ребята, какие интересные растения – на них нет листиков (на  столах лежат картинки с изображением фикусов в горшках  без листьев).

Чего у них не хватает? (Ответы детей)

Я знаю, что ваши руки могут творить настоящие чудеса.
Вы готовы помочь цветам? (Ответы детей)

Дети выполняют аппликацию «Фикус» и дарят гостям работы.

Итог занятия:

Звучит волшебная музыка «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

«Мы похлопаем в ладоши 1,2,3

Мы   друг  к другу повернёмся

И конечно улыбнёмся

Глазки крепко закрываем,

В  детский сад мы  попадаем».

Кружимся, кружимся, кружимся    

Открываем  глаза. Когда дети открывают глаза, то видят перед собой сюрприз – букет цветов из конфет.

Ну, вот мы и дома. Я опять воспитатель, а вы дети.

Воспитатель:  Что помогло нам найти сюрприз? Как вам наше приключение? Что нового узнали? Любую задачу и трудную работу можно выполнить, если работать в команде. (Дети передают друг другу цветочек и говорят о том, что им понравилось на занятии).

Воспитатель:  Сегодня мы с вами познакомились с тем, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями. Всё, чему вы научились сегодня, вы можете использовать дома, помогая маме ухаживать за растениями. Комнатные растения — это живые существа, поэтому мы должны с вами заботиться, беречь их, ухаживать и бережно относится к ним.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если я и он и ты,

Если мы сорвём цветы

То останутся пусты и деревья и кусты

И не будет красоты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...