Проект Формирование познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста путем проведения исследовательской деятельности на тему « Что за чудо – огород на окошке растет»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Сычева Алена Дмитриевна

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Многие родители даже не понимают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta_proekta_ogorod.docx24.58 КБ
PDF icon ogorod.pdf1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №43

Проект

формирование познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста путем проведения исследовательской деятельности

на тему

 «Что за чудо – огород на окошке растет»

Исполнитель:

воспитатель МБДОУ детский сад№43

Сычева А.Д.

пос. Покровский Городок,

2017

Информационная карта проекта

«Знает каждый садовод, что такое огород»

Актуальность.

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Многие родители даже не понимают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.

Проблема:

В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.

Доминирующая образовательная область – познавательное развитие, которая интегрируется с такими образовательными областями как: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (с 01.02.2017 по 30.05.2017 г.)

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: воспитанники (дети средней группы), педагоги, родители.

Цель: создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста, развития экологической культуры.

Задачи:

для детей:

  • Формировать представление о том, как выращиваются огородные растения.
  • Закреплять знания детей о строении, об условиях, необходимых для роста растений.
  • Познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени: петрушки, укропа, зелёного лука.
  • Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).
  • Развивать трудовые навыки, умение организовывать своё рабочее место в различных видах деятельности.
  • Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
  • Формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями.

для педагога:

  • повысить профессиональную компетентность педагогов в образовательной области «познавательное развитие» и «речевое развитие»;
  • увлечь детей информационной деятельностью, стимулировать познавательную активность детей в исследовательской деятельности в процессе знакомства с посадкой и роста растения;
  • создать комфортную обстановку, способствующую для развития творческой личности;
  • пополнить предметно-развивающую среду новыми материалами (дидактические игры, огород на окне и т.д.)
  • подобрать методическую литературу по данной теме;
  • пополнить картотеку опытов и наблюдений по уходу за растениями;
  • организовать взаимодействие ДОУ с родителями по развитию познавательных способностей детей;
  • оформить результаты проекта в форме презентации для родителей.

для родителей:

  • закрепить и развивать полученную информацию о познавательном развитии с детьми;
  • обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • привлечь внимание ребенка к красоте природы, богатству её красок, побуждать выражать свое эмоциональное отношение к окружающему миру через продуктивную деятельность;
  • совместное участие родителей с детьми и педагогами.

Основные формы реализации проекта: беседы, наблюдение, опыты, детское творчество, игры, работа с родителями.  

Формы проведения итоговых мероприятий:

  • оформление огорода на окне;
  • выставка детских работ на тему «Загадки с грядки»
  • презентация проекта «Что за чудо – огород на окошке растет».

Продукты проекта

для детей:

  • рисунки детей на тему «Овощи с нашего огорода»;
  • поделки из пластилина «Наши грядки»;

для педагогов:

  • пополнение картотеки опытов и наблюдений;
  • пополнение картотеки наглядным материалом (фотографии, картинки) по теме стадии и условия роста растений;
  • пополнение картотеки загадок и пословиц о растениях и овощах;

для родителей:

  • консультации и беседы с родителями на тему «Огород на окне».

Ожидаемые результаты:

для детей:

  • ознакомление детей с культурными растениями.;
  • получение с помощью опытнической работы необходимых условий для роста растений;
  • выявление с помощью исследовательской работы разнообразия посевного материала;
  • формирование бережного отношения к растительному миру;
  • формирование уважительного отношения к труду;
  • создание в группе огорода на окне.

для педагога:

  • повысится уровень педагогической компетентности; профессиональный рост;
  • удовлетворенность работой;
  • систематизация и повышение качества работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи.

для родителей:

  • повысится интерес к совместной деятельности по созданию огорода на окне;
  • гармонизируются детско-педагогические отношения;
  • повысится уровень экологической культуры личности;
  • более тесная взаимосвязь с ребенком.

Реализация проекта.

1 этап подготовительный:

  • Изучение методической литературы по теме.
  • Составление плана работы по проекту «Чудо – огород на окне».
  • Подборка игр, бесед, наглядности, художественной и научной литературы, материала для проведения различных видов деятельности, приобретение необходимого оборудования и семян, оформление огорода на окне.
  • Беседа с родителями «Огород на окне». Обсудить цели и задачи проекта.
  • Сформировать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта.
  • Консультация для родителей «Огород на окне».

2 этап исследовательский:

Работа с детьми:

  • чтение художественной литературы:
  • стихотворения - С. Виталий «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде»,
  • произведения - Дж. Родари «Чиполлино», К.И. Чуковского «Огород»,
  • загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.
  • беседы с детьми:
  • «Что мы знаем об растениях?»;
  • «Чем полезен лук»;
  • «Все начинается с семечка»;
  • Беседа о том, как выращивают овощи в огороде.
  • творческая работа:
  • рисунки детей на тему «Загадки с грядки»;
  • лепка «Овощи»
  • рассматривание и посадка семян (петрушки, салата, помидор и т.д)
  • дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Во саду ли, в огороде», «Чьи семена», «От грядки до обеденного стола».
  • инсценировка русской народной сказки «Репка».
  • опыт - наблюдение за ростом семян фасоли в благоприятных и неблагоприятных условиях.
  • организация дежурства по уходу за растениями, коллективные индивидуальные поручения.
  • наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток.
  • создание алгоритма роста растения;
  • составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде.

Работа с родителями:

  • закупка семян, земли, орудий труда для ухода за огородом.

3 этап заключительный:

  • оформление выставки детских работ на тему «Овощи с нашего огорода»;
  • презентация проекта «Что за чудо – огород на окошке растет»;
  • участие в конкурсе «Огород на окне».

Полученные результаты:

для детей:

  • познакомились с культурными растениями – лук, укроп, горох и т.д.;
  • в результате практической и опытнической деятельности получили необходимые знания условий для роста растений;
  • увидели многообразие посевного материала;
  • стали бережнее относиться к растительному миру;
  • стали более уважительно относиться к труду.
  • совместно с воспитателем вырастили «свой огород».

для педагога:

  • повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
  • удовлетворенность работой;
  • систематизация и повышение качества работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи.

для родителей:

  • повысился интерес к совместной деятельности по созданию огорода на окне;
  • гармонизировались детско-педагогические отношения;
  • повысился уровень экологической культуры личности;
  • более тесная взаимосвязь с ребенком.

Список используемой литературы:

  1. Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
  2. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
  3. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г
  4. Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Формирование творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"

У детей сформируется интерес к видам художественного творчества.Ребёнок овладеет приёмами и техниками художественного творчества.Разовьются познавательная активность, нестандартное мышление, воображен...

Проект формирование познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста путем проведения интегрированных занятий на тему «Азбука здоровья»

В настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэ...

Проект «Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Педагогический проект на тему "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Предлагаю вашему вниманию педагогический проект "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисов...

Проект "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Цель проекта: Разработка системы работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Задачи:...