Проект "Огород на подоконнике"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogorod_na_podokonnike.doc | 126.5 КБ |
Дидактические игры "Овощи" | 58.37 КБ |
Паспорт овощных культыр | 1.55 МБ |
Пословицы и поговорки об овощах | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Название проекта: «Огород на подоконнике»
Руководитель проекта: воспитатель Скребкова Л.Н.
Участники проекта: дети 2 средней группы, воспитатели,
родители воспитанников
Целевая группа: дети 4-5 лет.
Срок реализации проекта: февраль 2018- май 2018г.
Тип проекта: познавательно-практико-исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Масштаб проекта: долгосрочный.
Актуальность
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.
Основание для разработки.
- Проект обеспечивает достижение конкретных результатов.
- Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.
- Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.
Проблема: дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста.
Цель проекта: Воспитание экологической культуры.
Задачи проекта:
- Обучающие:
- Формировать у детей знания о росте и потребности растений.
- Формировать умение наблюдать, ухаживать за огородными культурами.
- Развивающие:
- Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
- Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.
- Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику.
- Воспитательные:
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
- Побуждать воспитанников к совместной деятельности .
Принципы реализации проекта.
- Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
- Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
- «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально -коммуникативное развитие»,«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приемы:
- наблюдения;
- эвристические познавательные беседы;
- экскурсии к рабочим местам сотрудников ДОУ;
- просмотр иллюстраций, мультфильмов, презентаций;
- чтение познавательной художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- У детей будут сформированы знания и представления о почве, о росте зеленого лука в комнатных условиях в контейнере с почвой.
- Дети научаться сажать, наблюдать, ухаживать за посаженными растениями и познакомятся с условиями их содержания.
- Дети научаться видеть результаты своего труда и рассказывать о своей деятельности.
- Проводимая работа позволит воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям, умение замечать красоту и пользу растительного мира.
- Получат положительные эмоции от результатов.
Родители:
- Родители повысят уровень экологического сознания; желание выращивать растения на окне для профилактики простудных заболеваний детей в зимне-весенний период.
- Активное участие родителей в совместной работе над проектом, помощь в создании огорода на подоконнике в группе.
Педагог:
- Создание в группе огорода на подоконнике.
- Создание партнерских отношений с родителями в процессе работы над проектом;
- Создание тематической папки «Огород на подоконнике» (картинки и наглядно-демонстрационный материал по теме);
- Создание картотеки игр по теме.
Условия реализации:
- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
- Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.
- Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.
Продукты реализации проекта:
- Создание тематической папки «Огород на подоконнике» (картинки и наглядно-демонстрационный материал по теме);
- Создание картотеки игр по теме.
Взаимодействие с родителями:
- Беседа с родителями с целью формирования интереса у родителей по созданию условий для реализации проекта, привлечь к оказанию практической помощи в создании огорода.
- Папка-передвижка «Огород на подоконнике».
- Консультации «О пользе зеленого лука» (Приложение 1).
Этапы реализации проекта
№ пп | Мероприятия | Цели | Ответственные | Сроки реализации |
1 этап – подготовительный. | ||||
1 | Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике». | Воспитатели | Февраль |
2 | Беседа с детьми «Огород на подоконнике» | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у детей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели дети | Февраль |
3 | Беседа с родителями, оформление папки-передвижки «Огород на подоконнике» | Просвещать родителей по данной теме. | Воспитатели | Февраль |
3 | Диагностика | Выявление уровня знаний детей о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. | Воспитатели дети | Февраль |
2 этап – основной. | ||||
1 | Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Чтение художественной литературы об овощах: загадки, стихи, поговорки . | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. | Воспитатели дети | Февраль |
2 | Беседы об овощах, «В мире растений», «Все начинается с семени», «Посев семян», «Первые всходы», «Витамины для детей». | Развивать познавательный интерес. | Воспитатели дети | Февраль |
3 | НОД «Культурные растения и их польза» | Познакомить с интересными представителями мира растений. | Воспитатели | Февраль |
4 | Практическая деятельность: посадка лука. | Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. | Воспитатели | Февраль |
5 | Опыт – наблюдение за ростом лука. | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц. | Воспитатели | Февраль - май |
6 | Д/и “Вершки и корешки”. | Обобщить и расширить знания об овощах, о росте и потребности растений. | Воспитатели дети | Февраль |
7 | Труд в уголке природы. | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | Воспитатели | Февраль - май |
8 | Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. | Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). | Воспитатели | Февраль - май |
9 | Рассматривание цветочных семян. | Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. | Воспитатели | Март |
10 | Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы и др.). | Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. | Воспитатели | Март |
11 | Рассматривание овощных семян. | Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. | Воспитатели | Март - апрель |
12 | Практическая деятельность: выращивание рассады (перцы, помидоры). | Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. | Воспитатели | Март - апрель |
13 | НОД «О пользе овощей» | Дать представления о пользе овощей и содержащихся в них витаминах. | Воспитатели | Апрель |
14 | Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие». | Закреплять классификацию растений по ценности для людей. | Воспитатели дети | Февраль - май |
15 | Дидактические игры «Цветочный магазин», «Узнай на вкус», «Четвертый лишний», «Узнай на ощупь», «Узнай по описанию», «Фрукт или овощ?», «Скажи, где растет?». и др. | Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. | Воспитатели дети | Февраль - май |
16 | Наблюдения: «Растут ли наши растения?» | Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений . | Воспитатели дети | Февраль - май |
17 | Оформление дневника наблюдений. | Зафиксировать наблюдение за растениями. | Воспитатели дети | Февраль - май |
18 | Труд в природе. | Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда. | Воспитатели дети | Май |
19 | НОД: 1. Рисование «Зеленый лук». 2.Лепка «Огурчик» | Углублять и расширять знания о растениях, закреплять изобразительные навыки. | Воспитатели дети | |
3 этап – заключительный. | ||||
1 | Итоговая беседа «Огород на подоконнике переносится на участок детского сада». | Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада. | Воспитатели дети | Май |
2 | Фотовыставка «Наш чудо-огород на окне» | Фото-отчет. | Воспитатели дети | Май |
3 | Итоговая диагностика | Выявить конечный уровень знаний детей по проекту. | Воспитатели дети | Май |
4 | Презентация по проекту. | Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. | Воспитатели дети | Май |
Литература
- Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
- Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
- Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
- Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, .А. Васильевой. Средняя группа, 2013г.
- Интернет ресурсы:
https://infourok.ru/proekt-chudoogorod-na-podokonnike-dlya-detey-pervoy-mladshey-gruppi-1501245.html
Приложения
Приложение 1
Консультация для родителей «О пользе зеленого лука»
Лук "окультурен" человеком около 4000 лет назад. Считается, что репчатый лук люди начали выращивать в Средней Азии. Исцеляющие свойства репчатого лука были известны людям еще в древности. В луке содержатся витамины А, В и С, эфирные масла, а также кальций, железо, магний, фтор, серу (именно из-за нее у лука такой резкий запах) и фитонциды.
Сок репчатого лука является сильным природным антибиотиком, оберегающим человека от простудных и инфекционных заболеваний. Лук активизирует обмен веществ, способствует очищению крови и стимулирует пищеварительные процессы. Его используют при гипертонии, общей слабости, для увеличения потенции, как противоглистное средство, а также при гастрите, геморрое и диабете. Сок лука применяется при ревматизме, бессоннице, неврастении.
Кашица из свежего лука используется для лечения гриппа, дерматита, при выпадении волос, выведении мозолей и бородавок, а также против укусов комаров.
Используют репчатый лук и в косметике: маски из него хорошо очищают кожу и делают ее мягче.
В перьях зеленого лука содержится больше витаминов, чем в самой луковице. Зеленый лук - прекрасное средство для восполнения запаса витаминов, особенно в период весеннего авитаминоза. Так 100 граммов зеленого лука содержат дневную норму витамина С для взрослого человека. В состав ростков зеленого лука входят также каротин и витамины группы В. Луковое перо кроме того содержит хлорофилл, что полезно для процесса кроветворения.
Еще одним важным полезным свойством лука является его положительное действие на функцию нашей сердечно-сосудистой системы. Зеленый лук рекомендуется всем тем, кто страдает от малокровия и слабости сердечной мышцы, кому необходимо укрепить стенки сосудов и нормализовать кровяное давление.
Свежая зелень лука прекрасно возбуждает аппетит, придавая привлекательность любому блюду.
Лук используется в кулинарии, и ценится как средство ото всех болезней. Ещё одно его неоспоримое достоинство, что это первый овощ, который появляется уже весной. В магазинах он доступен в течение всего года, что позволяет украшать им стол и поправлять своё здоровье. Чаще всего его употребляют в свежем виде и добавляют в самые разные блюда. Можно также и делать заготовки на зиму.
Полезные свойства репчатого лука не исчезают при тепловой обработке. Жаренный, вареный или печеный он сохраняет все свои витамины, а так же вкус и аромат. Из него приготавливают настои и снадобья. Множество рецептов народной медицины не обходятся без него. Например: красные сорта лука помогают отчистить организм от холестерина. И его рекомендуют больным с онкологическими заболеваниями.
Считается, что употребление зеленого лука или репчатого лука в больших количествах может иметь раздражающий эффект на слизистые оболочки, в частности – на слизистую желудка. Вместе с тем, использование зеленого лука в небольших дозах весьма полезно для пищеварения и нормализации работы желудочно-кишечного тракта. Зеленый лук способствует уничтожению вредных бактерий и инфекции, способствует пищеварению, стимулирует выделение желудочного сока и возбуждает аппетит. Однако, извлечь пользу зеленого лука для желудка могут лишь только все те, кто не страдает от серьезных заболеваний желудочно-кишечного тракта, таких как язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гастриты, повышенная чувствительность, и так далее. Поэтому таким пациентам лучше категорически воздержаться от любого использования этого продукта.
Приложение 2
Диагностический материал
- Взрослый показывает изображение овоща, а ребёнок должен сказать, что это. Взрослый называет овощ, а ребёнок должен найти его.
- Дидактическая игра «Вершки и корешки». Определить умение детей различать основные части растения.
- Дидактическая игра «Фрукт или овощ?», «Скажи, где растет?».
- Беседа «Что я знаю о луке», определение элементарных знаний детей о пользе лука.
- Определение элементарных знаний о необходимых условиях для роста растений.
№ п/п | Имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Балл | % | Уровень | |||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||||
Высокий уровень - (2,1 -2,5 балла)
Средний уровень – (1,5 – 2 балла)
Низкий уровень – (1-1,4 балла)
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Осенние приметы»
Задачи: закреплять знания о приметах осени , развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.
Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук),игровое поле, разделённое на 8 клеток.
Ход игры : дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано определяют, когда это бывает. Если осенью, кладут картинку на игровое поле. Если в другое время года - убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют предложение, используя ключевое слово «осенью».
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание,память,устную речь.
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
Дидактическая игра «Целое и часть»
Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части ,развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты:картинки целых фруктов и их частей.
Ход игры:играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого фрукта, у другого -картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет,что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Две корзинки»
Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты:две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку..
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Запасы зверей»
Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание,память,наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.
Ход игры:играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов,называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.
Примечание:игра может быть индивидуальной.
Подвижная игра «Овощи — фрукты»
Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
Атрибуты:предметные картинки овощей и фруктов
Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:
« Раз,два,три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».
Подвижная игра « Вершки и корешки»
Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей,развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные),дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.
Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают
движениями, где он растёт.
Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)
Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзина,картинки фруктов
Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки,называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье ) из этого фрукта. Например: Это яблоко — яблочный сок».
Подвижная игра «Найди пару»
Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме,цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.
Атрибуты: осенние листья разного размера, цвета и формы.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев).Дети идут по кругу со словами: « Раз,два,три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок.
Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.» (Другие задания:составь пару-листья с одного дерева, или листья, отличающиеся размером:большой и маленький,или листья одного размера с одного дерева..)
Примечание: для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней цветной бумаги меньшего размера по сранению с теми, что раскрашивали дети.
Дидактическая игра « С какого дерева лист? »
Задачи: совершенствоватьумение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание,наблюдательность,память,воображение.
Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев,осенние листья этих деревьев.
Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево
Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.
Дидактическая игра « Какой лист?»
Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев,учить образовывать прилагательные,развивать устную речь,внимание,память.
Атрибуты: корзинка,осенние листья.
Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.
Подвижная игра «Белкины запасы»
Задачи: совершенствовать умение действовать по сигналу взрослого, развивать внимание,память,устную речь.
Атрибуты: маска белки,муляжи грибов,орех,ягод,шишки.
Ход игры: выбирается ребёнок — белка,ему надевается маска белки. В центре круга лежат предметы — муляжи орехов, ягод, грибов, шишки.Дети идут по кругу со словами:
Раз,два,три — предмет скорей бери!»
Берут разные предметы. Дети с одинаковыми предметами собираются в группу. Ребёнок - белка ходит и выбирает ту группу, где больше всего детей, и говорит: « Сегодня я буду есть орехи (грибы,ягоды,шишки). Из этой группы выбирается новый ребёнок — белка.
Дидактическая игра « Парные картинки»
Задачи: учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть», развивать логическое мышление, внимание,наблюдательность, устную речь.
Атрибуты: набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на одной нарисовано целое изображение,а на другой его отдельная часть в виде отдельного предмета (например: птица на осенней ветке — осенняя ветка).
Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго- картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку, а другой должен подобрать ей парную, объясняя свой выбор. Потом второй выкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»
Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание,
Атрибуты: предметные картинки по теме
Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые
упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их
изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).
В огороде
Вот вам морковка
Красная головка,
Хвостик зелёный.
Вот вам репка
И огурчик крепкий,
Солнцем п озлащённый.
На рядах капусты
Кочаны жмутся густо
В листьях лохматых,
Вот горошек сладкий,
Зёрнышки в порядке
Спят в стручках усатых.
Что за вкусный народ
Населил наш огород!
По грибы
Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали
Рыжики срывали.
Лисичка бежала
Лисички собирала.
Скакали зайчатки
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил..
***
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые,
Осень принесла.
В. Волина
Чудо-огород
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".
Буду делать я салат…
Буду делать я салат,
Накрошу в большую миску
Огурцы, порей, шпинат,
Помидоры и редиску.
Мелко порублю укроп,
И заправлю все сметаной.
Витаминами я впрок
Запасаться не устану.
Овощная считалка:
В огороде у Егора
Тыква, репа, помидоры.
В огороде у Ивана
Кабачки и баклажаны.
Ты посадишь патиссон,
Выходи из круга вон
***
Стала тыква нас просить:
Жарко!Дайте нам попить! -
Мы достали быстро лейку
И полили всю семейку:
Чтобы крепли молодцы -
Кабачки и огурцы,
- Вот спасибо вам, друзья!
Напилась моя семья!
***
Словно в заячьей столовой
На полянке- пень сосновый,
На пеньке стоит обед
И чего там только нет
И капуста,и картошка,
Горка свежего горошка.
И петрушечки немножко.
А зайчишкам-ребятишкам
Травка сладкая горой,
По морковочки одной.
Ведь морковка с грядки
Слаще шоколадки!
***
В огороде много гряд
Есть и репа, и салат.
Тут и свёкла,и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год!
***
Летом огород- что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.
Наш сад
Прекрасен наш осенний сад
В нём слива есть и виноград
На ветках, как игрушки,
И яблоки,и груши.
Плоды мы утром соберём
И всех соседей позовём.
И солнышку помашем
«Спасибо,осень!» скажем.
У. Рашид
Летний сад
Как хорош он, летний сад,
Фруктами всегда богат.
Вишен стройных целый ряд -
Рубином ягоды горят.
Рядом здесь растёт и слива,
Плодами сочными красива.
Груш и яблок аромат,
Съесть одно бы каждый рад.
Ваза с фруктами
Высокая ваза стоит на столе.
Играют лучи в голубом хрустале.
Положим мы в вазу душистый банан
Подарок далеких тропических стран.
Добавим лимон, апельсин, мандарин.
И после обеда мы фрукты съедим!
Т. Шорыгин
***
В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
В ста одежках старичок?
Н. Нищева
***
Что растет на нашей грядке
Огурцы, горошек сладкий.
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат,
Наша грядка - просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
Запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку.
Что растет на нашей грядке?
В. Коркин
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Ход игры: взрослый читает,а дети добавляют слова.
- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
Дидактическая игра для детей 3-4 лет «Сад-огород»
Описание материала: дидактическое пособие будет полезно для педагогов, родителей. Предназначено для детей младшего дошкольного возраста. Особенно актуально играть с детьми осенью, в процессе изучения темы «Овощи и фрукты».
Задачи: закреплять умение различать овощи и фрукты, правильно их называть, знать место произрастания, формировать сенсорные представления.
Процесс изготовления игры:
Сначала рисуем изображение овощей, фруктов на картоне белого цвета, затем вырезаем внутри – получаем трафарет
Заготавливаем цветные прямоугольники
Затем готовим коробку, в которой будет храниться дидактическая игра
Начинаем играть.
1 вариант игры
Дети раскладывают перед собой контуры овощей и фруктов, рассматривают их, называют, что изображено. Далее "раскрашивают" картинки, используя прямоугольники из картона разных цветов.
Затем называют раскрашенные овощи и фрукты:
зелёный огурец, красный помидор, жёлтая репка.
2 вариант игры
Сначала предложить «раскрасить» картинки. Затем предложить разложить их на 2-е группы, назвать одним словом (овощи или фрукты).
3 вариант игры
Найти овощи или фрукты, которые можно раскрасить в разные цвета. Предложить назвать, что получилось:
например, жёлтое яблоко, красное яблоко, зелёное яблоко.
Следить за правильностью речи при согласовании существительных с прилагательными в роде, числе.
Дидактические игры с овощами и фруктами: «Угадай, что это», «В саду — на огороде». Чтение стихотворения «Овощи» Ю. Тувима.
Цель: учить детей различать фрукты и овощи на ощупь, называть и группировать их; после прослушивания стихотворения перечислять овощи, о которых в нем рассказывается. Учить детей ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.
Предварительная работа. За 2—3 дня до занятия организуется целевая прогулка на огород — посмотреть, что еще не убрали; вспомнить, какие овощи росли на грядках летом. Если есть возможность, следует осмотреть и фруктовые деревья.
Ход занятия.
«У меня в «Чудесном мешочке» лежат овощи и фрукты. Сегодня мы будем учиться различать их на ощупь»,— начинает занятие воспитатель.
Вызванный ребенок на ощупь выбирает один предмет и, не вынимая руки из мешочка, сообщает, что он нашел («Я нашел морковку»), затем показывает овощ (фрукт) детям. Если овощ был назван правильно, воспитатель оставляет его на столе, при этом ребенок должен сказать, куда следует положить предмет — на тарелку или в вазу. (Если ребенок ошибся, овощ кладется обратно в мешочек.)
Дети рассматривают овощ, определяют его цвет, форму. «Вот какую чудесную морковку нашел Павлуша,— говорит педагог и уточняет,— она какая?» («Длинная и толстенькая, оранжевая»,— хоровой ответ и 1—2 индивидуальных.)
В мешочке могут лежать морковь, репа, горох, картофель, яблоко, слива (для детских садов средней полосы России) или любой другой набор из 5—7 предметов.
В конце игры воспитатель уточняет, что лежит на тарелке (овощи) и что в вазе (фрукты), спрашивает, где растут овощи и где фрукты..Затем он вносит фланелеграф. Укрепляет на фланелеграфе слева контур дерева — это сад, справа полоску черной бумаги — огород. Воспитатель объясняет детям, что находится слева и что справа, потом говорит: «Сейчас я покажу вам картинку. Тот, кого я вызову, скажет, что на ней нарисовано и куда ее поместить: туда, где сад, или туда, где огород».
Показывает картинку, на которой нарисована свекла, обращается к ребенку: «Коля, что это? Где растет? Куда поставить картинку? Правильно. Справа, туда, где огород». Далее педагог прикрепляет картинки одну за другой на фланелеграф между садом и огородом. Дети переносят картинки либо в сад, либо в огород и обосновывают свое решение. Если кто-то ошибается, воспитатель возвращает картинку на прежнее место, а ребенку предлагает выбрать другое изображение.
Последовательно предъявляются лимон (абрикос, персик), морковь, огурец, груша, слива, капуста, горох.
Заканчивается эта часть занятия обобщением: слева - фрукты, справа — овощи. Фрукты растут в саду, овощи — на огороде.
Далее педагог предлагает детям поиграть в загадки. («Сочное, румяное, с красным бочком. Что это?» — «Яблоко»; «Сладкая, сочная, ароматная. Это...?» — «Груша»; «Зеленый, длинненький, пупырчатый?» — «Огурец».)
В заключение воспитатель читает стихотворение «Овощи» Ю. Тувима, после чего задает ряд вопросов: «Какие овощи хозяйка купила на базаре? Каких овощей у нас не хватает, чтобы сварить такой же вкусный овощной суп, как в стихотворении «Овощи»? («Петрушки».)
Найди, что покажу
Задача. Найти предмет по сходству.
Ход. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, не будут названы.
Найди, что назову
Задача. Найти предметы по слову -названию.
Ход. Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем», или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям». «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме».
Угадай, что в руке?
Задача. Узнать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
Ход. Дети стоят, образуя круг. В руки, отведенные за спину, воспитатель раскладывает овощи и фрукты. Затем показывает всем любой из овощей. Дети, у которых в руках такой же, по команде подбегают к воспитателю.
Чудесный мешочек
Задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Ход. Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял».
Угадай, что съел
Задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Ход. Воспитатель угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что ты съел. Найти такой же на столе».
Найди, о чем расскажу
Задача. Найти предмет по перечисленным признакам.
Ход. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску, вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказал».
Опиши, я отгадаю
Задача. Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого.
Ход. Воспитатель говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать повашим ответам». Затем педагог начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?». Дети подробно отвечают на вопросы. После того, как ребята расскажут о характерных признакахпредмета, воспитатель отгадывает загадки.
Опиши, мы отгадаем
Задача. Описать предметы и найти их описанию.
Ход. Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признакахпредмета, который надо узнать и назвать.
Вертки и корешки
Задача. Составить целое из частей.
Ход. Во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки, другой вершки. Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три, свою пару найди! По этому сигналу дети подбирают себе пару.
Загадай, мы отгадаем
Задача. Описать предметы и найти по описанию.
Ход. На краю стола лежат овощи и фрукты так, чтоб всем детям хорошо были видны детали их формы, неравномерность окраски. Один ребенок выходит за дверь, он водит, а все оставшиеся готовят описание любого растения. Водящему надодогадаться и назвать то, о чем рассказали дети.
Почтальон принес посылку
Задача. Описать предметы и узнать их по описанию.
Ход. Коробку (посылку) приносят в группы. Воспитатель говорит: «Сегодня нам почтальон принес посылку. В ней разные овощи и фрукты». Педагог дает нескольким детям по пакету и просит их заглянуть в них. «А теперь, не называя, что там, расскажите по очереди, что вы получили в посылке, но так, чтобывсе догадались». Дети по описанию называют овощи и фрукты. Отгаданные предметы кладут на стол.
Угадай, что в мешочке
Задача. Угадывание на ощупь предмета.
Ход. Воспитатель напоминает детям о том, что они знают игру «Чудесный мешочек», и говорит, что играть в нее можно по иному. «Тот, кому я предложу достать из мешочка предмет, не будет еговытаскивать, а, ощупав, назовет характерные признаки». Ребенок рассказывает, все дети называют предмет, который пока не видят, после этого ребенок вытаскивает его из мешочка и показывает, что в руке.
Созрело - не созрело
Задача. Определить спелость овощей, фруктов по внешним признакам.
Ход. Игру можно провести, как подвижную. Половине группы детей воспитатель раздает спелые овощи и фрукты, а остальным неспелые. По сигналу дети ищут свою пару, т.е., товарища у которого в руках такой же предмет, но другой спелости.
Магазин «Овощи и фрукты»
Задача. Сгруппировать предметы по категориям. Описать и найти растения по характерным признакам.
Ход. Покупатели описывают, что хотят купить, называют отдел, где продается нужный продукт, говорят из чего и как он приготовлен. Продавец называет покупку и выдает ее покупателю.
Что сначала, что потом?
Задача. Определить степень зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.
Ход. Овощи и фрукты воспитатель раздаетдетям и предлагает их «перепутать». По сигналу «найди свой овощ!» дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группки.
Причем внутри каждой группки они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, т.е. соблюсти последовательность созревания от неспелого к спелому. Выигрывает то звено, которое соберется быстро и встанет в правильнойпоследовательности.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."
Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...
Исследовательский проект "Огород на подоконнике"
Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как детей та...
Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа
Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...
Огород на подоконнике.
Экспериментальная деятельность в подготовительной группеТема: Влияние внешних факторов на рост и развитие лука....
Проект «Зеленый лучок на подоконнике»
Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...
Проект "Огород на подоконнике", 2 младшая группа
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...
Мини-проект «Огород на подоконнике». В гостях у Маши и Медведя. ( для детей среднего дошкольного возраста).
Мини-проект «Огород на подоконнике».( для детей среднего дошкольного возраста)....