Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Зимняя сказка»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Цели:

1. Обучающие

  • Приобщать детей к мировому изобразительному искусству, познакомить с репродукцией картины И. Э. Грабаря  „Сказка инея и восходящего солнца”.
  • Познакомить ребят с новым способом рисования в технике „монотипия” с использованием нетрадиционных материалов в рисовании – фотобумаги и мыла.
  • Совершенствовать технику работы гуашью, способ примакивания.

2. Развивающие

  • Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи: цветосочетания зимнего состояния природы, композиционного построения картины.
  • Стимулировать интерес детей к смешиванию красок, получению светлых тонов цветового спектра.
  • Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы в живописи и поэзии.
  • Развивать интерес к изобразительной деятельности.

3.Воспитывающие

  • Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.

Реализация  образовательных областей:

коммуникация, познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка.

Оборудование:

репродукция картины И.Э.Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»; мыло на каждого ребёнка, листочки фотобумаги, гуашь, кисти, ёмкости с водой, палитры, салфетки, полоски бумаги разных цветов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnyaya_skazka_2.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №657

Дошкольное отделение №1

Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественному творчеству

в старшей группе 

 «Зимняя сказка»

Подготовила  воспитатель:

                                          Романовская Елена Яковлевна

Цели:

1. Обучающие

  • Приобщать детей к мировому изобразительному искусству, познакомить с репродукцией картины И. Э. Грабаря  „Сказка инея и восходящего солнца”.
  • Познакомить ребят с новым способом рисования в технике „монотипия” с использованием нетрадиционных материалов в рисовании – фотобумаги и мыла.
  • Совершенствовать технику работы гуашью, способ примакивания.

2. Развивающие

  • Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи: цветосочетания зимнего состояния природы, композиционного построения картины.
  • Стимулировать интерес детей к смешиванию красок, получению светлых тонов цветового спектра.
  • Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы в живописи и поэзии.
  • Развивать интерес к изобразительной деятельности.

3.Воспитывающие

  • Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.

Реализация  образовательных областей: 

коммуникация, познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка.

Оборудование:

репродукция картины И.Э.Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»; мыло на каждого ребёнка, листочки фотобумаги, гуашь, кисти, ёмкости с водой, палитры, салфетки, полоски бумаги разных цветов.

Ход образовательной деятельности

Этап

Ход образовательной деятельности

Организационное начало.

Дети заходят в группу и становятся на ковре, приветствуют гостей.

- Ребята, скажите  какая сейчас пора года? (зима). Да ходит зима в больших мягких валенках по городам и сёлам, лесам и полям. Осыпает их пушистым, мягким снежком, покрывает реки и озёра сверкающим льдом. Ходит зима, поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит.  Добавит новые узоры и краски.

 - Ребята, а какие тона использует зима для того, чтобы украсить природу?

 -  Как их можно назвать одним словом? (холодные).

 - Вот раздвинуло солнышко сизую тучку.  А под его ласковым взглядом всё ещё краше становится, переливается новыми цветами.

 - Какими цветами теперь всё переливается?

Искусствовед-

ческий рассказ

Самостоятельное

рассматривание

Эмоциональные

установки

Приём„вхождения” в картину

Пояснение

Воссоздание

предшествующих

событий

Использование художественного слова

Метод точных установок

Динамический

этюд

Приём колористических

вариантов

Метод  формирова-

ния личностного

отношения к

живописи

Итог занятия.

Подул лёгкий ветерок…,  в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Они приглашают вас увидеть красоту зимней природы.

 - Закройте глаза, какую зимнюю картину вы представили?

  - Ребята, знаменитый русский художник Игорь Эммануилович Грабарь очень любит зиму и вот как - то раз  зимой он приехал на дачу, чтобы писать зимние пейзажи. Он ходил и рисовал понравившиеся ему места. Но вот однажды, проснувшись рано утром и выглянув в окно, он ахнул! Что за сказочная картина открылась перед ним. Он схватил краски и стал писать, а зимушка – зима бродила вокруг него и тихонько напевала свою завораживающую песню. Вы хотите увидеть картину, которую он написал? (Открываю картину,  дети смотрят на неё несколько секунд, и садятся.)

 -  Я услышала, как вы ахнули. А почему?

 - Что же вас так удивило?

 -  О чём вам думается, когда вы смотрите на эту картину?

Вот какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать  о своём впечатлении от картины!

  - Ребята, а представьте, будто мы  очутились зимой в этом сказочном, волшебном саду. Что вы чувствуете: тишину или ветер? Почему?

 - Что чувствуют ваши носики? (свежесть, чистый воздух).

 - Что чувствуют ваши щёчки? (мороз, который щиплет).

 - Может вы замёрзли? Покажите, как вы замёрзли. (Дети встают, греются, садятся).

 - А что увидели ваши глазки (всё вокруг сверкает, искрится).

 - Ребята, посмотрите какие необыкновенные, ажурные деревья растут в этом саду.

- Как вы думаете, какие это деревья? А может это ёлочки?

 - Да это берёзки и каждая тонкая веточка их покрыта снегом.  

 - А может это не снег?

-  Как называется это явление природы? (иней).

 - Как вы думаете, что было до того, как  деревья покрылись инеем?

- На что похож иней?

 Да ребята, посмотрите, каждая тонкая веточка берёзки покрыта снежным инеем и создаётся ощущение, что эта снежная бахрома - необыкновенные зимние цветы.  

 - Ребята, быть может, кто-то из вас вспомнит стихотворение, где поэт сравнивает снег и иней на деревьях с бахромой? (стихотворение С. Есенина «Берёза»). /Ребёнок рассказывает стихотворение./

  - Ребята, поэт, для того чтобы выразить свои чувства от того, что увидел, использует красивые слова, а художнику выразить свои чувства помогают краски.

     - Посмотрите, какие краски использовал художник при написании деревьев,

 -  при написании снега?

 - при написании неба?

 - Почему небо, деревья, снег на пейзаже написаны именно такими красками? (потому, что это восход жёлтого солнца в морозный день, оно своими лучами окрасило снег в розовато-сиреневые холодные тона,  и иней на берёзках вдруг загорелся, заискрился, засверкал розовато-сиреневыми блёстками.)

 - Ребята, а по каким признакам вы определили, что это  восход солнца? Прежде чем ответить на этот вопрос обратите внимание на линию горизонта, расположение солнышка.

  - Дети, обратите внимание, как необычно и изящно написан этот пейзаж. Я сказала пейзаж? А почему это пейзаж?

 -  Обратите внимание на композицию. Что находится в центре? (группка деревьев, которые будто водят хоровод )

 - А по краям картины? (большие деревья).

 - Как они расположены? (симметрично)

 - Что значит симметрично? (они нарисованы с двух сторон и как бы уравновешивают друг друга).

  - Глядя на эту картину, мне кажется, что деревья вот – вот оживут и закружатся в волшебном танце так тонко и изящно художник изобразил их.

 - Вы знаете, а ведь каждый художник пишет картины по-своему, у каждого есть свой стиль и И.Э. Грабарь пишет свои картины мазками, разноцветными тонкими и аккуратными мазками. Присмотритесь и вы их увидите.

- А сейчас давайте представим, как Зимушка-зима пишет свои чудные картины. Возьмите кисточки в руки.

 

  Разукрасилась Зима…

   На уборе бахрома      

           Из прозрачных льдинок,

           Звёздочек - снежинок.

    Вся в алмазах, жемчугах,

    В разноцветных огоньках,

          Льёт вокруг сиянье,

         Шепчет заклинанье:

«Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга,

           Тропы застелите,  

           Ветви опушите!»

- Что вам хотелось делать, глядя на эту картину?

- А вам приходилось в жизни видеть деревья, покрытые инеем?

Они очень красивые, правда? Как сказочные.

- Как бы вы назвали эту картину? Художник Игорь Эммануилович Грабарь назвал свою картину «Сказка инея и восходящего солнца». Он услышал нежную, радостную и изящно – волшебную песню зимы и передал это в своей картине.

 - Скажите, а если бы он увидел этот незабываемый пейзаж вечером, какие тона он бы использовал тогда?

 - Как тогда можно было бы назвать эту картину?

  - Какое чувство вызывает у вас картина?

 - О чём хотел рассказать нам художник?

  - Ребята, а вы бы хотели нарисовать такую же сказочную зиму очень снежную, сверкающую зиму?

 - Тогда давайте подберём краски, которые помогут нам её изобразить (держу в руках полоски разных цветов, дети выбирают).

 - Давайте выложим из них цветовую дорожку к столу. Посмотрите, каких цветов оказалось больше в нашей дорожке тёплых или холодных? Почему? (потому что мы рисуем зиму).

 - А когда в зимнем пейзаже появляются тёплые тона? (когда выглядывает солнышко).

 - Ребята давайте пройдём по этой дорожке к столу.

 - Посмотрите,  на чём же мы будем сегодня рисовать. Потрогайте эти листочки.  Какие они? (они блестящие, белые, словно снег). На что они похожи?

 -  Итак, краски мы выбрали. И у меня на столе они уже подготовлены и смешаны в палитре, а вам необходимо будет это ещё сделать. И в этом вам поможет схема смешивания цветов. Но это позже, а сейчас, посмотрите , пожалуйста сюда. Здесь  у меня лежит предмет, который поможет сделать рисунок завораживающим.  Что это? (мыло). Посмотрите, что я буду делать дальше. Я мочу мыло, намыливаю им волшебные листочки, а затем накладываю разноцветные мазки, как художник И. Э. Грабарь и складываю листочки вместе. Расклеиваю их и… Посмотрите, что получилось? А вы хотите создать такой же удивительный пейзаж? Что для этого вам   понадобится? (гуашь, кисть, тряпочка, палитра, вода, листочки, мыло, салфетки).

 А что же делать, если у вас нет гуаши подходящего тона? (смешать краски).

Посмотрите, пожалуйста, на свои рабочие места. Всё ли  необходимое для работы есть у вас на столе? Давайте ещё раз вспомним, последовательность работы.

 Подготовить, смешать краски.

Намочить мыло

 Намылить бумагу

Нанести разноцветные мазки

Соединить листы бумаги

Разъединить их.

 - Выберите, пожалуйста, себе листочки для работы, возьмите палитры и садитесь на свои места.

 -  Подумайте, какой пейзаж у вас будет утренний или вечерний? Если утренний , значит будут преобладать более светлые тона, а если вечерний, то более тёмные.

  Придумайте название своим картинам.

Дети работают под музыкальное сопровождение.

 Итог. (Работы выкладываются на отдельный стол и анализируются).

- Как бы ты хотел назвать свою картину, что на ней изображено?

- Ребята, Зимушка – зима говорит вам большое спасибо за такие чудесные пейзажи, ей скоро нужно будет уходить и уступать своё место весне, быть может, мы с вами подарим ей эти работы на память. Большое спасибо ребята. А нашим гостям давайте подарим наше тепло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе по теме: "Пушистая елочка из салфеток"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художествееному творчеству в старшей группе: "Пушистая елочка из салфеток"...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Осень в Летнем саду»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности  по художественному творчеству в старшей группе «Осень в Летнем саду»...

Конспект совместной образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе на тему "Варежки"

Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его к сотрудничеству.  Творческие проц...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе тема "Корабли"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НАСЫЩЕН ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СЛОВОМ, ИНТЕРЕСНЫМИ ФАКТАМИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ВЫПОЛНЯЕТСЯ В НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ. НАЦЕЛЕН НА ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе (с использованием нетрадиционных техник) «Весна-красна»

развитие творческого воображения, формирование положительно-эмоционального отношения к красоте весенней природы....