НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования и ЭОР для детей среднего дошкольного возраста «По дороге из камней»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Формировать умения выявлять и называть свойства и особенности камней, классифицировать их по признакам: цвет; размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); вес (лёгкий, тяжелый), плотность, плавучесть – тонет в воде.
Развивать визуальную, тактильную, аудиальную память и логическое мышление.
Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
Познакомить с разнообразием гор в природе,формировать элементарные представления о происхождении камней.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 «Центр образования»
имени кавалера ордена Ленина Н.Ф. Шутова
городского округа Сызрань Самарской области
Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования - «Детский сад №31»
НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования и ЭОР для детей среднего дошкольного возраста «По дороге из камней»
Выполнила: воспитатель Селюнина Елена Сергеевна
2019 год
НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования и ЭОР для детей среднего дошкольного возраста «По дороге из камней»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
- Формировать умения выявлять и называть свойства и особенности камней, классифицировать их по признакам: цвет; размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); вес (лёгкий, тяжелый), плотность, плавучесть – тонет в воде.
- Развивать визуальную, тактильную, аудиальную память и логическое мышление.
- Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
- Познакомить с разнообразием гор в природе,формировать элементарные представления о происхождении камней.
ОО «Речевое развитие»
- Обогатить словарный запас детей словами: жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый, лупа.
- Активизировать в речи следующие слова: большой, средний, маленький, гладкая, шероховатая поверхность.
- Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Развивать организованность, самостоятельность, наблюдательность; умение слушать; вырабатывать привычку заниматься сообща.
2. Развивать стремление к активному участию в разных видах деятельности.
3. Формировать основы безопасного обращения с природным материалом (камнем).
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- Развивать художественный вкус, эстетические чувства, фантазию, воображение, интерес к изобразительной деятельности.
- Развивать навыки рисования на камнях разного размера.
- Продолжить знакомство детей с нетрадиционным методом рисования ватными палочками и формировать умение наносить мазки точечными движениями.
ОО «Физическое развитие»
- Развивать двигательную активность детей и моторику рук.
- Развивать мышечную память, глазомер,
Методы и приемы (перечислить)
- практические: опыты, дидактические и двигательные игровые упражнения, рисование ватными палочками на камнях.
- наглядные: демонстрация наглядных пособий.
- словесные: рассказ, объяснение, вопросы, указания.
Материалы и оборудование: «волшебный мешочек», демонстрационный материал, презентация о свойствах камней, видеоролик «Какие они эти камни», раздаточный материал, чистые и просушенные камешки разной формы, величины и расцветки. Для работы подойдут как морские камни, так и гальки с дороги, берега пруда, речки; гуашь; кисточки разной толщины, ватные палочки; баночка с водой; набор камней на каждого ребенка для изображения рисунка, лупы, емкость с водой, тарелочки на каждого ребенка, салфетки маленькие, деревянный брусок, молоток, два гвоздика.
Формы организации совместной деятельности
Виды детской деятельности | Формы и методы организации совместной деятельности |
Познавательно-исследовательская | Опыт №1. Определение размера Опыт № 2. Определение цвета и формы. Опыт № 3. Определение характера поверхности. Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу. Опыт № 5. Определение веса. Опыт № 6. Определение плотности. Опыт № 7. Плавучесть. Цель: развивать умение выявлять и называть свойства и особенности камней. |
Игровая | Игровая ситуация «Гномик в гости к нам пришел» Игровое упражнение «Волшебный мешочек» Игровая ситуация «По дорожке из камней» |
Двигательная | Физкультминутка «Гномик» |
Коммуникативная | Просмотр видеоролика: «Какие они эти камни» «Рассказ воспитателя о камне» «Инструктаж о правилах безопасного обращения с камнями» |
Изобразительная | Нетрадиционная техника рисования на камешках ватными палочками. |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи ( с обозначением обр.области) | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты | |
Мотивационно-организационный | Игровая ситуация «Гномик в гости к нам пришел» | мотивированы на предстоящую деятельность | |||
Воспитатель говорит детям, что сегодня к нам в гости придет необычный гость (Гномик), предлагает с ним познакомиться. Загадывает про него загадку и приглашает его войти. Выходит Гном под музыку, в руках у него «волшебный мешочек» с камешками. | Слушают внимательно воспитателя, отгадывают загадку | ||||
Деятельностный | развивать тактильные ощущения и мышечную память. | Игровое упражнение «Волшебный мешочек» | У детей развивается тактильные ощущения и мышечная память | ||
действия воспитателя Воспитатель предлагает детям и Гному поиграть в игру и угадать по своим ощущениям что находится в мешочке. | Дети по очереди опускают руки в «волшебный мешочек», называют свои ощущения и предположения, что находится внутри мешочка. Определяют, что в мешочке находятся камни разного размера. | ||||
Познакомить с разнообразием гор в природе, формировать элементарные представления о происхождении камней | Просмотр видеоролика «Какие они эти камни» | Дети знакомятся разнообразием гор в природе, у них закрепляются элементарные представления о происхождении камней. | |||
Воспитатель достает камни на два подноса. Предлагает поговорить о камне. Где мы можем увидеть камни? А знаете ли вы, что камни, это осколки больших гор? Это ветер и вода разносят их по всей земле. Кто из вас видел настоящие горы? Давайте посмотрим видеоролик, какие горы бывают в природе. | Дети слушают воспитателя и отвечают на вопросы, внимательно просматривают видеоролик. | ||||
Формировать умения выявлять и называть свойства и особенности камней, классифицировать их по размеру. Активизировать в речи слова: большой, средний, маленький. Формировать умения выявлять и называть свойства и особенности камней, классифицировать их по цвету и форме. Активизировать в речи слова: серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.. Формировать умения выявлять и называть свойства и особенности камней, классифицировать их по характеру поверхности. Обогатить словарный запас детей словами: гладкий, шершавый, шероховатый Закрепить навыки работы с увеличительными приборами; Активизировать в речи слова: крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д. Обогатить словарный запас детей словом: лупа Формировать умения определять вес камней. Активизировать в речи слова: лёгкий, тяжелый Формировать умения выявлять и называть свойства и особенности камней, классифицировать их по плотности. Активизировать в речи слова: твердый, прочный, обогатить словарный запас детей словами: плотный. | Опыт №1. Определение размера | У детей закрепляются умения выявлять и называть свойства и особенности камней по размеру (большой, средний, маленький), активизируется словарный запас детей. | |||
Воспитатель предлагает детям взять в руку сначала по одному большому камню, а потом по одному маленькому камешку. | Дети определяют какой размер у камней, которые они взяли в руки. | ||||
Опыт № 2. Определение цвета и формы. | |||||
Воспитатель предлагает посмотреть на камни и определить их форму и цвет. Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску, где изображена картинка с разноцветными камнями | Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.) и какая у них форма. | У детей закрепляются умения выявлять и называть свойства и особенности камней по цвету (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.), и умения классифицировать их по форме; активизируется словарный запас детей. | |||
Опыт № 3. Определение характера поверхности. | |||||
Воспитатель предлагает по очереди погладить каждый камушек и определить поверхность одинаковая она или разная. Воспитатель просит показать самый гладкий и самый шершавый камешек. | Дети гладят руками каждый камешек, выбирают самый гладкий и самый шершавый и делятся своими впечатлениями. Делают вывод: камень может быть гладким и шероховатым. | У детей закрепляются умения выявлять и называть свойства и особенности камней по характеру их поверхности (гладкий, шершавый, шероховатый). Обогощается словарный запас детей. | |||
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу. | |||||
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней воспитатель предлагает воспользуемся лупами. Спрашивает, что интересного увидели. | Дети рассматривают все свои камни под увеличительным прибором. Описывают, что они увидели на камнях: крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д. | У детей проявляется интерес по работе с увеличительным прибором; активизируется и обогащается словарный запас. | |||
Опыт № 5. Определение веса. | |||||
Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Возьмите в одну руку один камень большой, а в другую руку маленький камешек. Руку с тяжёлым камнем опустите вниз, а с более лёгким поднимите вверх. Воспитатель спрашивает какой камень тяжелый, а какой легкий? | Дети держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Отвечают на вопросы воспитателя. Делают вывод: большой камень тяжелый, а маленький легкий. | У детей закрепляются умения выявлять и называть свойства и особенности камней по весу (легкий, тяжелый). Активизируется словарный запас. | |||
Опыт № 6. Определение плотности. | |||||
А теперь снова ребята возьмите в руки большой камешек и попробуем его сдавить, как вы думаете мы можем смять его как пластилин и изменить его форму? Получается? Воспитатель: у меня еще есть корзинка с деревянным бруском и большим камнем. Мы сейчас проверим какой из материалов будет твердый плотный, а какой будет мягким. Еще у меня здесь есть два гвоздика. Давайте попробуем вбить гвоздь в деревянный брусок и в камень. Как вы думаете у меня это получится? | Дети берут в руки большой камень и пытаются его сдавить. Делятся своими ощущениями. Наблюдают за действиями воспитателя. Делают выводы: дерево мягкий материал, а камень твердый, плотный и прочный материал. | У детей закрепляются умения выявлять и называть свойства и особенности камней по плотности (плотный, твердый, прочный). Активизируется и обогащается словарный запас детей. | |||
Формировать умения выявлять и называть свойства и особенности камней, классифицировать их по плавучести. Развивать стремление к активному участию в проведении опыта. Активизировать в речи слова: тяжелый, легкий. | Опыт № 7. Плавучесть. | ||||
Воспитатель: ребята, скажите, где вы видели камни? Вот вы сказали что видели камни около воды, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? А что нужно сделать, чтобы узнать правду? В нашей емкости с водой уже есть предметы (и дерево, и резина, и пластмасса), которые плавают, как вы думаете какие они? Это легкие предметы. А наши камни какие? | Отвечают на поставленные вопросы, высказывают свои предложения по проведению опыта. Делают опыт: опускают камни в емкость. Высказывают свои наблюдения: камни тяжелые, поэтому тонут в воде. | У детей закрепляются умения выявлять и называть свойства и особенности камней по их плавучести (камни тяжелые). Активно учавствуют в проведении опыта Активизируется словарный запас детей. | |||
Развивать двигательную активность и моторику рук. | Физкультминутка «Гномик» | У детей закрепляются умения согласовывать движения с музыкой, повышается двигательная активность. | |||
предлагает детям выполнить движения под музыку. Включает музыкальное сопровождение | Дети выполняют движения под музыку | ||||
Продолжить знакомство детей с нетрадиционным методом рисования ватными палочками и формировать умение наносить мазки точечными движениями. Развивать художественный вкус, эстетические чувства, фантазию, воображение, интерес к изобразительной деятельности. | Нетрадиционная техника рисования на камешках ватными палочками. | У детей закрепляются навыки рисования нетрадиционными методоми , с помощью ватных палочек и развиваются умения наносить мазки точечными движениями. У детей формируется художественный вкус, эстетические чувства, фантазия, воображение и интерес к изобразительной деятельности. | |||
Воспитатель: Ребята, проходим за столы. А скажите мне пожалуйста, что можно сделать или построить из камней? Гном: «А я бы хотел научиться рисовать на камнях. Научите меня?» Воспитатель: научим рисовать нашего гнома на камнях? Предлагаю превратить при помощи красок и ватных палочек невзрачные, серые камни в необычные, яркие образы: ягод, божьих коровок, других жучков, лягушек, цветы, все что захотите. Воспитатель показывает детям образцы разрисованных камушков, дает возможность пофантазировать детям и выбрать то, что они хотят нарисовать. | Дети самостоятельно работают за столами. Рисуют ватными палочками нанося мазки точечными движениями. Превращают серые камни в необычные образы. Дети рассматривают образцы разрисованных камней, фантазируют | ||||
Заключительный | Игровая ситуация «По дорожке из камней» | закреплены представления о камне и его свойствах. | |||
Гном: Спасибо вам ребята, мне очень у вас понравилось, я узнал у вас здесь много интересного и научился рисовать на камнях. За это я подарю вам вкусные сладкие камешки. Воспитатель: Ребята, а давайте мы из наших камней построим для гномика волшебную дорожку, которая укажет ему путь домой. Спрашивает, что нового узнали? Что понравилось? | Строят для Гнома дорожку из камней. Отвечают на вопросы воспитателя полными предложениями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ "Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативности детей старшего дошкольного возраста"
ПРОЕКТ по художественно-эстетической деятельности...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Дождик, чаще, кап-кап-кап!» с использованием нетрадиционной техники рисования ватными палочками (для детей младшего дошкольного возраста)
Предварительная работа:Рассматривание дидактических и пейзажных картин на тему «Осень», игра «Солнышко и дождик», наблюдение за дождем из окошка, прогулки с зонтиком под дождем....
Методическая разработка. «Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми среднего дошкольного возраста посредством метода проекта»
Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных ...
Методическая разработка. «Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми среднего дошкольного возраста посредством метода проекта»
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности детей....
Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативности детей старшего дошкольного возраста
Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативности детей старшего дошкольного возраста ...
Мастер- класс"Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Техника монотипия»
Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста.Техника монотипия»...