Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Весна и ее признаки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Быстрицкая Людмила Афанасьевна

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Весна и ее признаки»

Воспитатель : Быстрицкая Людмила

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».
Задачи.
Коммуникация
Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;
Обогащать словарный запас воспитанников;
Формировать умение отгадывать загадки.

Оборудование: наборы картинок для дидактических игр «Назови ласково», «Посчитай сколько», «Скажи наоборот»; наборы картинок с последовательно развивающимся сюжетом; шесть конвертов с заданиями; демонстрационные картинки по теме «Весна», мольберт.

Ход занятия.

Педагог. Здравствуйте, ребята ! К нам в гости из леса прилетел Скворушка и сообщил, что хотя Весна уже и пришла, но в лесу по прежнему лежит снег и холодно.... А звери и птички ждут- не дождутся, когда же станет тепло.. Это Зимушка-зима заколдовала Весну . Весна уснула, а звери и птицы не могут её разбудить, а им так хочется тепла. Скворушка попросил нас помочь разбудить Весну. А для этого нам нужно выполнить заданий. За каждое выполненной задание колдовство будет слабеть и весна обязательно проснется. Хотите помочь зверям и птицам? Готовы ко всем трудностям?
Дети. Да! Готовы!
Педагог. Ну что же, тогда приступим к выполнению заданий. Скворушка принес нам конвертов с заданиями.
Дети находят первый конверт, в котором лежат картинки к игре «Назови ласково».
Солнце – солнышко
Облако – облачко
Дерево – деревце
Ручей – ручеёк
Цветок – цветочек
Лед- льдинка
Трава – травушка
Скворец – скворушка
Ветка – веточка
Птенец - птенчик
Педагог. Молодцы, вы справились с первым заданием
Дети идут дальше и находят второй конверт , из которого достают тематические картинки на тему «Весна».
Беседа о весне.
Какие приметы весны изображены на картинах?
(Весной тает снег, солнце начинает светить ярче, появляются сосульки, прилетают птицы из теплых стран, текут ручьи, у животных появляются детеныши, расцветают первые цветы). Детьми рассказывают по цепочке с опорой на простые сюжетные картинки.
Какие еще приметы ранней весны вы наблюдали?
(Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, становится теплее.)
Назовите весенние месяцы.
Март, апрель, май –
Их не забывай!
В народе месяц март называют протальник. А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? (Ответы детей). А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Педагог. Ну вот, и второе задание вы выполнили.
Педагог. Ребята, посмотрите, третий конверт. Мы должны рассказать, чем весна отличается от зимы.

Проводится игра «Скажи наоборот».
Зимой холодно, а весной…..(тепло).
Зимой песни у птиц грустные, а весной …..(весёлые).
Зимой лёд на реке толстый, а весной …..(тонкий).
Зимой солнце тусклое, а весной …..(яркое).
Зимой снег лёгкий, а весной …..(тяжёлый).
Зимой день короткий, а весной …..(длинный).
Зимой по утрам на улице темно, а весной …..(светло).

На зиму перелётные птицы улетают на юг, а весной ...(возвращаются).
Зимой снег чистый, а весной …..(грязный).
Педагог. Молодцы, и с этим заданием вы тоже справились
Дети находят четвертый конверт
Педагог. Что же находится в этом конверте, какое задание на этот раз приготовила нам Зима? (Достаёт из конверта карточки и раздаёт их детям). Проводится игра «Посчитай сколько». Дети согласовывают числительные с существительными:
одна снежинка ..... две снежинки ..... пять снежинок
один ручеёк ..... два ручейка ..... пять ручейков
одно дерево ..... два дерева ..... пять деревьев
один листик ..... два листика ..... пять листиков
один подснежник ..... два подснежника ..... пять подснежников
один скворец ..... два скворца ..... пять скворцов
одна льдинка ..... две льдинки ..... пять льдинок
один скворечник ..... два скворечника ..... пять скворечников
одна птенец ..... две птенца ..... пять птенцов
Педагог. Молодцы, и с этим заданием справились. Давайте немного отдохнём при помощи физминутки.
С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!! (повторяем движение капели быстром темпе.)
Педагог. (Дети находят пятый конверт ). Ребята, мы с вами вспомнили приметы весны .Я думаю, что и загадки вы сможете легко отгадать. Готовы?
***
Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?
— весна —
***
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
- ручеек -
***
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы …
- скворечник -
***
Солнце растопило льды
И бегут ручьи
Снова к нам летят
Черные …
Грачи
***
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
- Заглянул к нам месяц …
- март -
***
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл …
- апрель -
***
Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край
— Нас теплом встречает…
- май -
***
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
- одуванчик -
***
Белые горошки
На зелёной ножке.
- ландыш -
***
Из-под снега вышел друг –
И весной запахло вдруг.
Подснежник
Педагог. И с этим заданием справились, молодцы
Дети находят шестой конверт
Педагог А теперь ребята давайте поиграем в дидактическая игру «Найди лишнее».
Педагог Посмотрите на птиц. Как вы думаете, какая из них лишняя и почему?
Дети Лишняя ворона. Она зимующая птица, а все остальные птицы — перелётные.
Педагог Ребята, а почему их называют птицами? (тело покрыто перьями, два крыла, они умеют летать, у них клюв, две лапы, есть хвост).
Какие птицы прилетают первыми? (грачи).
Для чего птицы вьют и строят гнёзда? (для того, что бы выводить птенцов).
Педагог. Ребята, какие вы все молодцы! Вы справились со всеми заданиями и помогли Весне проснуться. Теперь всем птичкам и лесным зверятам можно наслаждаться весенним теплом.
Спасибо, ребята!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие по ФЦКМ17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Весна и ее признаки»

Воспитатель : Быстрицкая Людмила

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».
Задачи.
Коммуникация
Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;
Обогащать словарный запас воспитанников;
Формировать умение отгадывать загадки.

Оборудование: наборы картинок для дидактических игр «Назови ласково», «Посчитай сколько», «Скажи наоборот»; наборы картинок с последовательно развивающимся сюжетом; шесть конвертов с заданиями; демонстрационные картинки по теме «Весна», мольберт.

Ход занятия.

Педагог. Здравствуйте, ребята ! К нам в гости из леса прилетел Скворушка и сообщил, что хотя Весна уже и пришла, но в лесу по прежнему лежит снег и холодно.... А звери и птички ждут- не дождутся, когда же станет тепло.. Это Зимушка-зима заколдовала Весну . Весна уснула, а звери и птицы не могут её разбудить, а им так хочется тепла. Скворушка попросил нас помочь разбудить Весну. А для этого нам нужно выполнить заданий. За каждое выполненной задание колдовство будет слабеть и весна обязательно проснется. Хотите помочь зверям и птицам? Готовы ко всем трудностям?
Дети. Да! Готовы!
Педагог. Ну что же, тогда приступим к выполнению заданий. Скворушка принес нам конвертов с заданиями.
Дети находят первый конверт, в котором лежат картинки к игре «Назови ласково».
Солнце – солнышко
Облако – облачко
Дерево – деревце
Ручей – ручеёк
Цветок – цветочек
Лед- льдинка
Трава – травушка
Скворец – скворушка
Ветка – веточка
Птенец - птенчик
Педагог. Молодцы, вы справились с первым заданием
Дети идут дальше и находят второй конверт , из которого достают тематические картинки на тему «Весна».
Беседа о весне.
Какие приметы весны изображены на картинах?
(Весной тает снег, солнце начинает светить ярче, появляются сосульки, прилетают птицы из теплых стран, текут ручьи, у животных появляются детеныши, расцветают первые цветы). Детьми рассказывают по цепочке с опорой на простые сюжетные картинки.
Какие еще приметы ранней весны вы наблюдали?
(Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, становится теплее.)
Назовите весенние месяцы.
Март, апрель, май –
Их не забывай!
В народе месяц март называют протальник. А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? (Ответы детей). А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Педагог. Ну вот, и второе задание вы выполнили.
Педагог. Ребята, посмотрите, третий конверт. Мы должны рассказать, чем весна отличается от зимы.

Проводится игра «Скажи наоборот».
Зимой холодно, а весной…..(тепло).
Зимой песни у птиц грустные, а весной …..(весёлые).
Зимой лёд на реке толстый, а весной …..(тонкий).
Зимой солнце тусклое, а весной …..(яркое).
Зимой снег лёгкий, а весной …..(тяжёлый).
Зимой день короткий, а весной …..(длинный).
Зимой по утрам на улице темно, а весной …..(светло).

На зиму перелётные птицы улетают на юг, а весной ...(возвращаются).
Зимой снег чистый, а весной …..(грязный).
Педагог. Молодцы, и с этим заданием вы тоже справились
Дети находят четвертый конверт
Педагог. Что же находится в этом конверте, какое задание на этот раз приготовила нам Зима? (Достаёт из конверта карточки и раздаёт их детям). Проводится игра «Посчитай сколько». Дети согласовывают числительные с существительными:
одна снежинка ..... две снежинки ..... пять снежинок
один ручеёк ..... два ручейка ..... пять ручейков
одно дерево ..... два дерева ..... пять деревьев
один листик ..... два листика ..... пять листиков
один подснежник ..... два подснежника ..... пять подснежников
один скворец ..... два скворца ..... пять скворцов
одна льдинка ..... две льдинки ..... пять льдинок
один скворечник ..... два скворечника ..... пять скворечников
одна птенец ..... две птенца ..... пять птенцов
Педагог. Молодцы, и с этим заданием справились. Давайте немного отдохнём при помощи физминутки.
С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!! (повторяем движение капели быстром темпе.)
Педагог. (Дети находят пятый конверт ). Ребята, мы с вами вспомнили приметы весны .Я думаю, что и загадки вы сможете легко отгадать. Готовы?
***
Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?
— весна —
***
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
- ручеек -
***
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы …
- скворечник -
***
Солнце растопило льды
И бегут ручьи
Снова к нам летят
Черные …
Грачи
***
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
- Заглянул к нам месяц …
- март -
***
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл …
- апрель -
***
Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край
— Нас теплом встречает…
- май -
***
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
- одуванчик -
***
Белые горошки
На зелёной ножке.
- ландыш -
***
Из-под снега вышел друг –
И весной запахло вдруг.
Подснежник
Педагог. И с этим заданием справились, молодцы
Дети находят шестой конверт
Педагог А теперь ребята давайте поиграем в дидактическая игру «Найди лишнее».
Педагог Посмотрите на птиц. Как вы думаете, какая из них лишняя и почему?
Дети Лишняя ворона. Она зимующая птица, а все остальные птицы — перелётные.
Педагог Ребята, а почему их называют птицами? (тело покрыто перьями, два крыла, они умеют летать, у них клюв, две лапы, есть хвост).
Какие птицы прилетают первыми? (грачи).
Для чего птицы вьют и строят гнёзда? (для того, что бы выводить птенцов).
Педагог. Ребята, какие вы все молодцы! Вы справились со всеми заданиями и помогли Весне проснуться. Теперь всем птичкам и лесным зверятам можно наслаждаться весенним теплом.
Спасибо, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе На тему «Правила дорожного движения»

Расширить представления детей о правилах дорожного движения.Рассказать о поведении детей, пешеходов и водителей на улице и дороге, о работе регулировщика. Уточнить и закрепить знания детей о наз...

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе на тему: «Весна идёт»

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группена тему: «Весна идёт»...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Путешествие на Черное море» (с элементами технологии ИКТ).

Программное содержание. 1. Способствовать расширению кругозора детей о Чёрном море, ознакомление с животным миром Черного моря. 2.  Обогащать словарный запас детей новыми терминами, спо...

конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему "Животные жарких стран" (с презентацией)

Конспект занятия в старшей группе на тему "Животные жарких стран" с указанием задач, целей, словаря, картинок для самостоятельной практической деятельности детей. Для поддержания интере...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему «Собираем урожай»

Закрепление с детьми понятие - урожай. Активизация речи по теме. Дидактические игры на закрепление данной темы....

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: Искусственные материалы

Цель: познакомить с некоторыми свойствами современных материалов: резины, поролона, пластмассы; уточнить знания о том, где используют данные материалы, что из них изготавливают; активизировать словарь...

КОНСПЕКТ занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Весна и ее признаки»

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».Задачи.КоммуникацияВоспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;Обогащать словарный запа...