НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования и ЭОР для детей среднего дошкольного возраста «По дороге из камней»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Формировать умения выявлять и называть свойства и особенности камней, классифицировать их по признакам: цвет; размер (большой, средний,  маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); вес (лёгкий, тяжелый), плотность, плавучесть – тонет в воде.

Развивать визуальную, тактильную, аудиальную память и логическое мышление.

Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. 

Познакомить с разнообразием гор в природе,формировать элементарные представления о происхождении камней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 «Центр образования»

имени кавалера ордена Ленина Н.Ф. Шутова  

городского округа Сызрань Самарской области

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования - «Детский сад №31»

НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования и ЭОР для детей среднего дошкольного возраста «По дороге из камней»

Выполнила: воспитатель Селюнина Елена Сергеевна

2019 год


НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования и ЭОР для детей среднего дошкольного возраста «По дороге из камней»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,  речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»

  1. Формировать умения выявлять и называть свойства и особенности камней, классифицировать их по признакам: цвет; размер (большой, средний,  маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); вес (лёгкий, тяжелый), плотность, плавучесть – тонет в воде.
  2. Развивать визуальную, тактильную, аудиальную память и логическое мышление.
  3. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.  
  4. Познакомить с разнообразием гор в природе,формировать элементарные представления о происхождении камней.

ОО «Речевое развитие»

  1. Обогатить словарный запас детей словами: жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый, лупа.
  2. Активизировать в речи следующие слова:  большой, средний, маленький, гладкая, шероховатая поверхность.
  3. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

1. Развивать организованность, самостоятельность, наблюдательность; умение слушать; вырабатывать привычку заниматься сообща.  

2.  Развивать стремление к активному участию в разных видах деятельности.

3.  Формировать основы безопасного обращения с природным материалом (камнем).

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Развивать художественный вкус, эстетические чувства, фантазию, воображение, интерес к изобразительной деятельности.
  2. Развивать навыки рисования на камнях разного размера.
  3. Продолжить знакомство детей с нетрадиционным методом рисования ватными палочками и формировать умение наносить мазки точечными движениями.

ОО «Физическое развитие»

  1. Развивать двигательную активность детей и моторику рук.
  2. Развивать мышечную память, глазомер,

Методы и приемы (перечислить)

                                      - практические: опыты, дидактические и двигательные игровые упражнения, рисование ватными палочками на камнях.

- наглядные: демонстрация наглядных пособий.

- словесные: рассказ, объяснение, вопросы, указания.

Материалы и оборудование: «волшебный мешочек», демонстрационный материал, презентация о свойствах камней, видеоролик «Какие они эти камни», раздаточный материал, чистые и просушенные камешки разной формы, величины и расцветки. Для работы подойдут как морские камни, так и гальки с дороги, берега пруда, речки; гуашь; кисточки разной толщины, ватные палочки; баночка с водой; набор камней на каждого ребенка для изображения рисунка, лупы, емкость с водой, тарелочки на каждого ребенка, салфетки маленькие, деревянный брусок, молоток, два гвоздика.

Формы организации совместной деятельности

Виды детской деятельности

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская

Опыт №1. Определение размера

Опыт № 2. Определение цвета и формы.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Опыт № 5. Определение веса.

Опыт № 6. Определение плотности.

Опыт № 7. Плавучесть.

Цель: развивать умение выявлять и называть свойства и особенности камней.

Игровая

Игровая ситуация «Гномик в гости к нам пришел»

Игровое упражнение  «Волшебный мешочек»

Игровая ситуация «По дорожке из камней»

Двигательная

Физкультминутка «Гномик»

Коммуникативная

Просмотр видеоролика: «Какие они эти камни»

 «Рассказ воспитателя о камне»

 «Инструктаж о правилах безопасного обращения с камнями»

Изобразительная

Нетрадиционная техника рисования на камешках ватными палочками.

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Игровая ситуация «Гномик в гости к нам пришел»

мотивированы на предстоящую деятельность

Воспитатель говорит детям, что сегодня к нам в гости придет необычный гость (Гномик), предлагает с ним познакомиться. Загадывает про него загадку и приглашает его войти. Выходит Гном под музыку, в руках у него «волшебный мешочек» с камешками.

Слушают внимательно воспитателя, отгадывают загадку

Деятельностный

развивать тактильные ощущения и мышечную память.

Игровое упражнение  «Волшебный мешочек»

У детей развивается  тактильные ощущения и мышечная память

действия воспитателя

Воспитатель предлагает детям и Гному поиграть в игру и угадать по своим ощущениям что находится в мешочке.

Дети по очереди опускают руки в «волшебный мешочек», называют свои ощущения и предположения, что находится внутри мешочка.

Определяют, что в мешочке находятся камни разного размера.

Познакомить с разнообразием гор в природе, формировать элементарные представления о происхождении камней

Просмотр видеоролика «Какие они эти камни»

Дети знакомятся разнообразием гор в природе, у них закрепляются элементарные представления о происхождении камней.

Воспитатель достает камни на два подноса. Предлагает  поговорить о камне.   Где мы можем увидеть камни? А знаете ли вы, что камни, это осколки больших гор? Это ветер и вода разносят их по всей земле. Кто из вас видел настоящие горы? Давайте посмотрим видеоролик, какие горы бывают в природе.

Дети слушают воспитателя и отвечают на вопросы, внимательно просматривают видеоролик.

Формировать умения выявлять и называть свойства и особенности камней, классифицировать их по  размеру. Активизировать в речи слова:  большой, средний, маленький.

Формировать умения выявлять и называть свойства и особенности камней, классифицировать их по  цвету и форме. Активизировать в речи слова:  серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д..

Формировать умения выявлять и называть свойства и особенности камней, классифицировать их по  характеру поверхности. Обогатить словарный запас детей словами: гладкий, шершавый, шероховатый

Закрепить навыки работы с увеличительными приборами; Активизировать в речи слова: крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.

Обогатить словарный запас детей словом: лупа

Формировать умения определять вес камней.

Активизировать в речи слова: лёгкий, тяжелый

Формировать умения выявлять и называть свойства и особенности камней, классифицировать их по  плотности. Активизировать в речи слова: твердый, прочный, обогатить словарный запас детей словами: плотный.

Опыт №1. Определение размера

У детей закрепляются умения выявлять и называть свойства и особенности камней по размеру (большой, средний,  маленький), активизируется словарный запас детей.

Воспитатель предлагает детям взять в руку сначала по одному большому камню, а потом по одному маленькому камешку.

Дети определяют какой размер у камней, которые они взяли в руки.

Опыт № 2. Определение цвета и формы.

Воспитатель предлагает посмотреть на камни и определить их форму и цвет.

Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску, где изображена картинка с разноцветными камнями

Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.) и какая у них форма.

У детей закрепляются умения выявлять и называть свойства и особенности камней по цвету (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.), и умения классифицировать их по форме; активизируется словарный запас детей.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Воспитатель предлагает по очереди погладить каждый камушек и определить поверхность одинаковая она или разная. Воспитатель просит показать самый гладкий и самый шершавый камешек.

Дети гладят руками каждый камешек, выбирают самый гладкий и самый шершавый и делятся своими впечатлениями.

Делают вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

У детей закрепляются умения выявлять и называть свойства и особенности камней по характеру их поверхности (гладкий, шершавый, шероховатый). Обогощается словарный запас детей.

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней воспитатель предлагает воспользуемся лупами. Спрашивает, что интересного увидели.

Дети рассматривают все свои камни под увеличительным прибором.

Описывают, что они увидели на камнях: крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.

У детей проявляется интерес по работе с увеличительным прибором; активизируется и обогащается словарный запас.

Опыт № 5. Определение веса.

Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Возьмите в одну руку один камень большой, а в другую руку маленький камешек. Руку с тяжёлым камнем опустите вниз, а с более лёгким поднимите вверх.

Воспитатель спрашивает какой камень тяжелый, а какой легкий?

Дети держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Делают вывод: большой камень тяжелый, а маленький легкий.

У детей закрепляются умения выявлять и называть свойства и особенности камней по весу (легкий, тяжелый).

Активизируется словарный запас.

Опыт № 6. Определение плотности.

А теперь снова ребята возьмите в руки большой камешек и попробуем его сдавить, как вы думаете мы можем смять его как пластилин и изменить его форму? Получается?

Воспитатель: у меня еще есть корзинка с деревянным бруском и большим камнем. Мы сейчас проверим какой из материалов будет твердый плотный, а какой будет мягким. Еще у меня здесь есть два гвоздика. Давайте попробуем вбить гвоздь в деревянный брусок и в камень. Как вы думаете у меня это получится?

Дети берут в руки большой камень и пытаются его сдавить. Делятся своими ощущениями.

Наблюдают за действиями воспитателя.

Делают выводы: дерево мягкий материал, а камень твердый, плотный и прочный материал.

У детей закрепляются умения выявлять и называть свойства и особенности камней по плотности (плотный, твердый, прочный).

Активизируется и обогащается словарный запас детей.

Формировать умения выявлять и называть свойства и особенности камней, классифицировать их по  плавучести. Развивать стремление к активному участию в проведении опыта. Активизировать в речи слова: тяжелый, легкий.

Опыт № 7. Плавучесть.

Воспитатель: ребята, скажите, где вы видели камни?

Вот вы сказали что видели камни около воды, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? А что нужно сделать, чтобы узнать правду? В нашей емкости с водой уже есть предметы (и дерево, и резина, и пластмасса), которые плавают, как вы думаете какие они? Это легкие предметы. А наши камни какие?

Отвечают на поставленные вопросы, высказывают свои предложения по проведению опыта. Делают опыт: опускают камни в емкость. Высказывают свои наблюдения: камни тяжелые, поэтому тонут в воде.

У детей закрепляются умения выявлять и называть свойства и особенности камней по их плавучести (камни тяжелые). Активно учавствуют в проведении опыта

Активизируется словарный запас детей.

Развивать двигательную активность и моторику рук.

Физкультминутка «Гномик»

У детей закрепляются умения согласовывать движения с музыкой, повышается двигательная активность.

предлагает детям    выполнить движения  под музыку. Включает музыкальное сопровождение

Дети выполняют движения под музыку

Продолжить знакомство детей с нетрадиционным методом рисования ватными палочками и формировать умение наносить мазки точечными движениями.

Развивать художественный вкус, эстетические чувства, фантазию, воображение, интерес к изобразительной деятельности.

Нетрадиционная техника рисования на камешках ватными палочками.

У детей закрепляются навыки рисования  нетрадиционными методоми , с помощью ватных палочек и развиваются  умения наносить мазки точечными движениями.

У детей формируется художественный вкус, эстетические чувства, фантазия, воображение и интерес к изобразительной деятельности.

Воспитатель: Ребята, проходим за столы. А скажите мне пожалуйста, что можно сделать или построить из камней?

Гном: «А я бы хотел научиться рисовать на камнях. Научите меня?»

Воспитатель: научим рисовать нашего гнома на камнях? Предлагаю превратить при помощи красок и ватных палочек невзрачные, серые камни в необычные, яркие образы: ягод, божьих коровок, других жучков, лягушек, цветы, все что захотите.

Воспитатель показывает детям образцы разрисованных камушков, дает возможность пофантазировать детям и выбрать то, что они хотят нарисовать.

Дети самостоятельно работают за столами. Рисуют ватными палочками нанося мазки точечными движениями. Превращают серые камни в необычные образы.


Дети рассматривают образцы разрисованных камней, фантазируют

Заключительный

Игровая ситуация «По дорожке из камней»

закреплены представления о камне и его свойствах.

Гном: Спасибо вам ребята, мне очень у вас понравилось, я узнал у вас здесь много интересного и научился рисовать на камнях. За это я подарю вам вкусные сладкие камешки. Воспитатель: Ребята, а давайте мы из наших камней построим для гномика волшебную дорожку, которая укажет ему путь домой.

Спрашивает, что нового узнали? Что понравилось?

Строят для Гнома дорожку из камней. Отвечают на вопросы воспитателя полными предложениями



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Дождик, чаще, кап-кап-кап!» с использованием нетрадиционной техники рисования ватными палочками (для детей младшего дошкольного возраста)

Предварительная работа:Рассматривание дидактических и пейзажных картин на тему «Осень», игра «Солнышко и дождик», наблюдение за дождем из окошка, прогулки с зонтиком под дождем....

Методическая разработка. «Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми среднего дошкольного возраста посредством метода проекта»

Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных ...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативности детей старшего дошкольного возраста

Использование нетрадиционных техник  рисования для развития креативности детей старшего дошкольного возраста              ...

Мастер- класс"Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Техника монотипия»

Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста.Техника монотипия»...