Проект «Земля-наш общий дом» (формирование начал экологической культуры у детей старшего возраста)
проект по окружающему миру (старшая группа)

Чупилина Елена Павловна

Ознакомление старших дошкольников с миром природы. Формирование начал экологической культуры у детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zemlya-_nash_obshchiy_dom.docx58.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Земля-наш общий дом»

(формирование начал экологической культуры у детей старшего возраста)

Разработчики:  Чупилина Е.П.

                         

Коломна

«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой, Здесь,

в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

Актуальность проекта:

            Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям биологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные пространства, а значит и гибнет животный мир, живущий там. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека. Экология в наше время – одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. Мы считаем, что экологическое образование необходимо начинать с раннего возраста. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые ориентиры и первые представления в мире природы. Дать понять о том, что и растения и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное чувствуют боль, как человек. Воспитание не станет экологическим, если уже в дошкольном возрасте дети н поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке-семена, вода; животным корм, вода; а воробьям и синицам зимой- крошки хлеба. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом  и воспитывается оно уже в совместной с взрослым деятельности, игре.

Проблема: Дети старшего возраста в недостаточной степени имеют представления о живой природе, о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, о специфике приспособительного поведения животных и причинно-следственных связях в животном мире. Так, они лучше знают, как животные передвигаются, и значительно хуже, как они питаются, защищаются от врагов.

Цель: Развитие у детей научно - познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Задачи:

  • формирование элементарных экологических знаний:
  • развитие у детей  представлений об особенностях образа жизни птиц, животных, насекомых;
  • развитие представлений об условиях, необходимых для жизни растений;
  • бережное к природе отношение к природе;
  • развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);
  • способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам;
  • развитие речи, обогащение словаря;
  • развитие у детей психических процессов: память, мышление, внимание;
  • активизировать работу по повышению уровня экологических знаний  у старших дошкольников через взаимодействие с семьёй.

Образовательная область

Содержание

1.

Социально-коммуникативное развитие

Формировать умение работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать свою точку зрения, доказывая ее правоту, определять причинно - следственные связи взаимосвязи растений и животных друг с другом и средой обитания. Использовать разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие

для расширения представлений детей о явлениях природы. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания.

2.

Художественно-эстетическое развитие

Чем больше ребёнок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность.

Формировать умение  выражать  свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира в рисунке, аппликации, лепке. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем ярче у ребенка  проявляется способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в пейзажах-настроениях;

Формировать в детях такие способности и умения:

• способность быть оригинальным в выборе сюжета, использовать различные средства художественного выражения (цвет, линию, объём и т. п.) для осуществления своего замысла;

 • умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической культуры;

• умение работать с гуашью,  акварелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной, фломастерами, пластилином, белой и цветной бумагой, природными материалами и т. п.

3.

Речевое развитие

Обогащать словарь детей названиями явлений  природы,  названиями и жизнью растений и животных. Уточнять  и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях.

Развивать речь детей составлениями рассказов, описанием картин.

Чтение и обсуждение РНС «Лиса и кувшин», «Сивка-бурка», «Заяц- хвастун», «Зимовье зверей. Рассказов Л.Толстой  «Лев и собачка», Е. Чарушин «Лисята», В.Бианки «Хвосты»  «Медвежата», стихотворение С. Городецкий «Котенок»,

П. Воронько «Хитрый ежик».

Развивать диалогическую речь в процессе деятельности.

Небольшой рассказ, сказка могут предшествовать наблюдению с тем, чтобы поставить задачу, вызвать интерес к предстоящему наблюдению.

4.

Познавательное развитие

Формировать знания детей об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, условиях жизни. Познакомить с объектами природы (камень, песок, вода и другими), явлениями неживой природы в соответствии с сезонными изменениями (дождь, снегопад и др.) и природными материалами (дерево, глина, песок и т. д.)

Учить понимать причинно-следственные связи, показывают взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания, формируют представления детей о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.

5.

Методы:

  • Игровые - игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
  • Проблемные ситуации, игры- путешествия, игры- драматизации, когда ребенок берет на себя роль ученого, роль Незнайки- Почемучки или лаборанта.
  • Словесные  (беседы, рассказ педагога, обьяснение);
  • Практические  (игры, труд, опыты)
  • Наглядные  -иллюстрации природных и  явлений, рассматривание картин, демонстрация мультфильмов и кинофильмов позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

Участники проекта: педагог  группы Чупилина Е.П., воспитанники старшей  группы и их родители.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, долгосрочный.

Ожидаемые результаты:

  • дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
  • у детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
  • дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;
  • дети научаться грамотно,  защищать природу,  и бороться за  ее сохранение.
  •  формирование у детей  осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный: сбор информации о состоянии экологического воспитания детей.

Диагностика ребенка через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций. Опрос родителей, сбор анализа. Работа с документацией.

Для систематичности организации учебно-воспитательного процесса разработан перспективный  план работы по экологическому образованию, который предусматривает планирование НОД.

 При построении системы работы обратили особое внимание на следующие основные направления:

•познавательно-исследовательское направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы;

•практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

•исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

2. Основной:

Это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого

работа по трем направлениям

1.Специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познание» по формированию целостной картины мира (НОД).

2.Совместная деятельность взрослого с детьми, а так же ребенка со сверстником.

3. Свободная самостоятельная деятельность детей.

При проведении НОД у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В  процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам самостоятельной активности: Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедится? А что будет, если?

 С детьми запланированы занятия по проекту,   совместная и самостоятельная деятельность детей по экологическому воспитанию дошкольников.

3.Презентация проекта

  • Создание картотеки по экологическому воспитанию старших дошкольников.
  • Обогащение группового природного уголка комнатными растениями, посаженными детьми.
  • Оформление папки «Мой любимый цветок»  (домашние фотографии детей с комнатными растениями).
  • Оформление газеты «Мой домашний питомец»(домашние фотографии детей с питомцами)
  • Презентация проекта для педагогов ДОУ

Организация и методика работы

по формированию начал экологической культуры у детей старшего возраста

       Эколого-педагогическая  работа с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, т.е. является новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников - формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

За предыдущий период дошкольники накопили много конкретных знаний об овощах и фруктах, домашних животных, зимующих птицах, сезонных явлениях природы - теперь у них можно сформировать обобщенные представления, провести с ними занятия углубленно-познавательного типа, с помощью моделей и другой наглядности показать экологические зависимости природы.

Необходимо   углублять и обобщать с детьми хорошо знакомый им материал.

Формы и методы работы с детьми 5-6 лет разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными, ведение различных календарей, непосредственная образовательная деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.

    В старшей группе образовательную деятельность в виде занятий по ознакомлению с природой проводят 2 раза в месяц. Наблюдения на улице и игры по ознакомлению с природой проводятся ежедневно.

    Дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые. Темы  занятий с детьми:

«Планета Земля – наш общий дом», «Путешествие в осенний лес», «Собираем урожай», «Растения в нашем уголке природы», «Кому нужна вода»

«Лошадь и овца - домашние животные»,  «Как лесные звери- медведь и белка – готовятся к зиме», «Какие разные птицы», «Лес-это дом для многих жильцов», «Как люди помогают лесным обитателям». На занятиях  дети знакомятся с внешним видом животных и растений, у них формируется умение их распознавать, узнают о среде их обитания, о приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко компонентом занятия становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя.

   Ежедневные наблюдения  на прогулке способствуют  расширению представлений  о сезонных изменениях в природе, о временах года, частях суток, формируют умения анализировать результаты наблюдений и делать элементарные выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. Наблюдения за птицами формируют у детей умение узнавать по внешнему виду, называть птиц, желание наблюдать за птицами, закрепляют знания о повадках птиц, желание заботится о птицах в зимний период  (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивают  эмоциональную отзывчивость.

Наблюдения за ростом растений.  В групповом уголке природы  дети  выращивают лук, пересаживают цветы, выращивают цветочную рассаду, рассаду овощей. В «огороде на окне» можно  проследить рост и развитие одной однолетней культуры - последовательные стадии онтогенеза и соответствующие им условия внешней среды.(темы занятий -«Витамины на окне», «Что нужно для роста растений», «Посадка цветов»).

Мир комнатных растений расширяет  представления у детей  о многообразии комнатных растений, формирует умение узнавать и правильно называть их, закрепляет знания об основных потребностях комнатных растений.

 Дети совершенствуют навыки ухода за растениями. У них формируются  элементарные представления о размножении растений вегетативным способом,  умение высаживать рассаду комнатных растений, воспитывает бережное отношение к растениям. У детей формируется эстетическое отношение к природе.

Экспериментирование

Дети познают окружающий мир в процессе опытно-исследовательской деятельности. Старшие дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. Проблемные ситуации способствуют познанию детьми окружающего мира  и устанавливанию взаимосвязи (как человек зависит от природы и влияет на нее, как растения связаны с воздухом и водой…), и что самое главное – у детей формируется умение  применять полученные знания в практической деятельности.

Например  в  наблюдении «Что нужно для роста растений»- ведутся наблюдения за ростом корней и листьев.  Три банки с луковицами: одну - в темноту; другую - в прохладное, но светлое место; третью нормально - в теплом помещении на окне. Дети  наблюдают влияние разных условий на рост луковиц - в холоде лук не прорастет совсем или будет прорастать очень медленно; в темноте появятся желтые, некрасивые листья и делают вывод: сочетание трех основных условий (тепла, влаги, света) обеспечит бурный рост хорошей зелени.

 Так же в процессе исследовательской деятельности маленьким «следопыта» предлагаем узнать  «почему желтеют листья?», «плавает ли сухой лист»», «что нужно для роста растений», «что произойдет со снегом, если его занести в помещение?», «свойства снега и льда», «когда снег мягкий?», «плавает-не плавает», «глина, песок, камни»…

Экологическая тропа-

специально разработанный экологический маршрут  на территории сада. Экологическая тропа организуется таким образом, что можно познакомить детей с различными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами, провести наблюдение, организовать игру. Разнообразие объектов экологической тропы позволяет расширить знания и представления детей о многообразии растительного и животного мира.

Водные ресурсы Земли

В старшей группе  расширяем представления у детей о разнообразии водных ресурсах, озера, реки, моря…, о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни. О том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. , о пользе воды в жизни человека , животных, растений.

Природный материал- песок, глина, камни.

Продолжаем расширять представления детей о свойствах песка, глины, камня. Развиваем интерес к природным материалам. Показываем,  как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Формируем умение исследовать свойства природных материалов.

Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья

Показываем детям  влияние природных факторов на здоровье человека.

Космос, Луна, Солнце

Старшие дошкольники начинают задавать вопросы, связанные с космосом, Луной, Солнцем. В доступной форме получают ответы.

Нарушение баланса в эко системе. Рассказываем о путях его преодоления, формируем  представления о негативных сторонах цивилизации,  загрязнении почвы,  воды, воздуха. Знакомим детей  с раздельным сбором  мусора; формируем умение раздельного сбора мусора.

    Занятия, наблюдения, образовательные ситуации ,опытно-исследовательская деятельность организуются  в игровой форме, тк игра  в жизни дошкольника- основной вид деятельности.  Часто «приходит»  в гости к детям  знаменитый Незнайка, доктор Айболит,  Лесовичок,  Зайка –Незнайка и другие персонажи.  Они задают вопросы, попадают впросак, делает неверные предположения, дают неправильные советы.  Дети  вместе с педагогом   помогают и исправляют персонажей, при этом уточняют и закрепляют то, что знают, а педагог  исподволь дает новые знания. С образом Айболита у дошкольников связаны представления о добром докторе, который лечит животных и заботится о них. Айболит выполняет очень важную для экологического воспитания функцию - делает профилактические осмотры животных, растений и даже детей с целью оценки состояния их здоровья. Осматривая своих пациентов (именно как врач), он демонстрирует, как это надо делать, как и по каким признакам выявлять неблагополучное состояние обитателей уголка природы, как замечать недостаток каких-либо необходимых условий жизни. Еще одна важная особенность Айболита - давать рекомендации, назначать лечение пациентам, приобщать детей к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ);

Сюжетно-ролевая игра так же может  отражать  различные события в природе или природо -созидающую  деятельность.

Детям нравится играть в игру «Посещение зоопарка», где дети продолжают

Знакомится  с животными зоопарка и условиями их содержания.

 Роль директора зоопарка,  посетителей исполняют дети.

Сопутствующие роли  - это шофер автобуса, на котором едут посетители. Кассир, который продает билеты в зоопарк. Контролер, который проверяет билеты, напоминает о правилах осмотра зверей; буфетчица, которая продает мороженое, конфеты ….

 Атрибутикой в этой игре являются:  руль автобуса, касса, деньги, билеты, мороженое, конфеты, фартук ,  кокошник буфетчицы, пиджак и очки для  директора, игрушки - животные.

    Дидактические игры - настольно-печатные игры  развивают интерес и формируют элементарных экологических знаний «Зоологическое лото», «Какое ты деревце», «Кто где живет», «Какой твой домик», «Живая-не живая природа», «Где растет», «Как дерево растет».

     Словесно-дидактические игры:  «Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что...», «Птицы могут летать, потому что...», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что...». Или: «Лимон желтый, а огурец...», «Ромашка белая, а василек...», «Весной листья на деревьях растут, а осенью...», «Летом бывает дождь, а зимой...»,

   Игры в загадки-описания - они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. «Отгадайте загадку,  говорит  педагог  - Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве». А потом педагог предлагает детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты. Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое».

     Важным методом экологического воспитания является художественная литература. Художественная литература обогащает жизненный опыт ребенка, помогает ребенку познать мир.  У ребенка появляется потребность в знаниях, о явлениях, событиях, не имевшим место в его собственном опыте, способность мысленно выходить за пределы привычного, знакомого. Детская литература и есть тот источник, из которого ребенок черпает представления о животных и птицах, об облике и повадках, о красоте родной природы.

Книги Е. Чарушина содержат доступные детям этого возраста описания животных и их художественные образы. Рассказы и рисунки писателя побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений о природе, стимулируют развитие литературных и художественных способностей.  У детей  формируется  устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и рисунков.

Произведения В. Бианки, сюжеты  его рассказов  достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, формируют умения  быть наблюдательными, с любовью относится ко всему живому.

Произведения  Скребицкий «Осень», «На лесной полянке. Зима»

Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Бунин «Мороз», М. Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»

Произведения фольклора способствуют формированию более глубокого понимания мира природы - сказки, пословицы, поговорки, загадки…

  Значительное место в работе с дошкольниками отведено творческой деятельности.

Запланированы следующие темы занятий по рисованию:

 животных – «Усатый –полосатый»,  «Белка»,  «Лиса».

Растений - «Осенние листья»,   «Яблоня»,  «Береза», «Ель»,  «Осенний лес»,   «Зимний лес»(нетрадиционные формы рисования (свечой)), «Подснежники»

 Аппликация: «Осенний лес» ( из листьев)

 Вывод:

Экологические знания – помогают ребенку

-понять  и расширить свои знания о  конкретных растений и животных, о  среде их  обитания, их приспособленности к ней.

- осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам.

- получить  элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Знания не являются самоцелью экологического воспитания, они представляют собой необходимое условие формирования такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, бережно обращаться с вещами.

Модель трех вопросов

Что мы знаем

Что хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

  1. Знают и описывают внешний вид животных,  повадки животных.

  1. Называют 1-2 комнатные растения. Знают,  как ухаживать за комнатными растениями.

  1. Называют 1-2 дерева. Знают строение дерева.

  1. Знают, что камни имеют разную форму и цвет.

  1. Знают качество снега и льда.

  1. Из глины можно лепить дымковские игрушки.

  1. Загрязнен воздух,

вода.

1.Мало знакомы со средой обитания, с условиями жизни и питания.  

2.Какие другие условия необходимы для роста и развития комнатных растений. Как посадить комнатное растение.

3.Как вырастить дерево

4.Определение веса и температуры камней.

5.Воздействие тепла на снег и лед. Круговорот воды  в природе.

6.Почему из глины поделки не рассыпаются, как из песка.

7.Почему нужен раздельный сбор мусор, как очистить воду, воздух.

Спросить у родителей, воспитателя. Прочитать в книгах, энциклопедиях, журналах.

 Провести наблюдения, опыты.

Рассмотреть фото и видеоматериала.

Продолжительность:  8 месяцев

Перспективно – тематический план работы над проектом

Этапы проекта

Содержание деятельности

Практические материалы

Сроки

1 Подготовительный этап

Собрать литературу по данной теме.

Составить перспективное  планирование работы.

Картотека прогулок по временам года

Подготовить картотеку опытов: с водой, песком и глиной, растениями

Изготовить дидактические игры.

Подготовить материалы для работы с родителями.

Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия, загадки по теме, видеоматериалы

Подготовить картотеку опытов: с водой, песком и глиной, магнитами,

Знакомство детей с игрушкой-персонажем.

Изготовление дидактических пособий:

Беседы:

«Планета Земля – наш общий дом»

Сентябрь

2.Основной

  этап

НОД

НОД

НОД

НОД

Игры-эксперименты

Дидактические игры

Рассматривание

мнемотаблицы

Рисование

Мастер класс для детей и их родителей

«В гостях у художницы Осени»

Выставка поделок и рисунков из природного материала

Конкурс рисунков

Чтение художественной литературы

«Путешествие в осенний лес»

«Собираем урожай»

«Растения в нашем уголке природы»

«Кому нужна вода»

«Следопыты: почему желтеют листья»

«Сбор семян, умение отличать зрелые семена от незрелых»

"Следопыты: плавает ли сухой лист»

Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание)

«Плод-лист-дерево», «Чудесный мешочек», Да-нет-ка», «Угадай по описанию», «Где растет?»

Осень

«Осеннее дерево», «Осенний лес»

Нетрадиционные формы рисования (опавшими листьями)

«Осенний пейзаж»

«Здравствуй осень! В гости просим» (чудо-картинки из сушеной травинки)

«Люблю золотую пору листопада…»

Скребицкий«Осень», Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Октябрь

НОД

НОД

НОД

НОД

Беседа

Дидактические игры

ИЗО-деятельность

Рисование

Лепка

Чтение худ литературы

Лошадь и овца- домашние животные

Для чего  животным хвосты

Как лесные звери- медведь и белка – готовятся к зиме

«Какие разные птицы»

Мусор на нашей планете

«Сложи из частей», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Четвертый лишний»

«Медведь», «Белка»

«Медведь»

В. Бианки «Хвосты»

Ноябрь

НОД

НОД

Дидактические игры

Чтение худ литературы

«Как лесные звери- белка, заяц, медведь, лиса- проводят зиму в лесу»

«Что за зверь»

«Угадай-ка», «Да-нет-ка», «Кто, что ест», «Живое-не-живое»

В. Бианки «Голубой зверек»

Декабрь

НОД

НОД

Опытно-исследовательская

Деятельность

Дидактические игры

Рассматривание

мнемотаблицы

ИЗО деятельность

Рисование

Аппликация

Мастер-класс для детей и их родителей «Мастерская Деда мороза и Снегурочки»

Чтение худ литературы

«Лес-это дом для многих жильцов»

«Как люди помогают лесным обитателям»

«Свойства льда и снега», «Когда снег мягкий?», «Почему снег греет», «Ходит капелька по кругу»

«Отгадай», «Кто, где живет», «Найди детеныша», «Чей след?»,

«Живая, не живая природа»,

«Зима»

Нетрадиционные формы рисования (свечой)

«Зимний лес»

«В лесу зимой»

«Елочка»

«Игрушки из соленого теста»

Бунин «Мороз»

Г. Скребицкий «На лесной полянке. Зима»

Январь

НОД

НОД

НОД

Опытно – исследовательская деятельность

Дидактические игры

Домашняя мастерская изготовления  кормушек «Каждой птичке по кормушке»

Чтение художественной литературы

Прошла зима холодная

Наши четвероногие друзья

Хвойные деревья сосна

«Опыты- это интересно. Царица –вода!»

«Посадка растений в акваферму»

«Витамины на окне» (посадкалука)

«Звери, птицы, рыбы», «Я знаю…», «Когда это бывает»,

«Собери из частей»

Лото «Животные», «Подбери к дереву лист»

«Каждой птичке по кормушке»

В. Бианки «Синичкин календарь»

Февраль

НОД

НОД

НОД

НОД

Рассматривание

Мнемотаблицы

Опытно- исследовательская деятельность

Дидактические игры

Весна в лесу

Весна в жизни лесных зверей

Как люди заботятся о своем здоровье весной

Здоровые зубки (с приглашением врача-стоматолога)

«Весна»

«Кислотность напитков» (лаборатория Наураша),

«Узнай по запаху», «Определи вкус»

« Я знаю…», «Деревья», «Кто где живет», «Угадай, чей хвост?»,«Полезное-не-полезное»,

Кому нужна вода?», «Помоги Хрюше»

Март

НОД

НОД

НОД

НОД

Беседа

Беседа

Опытно – исследовательская деятельность

Дидактические игры

Чтение худ литературы

Люблю березку русскую

Береги деревянные предметы

Бережно относимся к бумаге

«День Земли»

«Что ты сделал доброе для природы?»

«Звездное небо»

«Свойства бумаги, «Цветы», «Плавает-не-плавает»

«Из чего сделано», «Очищаем воду»

«Что будет, если…»,  «Кто больше», «Опиши, а мы отгадаем»,«Чудесный мешочек», «Живая-не живая природа», «Где растет», «Как дерево растет»

М. Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»

Апрель

3.Презентация

проекта

Презентация проекта для педагогов ДОУ  и для родителей группы

Составление картотеки  по экологии

«Земля-наш общий дом»

     

Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.

Взаимодействие с родителями:

  1. Познакомить с родителей с примерным планом работы по проекту «Земля наш общий дом».
  2. Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»;
  3. Мастер класс для детей и родителей  «В гостях и художницы Осень» Нетрадиционные формы рисования (опавшими листьями) «Осенний пейзаж».
  4. Конкурс экологических газет и рисунков.
  5. Консультации для родителей:
  • «Консультация: "Формирования основ элементарных экологических представлений у детей"
  • «Художественная литература и экология»
  • «Как научить ребенка беречь природу»;

6.Домашняя мастерская изготовления  кормушек «Каждой птичке по кормушке».

7. Выставка фотоколлажей «Мой домашний питомец».

8. Презентация проекта «Земля – наш общий дом»  (формирование начал экологической культуры у детей старшего возраста).

Для развития  у детей научно - познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и своему здоровью на нашем проекте использовали целый ряд педагогических приемов:

  • Ежедневные наблюдения

-Наблюдения за птицами расширяют представления о многообразии птиц, о зимующих и перелетных, формируют  у детей  желание заботится о птицах в зимний период  (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость).

-Наблюдения за ростом растений - расширяют представления о многообразии растений, формируют умение узнавать и правильно называть растения., совершенствуют навыки ухода за растениями.

  • Игры-Эксперименты способствуют  познанию  окружающего мира. Старшие дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. Расширяют представление детей о свойствах песка, глины, камня, о том, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд.
  • Экологическое воспитание дошкольников на примере лесной экосистемы Жизнь леса подчинена сезонным закономерностям неживой природы. Разнообразие объектов экологической тропы позволяет расширить знания и представления детей о многообразии растительного и животного мира.
  • Нарушение баланса в эко системе. Рассказать о путях его преодоления формировать представления о негативных сторонах цивилизации,  загрязнении почвы,  воды, воздуха,  проблемы мусора. Познакомить детей  с раздельным сбором  мусора; формировать умение раздельного сбора мусора.

Вывод:

Экологическое воспитание  и экспериментирование оказывают разностороннее влияние на личность ребенка, на развитие его творческого воображения и мышления.

Таким образом, на основе вышесказанного

 У детей :

  • развился  интерес к явлениям и объектам природы;
  • расширились представления об условиях, необходимых для жизни растений;
  • сформированы знания об особенностях образа жизни птиц, животных, насекомых;
  • развился интерес к исследованиям и экспериментам; сформированы представления о свойствах (воды, песка, глины, воздуха, камня);
  • сформировались знания, как  защищать природу,  и бороться за  ее сохранение;
  • развилась  речь, обогатился словарь;
  • развились психические процессы: память, мышление, внимание;
  • активизирована  работа семьи по повышению уровня экологических знаний  у старших дошкольников.

  Необходимо проводить такую работу в дошкольном учреждении. Повышение уровня экологической воспитанности  детей   способствует  выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер. И выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Литература:

1.«От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. «Васильевой, Т.С. Комаровой)

2.С.Н.Николава «Юнный эколог: программа экологического воспитания дошкольников»

3. С.Н. Николаева

«Методика экологического воспитания дошкольников»

4.Соломенникова

«Ознакомление с природой в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

1.Вводное слово по теме педсовета «Формирование начал экологической культуры у дошкольников».2.Анализ результатов тематической проверки по экологическому воспитанию....

Обобщение опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Определяя  тему по самообразованию, я  остановилась на проблеме экологического воспитания....

"Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"

Представлен доклад по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)....

План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей старшей группы дошкольного возраста»

Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу....

Консультация по экологическому воспитанию «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Представленная консультация, поможет родителям показать своим детям- ничем незаменимую ценность и красоту природы. И понять, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле....

Проект «Земля-наш общий дом» (формирование начал экологической культуры у детей старшего возраста)

Ознакомление старших дошкольников с миром природы. Формирование начал экологической культуры у детей старшего возраста....