НОД "Тёплая капелька"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Тёплая капелька"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей № 8 "Росинка"
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим и природой
в старшей группе
на тему: «Тёплая капелька»
Хлебунова А.Ф.
воспитатель
г. Нягань 2016 г.
Программное содержание:
- Уточнить знания детей о свойствах воды (вода прозрачная, бесцветная, бесформенная, принимает форму ёмкости, которой находится, чистая вода не имеет запаха).
- Познакомить со способом получения тёплой воды путём смешивания горячей воды с холодной.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию беседы.
- Учить детей задавать вопросы.
- Развивать умения детей: планировать свою деятельность, делать выводы.
- Развивать у детей тактильное восприятие.
- Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Материал: морфотаблица, карточки с именами признаков, стаканы с водой, чайник с горячей водой, бумажные полотенца, письмо, карандаши, бумага.
Предварительная работа: Наблюдения за водой, игры с водой, проведение опытов с водой: «Цвет воды», «Форма воды», «Запах воды»; чтение стихотворений и загадок о воде; чтение природоведческой литературы;
беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кому нужна вода».
Ход занятия:
Дети проходят в группу, здороваются с гостями и рассаживаются на стульчики.
В: Ребята, я получила письмо от Маши из сказки «Маша и медведь». Послушайте.
«Здравствуйте, ребята! Помогите мне, пожалуйста, советом. Наступила зима, похолодало. Вода в речке стала замерзать. Набрала я ведро воды в реке, принесла домой. Хотела умыться этой водой, да ручки заморозила. Согрела я воду на печке, хотела умыться, да обожглась. Вода оказалась очень горячей. Что же мне делать? Какой же водой мне умыться, чтобы и не замёрзнуть, и не обжечься? Буду ждать вашего ответа! Маша»
В: Вот такое письмо. Ребята, напомните мне: «Холодный и горячий» - это значения какого признака?
Дети: Признака Температуры.
В: Ребята, скажите, а у воды есть температура?
Дети: Да.
В: У каких ещё объектов бывает температура?
Дети: У стола, игрушки, снега.
В: А у вас бывает температура?
Дети: Да.
В: Чем мама измеряет вам температуру?
Дети: Термометром.
В: А если нет термометра?
Дети: Рукой трогает лоб.
В: Какой по температуре водой умывалась
Почему Маша заморозила ручки, когда хотела их помыть?
Дети: Потому что вода в речке холодная.
В: А почему Маша обожглась?
Дети: Потому что вода с печки очень горячая.
В: Какая по температуре нужна вода Маше, чтобы она могла умыться?
Дети: Тёплая.
В: Так какой по температуре бывает вода?
Дети: Тёплая, холодная и горячая.
В: Правильно, вода по температуре может быть холодной, тёплой или горячей. Измеряют её при помощи термометра. Например, перед тем, как искупать малыша в ванночке, мама обязательно проверит температуру воды.
В: Как сделать так, чтобы вода была и не горячей, и не холодной? Например, у Маши?
Дети: - Подождать, пока горячая вода остынет (Правильно, можно подождать, но это очень долго);
- поставить холодную воду на батарею, чтобы она согрелась (на это нужно время);
- поставить чайник с горячей водой на мороз (нужно время, да и выйдешь на мороз и заболеешь)
- А если добавить снег или лёд в горячую воду, она станет прохладнее?
- смешать горячую и холодную воду (это быстро и легко).
В: А что ещё можно положить в горячую воду, чтобы она остыла?
В: Давайте проверим, сможем ли мы остудить горячую воду, если смешаем её с холодной водой. Приглашаю вас в лабораторию.
Дети рассаживаются за столы.
В: Ребята, вспомните правила поведения во время опытов с водой.
Даша: - если пролил воду, необходимо вытереть стол салфеткой;
-нельзя трогать посуду с горячей водой,
- никогда нельзя пробовать воду, с которой проводим опыт;
- не отвлекай ребят во время опыта.
В: Наташа, какие предметы стоят у вас на столе?
Наташа: У нас на столе стоят два стакана, один с водой, а один пустой.
В: Правильно, ребята. Перед вами два стакана и один из них с водой. Потрогайте стакан с водой и определите, какая по температуре вода в этом стакане.
Дети: Холодная, прохладная.
В: А чтобы получить тёплую воду, какая по температуре вода нам ещё нужна?
Дети: Горячая?
В: Что нужно сделать, чтобы смешать горячую и холодную воду?
Дети: - В стакан с холодной водой налить горячую воду (но он полный, горячая вода не поместится в этот стакан);
- во 2 стакан налить горячую воду (но тогда в одном стакане будет горячая вода, а в другом холодная);
- вылить холодную воду в чайник с горячей водой (Можно, но чайник полный, и вся холодная вода не поместиться в нём);
- Из одного стакана перелить во 2 стакан половину холодной воды и туда добавить горячую воду.
В: Правильно, ребята, приступайте к работе.
Дети переливают холодную воду из одного стакана в другой. Воспитатель доливает горячую воду в их стаканы.
В: Давайте сравним температуру воды в двух стаканах. В одном стакане она холодная, а в другом тёплая. Значит, если в холодную воду добавить немного горячей воды, она станет тёплая.
В: Смогли мы быстро получить тёплую воду?
Дети: Да.
В: Что мы для этого сделали?
Дети: В холодную воду добавили горячую воду, и вода стала тёплой.
В: Молодцы, ребята. А сейчас немного поиграем.
Физминутка Игра «Хорошо – плохо»: горячая и холодная вода.
В: Холодная вода – это хорошо. Почему?
Дети: В жаркий день можно напиться холодной воды, рыбки любят плавать в холодной воде.
В: Холодная вода – это плохо. Почему?
Дети: Потому что можно заболеть, когда пьёшь холодную воду; грязь плохо отмывается; нельзя купаться в холодной воде; чай не попьёшь.
В: Горячая вода – это хорошо. Почему?
Дети: Можно попить чай; постирать; можно искупаться; попарить ноги; умыться.
В: Горячая вода – это плохо. Почему?
Дети: Потому что можно обжечься, если умоешься горячей водой; когда жарко, тяжело пить горячую воду; малыша нельзя купать в горячей воде; рыбки не любят горячую воду, они погибнут в такой воде.
В: Ребята, молодцы, пройдёмте со мной. Дети усаживаются возле доски.
Воспитатель выставляет морфотаблицу.
форма | Цвет | Запах | Температура | |
В |
В: Сегодня мы рассмотрели ещё один признак воды – температуру. Скажите, что обозначают эти карточки на волшебной дорожке?
Дети: Это признаки. Они спрашивают у объекта про его признаки.
В: Я предлагаю вам поиграть в игру. Один из вас будет признаком, а другой водой. Одни ребята будут задавать вопросы от имени признака, а другие отвечать на них от имени воды.
Маша, ты будешь признаком, а Максим – водой. Маша, задай воде вопрос от имени этого признака. (Признак цвет)
Маша: Вода, вода, какая ты по цвету?
Максим: По цвету я бесцветная и прозрачная. Но могу менять свою окраску. (Признак на место, выставить карточку + на морфотаблице)
В: Маша Ч., ты будешь вода, а Вероника признак (подаёт признак формы). Вероника, задай вопрос воде от имени этого признака.
Даша: Вода, у тебя есть форма?
Маша Ч.: Да. Я бесформенная. Я принимаю форму того сосуда, куда меня наливают. (Признак на место, выставить карточку + на морфотаблице)
В: Даша А., задай вопрос воде от имени этого признака (признак запаха) А от имени воды ответит Архип.
Даша А: Вода, скажи, у тебя есть запах?
Архип: Нет. У чистой воды нет запаха. Но я могу пахнуть лимоном, если в воду положить кусочек лимона, а в речке я пахну тиной, а в море я пахну рыбой.
(признак на место, выставить карточку -- на морфотаблице)
В: Наташа, задай вопрос Веронике от имени признака (признак температура).
Наташа: Вода, у тебя бывает температура?
Вероника: Да. Я бываю холодной, тёплой и горячей.
(Признак на место, выставить карточку + на морфотаблице)
В: Итак, Наташа, расскажи, какие признаки воды мы сегодня вспомнили?
Наташа: Цвет, форму, температуру и запах.
В: Ребята, что мы можем написать Маше в ответ: как получить тёплую воду из холодной и горячей воды?
Максим: Чтобы получить тёплую воду, нужно смешать горячую и холодную воду; можно в холодную воду добавить немного горячей воды.
В: Я думаю, Маше теперь будет понятно какой по температуре водой ей нужно умываться, и что нужно сделать, чтобы вода стала тёплой. Давайте попробуем нарисовать наш ответ Маше. А затем отправим письмо в лес. Дети рассаживаются за столы.
В: Итак. Нарисованы два стакана. Вам нужно показать Маше, что в одном стакане холодная вода, а в другом горячая. Для этого вам надо стакан с холодной водой обозначить и закрасить синим карандашом. А стакан с горячей водой – красным карандашом. А теперь поставьте стрелочку от одного стакана к другому. Маша поймёт, что воду в этих стаканах надо смешать и получится тёплая вода.
Воспитатель предлагает детям карандаши, бумагу. Можно обойти и спросить, что они рисуют.
- Какие признаки воды мы сегодня вспомнили?
- Какой по температуре бывает вода?
- Чем измеряют температуру?
- Какая по температуре нужна вода Маше для умывания?
- Как получить тёплую воду?
- Горячая вода – это хорошо. Почему?
- Холодная вода – это хорошо. Почему?
- Задай вопрос от имени признака «температура».
- У воды есть цвет?
- Когда вода может поменять свой цвет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Проект «Капелька за капелькой»
Формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь....
Проект "Капелька за капелькой"
Прект в младшей группе "Капелька за капелькой"...
Сказка про капельку "Путешествие капельки"
Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель: формировать нач...
"Капелька за капелькой"
Проект...
Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе: «Путешествие с капелькой» Тема: «Путешествие с капелькой»
В дошкольном возрасте закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. ...
Капелька за капелькой
Проект в средней группе...