Квест по экономическому воспитанию дошкольников "Сказ о том, как Копейки Рубль сберегли". Буклет.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Методическая разработка по экономическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest.docx | 376.79 КБ |
buklet.docx | 156.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2127»
Салтыковская ул., д. 13Б, Москва, 111672
Телефон: (495) 701-2200, факс: (495) 701-2211, e-mail: 2127@edu.mos.ru, http://www.2127.mskobr.ru
ОКПО 51296098, ОГРН 5157746151921, ИНН/КПП 7720325492, 772001001
Методическая разработка квеста
«Сказ о том, как Копейки Рубль сберегли»
Составила:
Моргун Мария Викторовна,
воспитатель
2020 год
Методическая разработка будет полезна воспитателям, работающим по направлению экономического образования старших дошкольников. Автор использует квест – технологию для формирования знаний в области финансовой и экономической грамотности в непринужденной динамичной форме.
Квест проводится на улице (возможно и в помещении) и ориентирован на физические и психологические возможности детей 5 – 7 лет. Дети проходят пять станций, на которых получат новые знания и умения в области экономической грамотности, выполнят различные задания, направленные на их закрепление. Все станции логически последовательны и имеют общую задачу – найти спрятанные Копейки, чтобы помочь сказочному персонажу Рублю спасти государственную казну от злодея Транжулика.
Цели:
- повышение финансовых и экономических компетенций детей
- приобщение дошкольников к миру действительности через формирование правильного отношения к деньгам, их зарабатыванию и разумной трате;
- предвидение последствий неправильного экономического поведения в привычных жизненных ситуациях на понятных примерах.
Задачи:
- учить применять новые навыки в быту;
- формировать уважительное отношение к труду взрослых, особенно членов своей семьи;
- ввести новые слова: экономика, доход, расход, семейные сбережения, банк, валюта, банкноты и монеты,
- учить детей ориентироваться по карте местности;
- закреплять навыки счета,
- поддерживать командный дух группы и взаимовыручку.
Длительность квеста около 40 минут. Примерные наглядные материалы представлены, они легко заменяются.
Детей встречают ведущая и Рубль (взрослый, одетый в костюм русского богатыря, с мечом и щитом. В щите сделаны пять отверстий).
Рубль: Здравствуйте, ребята! Я - Рубль, главная монета нашего сказочного государства. Еще и главный хранитель всех государственных монет, которые жители заработали. Жили мы, не тужили, работали все исправно. Царство было богатое, монет на все хватало, на игрушки, на покупки, на развлечения всякие. Но пришла беда, напал на нас вредный и жадный Транжулик. Больше всего Транжулик любит денежки чужие воровать и их транжирить. Транжирить, значит тратить все деньги без остатка, совсем не думая, без толку. Транжулик в моем волшебном щите уже пять пробоин сделал. Хочет совсем щита лишить, силушку богатырскую забрать и денежки из казны себе забрать. Поможете мне казну государственную сохранить и со злодеем в бой честный вступить?
Ведущий: Вот что надо сделать. Нужно объединиться в дружную команду и всем вместе пройти пять испытаний, пять станций. На каждом испытании нужно внимательно слушать и выполнять задания, отвечать на вопросы. За успешное прохождение команда сможет получить монету, которая называется Копейка. Этими Копейками можно будет закрыть пробоины в щите и силу Рублю вернуть.
Вы, наверное, слышали слово «экономить»? Так вот сегодня вы узнаете, что такое «экономика». Экономика – это наука, которая помогает людям правильно организовать свою жизнь. Учит, как можно заработать деньги и правильно их потратить. Экономика помогает рассчитать, чтобы всем жителям государства хватало игрушек, лекарства, еды, всего необходимого для жизни. Давайте одолеем жулика Транжулика, научим его правильно себя вести.
Рассмотрим наш путеводный лист. На нем указаны места расположения станций. Ориентиры – сооружения на участках разных групп. 1 станция у домика с голубой крышей, 2 – у песочницы, 3 – у качелей, 4 – у горки и последняя, 5 станция, на спортивной площадке. Там и состоится наш бой против Транжулика.
А сейчас давайте подумаем, где можно спрятать Рубль, пока мы силу ему не вернули. И отметим это место на карте.
Рубль прячется в укромном месте, щит дети берут с собой.
Условные обозначения:
веранда | |
направление движения | |
спортивная площадка | |
здание детского сада | |
| номер станции |
1 станция.
Название: «Копейка к копейке - проживет и семейка!».
Ведущий: Кто запомнил, что за наука – экономика? А как вы думаете, откуда в семье появляются деньги? Правильно, их зарабатывают на работе мама и папа. Как называется их заработок? (Зарплата). Как вы думаете, за что получают зарплату? (Взрослые ходят на работу, делают полезные дела, необходимые людям: лечат, строят дома, возят грузы и т.п.). Какие профессии родителей вы знаете? Кто еще получает деньги в вашей семье? (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры). Откуда еще в семье могут появиться деньги? (Выиграли, нашли).
(Вывешивается карточки «родители». «бабушка и дедушка», «старшие дети»). Все вместе, что мы сейчас перечислили, называется доход семьи.
На что семья деньги тратит? (Еда, лекарства, кино, одежда и др.). Еще надо заплатить квартплату за воду, свет. За детский сад и кружки тоже надо заплатить. Это - расход семьи. Пока вы не зарабатываете деньги, все необходимое покупают, в основном, родители. А когда вы вырастите, закончите обучение и сможете зарабатывать сами, будете помогать своим родителям.
Ведущий: Вот задание на первой станции: рассмотреть карточки и поместить доход семьи налево, а расход – направо.
Доход. Расход.
Ведущий: Кто запомнил название станции? О чем говорит пословица?
Молодцы, давайте найдем первую Копейку для укрепления щита. На 2 станции мы узнаем, какой у семьи был доход и попробуем им правильно распорядиться.
Дети находят спрятанную монету. Нашедший закрывает первую пробоину на щите. По карте дети находят следующую станцию.
2 станция.
Название: «Тот без нужды живет, кто деньги бережет!».
Ведущий: О чем говорит пословица – название станции? Что такое нужда? На ваш взгляд, что труднее – зарабатывать деньги или их тратить? Тратить тоже сложно, это надо делать правильно, с умом, не брать пример с Транжулика.
Задание: распределить монеты и сосчитать доход семьи.
Ведущий: Итак, доход семьи – 10 монет. Больше всех заработали папа и мама, потому что очень много трудились. Теперь давайте вместе правильно распорядимся доходом. На что бы вы потратили деньги? (Ответы детей). Сначала надо купить то, без чего человек не может жить, это главное. Потом без чего человеку жить можно, но неудобно. Только в последнюю очередь тратить деньги на развлечения и игрушки. Обязательно нужно отложить небольшую сумму про запас, например, на поездку к морю.
Задание: распределить нужды семьи, начиная с самых необходимых.
Расход
я
Ведущий: А как сделать так, чтобы тратить на товары меньше? Правильно, экономить. На 3 станции мы этому научимся!
Нашедший монету закрывает вторую пробоину на щите.
3 станция.
Название: «На деньги ума не купишь!».
Ведущий: Все ли можно купить за деньги? Чему учит наука экономика? Давайте попробуем сэкономить немного монет. Как можно экономить? Начнем с главного, с покупки продуктов.
Задание: решить задачи – рассуждения. Сэкономленные в ходе решений монеты поместить в копилку.
Задачи можно наглядно иллюстрировать с помощью картинок, можно зарисовывать по мере прочтения заданий.
- Ищем, в каком магазине товар стоит дешевле. В ближнем магазине пакет сока стоит 2 монеты, а в магазине на соседней улице такой же сок стоит 1 монету. Где купим сок? Сколько сэкономили? 1 монета уходит в нашу копилку.
- В магазинах раздают листовки, на которых указаны скидки на товары. Что такое скидка, кто знает? (Снижение цены). Сегодня в магазине коробка фломастеров стоит 3 монеты. Завтра по скидке эти же фломастеры будут стоить 1 монету. Когда выгоднее покупать? В копилке еще 2 монеты.
- По телевизионной рекламе набор Смешариков стоит 9 монет, а в детском магазине 6 монет. Сколько можно отложить в копилку, если купить в магазине?
- В другой рекламе альбом с яркой, красочной обложкой стоит 2 монеты. В магазине альбом с таким же количеством листов, но с обычной обложкой, стоит 1 монету. Что выгоднее купить?
- Рекламируют шоколадные конфеты в очень красивой коробке за 4 монеты. Что полезней, купить их или яблоки за 2 монеты?
- Как можно сэкономить на количестве потраченной воды и свете? (Ответы). Можно сэкономить очень много!
- Давайте подумаем, а в нашей группе в детском саду мы можем экономить?
- Экономно расходовать цветную бумагу, пластилин, использовать оставшиеся кусочки.
- Точить карандаши и чинить игрушки, чтобы ими можно было пользоваться.
- Использовать бросовый материал, делать игрушки самим.
- Подкармливать птиц остатками хлеба после обеда, а не покупать целый батон.
- Вовремя закрывать воду и выключать свет.
Ведущий: Давайте сосчитаем, сколько монет в нашей копилке. (Пересчитывает вместе с детьми). Берем копилку с собой. Давайте найдем третью спрятанную Копейку, закроем пробоину в щите и побежим за следующим испытанием!
Дети находят Копейку и закрывают третью пробоину.
4 станция.
Название: «Денежка без ног, а весь свет обойдет!».
Ведущий: Как называется наша страна? Какие еще страны вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? (Национальным языком, одеждой, обычаями, природой, размером территории и т.п.) Деньги у всех государств тоже разные. Есть злотые, песо, доллары, евро и другие. (Показ купюр). А как называются деньги в России? (Рубли). Российские деньги бывают бумажные - купюры и металлические – монеты. (Показ).
Если человек приехал в Россию из другой страны, например, в гости, то он может поменять свои деньги на российские купюры и монеты. Обмен можно сделать в банке. В банке не только обменивают деньги разных стран, там еще можно деньги хранить, чтобы их не украли разные Транжулики. Еще в банке выдают купюры взамен случайно испорченных или поврежденных. К деньгам нужно относиться бережно, не портить. Как можно повредить деньги? Где правильно хранить – в кармане, в сумке или кошельке?
Кто видел пластиковую карту? Для чего она нужна? Как ею пользуются взрослые? Чтобы заплатить в кассе с помощью карты, нужно ввести четыре цифры. Их никто не должен знать, кроме хозяина карты. Как вы думаете, почему?
Ведущий: Вот новое испытание. Надо разделиться на две команды, выбрать капитана и придумать название.
Задание: собрать пазлы. Первой команде нужно сложить разделенные на части монеты, второй команде – купюры.
Капитан выигравшей команды закрывает четвертую пробоину.
5 станция.
Название: «В магазине не зевай, повнимательней считай!»
Ведущий: Как вы думаете, где мы окажемся? На этой станции у команд будет два задания:
- Сделать покупки в различных магазинах.
- Принести эти покупки домой.
Капитаны команд, откройте одну из двух коробок и определите, в каком магазине окажется ваша команда. (Дети рассматривают предметы и определяют название магазина. Варианты указаны ниже). На каждой покупке есть ценник. Без него вещи и продукты продаваться не могут, это нарушение. Покупайте внимательно, смотрите на качество товара и на наличие ценника. Каждый покупатель имеет право не покупать плохой товар! Получите деньги на оплату товара.
Варианты:
мишка, кукла, мяч, скакалка, кубик и др. – магазин игрушек,
кекс, батон, пачка печенья, конфета и др. – кондитерский магазин,
капуста, свекла, картошка, морковь, репа и др. - овощной магазин,
карандаш, краски, фломастеры, ластик, альбом и др. – магазин канцтоваров.
Ведущий: Слушайте задание: каждая команда достает из своей коробки товар. Определите по ценнику их стоимость и оплатите товар, внимательно составляя сумму из выданных монет.
Для повышения эмоционального фона можно добавить картинки надкусанного яблока, половины банана, пустого фантика или сломанного карандаша. Дети должны подобные товары «не купить». Так же можно добавить товар без ценника, его тоже нельзя покупать.
Цена каждого товара не должна превышать 10 рублей, т.к. дошкольники еще недостаточно владеют навыками устного счета и могут потерять интерес к игре. Например:
Цена 3 рубля.
Ведущий: следующее задание: оплаченные товары нужно аккуратно и быстро перенести домой. Старт – магазин, финиш – дом.
Обе команды участвуют в эстафете «Донеси покупки». Оборудование для эстафеты воспитатель выбирает по своему усмотрению. Нужно обратить внимание на то, что дети будут переносить продукты питания, пусть и не настоящие, поэтому на старте и финише должны стоять столы с подносами, корзинками и др., чтобы продукты не оказались на полу или на асфальте.
Желательно эстафету проводить с музыкальным сопровождением для создания веселой и непринужденной атмосферы.
По окончании эстафеты дети находят пятую Копейку, закрывают последнюю пробоину на щите и приводят из укрытия Рубль.
Рубль: Вот теперь и щит мой целый и силушка богатырская вернулась! Теперь с его помощью могу я казну государственную защитить! Готов к бою с жадным Транжуликом! Но без вашей дружной команды не одолеть мне его. Готовы биться вместе со мной? Давайте его позовем! (Дети зовут Транжулика).
Транжулик: (взрослый, одет как разбойник) Ну и чего раскричались, чего распищались? Вот беду и накликали! Готовьте казну, денежки мои где? И никакой Рублик вам не поможет! Щит богатырский я из строя вывел, силушку – то забрал! Давайте казну, а то некогда мне. Хочу побыстрее все деньги растранжирить, то есть по ветру пустить. Фьють, и нет денежек!
Рубль: А вот и не доберешься ты, злодей до казны государственной! Ребята щит мой прежним сделали и сила вернулась! Давай сражаться!
Рубль и Транжулик сражаются на мечах.
Ведущий: Подождите, подождите! Не все можно кулаками решить. У человека главное оружие – ум и смекалка. Давайте так поступим. Ты, Транжулик, ребятам вопросы задавай. Если правильно ответят, монетку дадим им, а если неправильно – тебе. Посмотрим, кто кого одолеет. Если дети ответят на все вопросы, ты перестанешь жульничать и вредничать.
Примерные вопросы на закрепление:
- Как называется наука, которая помогает зарабатывать деньги и правильно их распределять?
- Покупка мороженого – это доход или расход?
- Можно ли все деньги истратить на игрушки?
- Всегда ли можно доверять рекламе?
- Что такое монеты и купюры?
- Мама пришла домой с работы очень уставшая, она много трудилась. Чем ты можешь ей помочь?
- Как правильно поступить: быстро купить игрушку в ближайшем магазине или сравнить цены в другом?
- Петя положил монеты в карман, Дима в кошелек. Кто прав? Что может произойти с деньгами?
- Тебе хочется новую игрушку, а младшей сестре срочно нужна новая куртка, потому что старая стала мала. Что следует купить в первую очередь? Почему?
- Бережливость и ответственность можно купить в магазине?
- В какой сказке старуха по амбару помела, по сусекам поскребла и что – то испекла? Что можно сказать об этой старухе? (экономная, хозяйственная, не выбросила продукты, а испекла колобок).
- Что Буратино сделал с денежками, чтобы они выросли? (Закопал в землю). Оцените его поступок, растут ли деньги на деревьях?
(Детям вручаются выигранные монеты.)
Ведущая: Вот видишь, Транжулик, как ребята научились разбираться в сложных взрослых вопросах? Они не допустили ни одной ошибки. Давайте, ребята, положим заработанные за правильные ответы монеты в нашу копилку, где лежат монеты с третьей станции.
Во время ответов детей незаметно меняются игровые монеты на шоколадные.
Ведущий: Раз уж мы сегодня побывали в сказке, случилось волшебство с нашими монетками! Угощайтесь!
Транжулик: А я как же? Я что же навсегда останусь жадным и глупым?
Ведущий: Вот тебе книжечка волшебная. Читай, да умней! Потому что «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!»
Раздача буклетов участникам квеста.
Предварительный просмотр:
| Москва 2020 год. | Составила: Моргун М.В., воспитатель ГБОУ Школы № 2127. |
Купи машинку, купи! У тебя же есть деньги в кошельке, я сам видел! Почему у тебя мало денег? Мы что, бедные? У всех ребят в группе есть, а у меня нет! Купи! Ну и что, что я сломал! Мне папа еще купит! У него денег много, он начальник! РОДИТЕЛИ!!! ЕСЛИ ВЫ УЗНАЛИ СВОЕГО РЕБЕНКА, ТО САМОЕ ВРЕМЯ ПОГОВОРИТЬ С НИМ О ФИНАНСАХ! |
ДЕТСКАЯ КОПИЛКА – ЭТО НЕ ПРОСТО ЁМКОСТЬ ДЛЯ СБЕРЕЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ЭТО ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРВЫХ УМЕНИЙ РАСПОРЯЖАТЬСЯ ДЕНЬГАМИ! | На деньги ума не купишь. Беден не тот, кто мало имеет, а тот, кому всегда этого мало. Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство. Деньги – это не цель, а средство для достижения цели! НЕ ИСКУССТВУ ПРИОБРЕТАТЬ СЛЕДУЕТ УЧИТЬ, А ИСКУССТВУ РАСХОДОВАТЬ! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная ситуация на тему: «Копейка рубль бережёт»
Программные задачи:Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общени...
Проект «Копейка рубль бережет. Почему?»
Творческий краткосрочный проект в подготовительной группе № "6" Тема: «Копейка рубль бережет. Почему?»...
Конспект фестиваля чтецов "Копейка рубль бережет"
Фестиваль чтецов по финансовой грамотности в ДОУ...
Проект: "Копейка рубль бережет. Почему?"
Подготовительная группа...
Консультация для родителей "Копейка рубль бережет".
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста....
Проект: «Копейка рубль бережет»
Вид проекта: исследовательски-творческийСроки реализации: краткосрочный с 10.02.2020 –по 21.02.2020Возраст детей: 6-7 летУчастники проекта: дети, педагоги и родители гр. «Почемучки»...
"Копейка рубль бережет"
Практические советы родителям по фомиованию финансовой грамотности у дошкольников....