«Лаборатория Почемучкиных»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект итогового занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада «Лаборатория Почемучкиных»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_itogovogo_zanyatiya_sr.2.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада «Лаборатория Почемучкиных»
Цель: расширить знания детей о воде, о ее свойствах, а так же какое имеет значение вода для жизни и здоровья человека.
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе»
Совершенствовать навыки проведения опытов.
Пополнить словарный запас: круговорот, пресный
Развивать наблюдательность, умение делать выводы из результатов проведения опытов.
Развивать слуховое и зрительное внимание.
Познакомить детей с загадками, поговорками и стихотворениями о воде.
Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Продолжить знакомить с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета, закреплять умение учить дополнять изображение с помощью кисточки, развивать изображение и творчество детей.
Продолжить воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.
Материал: Облако из поролона, с прикрепленными к нему на ниточке капельки; глобус; изображение «круговорота воды в природе»; силуэтные картинки тучи, солнца, капли; ведерко; кувшин; ножницы; Чайник с кипятком; стеклянная тарелочка; Водяная мельница; емкости с водой; камни; пипетки; кисти, непраливайки, миски с гуашью; стаканы с водой, ложечки, картинки рыболовного судна, парохода, гидроэлектростанции; картинки с изображение рыб.
Предварительная работа: опытно - экспериментальная деятельность «загадочная вода» (растворимость веществ в воде); игра – беседа «капля, лед и пар – вода, это будем знать всегда!».
Чтение сказки «Путешествие капельки».
Наблюдение за дождем, туманом, снегом, сосульками, инеем, лужами.
Рассматривание иллюстраций природные явления «град», «наводнение».
Ход занятия
(Дети сидят на стульчиках полукругом)
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами не простое занятие. Мы с вами будем работать в «Лаборатории Почемучкиных»! Нас ждут необыкновенные опыты и эксперименты! Готовы ли вы отправиться со мной вперед за знаниями? (Да! Готовы)
Игра – приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ноженьки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг дружке улыбаемся!
Сюрпризный момент «Облачко с капельками»
Ребятки, я приготовила вам загадки. Давайте отгадаем их?
Я и туча, и туман
Очень добродушная,
И ручей, и океан,
Я мягкая, послушная,
И летаю, и бегу,
Но когда я захочу,
И стеклянной быть могу.
Даже камень источу. (вода)
Действительно, вы правы это вода! А вот послушайте ещё одну загадку.
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако).
(Звучит тихая музыка, вносится облако с капельками)
Ребята, облачко хочет с нами поиграть. Посмотрите сколько на нем волшебных капелек и у каждой есть своё имя. Кто из вас сегодня на занятии будет самым старательным, энергичным, тот сможет сам срезать капельку и положить ее в это кувшинчик.
(По ходу занятия каждому ребенку дается возможность срезать капельку и положить в кувшин).
Ребенок срезает первую капельку.
Ребята, смотрите, первая капелька принесла нам вот какой предмет. А знаете
ли вы как он называется? (глобус) Правильно! Это глобус. Глобус – это уменьшенная копия нашей с вами планеты Земля. Как вы думаете, а что означает голубой цвет на глобусе? (Вода). Если мы раскрути глобус быстро, быстро, то кажется, что голубым цветом покрыт весь земной шар. А ведь и правда, воды на планете Земля очень много. Почти вся она находится в морях, океанах, несмотря на то, что наша планета почти на 80% покрыта водой, для питья пригоден лишь 1%. Такая вода называется пресной.
Именно потому, что пресной воды мало, ее нужно экономить и беречь. Не нужно лить её понапрасну.
Эксперимент «Экономьте воду»
Дети открывают кран полностью (у воды сильный напор и она быстро льется).
Воспитатель: как вы думаете, много ли воды льётся в данный момент? (Да, много).
А сейчас, закройте пожалуйста кран не до конца. А теперь, много воды вытекает? (Нет, мало). Правильно, мало. Какой вывод мы с вами можем сделать? (Что не нужно зря тратить воду, а нужно беречь ее).
Срезается вторая капелька.
Дети, вторая капелька очень любит путешествовать.
Дидактическая игра «Круговорот воды в природе»
Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним, как и откуда вода попадает в наши квартиры? (вода попадает к нам из рек и озер по трубам).
Для чего людям нужна вода? (для приготовления пищи, для питья, для стирки белья, для уборки в доме, для полива растений).
Человеку для жизни нужно много воды? (да)
Вы правы! Человек нужно много воды, а как же так выходит, что вода не заканчивается?
Сейчас нам про это расскажет вторая капелька.
Каждый день солнышко всходит на небо. Оно нагревает воду реках, озерах, морях, океанах.
Смотрите, сейчас мы с вами нальем воду в чайник и доведем ее до состояния кипения (дети наблюдают на безопасном расстоянии). Давайте откроем крышку и посмотрим, что там происходит с нагретой водой?
(Открывается крышка чайника, из него понимается пар).
Воспитатель: Во что превращается вода при нагревании? (Вода при нагревании превращается в пар).
Ребята, а куда движется пар? (Пар движется наверх).
(Крышка чайника закрывается)
Наша вторая капелька так же нагрелась на солнышке и поднялась наверх к облакам в виде пара.
На небе она снова остыла, так как, чем выше находишься от земли, тем температура ниже. Становится холоднее.
Давайте снова откроем крышку чайника и приложим к нему тарелочку и посмотрим, что произойдет. (Воспитатель прикладывает тарелочку к выходящему из чайника пару и дает остыть ему).
Посмотрите, пар который попал на тарелочку, остыл и превратился в воду. А ведь здесь не одна капелька. Капельки которые остыли, превратились снова в воду. Они все вместе попали на небо. Стало облачко тяжелой дождевой тучкой. Вскоре из тучки пошел дождик, во время которого наша капелька путешественница вместе со своими сестричками упала на землю. Когда капельки – дождинки попадают на землю, они стекаются в ручейки, ручейки в реки и моря.Так вода делает свой круг: нагревается, поднимается в виде пара, остывает, превращается в воду и падает в виде воды на землю. Это явление называется – круговорот воды в природе. Давайте мы с вами постараемся повторить и запомнить это явление.
Ребенок срезает третью капельку.
Дети, третья капелька – это капелька работница. Вода человека не только поит и моет, еще она умеет работать и приносить пользу. По воде очень удобно передвигаться водному транспорту. По рекам, морям и океанам плывут корабли, которые перевозят тяжелые грузы, а так же пассажиров.
(Показ слайда).
А ещё вода может кормить человека. По морям и океана днем и ночью плавают большие и маленькие рыболовные судна, которые ловят рыбу.
(Показ слайда).
Вода нас не только поит, моет, кормит, но еще с помощью воды в наши дома поступает электричество. Давайте понаблюдаем за водяной мельницей?
(Наблюдение за мельницей)
Точно так же вода работает на гидроэлектростанциях. Вода вертит огромные турбины и помогает добывать электрический ток.
Ребенок срезает четвертую капельку.
Эта капелька очень любознательная, как вы! Ей очень хочется проверить, знаете ли вы ответы на вопросы о воде.
Какого цвета вода? (Вода не имеет цвета она прозрачная)
Какой запах у воды? (Вода не имеет запаха)
Какой вкус у воды? (У воды нет вкуса)
В каких видах бывает вода (У воды три состояния :жидкая, твердая и газообразная. Вода, лед, пар и т. д)
Имеет ли вода форму (Вода не имеет форму она принимает форму сосуда в котором находится)
Какая бывает вода? Назовите определение. (Прозрачная, холодная, горячая, теплая, чистая, грязная, соленая, пресная, речная, морская и т. д)
Срезается пятая капелька.
Ой, ребята, слышите? Это капелька очень хочет подвигаться. Становитесь скорее в кружок!
Физкультминутка «Что там чудится в тумане?»
Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперед)
Волны плещут в океане (машут руками, изображая волны)
Это мачты кораблей. (вытягивают руки вперед)
Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем (ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке (наклоны)
И сжимаем их в кулаке (сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать (приседания).
Ребенок срезает шестую капельку.
У этой капельки есть своё имя. Её зовут бодрящая капелька.Существует вот какая поговорка о воде: где вода – там жизнь. Вы согласны? (Да, согласны).
Вода нужна не только нам, но и нашим зеленым друзьям растениям, деревьям, кустарникам. Без воды животные могут погибнуть, а растения засохнуть.
Без воды в наших домах станет очень грязно. Поэтому воду нужно беречь, не засорять.
Воду нужно уважать!
Воду нужно уважать –
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!
Ребенок срезает седьмую капельку.
Дети, эта очень творческая капелька. Она приглашает вас порисовать. Проходите пожалуйста к своим рабочим местам.
А рисовать мы с вами будем не обычным способом. А помогут на в этом наши замечательные ладошки. Давайте нарисуем обитателей рек, морей и океанов, которые без воды могут погибнуть
Ночью темень, ночью тишь
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий к конуре.
Белкин след ведет к дуплу
Мышкин к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде
Нет таких следов нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Про кого идет речь в этом стихотворении? Правильно - это рыбки. Их существует великое множество. Они бывают разной величины и расцветки.
Для того, чтобы нарисовать рыбку, нужно опустить в мисочку с гуашью всю ладонь и сделать на бумаге опечаток внутренней стороной ладони (пальцы растопырены, большой согнут). Затем пальчиком рисуем глаз. Вокруг рыки желательно нарисовать камешки и водоросли. (Способ рисования водорослей кистью, а камешек пальчиком)
Ребята, работу нужно выполнять быстро, иначе красочка на ваших ручках быстро высохнет.
(По окончании работы дети рассказывают куда поплыла их рыбка: за кормом, под камешек, за другими рыбками и т. д)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились с заданием. У вас получились замечательные рыбки!
А теперь пойдемте смоем краску с ваших рук, не забывая о том, что кран мы открываем не до конца, для того, чтобы сберечь воду и понапрасну ее не тратить.
Воспитатель: Ну а наше с вами деятельность в Лаборатории Почемучкиных подошло к концу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экспериментированию "Лаборатория Почемучкина" 2016 год
Проект "Лаборатория Почемучкина" отражает работу по экспериментированию со старшими дошкольниками, соответствует требованиям ФГОС....
«Лаборатория Почемучкина»
Опытно – экспериментальная деятельность подготовительная группаТема: «Лаборатория Почемучкина»Задачи:1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными ф...
Проект "Лаборатория почемучкина"
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок мог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы....
«Путешествие в лабораторию Почемучкина»
Разработка занятия...
Познавательно -исследовательский проект "Лаборатория -Почемучкина"
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необх...
Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему «Лаборатория Почемучкина»
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению....
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Почемучкина» в подготовительной группе.
Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста....