Проект "Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект создан для формирования экологической культуры, гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относится ко всем природным компонентам. Конечным результатом, должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, навыками, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду.
Формированием экологической культуры, является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относится ко всем природным компонентам. Конечным результатом, должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, навыками, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста "
Образовательная область «Познавательное развитие»
Актуальность.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Каждому человеку необходимо знать о своем доме, а наш большой дом – Земля и жить на ней нужно так, чтобы никому не было плохо от твоего общения с окружающей природой. Необходимо воспитывать природой. Необходимо воспитывать интерес к природе, будь то комнатное растение, экзотическое животное или местный водоем.
Формирование экологической культуры детей - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Формированием экологической культуры, является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относится ко всем природным компонентам. Конечным результатом, должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, навыками, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду.
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у дошкольников можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.
Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех Дом, безнравственны. Важно, чтобы базисной основой культуры растущего человека было накопление ребенком гуманных знаний о человеке, обществе и природе как важнейшей составляющей окружающего мира.
Тип проекта: долгосрочный 1 год.
Участники проекта: воспитанники, педагоги, специалисты, родители.
Цель: Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучение и анализ научно – методической литературы;
2. Создание оптимальных условий;
3. Взаимодействие ДОУ с родителями;
4. Анализ, результативность, перспективность.
Целью экологического воспитания дошкольников является формирование экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людей и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Экологические связи не всегда видимы. Детям трудно осознавать многие из них, а еще труднее на их основе прогнозировать свое собственное поведение в природной среде. Ведь дошкольный возраст является периодом чувствительного восприятия природы. Очень важно не пропустить этот благоприятный момент для создания условий по формированию экологического мировоззрения дошкольника. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у младших дошкольников можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение. Психологи утверждают, что в дошкольном возрасте очень легко образуются стереотипы, которые с трудом поддаются перестройке. Поэтому очень важно в этот период заложить четкие и правильные представления об окружающей природе и главное – о взаимодействии живого и неживого в ней.
Великий писатель К.Д. Ушинский говорил: «Если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, введите его в природу». А В. Орлов писал: « Нас в любое время года учит мудрая природа. Птицы учат пению, пчелы в поле и в саду обучают нас труду. Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте. У природы круглый год обучаться нужно, весь лесной народ учит крепкой дружбе».
Экологическое воспитание строится на усвоение детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния, деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную среду.
Итак, работу по формированию экологических понятий необходимо начинать с раннего возраста, когда сведения о мире усваиваются самым экономным путем – путем запечатления. Специфика ознакомления детей с природой и их экологического воспитания заключается в том, что благодаря наглядно – действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых сообщений. В основе процесса познания законов природы должны лежать многочисленные разнообразные наблюдения и эксперименты, которые позволят детям, используя преимущества присущего им типа мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природе. О его ответственности за все живое на земле.
Формирование экологической культуры осуществится наиболее эффективно в том случае, если создадутся условия для возможности постоянного запечатления детьми реального экологически грамотного природоохранного поведения взрослых. Необходимо практиковать решение логических и экологических задач, проводить конкурсы и праздники, широко работать с моделями, создавать проблемные ситуации, а также использовать иные формы работы, которые соответствуют возрастным особенностям ребенка и способствуют развитию его познавательной активности. Познавательные возможности детей настолько велики и интерес их к природе выражен так сильно, что для этого не хватит никакого времени. Поэтому в образовательную деятельность выносятся только узловые вопросы; основная же масса сведений дается детям в форме обычно нерегламентированного разговора знающего взрослого с интересующимся малышом. А также в ходе практической деятельности ребенка, как это бывает в обыденной жизни. Знания должны даваться детям малыми дозами через все виды деятельности, включая свободную.
Этапы проекта
1.Организационный (август - сентябрь)
Подбор информации, консультаций, материала для реализации идеи. Составление плана проекта, определение сроков реализации проекта.
2.Содержательный (октябрь – апрель)
Проведение непосредственно образовательной деятельности (занимательное дело) с детьми, специалистами и педагогами ДОУ, комплексное, тематическое планирование.
Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению: фотовыставок, стенгазеты и т.д.
3. Результативный (май – июнь)
Провести анализ результатов проектной деятельности. Определить перспективность темы.
Этапы проекта
Этапы проекта | Содержание деятельности | Практические материалы |
I. Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности. | 1.Выяснить уровень знаний детей об основах экологической культуры. 2.Провести экскурсию по территории детского сада, обратить внимание на цветники, деревья, кустарники и.т.д. 3. Провести беседу (природа в жизни человека, подвести к пониманию, каково её значение). 4. Чтение художественной литературы (характеризующие поступки героев). | 1. Конспект беседы «Ты часть – природы» 2. Экскурсия по территории детского сада. 3. Конспект беседы «По тропинке в лес пойдем» 4. Чтение произведений о природе. |
II.Выбор идей, поиск путей решения проблемы | 1. Провести беседу о необходимости узнать как можно больше информации о том, как надо беречь природу. 2. Попросить родителей прогуляться в ближайший парк, бор, проявить заботу о пернатых друзьях, муравьях, белках и.т.д. 3. Познакомить в течение года с настольно – печатными играми: «Как зовут тебя деревце?», «Земля и её жители», «Азбука растений», лото «Цветы», «Дары природы», «Времена года», «Путешествие по календарю». 4. Просмотр мультфильма «Да здравствует природа! Режиссер В. Скроденис. 5.Игры – упражнения (формирования основ экологической культуры) 6.Разработка перспективного планирования дидактических игр (образовательная область Познание) для младшего дошкольного возраста. 7. Разработка конспектов поисково – познавательной деятельности для младшего дошкольного возраста. | 1.Конспект беседы «Чудо рядом с тобой» 2.Совместные наблюдения за живой и неживой природой родителей и детей. 3.Конспекты настольно – печатных игр: «Как зовут тебя деревце?», «Земля и её жители», «Азбука растений», лото «Цветы», «Дары природы», «Времена года», «Путешествие по календарю». 4. Мультфильм «Да здравствует природа!» 5. Конспекты игр - упражнений. 6. Перспективное планирование дидактических игр (образовательная область Познание) для младшего дошкольного возраста. 7. Конспекты поисково – познавательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста. |
III.Реализация идеи | 8.Цикл познавательных наблюдений «В мире природы» 9. Просмотр мультфильма «Берегите природу!» 10. Подготовить выставку детских работ «Мы юные любители природы» (совместное сотворчество родители и дети) 11. Изготовить всем участникам выставки детских работ медаль «Мы юные любители природы» | 8. Конспекты наблюдений «В мире природы» 9. Мультфильм «Берегите природу!» 10. Выставка работ «Мы юные любители природы» 11. Вручение участникам выставки медалей «Мы юные любители природы» |
IV. Презентация проекта | 12.Подготовить презентацию «Я природу берегу - быть полезным ей хочу!» | 12. Просмотр презентации «Я природу берегу – быть полезным ей хочу!» |
Методическая работа с педагогами
Содержание деятельности | Практические материалы |
1.Семинар «Экологическое воспитание дошкольников» 2. Подготовить консультацию «Поведение детей в природе» 3. Конкурс «Оформление уголка природы в группе» 4. Подготовить к просмотру документальный фильм «Все нужны на Земле»
| 1. План проведения семинара. 2. Консультация для педагогов «Поведение детей в природе» 3. Требования к оформлению уголка природы в группе. 4. Документальный фильм «Все нужны на Земле» |
Взаимодействие с родителями
Содержание деятельности | Практические материалы |
1. Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Формирование основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста через образовательную область «Познавательное развитие» 2.Подготовить приглашения на родительское собрание. 3. Провести родительское собрание в форме круглого стола «Мы любим и знаем природу» 4. Анкетирование родителей: «Экологическое воспитание детей» 5. Подготовить консультации по формированию основ экологической культуры - «Знакомим малыша с природой» - «Как научить малышей беречь природу» - «В союзе с природой» - «Досуг с ребенком на природе» 6. Привлечь родителей к участию выставки детских работ «Мы юные любители природы» 7. Привлечь родителей в облагораживании детских групповых участков. | 1. План работы по реализации проекта «Формирование основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста через образовательную область «Познавательное развитие» 2. Примерная форма приглашения на родительское собрание. 3. Родительское собрание «Мы любим и знаем природу» 4. Результаты анкетирования. 5. Консультации, папки – передвижки по формированию основ экологической культуры. 6. Выставка работ. 7. Проведение совместных мероприятий. |
Вывод.
Таким образом, формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста – поможет заложить в них бережное отношение к природе, усвоить нормы и правила окружающего их мира.
Потребность ребенка в общении с живой природой, поможет проявлению в них чуткости и доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание природы, заставит проявлять такую необходимую в наше время инициативу в сохранении нашего прекрасного и ранимого окружающего мира.
Экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, систематически и планомерно, используя все виды деятельности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и воспитателя.
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Проблема экологического воспитания дошкольников актуальна и соответствует потребностям детского сада.Основной идеей опыта явилось создание необходимых условий возникновения устойчивого интереса ...
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
В данном материале представлен опыт работы учреждения по экологическому воспитанию....
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста с через познавательно- исследовательскую деятельность
Презенттация...
Презентация "Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Экологическое воспитание в детском саду....