Знакомство детей старшего дошкольного возраста с водой, как неживой природой "Путешествие с капелькой"
методическая разработка по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Используемые технологии: экспериментирование, мнемотехники.
Цели:
- Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного.
- Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.
- Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой; любознательность, мышление, речь, зрительное и слуховое восприятие; формировать двигательные навыки.
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, умение делать выводы.
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Предварительная работа:
- Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды;
- Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде.
Материалы:
Электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему вода, схема «Круговорот воды в природе», мнемотаблица «Путешествие капельки», рисунок капельки, аудиозапись.
В: Ребята вы слышите, кто-то стучится? (идет, открывает дверь и вносит в группу Капельку).
В: Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел! Капелька. Давайте с ней поздороваемся.
(дети здороваются)
Звучит аудиозапись журчания ручейка.
В: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.
Дети. Это звуки воды.
В. Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие. Эта Капелька путешествует по всему свету, много интересного знает о воде.
В: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
В: Так ли это? Как вы думаете? (Дети отвечают). А откуда взялась Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены места, где путешествовала наша Капелька. Назовите их.
Дети: озеро, море, река, болото, родники и т.д.
В: Значит, Капелька – это маленькая частичка чего?
Дети: воды.
В: Кому же нужна вода? (Дети отвечают). А может ли человек прожить без воды? (Дети отвечают). Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле.
В: Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах и реках?
В морях и океанах вода соленая, она не пригодная для питья. В реках и озерах вода пресная, после очистки ее используют для питья.
Откуда вода попадает в наши квартиры? (С водоочистительных станций.)
В: Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?
Давайте проведем опыт: вскипятим воду в электрочайнике.
- Дети помогают налить воду в чайник, воспитатель включает чайник, все вместе наблюдают, находясь на безопасном расстоянии.
В: Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике – мы же налили воду? (вода при нагревании превратилась в пар.)
- Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром выключает чайник.
В: Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим. (Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)
Можно дать возможность детям повторить этот опыт, но под контролем воспитателя.
В: Вот так происходит и в природе (рассматриваем схему «Круговорот воды в природе»). Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные невидимые капельки поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар тем холоднее становиться воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю. Весь этот процесс называется круговорот в природе.
Далее детям предлагается рассмотреть мнемотаблицу «Путешествие капельки». По которой можно рассказать, как образуются снежинки.
Игра «Капелька и тучка»
«Раз, два, три ,четыре, пять
Начинаю колдовать,
Больше нету здесь детей,
Превратились в капельки поскорей!»
В.: Пришла весна, засветило ярко солнышко, запели птички, вдруг набежала тучка и пошел дождик. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками (взявшись за руки парами образуют ручейки ). Встретились ручейки и стали большой речкой ( соединились одной цепочкой). Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой пребольшой океан ( дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали- плавали в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.
В: Нашей Капельке тоже пора возвращаться к своей маме – тучки, ей очень понравилось у нас в гостях. Капелька обещает еще к нам прийти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с водой, как неживой природой "Путешествие с капелькой"
· Цели: Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного. ·...
Мастер-класс "Применение на практике воспитателями ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"
Мастер класс с педагогами ДОУ...
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...
Опытно – экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой
Опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на в...
Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"
· передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...
Мастер-класс “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой”.
обучить участников мастер-класса экспериментированию....
Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой
Мастер-класс "Внедрение в практику работывоспитателей ДОУ метода экспериментированиякак средства развития познавательного интереса удетей старшего дошкольного возраста приознакомлении с неживой п...