Куда уходит елка?
проект по окружающему миру (средняя группа)

Расширение представлений о разных видах хвойных деревьев, их функциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuda_uhodit_elka.doc1022.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Исследовательский проект "Куда уходит ёлка"

I этап-Проблема.

Дети  - это настоящие «почемучки», они задают вопросы обо всём, что их окружает, стремятся глубже познать интересующие объекты, так, после Новогодних каникул  у ребят было прощание с ёлочкой и Максим поинтересовался, а куда уходит ёлочка после праздников….А действительно, куда?

Так возник наш проект  "Куда уходит ёлка "

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Длительность: краткосрочный.

Участники нашего исследования: Макридина Алина, Лукьянов Максим, Гераськина Варвара,  педагоги группы, родители.

Объект исследования: ёлка.

Предмет исследования: информация о видах хвойных деревьев.

Цель: расширение представлений о разных видах хвойных деревьев, их функциях.

Задачи.

  • Развивать умение собирать информацию.
  • Формировать умение детей  классифицировать собранный материал по разным видам принадлежности.
  • Формировать умение обобщать и выделять основные информативные признаки.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Формировать желание добиваться результатов своей деятельности.
  • Побуждать к созданию нового продукта .
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе

 Гипотеза: "Ёлка нужна для создания праздничного настроения, после праздников становится совсем ненужной".

Для доказательства нашей гипотезы мы поставили перед собой исследовательские задачи:

  • Собрать материал о видах хвойных деревьев .
  • Выяснить, чем полезны хвойные деревья.
  • Рассмотреть шишки.
  • Узнать, что же происходит с ёлочкой после праздников.

Методы исследования: Сбор информации, чтение художественной литературы, сбор шишек с разных хвойных, творческая деятельность.

Работа над проектом осуществлялась:

  • в беседах
  • самостоятельной деятельности
  • в домашних условиях
  • кружковой деятельности.

II этап - копилка

 В процессе создания копилки  детям читали стихи, загадки, сказки, рассказы, проводили беседы, рассматривали разные виды шишек. Дети проводили опрос родителей и педагогов. Наблюдали и сравнивали.

 

Содержание копилки.                  

* Информационный материал: беседы, интересные сведения из энциклопедии , интернет, опрос.

 * Наглядный материл : иллюстрации, шишки.

 * Практический материал: наблюдение

 * Художественное слово: сказки, стихи, загадки, беседы.

 

III этап – создание картотеки.

Распределение собранного материала.

Художественное слово:

*Стихи о ёлочке.

*Сказки .

*Загадки о ёлочке.

Наглядный материал:

*иллюстрации

IVэтап – презентация проекта

«Гнутся ветки мохнатые                                                                                              Вниз к головкам детей;                                                                                             Блещут бусы богатые                                                                                             Переливом огней;                                                                                                            Шар за шариком прячется,                                                                                                 А звезда за звездой,                                                                                                            Нити светлые катятся,                                                                                               Словно дождь золотой…                                                                                                  Поиграть, позабавиться                                                                                        Собрались дети тут,                                                                                                           И тебе ель- красавица,                                                                                                     Свою песню поют.                                                                                                          Все звенит, разрастается                                                                                                    Голосков детских хор,                                                                                                                                                                                                                                            И , сверкая, качается,                                                                                                     Ёлки пышной убор…»  (стихотворение «В лесу родилась ёлочка, 1903год)

Как вы догадались, наш проект о елочке и называется он: «Куда уходит елка»

Наша гипотеза (мы думаем): ёлка нужна только для того, чтобы создавать праздничное настроение и после праздников …

Мы хотим узнать:

Какие есть виды хвойных деревьев

Чем полезны хвойные деревья, их функции ?

Куда же уходит ёлочка после праздников?

Что мы для этого сделали:

- собрали копилку о хвойных: разные виды шишек, семена, стихи, загадки,  сказки.

- наблюдали и проводили сравнение: сравнивали строение веток хвойных деревьев, их иголки, шишки (по форме, размеру)

- играли в игры: «Путешествие в лес»

Что у нас получилось:

                                             

Виды хвойных деревьев

               сосна                         секвойя                   туя                              ель

     

Что мы узнали.

 Оказывается, ёлочка – это не один какой - то вид хвойного дерева, видов этих много, и подробнее ребята решили разобраться с елью, сосной, туей и секвойей.                                                                                                                               Для этого они собрали коллекцию шишек, побывали в библиотеке и                                              

собрали иллюстраций о видаххвойных и  их строении.

       Так же ребята проводили наблюдения на природе и в группе, сравнивали. Узнали, что все хвойные имеют разное строение , иголки на ветвях, Шишки каждого дерева имеют свои отличительные черты. У них разное строение чешуек, форма. И ,оказывается, в шишках есть семена.                                 

Ребята выяснили, что живые хвойные деревья очень нужны и важны  в лесу для птиц и животных. Например белки , дятлы, клесты и другие птицы зимой питаются семенами еловых шишек; заяц спит и прячется под густыми ветвями елей; медведь выстилает берлогу еловыми ветвями.

На занятии по кружковой деятельности ребята лепили ёлочки ,дома  делали игрушку из шишки.              

   

                                             

А еще, ель называют «музыкальным деревом», ведь из нее делают такие музыкальные инструменты как гитара, балалайка.

             Узнали, что хвойные деревья важны для здоровья, они дают нам чистый воздух и различные лекарства.

Так же ребята нашли ответ и на свой главный вопрос: куда уходит ёлка..

Оказывается, после праздников у ёлок начинается «вторая жизнь», их собирают вместе и отвозят на переработку, после которой получают опилки, или удобрение, это может быть бумага или строительные материалы. А хвойные иголки могут служить подстилкой для животных  в зоопарке.

Гипотеза о том, что ёлка нужна только для создания праздничного настроения и после праздников становится совсем ненужной, не подтвердилась.

Той информацией, которую узнали, Варя, Максим и Алина поделились с остальными ребятами своей группы

 V этап –(продукт деятельности)

   Ребятам решили попробовать вырастить из семян сосны свою ёлочку, а ещё им стало очень интересно, почему именно ёлочка является символом Нового года…но это уже совсем другая история.

«Песенка про ёлочку»

На мелодию русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько».

Вот нарядная ёлка стоит

 И дождем серебристым блестит.

Припев:

Ой, пой и пляши, хоровод,

Это праздник пришёл - Новый год.

А на ёлке фонарики горят,

 Золотые звёздочки блестят.

Припев:

Ой, пой и пляши, хоровод,

Это праздник пришёл - Новый год.

Посмотри, как сегодня у нас

 Возле ёлки идёт перепляс.

Припев:

Ой, пой и пляши, хоровод,

Это праздник пришёл - Новый год.

Чтобы было еще веселей,

Пригласили на праздник гостей.

Припев:

Ой, пой и пляши, хоровод,

Это праздник пришёл - Новый год.

Опять Дед Мороз к нам придет,

Подарки с собой принесёт.

Припев:

Ой, пой и пляши, хоровод,

        Это праздник пришёл - Новый год.

Раиса Кудашева

«Ёлочка»

В лесу родилась ёлочка,

В лесу она росла,

Зимой и летом стройная,

Зеленая была.

Метель ей пела песенку:

«Спи, ёлочка, бай-бай!»

Мороз снежком укутывал:

«Смотри, не замерзай!»

Трусишка зайка серенький

Под ёлочкой скакал,

Порою волк, сердитый волк

Трусцою пробегал.

Теперь она, нарядная,

На праздник к нам пришла

И много, много радости

Детишкам принесла!

«Зимняя песенка»

Вот зима пришла

Серебристая,

Белым снегом замела

Поле чистое.

Днем с детьми на коньках                                                                                                        Все катается;

Ночью в снежных огоньках

Рассыпается…

В окнах пишет узор

Льдом – иголочкой

И стучится к нам во двор

С свежей ёлочкой.  (1906 год)

Загадки:

По округе славится

Зелёная красавица.

Сарафан, как колокол,

По земле да волоком,

Шапочка с опушечкой,

С острою макушечкой.  (Ель).

- В нем метели снег метут,

В нем все ёлочки растут,

Здесь всегда полно чудес-

Это хвойный зимний….(лес).

   Нина Найденова

«Ёлка»

Блестят не ёлке бусы,

Хлопушки и звезда.

Мы любим нашу ёлку-

Да, да, да.

Снегурка в белой шубке

Приходит к нам всегда.

Мы с ней поём и пляшем-

Да, да, да.

И дед Мороз весёлый,

Седая борода,

Приносит нам подарки-

Да, да, да.

«Ёлочка»

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал на сад.

И березки, и осинки

Скучные стоят.

Только ёлочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен, Видно, смелая она.

Агния Барто

* * *

Дело было в январе,

Стояла ёлка на дворе,

А возле этой ёлки

Бродили злые волки.

Вот как-то раз,

Ночной порой,

Когда в лесу так тихо,

Встречают волка под горой

Зайчата и зайчиха.

Кому охота в новый год

Попасться в лапы волку?

Зайчата бросились вперед

И прыгнули на ёлку.

Они прижали ушки,

Повисли, как игрушки.

Десять маленьких зайчат

Висят на ёлке и молчат-

Обманули волка.

Дело было в январе,-

Подумал он, что на горе

Украшенная ёлка.

Михаил Пляцковский

«Хорошо у ёлочки»

Становитесь в круг пошире,

Хоровод начнём сейчас,

В целом мире, в целом мире

Нет ребят счастливей нас!

Хорошо у ёлочки

В хороводе танцевать!

Хорошо у ёлочки

Песни распевать!

Нашу ёлку до макушки

Наряжали все подряд.

Вот - хлопушки, вот- игрушки,

Вот флажки на ней горят.

За окном снежинок стаи

Тоже водят хоровод.

Попрощавшись с годом старым,

Мы встречаем Новый год!

Сказка про то, как Петя в лес за елкой ходил.

Действующие лица:

- автор;

- мальчик Петя;

- Сова;

- Заяц;

- Ежик;

- Белка;

- Клест;

- Мышь;

- Дед Мороз.

Автор.

Эта сказка-небылица.

Все, что в сказке говорится,

В жизни может приключиться.

Звучит веселая музыка, появляется мальчик Петя.

Петя.

Елку вырублю в лесу,

Елку детям принесу,

Будем елку наряжать,

Будем петь и танцевать.

(Идет по лесу, видит елочку.)

В лесу я вижу елочку,

Зелененькую челочку.

Смолистую, здоровую,

Полутораметровую.

Сейчас я быстро размахнусь,

Ножкой правой обопрусь,

Быстро елочку срублю,

Ведь так много их в лесу.

Только размахнулся, вдруг из веток ели появляется Сова.

Сова.

Слушай, Петя, погоди,

Нашу елку не руби.

Эта елка - всем нам дом,

Под ней дружно мы живем.

Петя.

Никого не вижу я.

Где же дружная семья?

Лучше мне её срубить,

Дома в бусы нарядить.

Только размахнулся, вдруг бежит заяц.

Автор.

По сугробам, по кустам

Скачет заяц белый.

Нет норы ни здесь, ни там:

Что же зайцу делать?

Он охотника боится,

Он от страха весь дрожит.

Заяц скачет, заяц мчится,

Заяц к ёлочке бежит.

Заяц.

Спрячь меня, ёлочка, поскорей!

Спрячь меня, ёлочка, пожалей!

Автор.

И накрыла быстро

Ёлочка ветвями

Бедного зайчишку

С длинными ушами.

Ежик (недовольный, что его разбудили)

Я ёжик-ежонок,

Колючий бочонок.

Я под ёлкой до весны

Сладко сплю и вижу сны.

Ёлку хочет кто срубить

И мой домик погубить?

Петя отходит в сторону.

Белка.

С ёлкой нашей мы друзья:

Шишками питаюсь я,

Здесь большая кладовая,

Где с весны я запасаю

Орехи, шишки и грибы

Для любимой детворы.

Клест.

К вам сюда я прилетел,

Деток вывести хотел.

Укрывшись в лапах еловых,

Им тепло, как в одеялах пуховых!

Петя, а ты хочешь ёлку погубить

И меня осиротить?

Мышь.

Прибегаю я сюда,

Чтоб найти здесь семена.

И в большие холода

Буду я сыта всегда.

Появляется Дед Мороз.

Дед Мороз.

Ну, что, Петя?

За тобой я наблюдаю

И все планы твои знаю.

Всех я в праздник награжу,

А тебя я застужу.

Петя испуганно потирает нос.

Петя.

Ах, уже отмерз мой нос!

Не губи меня, Мороз!

Дед Мороз.

Тебя в ледышку превращу.

Ну а, может быть, прощу.

Петя. Если что? Если кто? Если как?

Дед Мороз.

А вот так! Обещай мне

Наших ёлок не рубить,

В них зверушки будут жить.

Лучше ёлки охраняй

И в лесу их наряжай!

Звери (хором).

А может, Дедушка Мороз,

Простим его, дремучего?

Пусть веселится вместе с нами

Под ёлкой колючею!

Дед Мороз (нравоучительно).

Вы рубите лес, устраиваете свалки,

Но кто, же по защиту елочку возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь свалки,

И кто же знает, что нас дальше ждет?

Петя.

Звери, Дед Мороз, простите

И остаться разрешите!

Буду я вас охранять

Ив обиду не давать!

Все (встают в хоровод и поют песню).

Белые, белые в декабре, в декабре

Ёлочки, ёлочки в серебре, в серебре.

Встанем у ёлочки в хоровод, в хоровод,

Милую ёлочку сбережем в Новый год!

Дед Мороз.

Пахнет хвоей ёлка наша,

В новый год она всех краше.

И не смейте никогда

Губить природное дитя!

Звери (хором).

Призываем мы всех вас: не губите елей!

Они потешат вас не раз в белые метели.

Автор.

Каждый раз под Новый год

Идя за ёлкой в путь,

Сказку, рассказанную нами,

Дружочек, не забудь.

Сказка учит доброте,

Быть природе другом.

По- другому жить нельзя.

Помни: мы -одна семья!

Источник:

1.Козлова Т.А.,В И.Сивоглазов  Растения леса. Учебное пособие для школьников младших и средних классов Москва Издательство «Эгмонт Россия» 2002г.

   2. Журнал Детская энциклопедия, № 7 2019г., Поляков В.С., Свидетельство ПИ № ФС 77-37993 от 06.11.2009г.

   3.Хрестоматия для средней группы, Сост: Юдаева Марина Владимировна, ООО     «Самовар — книги»

4.Журнал Педсовет № 19 от 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Куда уходит детство".

Сценарий выпускного праздника в подготовительной группе. На празднике используется мультимедиа....

Куда уходит детство?

Брошюра для родителей....

Сценарий выпускного праздника «Куда уходит детство».

Разработан праздник со стихами, песнями, танцами и презентацией....

Сценарий выпускного праздника «Куда уходит детство».

Разработан праздник со стихами, песнями, танцами и презентацией....

Тренинг-практикум для педагогов: «Куда уходит детство?»

Тренинг направлен на активизацию  творческого потенциала педагогов....

Сценарий выпускного праздника "Куда уходит детство?!"

Сценарий выпускного праздника "Куда уходит детство?!"...

Фильм "Куда уходит детство?"

Сценарий выпускного праздника для дошкольнков...