"Вот она, бумажная страна»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах, об использовании бумаги в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_poznavatelno.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Вот она, бумажная страна»
Цели:
Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах, об использовании бумаги в жизни человека.
Познакомить детей с историей бумаги (копировальной бумагой).
Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.
Оборудование.
Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.
Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.
Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.
Ход занятия
Дети выходят в раздевалку. В это время помощник воспитателя и дежурные готовят рабочие места к занятию.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. У нас с вами сегодня необычное, увлекательное занятие. Показывает детям кораблик, который сделан из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова «Бумажный кораблик».
Кораблик непрочный, кораблик бумажный
В потоке весеннем несётся отважно
К неведомым странам, в чужие места.
Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в страну бумаги. Вы согласны?
Тогда смелее в путь.
Дети, садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).
Воспитатель: В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.
Воспитатель: Ребята, скажите вся бумага одинаковая?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чем же отличаются листочки друг от друга? (Ответы детей)
Воспитатель: А давайте с Вами поиграем в игру «Нади такой же листочек, как я». Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться.
(Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся, санитарная, альбомная).
Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу).
Воспитатель: Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята Из чего делают бумагу? (Ответы детей).
Воспитатель: В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).
В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.
Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстраций). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).
А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).
Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.
Воспитатель: Ребята, а какие предметы из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?
Дети перечисляют бумажные предметы.
Воспитатель: Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?
Дети: Нет, не может.
Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).
Физкультминутка
Воспитатель: Давайте поиграем в игру: «Бывает, не бывает».
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
Воспитатель: Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами!
Дети: Бумага.
Воспитатель: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают бешумную, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.
Воспитатель: Какие свойства бумаги вы знаете?
Дети: Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.
Воспитатель: Если я нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?
Дети: Бумага скрутилась.
Воспитатель: Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.
Воспитатель: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)
Воспитатель: Вы видели такую бумагу раньше?
Воспитатель: Как вы думаете, для чего она нужна?
Воспитатель: Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.
Воспитатель: Обследуем копировальную бумагу.
Воспитатель: Какие стороны имеет эта бумага?
Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги «жирная», с краской, а другая «матовая».
Воспитатель: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.
Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?
Дети: Два.
Воспитатель: Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).
Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.
Воспитатель: Сколько рисунков у вас получилось?
Воспитатель: Как вам удалось это сделать?
Воспитатель: Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?
Дети отвечают.
Воспитатель: Ваши версии мы проверим на следующем занятии.
Воспитатель: А теперь нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?
Воспитатель: Наш кораблик «Мечта» отправляется в обратный путь. (Дети выходят в раздевалку).
Воспитатель: Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем!
Литература: Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
путешествие в бумажную страну
занятие по ознакомлению дошкольников со свойствами бумаги...
конспект интегрированной НОД в старшей группе "Бумажная страна"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников. Интергация образовательных областей "«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность»....
Конспект игры-занятия "Путешествие по бумажной стране".
развитие воссоздающего и творческого воображения....
Конспект коррекционно - развивающего заняти в подготовительной группе "Путешествие в Бумажную страну"
Конспект занятия "Путешествие в Бумажную страну" для детей подготовительной группы.Цель занятия- подготовка детей к школе...
Конспект занятия и презентация "Бумажная страна"
Конспект занятия создан для детей подготовительной группы. Благодаря презентации дети не только услышат, но и увидят, как изготавливают бумагу....
Путешествие в бумажную страну
Конспект НОД по экспериментированию с бумагой во второй младшей группе "Путешествие в бумажную страну"...
Тема: «Путешествие в бумажную страну»
1) Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека. Познакомить детей с историей бумаги , сформировать знания о производстве бума...