Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями в сети Интернет «Соль – это интересно…»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Моргунова Надежда Борисовна

Данная методическая разработка предназначена для совместной деятельности дошкольников с родителями в сети - Интернет. Этот образовательный маршрут посвящен - соли. Не зря человечество с древнейших времен уделяет такое внимание обычной поваренной соли. Пожалуй, ни один из продуктов не связан с таким количеством обычаев, суеверий и не ценится так дорого, как поваренная соль.

Рекомендуется коллективный просмотр материалов в сети - Интернет и выполнение заданий рефлексивного характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности                                       детей и родителей в сети Интернет

Соль – это интересно….

                                                                                         Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой.

Автор идеи: Моргунова Надежда Борисовна, г. Самара

Целевая аудитория: родители и дети 5-7 лет.

Уважаемые родители!

  Этот образовательный маршрут посвящен - соли.  Не зря человечество с древнейших времен уделяет такое внимание обычной поваренной соли. Пожалуй, ни один из продуктов питания не связан с таким количеством обычаев, суеверий и не ценится так дорого, как поваренная соль. История потребления её человечеством уже насчитывает не менее десяти тысяч лет. Соль в нашей жизни является нечто большим, чем просто приправа. Когда-то ценимая на вес золота, она прочно заняла свое место в пословицах, преданиях, суевериях, творчестве и, конечно же, на наших столах. Предлагаем и вам вместе со своим ребенком на некоторое время превратиться в исследователей.

  Исследовать соль, не только как вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и как интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.

В путь!

Шаг 1. История соли.

             Начните ваше исследование с обсуждения вопросов: «Откуда появилась соль на нашем столе?».

             Спровоцируйте интерес к теме и расскажите ребенку, что в давние времена соль ценилась дороже золота. Из-за месторождений каменной соли происходили военные столкновения, а иногда нехватка соли вызывала «соляные бунты». В прошлом во многих странах соль служила существенным источником пополнения казны, была предметом торговли. В некоторых странах соль выполняла даже роль денежной единицы.

             Соль подавали на стол в дорогих солонках, её берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия. Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег.

             Римским солдатам выдавали жалование солью, а также «сольдо» монетой, жалованьем, которое воины получали в обмен за готовность промывать кровь – отсюда произошло и русское слово - солдат. Также римляне предпочитали солить зелень, в результате чего латинское слово, обозначающие соль, вошла в состав нового слова «salad» (салат).

             Предложите ребенку узнать новые научные факты и интересные сведения о соли в сети Интернет. Воспользуетесь дополнительной информацией об истории соли на сайте:

Соль: история и факты -  http://o-soli.ru/istoriya-soli/

             Это позволит вам расширить свой кругозор, поддержать интересный разговор с ребенком и, конечно, повысить свой авторитет! Только не забудьте говорить о том, что об этих интересных фактах вы узнали из статей интернета. Формируйте у ребенка отношение к сети, как к уникальному источнику новых знаний.

Обсудите вместе с детьми следующие вопросы:

  • Откуда появилась соль?
  • Как подавали соль на стол и почему её берегли?
  • Почему в давние времена соль ценилась дороже золота?
  • В каких странах название мелкой монеты произошло от названия соли? и др.

   

Шаг 2. Соль и его свойства.  

   В природе встречаются самые разные вещества. Но одно из них крайне необходимо человеку для жизни -  это поваренная соль. Это вещество необходимо для жизнедеятельности всем живым существам, к тому же оно незаменимо.

  Соль существует и применяется в разных видах: очищенная и неочищенная (каменная соль), крупного и мелкого помола, чистая и йодированная, морская, и т.д.

  Соль не имеет запаха, хорошо растворима в воде и на вкус соленая.

             Все мы видели этот продукт на столе. Предложите ребенку рассмотреть соль, попробовать на вкус, какая она бывает и для чего же нужна поваренная соль человеку и многим другим живым существам? Предложите ребенку  посмотреть видеоматериалы про соль и свойства соли, а также картинки и иллюстрации на сайтах Интернета.

Материал для совместного просмотра:

             После просмотра предложенных материалов поинтересуйтесь, что ребенок нового узнал о соли. Поговорите с ребенком о значение соли для всего живого.

 

Обсудите вместе с детьми следующие вопросы:

  • Какие виды соли бывают?
  • Какая польза соли для здоровья человека?
  • Где можно использовать соль?
  • Почему нельзя пересаливать пищу?
  • Злоупотребление солью, к развитию каких болезней ведет? и др.

              Основной вывод, который вы должны сделать вместе с детьми: соль существует и применяется в разных видах: очищенная и неочищенная (каменная соль), крупного и мелкого помола, чистая и йодированная, морская, и т.д. Недостаток соли в организме человека приводит к плохому самочувствию, а существенный дефицит этого вещества может нанести вред здоровью. Казалось бы, добавляй в пищу больше соли и проблем со здоровьем не будет. Но это не так! Переизбыток поваренной соли в рационе человека также вреден для его здоровья. Поэтому в употреблении поваренной соли важно соблюдать меру – не пересаливайте!

Шаг 3. Месторождение и добыча соли.

            В природе соль можно встретить в виде залежей каменной соли (галлита), в том месте, где в древности располагались моря. Также соль добывают из морской воды путем ее выпаривания. С древних времен известен и такой способ добычи соли, как ее вываривание из рассолов в специальных печах. Сегодня, когда стало известно, что Земля обладает практически неисчерпаемыми запасами соли, её рыночная цена резко снизилась – соль стала самой дешевой приправой.

Материал для совместного просмотра:

(2 мин. 41сек.)

Обсудите вместе с детьми следующие вопросы:

  • На каком озере России добывают большую часть соли?
  • Какого цвета поверхность этого озера?
  • Откуда добывают соль шахтным способом?
  • Как раньше называли каменную соль?
  • Почему соль стала самой дешевой приправой? и др.

            И, пожалуйста, не забудьте показать на карте, где находится озеро Баскунчак - самое соленое озеро на планете и крупнейший природный резервуар соли.

Шаг 4. Соль в народном творчестве.

  Ценность соли породили целый ряд пословиц, поговорок, афоризмов, в которых подчеркивалось глубокое значение соли в жизни человека. Особенно сильно это проявляется у наших предков-славян, для которых соль считалась священной. Она являлась символом верности, дружбы, благополучия и почиталась наряду с хлебом как источник богатства и жизни.

  Происхождение слова «соль», по мнению некоторых современных ученых, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

  Народ всегда уделял соли особое внимание. Во многих русских народных пословицах говорится: 

  • Не солоно хлебавши.
  • Запас соли не просит.
  • Щепотка соли делает сахар слаще.
  • Пуд соли вместе съесть.
  • Без соли хлеб не еда.
  • Хлеб-соль ешь, а правду режь.

            На сайте - http://www.o-soli.ru/sol-v-kulture/poslovicy-i-pogovorki/  можно прочитать вместе с ребенком другие поговорки и пословицы и обсудить  их значения.

  Русская народная сказка «Лиса и Журавель» заканчивается такими словами: «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - не солоно хлебавши».

  Посмотрите с ребенком мультфильм «Русская народная сказка лиса и журавль» на ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=DyZtl9MdJwY (4 мин. 11 сек.)

  После просмотра мультфильма, объясните ребенку, что значит «Не солоно хлебавши» – значит, не получила удовольствия, ничего не добилась, осталась голодная. Выражение появилось в те времена, когда соль была дорогим продуктом. Случалось, что в богатом доме важные гости «хлебали солоно», а незнатным гостям доставалась несоленая пища.

Обсудите вместе с детьми следующие вопросы:

  • Чем лиса угощала журавля?
  • Как лиса подала угощение?
  • Чем журавль угощал лису?
  • Как журавль подал угощенье?
  • Почему лиса пошла домой – не солоно хлебавши?

   

            Много народных загадок о соли сложено, прочитайте ребенку загадки про соль на сайте:

http://zagadka.pro/slovo-124.html 

 

  • Какая нота и продукт называют одинаково?
  • В воде родился, а воды боится.
  • Меня не едят – и без меня мало едят.
  • Отдельна – я не так вкусна.
          Но в пище – каждому нужна.
  • И не красива, и не вкусна,
          А без неё не проживёшь.

            Побеседуйте с ребенком о прочитанных загадках. Можно выучить с ребенком  понравившиеся загадки.

             С солью связано множество суеверий и примет. Одна из самых известных просыпать соль – дурная примета. Много-много лет назад водилась соль не в каждом доме. Выставляли её на стол только для самых дорогих гостей. Если же гость её случайно или, хуже того, специально просыпал – это считалось неуважением к хозяевам. Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведёт к ссоре.

  По старинной традиции хлебом с солью до сих пор на Руси встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Объясните ребенку, что это пожелание добра, выражение гостеприимства. Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и готов съесть вместе с встречающими «пуд соли», готов разделить все их беды и заботы. Дополнительную информацию можете получить на сайте: http://o-soli.ru/sol-v-kulture/khleb-sol 

Обсудите вместе с детьми следующие вопросы:

  • Как называется полотенце, на котором уложен хлеб с солью?
  • Хлеб и соль – символы чего?
  • Что означает преподнести хлеб с солью гостям? и др.

  Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Соль», пройдя по ссылке:

 http://hyaenidae.narod.ru/story3/159.html, где говорится о том, как Иван продал заморскому королю корабль простой соли за полный корабль золота и серебра.

Обсудите вместе с детьми следующие вопросы:

  • Что нашел Иван на неведомом острове?
  • А чем попросил Иван царя?
  • Что сделал Иван на царской кухне?
  • Кто помог Ивану? и др.

              Выслушайте доброжелательно и внимательно любые предположения  и ответы ребенка – наблюдение за его речью поможет Вам понять, что Ваш ребенок знает, а в чем его представления неточные или ошибочные или их вообще нет!

Шаг 5. Мы – исследователи!

            Все дети, без исключения, любят таинственные, загадочные и необычные явления. Родители маленьких непосед могут удивить их опытами солью, которые можно провести в домашних условиях. Легкие, но в то же время удивительные и вызывающие восторг, они способны не только разнообразить досуг ребенка, но и позволят взглянуть на привычные вещи совсем другими глазами. И открыть для себя их свойства, функции, назначение соли. Главное внимательно следить за соблюдением необходимых требований безопасности при экспериментах и опытах. Но прежде чем проводить опыты солью, познакомимся с ними.

Материал для совместного просмотра:

            После просмотра видеоматериала, можете с ребенком провести опыт «Научи яйцо плавать», опыт со льдом и солью и другие опыты, но только под присмотром родителей.  Делитесь впечатлениями о проводимых опытах с ребенком, рассказывайте о личных наблюдениях, интересах. А если захотите вырастить кристаллы в домашних условиях, предложите ребенку посмотреть материалы в сети – Интернета.

Материал для совместного просмотра:

  • «Совинформ» -  http://shishkinles.ru/shishkinles/Matilda/sovinform/zasedaniya/solenie_kristally/  
  • Выращивание кристаллов в домашних условиях – 

http://belzo.ru/obuchayushhie-igryi/vyirashhivanie-kristallov-soli-v-domashnih-usloviyah.html/  

            Развивающие опыты и эксперименты для ребенка, как правило просты и не требуют от родителей ни особых умений, ни редкого или дорогостоящего оборудования. Зато радость открытия и чуда, которое так легко сделать своими руками, останется с ним надолго.

            Восторг и море положительных эмоций – вот что подарит экспериментирование, для любопытных детей проведенное вместе с взрослыми. А родители позволят себе разделить с юными исследователями радость первых открытий. Ведь сколько бы лет не было человеку – возможность хотя бы ненадолго вернуться в детство, по-настоящему бесценна.

Шаг 6. Применение соли в творчестве.

            Изобразительная деятельность - прекрасное средство развития творческих талантов и всех прочих способностей ребёнка. Кроме того с помощью ИЗО дети изучают окружающий мир. Это специфическое образное познание действительности. А положительные эмоции? Радостные улыбки, появляющиеся на лицах детей, которым удалось нарисовать или вырезать очередной "шедевр", дорогого стоят!

Акварель с солью.

            Рисование – первое, самое простое и увлекательное творчество, которое дети осваивают ещё в самом раннем возрасте. Им они охотно занимаются хоть каждый день, совершенствуя постепенно своё мастерство. А рисование с солью заинтересует вашего ребенка.

Материал для совместного просмотра:

            Побеседуйте с ребенком, что он хочет нарисовать с помощью соли, что ему больше понравилось? Если применить вариант мелкой соли "экстра", то у вас получатся маленькие  точки, похожие на мелкий снег или туман. Главное в этой технике - поймать момент, когда рисунок не совсем мокрый, чтобы не растворить кристаллики, но и не сухой, иначе ничего не выйдет. Можно использовать даже морскую крупную соль. С ее помощью можно создать различные завитки. Хорошо подойдет для зимних пейзажей, например, если вы хотите нарисовать вьюгу. Применение такой техники очень широко, все зависит от вашей фантазии. Подходит практически ко всем вариантам рисования акварелью.

            Еще  вас заинтересует рисование акварелью и солью, и клеем  - это очень интересное и творческое занятие. Если вы правильно подготовитесь к работе, то после такого урока ваш ребенок будет всегда просить повторить это чудо.

Аппликация с солью.

             Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов декоративно-прикладного искусства, используемых в работе с детьми. Это не только увлекательно и занимательно для ребят, но и благотворно влияет на развитие их умственных и творческих способностей.  

            Хотите сделать ваши занятия с ребенком  ещё более разнообразными, необычными и интересными? Тогда предлагаем аппликацию с цветной солью.

Материал для совместного просмотра:

               (10 мин.11 сек.)

После просмотра материалов, спросите у ребенка, какой вариант аппликации ему понравился? Вместе с ребенком подготовьте  для аппликации  цветную соль, вам  надо покрасить её гуашью. И самое главное – позитивный настрой! Будьте уверены: от такой аппликации в восторге останется не только ребенок, но и вы сами.

 

Солёное тесто.

            В развитии ребенка лепка занимает одно из значительных мест в системе эстетического воспитания. С помощью лепки формируется отличный художественный вкус и стремление к творчеству.

            Лепка может производиться из различных экологически чистых материалов, которые могут длительное время сохранять форму. Задайте вопрос, какие материалы для лепки ваш ребенок знает? К таким материалам относятся специальные сорта глины и детский пластилин. Расскажите, что в последнее время очень популярным стало применять для лепки соленое тесто, которое после обжига в духовке прекрасно сохраняет приданную ему форму. Такая лепка называется тестопластика и для нее потребуется иметь под рукой всего лишь соль, муку и воду.

            Тесто после замеса является достаточно пластичным материалом, из которого можно создавать не только отдельные фигурки, но и целые скульптурные композиции. На базе теста ваши детки могут осваивать разнообразную технику лепки без всякой опасности для себя. Ведь соленое тесто является абсолютно безопасным экологически чистым материалом.

            Соленое тесто - доступный и экологический материал, и лепка из него не сможет оставить равнодушным ни вас, ни вашего ребенка. Удовольствие, доставляемое достигнутым результатом и самим процессом не сравнить ни с чем.

Материал для совместного просмотра:

            Поговорите с детьми, чем тесто отличается от пластилина, закрепите его свойства, что интересного можно вылепить из него. Для чего добавляют соль в тесто для поделок. Покажите распечатанные картинки отдельных фигурок и вместе с ребенком вылепите понравившиеся фигурки или композиции.  

Шаг 8. Обобщение

            Для обобщения и закрепления знаний о соли, можно задать ребенку следующие вопросы:

- Что ты узнал о соли?

- Какие виды соли ты знаешь?

- Соль - друг, соль – враг?

- Где соль можно применить?  

            Попросите детей аргументировать все свои ответы, опираясь на их личный опыт. Выстраивайте диалоги в доброжелательной атмосфере!

Итак, наш маршрут закончен…  

  В ходе образовательного маршрута вы научились работать с Интернет - ресурсами, узнали из них много интересного и познавательного: соль является важным элементом, обеспечивающим жизнедеятельность человека и животного мира. А также вы узнали, что соль – не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества. С помощью соли на акварельном рисунке можно создать множество причудливых эффектов, выполнить аппликацию из соли, вырастить красивые кристаллы. Добавленная в большом количестве в тесто соль позволяет создать из него красивые и долговечные поделки. Вам открылся увлекательный мир прикладного творчества с применением соли, и вам вместе с ребенком будет интересно ее использовать в различных поделках, рисунках и аппликациях.

Применяя ИКТ в различных формах, мы способствуем  всестороннему развитию ребёнка, формированию интереса к познанию окружающего мира.

Желаю вам удачи!

Познавайте мир вместе со своими детьми! А компьютер вам в этом поможет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет «Пчелы – это интересно, мед и вкусно и полезно!»

Данный образовательный маршрут поможет вам:·        расширить кругозор своих детей;·        сформировать элементарны...

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет "Образовательный маршрут "Волшебный мир магнитов"

laquo;ВОЛШЕБНЫЙ МИР МАГНИТОВ» Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с родителями в сети Интернет.Целевая аудитория: дошкольники  5 -6 лет.Автор:...

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет «Образовательный маршрут «Что такое песок?»

Этот образовательный маршрут посвящен песку. Песок - с одной стороны такой знакомый всем и простой материал, а с другой - такой загадочный и таинственный. Смотришь на него и не можешь оторвать взгляд....

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет.

Образовательный маршрут "Край родной, навек любимый" ориентирован на более подробное изучение истории и природы родного края в целом....

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогов с использованием ресурсов Интернет «Образовательный маршрут». Тема:«Путешествие в мир роботов и робототехники».

Уважаемые родители!Этот образовательный маршрут посвящен робототехники роботостроению. Наша жизнь, активна, информатизирована, компьютеризирована. Технические достижения молниеносно проникают в сферы ...