проект "Подводное царство"
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №26 № «Кораблик»
Проект
«Подводное царство – богатое государство»
Подготовила:
Тютенькова Е.Н.
воспитатель комбинированной группы
Бердск 2019 год
Проект «Подводное царство – богатое государство»
Автор проекта – воспитатели подготовительной группы
Продолжительность проекта – краткосрочный
Тип проекта – познавательный, творческий
Участники проекта – воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Возраст детей – 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Актуальность проекта – подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детей. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей – «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнёрского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта представляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект – кто они и какие обитатели подводного царства.
Игровая мотивация - помочь Незнайке узнать о подводном мире и его обитателях.
Цель проекта – воспитание экологической культуры у старших дошкольников через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей; развитие познавательных, творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
Задачи проекта:
для детей:
- Развивать поисково-познавательную деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор; находить разные способы решения проблемных ситуаций.
- Расширять представления детей об обитателях морских глубин.
- Развивать логическое мышление, умение на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения.
- Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.
- Развивать способность вслушиваться в звуки природы.
- Развивать познавательный интерес, творческие способности детей путём привлечения их созданию макета «Подводного царства», созданию мини-сообщений о морских животных; к выражению своих впечатлений в разных видах продуктивной деятельности.
- Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
- Воспитание у детей навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
для педагогов:
- Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам организации работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и формированию экологических представлений.
- Разработка методических материалов по теме «Подводный мир» (картотека игр, методы и приёмы работы, конспекты занятий, бесед, досугов и других мероприятий).
- Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей.
для родителей:
- Привлечение родителей к созданию «домашних» мини-сообщений о морских обитателях.
- Поддержка и стимулирование творческой самореализации семьи по приобщению детей к экологической культуре.
Форма проведения итогового мероприятия проекта – викторина «Подводное царство – богатое государство», презентация мини-сообщений, выставка работ детского творчества.
Продукты проекта:
для детей и родителей:
мини-сообщения о морских обитателях, выставка творческих работ (рисунки, поделки), макет «Подводного царства»
для педагогов:
картотека дидактических игр, конспекты занятий, создание альбома о морских обитателях, выставка творческих работ (рисунки, поделки), макет «Подводное царство».
Ожидаемые результаты по проекты:
для детей:
- Владеют понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски» и др.
- Имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (ползают, плавают), способах маскировки, об уникальности каждого вида; знают о взаимосвязи с другими обитателями.
- Составляют описательный рассказ о морском обитателе.
- Имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
для педагогов:
- Подведение итогов проектной деятельности в форме презентации «Подводное царство – богатое государство».
- Пополнение предметно-развивающей среды детского сада дидактическими играми и методическими материалами по ознакомлению дошкольников с окружающим и формированию экологических представлений, систематизация материалов.
для родителей:
- Выявление мнения родителей о прошедших мероприятиях.
- Помощь родителей в поисках нужной информации и создания мини-сообщения.
План работы над проектом.
Содержание деятельности | Задачи | Участники |
I этап. Организационный. | ||
1. Создание проблемной ситуации. | Заинтересовать детей данной темой. | Воспитатели, дети. |
2. Определение задач воспитательно-образовательной работы. | Воспитатели | |
3.Анализ проблемы. Что мы знаем? Что мы хотим? Где мы можем это всё узнать? | Выявить у детей знания о подводном мире. | Воспитатели, дети. |
4.Формулировка проблемных вопросов. | Учить ставить проблемные вопросы. | Воспитатели, дети. |
5. Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы. | Составить план работы, обсудить способы формирования конечных результатов. | Воспитатели, родители. |
6. Подбор энциклопедической, методической, справочной литературы по теме проекта. | Пополнить объём знаний и сведений детей об окружающем мире. | |
7. Подбор подвижных и дидактических игр, стихов, загадок. | Развивать любознательность, кругозор. | Воспитатели, дети, родители. |
2 этап. Реализация проекта. | ||
Организованная образовательная деятельность. | Воспитатели, дети. | |
Речевое развитие Развитие речи Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Ознакомление с художественной литературой Беседа о творчестве А.С. Пушкина. Чтение «Сказка о рыбаке и рыбке». | ||
Познавательное развитие «Путешествие в подводный мир» | Расширять знания об экосистеме «море» и его обитателях. | Воспитатели, дети. |
Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Рыбки играют – рыбки сверкают»; «На дне морском». Лепка: «На дне морском» | Совершенствовать умения и навыки, воображение и фантазию. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое до конца. | Воспитатели, дети. |
Познавательное развитие/Художественно-эстетическое развитие Конструирование/ручной труд «Рыбки в аквариуме» | ||
Совместная деятельность взрослого и детей. Беседы с детьми: «Что такое подводное царство?». «Подводное царство – богатое государство». «Чем питаются рыбы?». «Почему море соленое?». | Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи. Формировать умение вести координированный диалог между педагогом и ребёнком, друг м другом. | Воспитатели, дети, родители. |
Чтение художественной литературы: Чтение энциклопедической литературы о рыбах подводного мира. Чтение: С.Сахаров «Морские сказки»; С.Воронина «Добрая сказка»; сказка «По щучьему велению». Разучивание стихов, загадок о рыбах. | Пополнить объем знаний и сведений детей об окружающем мире. Развивать любознательность, кругозор. |
Воспитатели, дети. |
Игровая деятельность. Дидактические игры: «Узнай рыбу по описанию». «Чей плавник? Чья голова? Чье туловище?». «Кто чем питается?». «Четвёртый лишний». «Царство рыб». «Расшифруй рыбку». Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсоводы» «Подводное плавание» «Путешественники» «Кругосветное путешествие». Подвижные игры: «Удочки», «Рыбы». | Развивать у детей внимание, память, воображение. Развивать и формировать лексико-грамматический строй речи. Учить определять наличие звуков в слове. Заинтересовать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающем мире. | Воспитатели, дети. |
Взаимодействие с родителями: Изучение энциклопедий. Беседы с детьми о подводном мире. Просмотр телепередач о подводном мире. Мини-сообщения вместе с родителями «Обитатели подводного мира». | Организация совместной, познавательной – продуктивной деятельности. | Воспитатели, дети, родители. |
3 этап. Реализация проекта. | ||
| ||
4 этап. Анализ деятельности. | ||
В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес. Постепенно проект из познавательного превращался в социально-личностный; дети стремились поделиться полученной информацией. Родители:
|
Список используемой литературы:
1. Короткова Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. Старший дошкольный возраст. – Ярославль: Академия развития, 2011.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические разработки.
3. Черкасова И. А., Руснак В.Ю., Бутова М.В. От салфетки до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013
4. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя детского сада/ сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; Под ред. В.И. Логиновой. – М.:Просвещение,1990.
5. Книга для чтения в детском саду и дома 5-7 лет: Пособие для воспитателей детских садов и родителей / Составитель Гербова В.В. и др. – М.: Издательство «Оникс», 2010.
6. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2012.
7. Деркунская В.А., Рындина А.Г. игровые приёмы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования,2012.
8. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: развитие моторики, коррекция координаций движений и речи / сост. А.А Гуськова. – Волгоград: Учитель, 2014.
9. Николаева С.Н. Юный эколог: Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада. Для занятий с детьми 6-7 лет. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»,2010.
10. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет / авт.-сост. М.П. Костюченко. – Волгоград: Учитель,2015.
11. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2013.
12. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-ИНТЕЗ,2012.
13. Ресурсы интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия« Царство лекарственных растений»
Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе....
Проект «Царство речных рыб».
Рассматривая проблемные вопросы входящие в тему учебной программы мы выяснили, что одно из замечательных богатств нашей Родины- это рыбы.Для проведения проекта необходимо запланировать экскурсии к вод...
"Царство лекарственных растений" игровое развлечение
Викторина для детей подготовительной группы....
Спортивно-театрализованное развлечение для детей старшей группы "Урок физкультуры в космическом царстве"
В космическом царстве живет царевна Капризулька, которая не хочет заниматься физкультурой. Царь приглашает с разных планет гостей, чтобы те показали упражнения царевне что они могут и кататься на само...
Конспект интегрированного занятия "Подводное царство"
Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"...
Весна в Берендеевом царстве
Конспект фольклорного праздника для детей 6-7 лет...
РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея" РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея"
Развивать познавательный интерес и любовь к русскому народному творчеству, любви к природе, развивать внимание, сосредоточенность , формировать умение работать в коллективе: принимать общий замы...